2019

ИТ-услуги и ИТ-аутсорсинг




Рынок ИТ-услуг в терминологии TAdviser включает услуги внедренческого консалтинга, системной интеграции, установки и поддержки оборудования и ПО, облачные сервисы, а также ИТ-аутсорсинг и услуги технической поддержки. К ИТ-аутсорсингу TAdviser относит услуги по сопровождению и техподдержке ПО и оборудования, разработке заказного ПО, а также тестированию ПО.

Российский рынок ИТ-услуг

Российский рынок ИТ-услуг растет умеренными темпами. По оценке TAdviser, объем этого рынка по итогам 2018 года увеличился на 6% и достиг отметки в 341 млрд рублей.

Наибольшие темпы роста показали сегменты хостинга инфраструктуры, техподдержки ПО и оборудования, ИТ-консалтинга и облачных услуг. Причем, именно массовый переход на облачную модель потребления ИТ-ресурсов послужил главным драйвером динамичного развития всего сегмента в целом. Спрос на ИТ-услуги постепенно смещается в сторону более интеллектуальных и сложных сервисов.(подробнее).


Компания Выручка от ИТ-услуг за 2018 г., млн руб. Выручка от ИТ-услуг за 2017 г., млн руб. Динамика 2018/2017, %
1Ланит
59 974
50 942
18
2Ростелеком*
36 902
26 013
42
3АйТеко
19 347
14 432
34
4Крок
16 715
14 040
19
5Инфосистемы Джет
14 191
11 401
24
6Compulink
9 654
15 551
-38
7ГК ICL
8 885
7 872
13
8Форс
7 244
6 130
18
9ГК Аплана
6 412
5 745
12
10NVision Group
5 194
4 473
16

Актуальные решения
ИТ-команды всё больше задумываются о внедрении непрерывного тестирования (continuous testing, CT), но лишь единицы достигают успеха в его реализации. Чаще всего неудачи связаны с неверной постановкой целей, выбором подрядчиков с недостаточной экспертизой, отсутствием финансовой поддержки и доверия со стороны руководства. Как компаниям ускорить выпуск новых продуктов, сохранив при этом качество ПО? Разбираемся в этом вопросе вместе с экспертами a1qa, которые протестировали более 1000 программных продуктов.
Российский рынок ИТ-аутсорсинга

Российский рынок ИТ-аутсорсинга показывает стабильный рост. На положительную динамику, в частности, влияют несколько факторов. Это различные законодательные инициативы и изменения в части регулирования рынка ИТ-услуг, финансов и строительства, которые расширяют спрос на заказные доработки и услуги сопровождения. Кроме того, внешних квалифицированных ресурсов требуют крупные трансформационные проекты и проекты внедрения цифровых инноваций (подробнее).


Компания Выручка от услуг ИТ-аутсорсинга за 2018 г., млн руб. Выручка от услуг ИТ-аутсорсинга за 2017 г., млн руб. Динамика 2018/2017, %
1Ланит18 47517 0518
2Инфосистемы Джет9 1377 74418
3АйТеко8 621н/д-
4Крок6 1065 7227
5Итранзишн РУС5 1053 48846
6Информзащита2 8921 76164
7ICL2 7421 97139
8АМТ-Груп1 9021 65415
9ГК Аплана1 8841 15064
10Ventra IT 1 852н/д-
Мировой рынок ИТ-сервисов

В 2018 году мировые расходы на ИТ-сервисы и бизнес-услуги (бизнес-консалтинг и аутсорсинг основных бизнес-процессов) впервые превысили $1 трлн. По сравнению с 2017 годом они выросли на 4,3%, что более чем на полпроцента больше динамики роста мирового ВВП, свидетельствуют данные аналитиков IDC.

По их расчетам, объем сегмента проектно-ориентированных услуг (консалтинг, системная интеграция, разработка приложений и т. п. ) по итогам 2018 года достиг $380 млрд, поднявшись на 5,8% относительно предыдущего года. 

Рост рынка ИТ- и бизнес-услуг в сравнении с ожидаемыми IDC показателями
Рост рынка ИТ- и бизнес-услуг в сравнении с ожидаемыми IDC показателями

В 2018 году объём мирового рынка публичных облачных сервисов составил около $182,54 млрд, что на 27,4% больше, чем годом ранее. О растущем спросе на такие услуги в конце июля 2019 года сообщили в исследовательской компании IDC.

По словам экспертов, рассматриваемый рынок растет более чем в 4,5 раза быстрее, чем вся ИТ-отрасль. Хотя по сравнению с 2017 годом динамика немного снизилась, это было ожидаемо, учитывая, что за три года рынок публичных облаков вырос более чем втрое и достиг высоких объёмов, дальнейшее наращивание которых всё сложнее, указывается в аналитическом отчёте.

Сегменты рынка публичных облаков, данные IDC
Сегменты рынка публичных облаков, данные IDC

К маю 2019 года обозначилось противостояние традиционного ИТ-аутсорсинга и неудержимого роста облачных моделей «все-как-услуга» (anything-as-a-service, XaaS). Масштабируемость, контроль и практически неограниченная гибкость XaaS привлекают все больше клиентов, подрывая основы обычного аутсорсинга. Но специалисты уверены, что оба подхода способны мирно сосуществовать.

Дополнительные и архивные материалы

Активное использование облачных технологий в последние годы стало одной из основных рыночных тенденций. Даже крупные компании охотно выносят данные и автоматизируют бизнес-процессы с помощью внешних по отношению к корпоративной ИТ-инфраструктуре сервисов — частных или публичных. Это позволяет существенно снизить капитальные затраты на инфраструктуру, а также повышает гибкость процессов и ускоряет прохождение различных инноваций внутри компании, связанных, в том числе, с выводом на рынок новых продуктов и услуг. Несмотря на огромную популярность таких сервисов, в интернете можно найти множество противоречивых мнений и даже откровенных заблуждений, связанных с переходом в облака. Тимур Бадретдинов, руководитель направления Microsoft в компании «Системный софт», попробовал разобраться с наиболее типичными из них.

Аутсорсинг поддержки рабочих мест – сервис, при котором обслуживание и поддержка ИТ-систем и ИТ-инфраструктуры передается внешнему квалифицированному поставщику услуг. При этом подрядчик несет ответственность за их функционирование и работоспособность. Какие преимущества получит заказчик? Какие услуги можно отдать аутсорсеру, и как будет формироваться их стоимость? Что должно быть прописано в SLA? В этих и других вопросах, которые волнуют заказчиков, TAdviser разбирался совместно с Юрием Панченко, заместителем директора Сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет».

Чтобы выбрать провайдера ИТ-услуг, можно обратиться за помощью к консультантам, которые постоянно осуществляют мониторинг состояния рынка сервисов и знают сильные и слабые стороны ключевых провайдеров. Однако, такой подход использует преимущественно крупный бизнес, компании масштабом поменьше делают выбор самостоятельно, опираясь на приведенные в материале алгоритмы.

Существует ли реальная конкуренция между западными и российскими сервисными компаниями? Местные поставщики ИТ-услуг утверждают, что пока российские организации делают выбор в пользу отечественных ИТ-сервисных компаний, поскольку они способны на более оперативный и гибкий ответ в меняющихся проектных условиях.

Аутсорсинг часто противопоставлялся инсорсингу как способ решения ИТ-задач, стоящих перед компанией. Как показывает практика развития ИТ-аутсорсинга последних лет, обе модели несут в себе плюсы и минусы, так что универсального рецепта нет ни для одной организации. Не всегда аутсорсинг – способ сэкономить, а инсорсинг – не всегда означает получение более слабой экспертизы по сравнению с обращением к профессиональному провайдеру ИТ-услуг.

Потребители ИТ-услуг могут использовать для расчетов с поставщиками различные модели: мультисорсинг и моносорсинг, оплату по «факту» или фиксированной тарифной сетке. Чтобы выбрать оптимальную, придется произвести точные расчеты.

Привлекательность ИТ-аутсорсинга кажется очевидной для тех, кто стремится сократить затраты и получить эффективный инструмент для решения современных бизнес-задач. Внешняя техподдержка помогает получить стратегические, качественные, операционные и технологические преимущества. Однако передача внутренних процессов внешнему исполнителю — довольно рискованное мероприятие, которое не всегда является эффективным. Поговорим о плюсах и минусах ИТ-аутсорсинга.

Реклама на этой странице

Новости

Доли городов по заказчикам

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год
Текущий год

  Москва (70)
  Санкт-Петербург (8)
  Уфа (3)
  Новосибирск (3)
  Барнаул (2)
  Другие (39)

  Москва (79)
  Санкт-Петербург (8)
  Краснодар (3)
  Самара (2)
  Казань (2)
  Другие (40)

  Москва (79)
  Санкт-Петербург (14)
  Алматы (2)
  Астана (2)
  Екатеринбург (2)
  Другие (22)


Доли городов по заказчикам

ГородЗаказчиковПодрядчиковПроектов
Москва 529 311 826
Санкт-Петербург 73 52 83
Казань 18 19 20
Новосибирск 16 19 21
Нижний Новгород 12 12 14
Екатеринбург 11 10 13
Хабаровск 11 3 12
Барнаул 10 6 11
Алматы 10 7 10
Уфа 9 9 10
Киев 9 8 11
Красноярск 7 10 9
Владивосток 7 6 8
Самара 7 8 8
Краснодар 6 7 7
Якутск 6 8 8
Химки (Московская обл.) 5 7 10
Московская область 5 5 5
Волгоград 5 5 5
Челябинск 5 5 5
Архангельск 4 4 4
Сочи 4 6 7
Томск 4 4 4
Ростов-на-Дону 4 3 4
Воронеж 4 4 4
Курск 4 4 4
Астрахань 4 4 4
Ярославль 4 4 4
Ханты-Мансийск 4 4 4
Тюмень 4 4 4
Омск 3 4 4
Иркутск 3 4 3
Новокузнецк (Кемеровская область) 3 4 3
Астана 3 4 3
Белгород 3 3 3
Саранск 3 3 4
Тула 3 4 4
Орёл 3 4 3
Саратов 3 3 3
Ставрополь 3 3 3
Калининград 3 3 3
Калуга 3 3 3
Пермь 3 3 3
Рязань 3 3 3
Кемерово 3 3 3
Минск 3 3 3
Донецк 3 2 3
Тверь 3 3 3
Красногорск 3 3 3
Альметьевск 3 3 3
Горно-Алтайск 2 2 2
Майкоп 2 1 2
Оренбург 2 2 2
Чебоксары 2 2 2
Набережные Челны 2 5 5
Нальчик 2 1 2
Бишкек 2 4 2
Пенза 2 2 2
Стамбул 2 2 2
Остальные города 121 122 122


Доли федеральных округов по заказчикам

Федеральный округ РФЗаказчиковПодрядчиковПроектов
Центральный ФО РФ 620 456 930
Северо-Западный ФО РФ 110 87 128
Приволжский ФО РФ 89 85 103
Сибирский ФО РФ 74 79 93
Уральский ФО РФ 57 60 64
Южный ФО РФ 44 51 57
Дальневосточный ФО РФ 40 39 49
Северо-Кавказский ФО РФ 12 13 13


Доли стран по заказчикам

СтранаЗаказчиковПодрядчиковПроектов
Россия 1055 823 1433
Украина 24 19 26
Европа 38 39 41
Казахстан 19 16 19
Азия 20 21 21
США 9 10 10
Белоруссия 7 7 7
Ближний Восток 7 6 7
Северная Америка 6 7 7
Южная Америка 2 3 3
Африка 2 2 2
Австралия 1 1 1
Грузия 1 1 1
Киргизия 1 3 1
Китай 1 1 1
Узбекистан 2 2 2