1С:Центр администрирования

Продукт
Название базовой системы (платформы): 1С:Предприятие 8.3
Разработчики: 1С Акционерное общество
Дата премьеры системы: 2019/11/18
Отрасли: Финансовые услуги, инвестиции и аудит
Технологии: ITSM - Системы управления IT-службой

2019: Выпуск финальной версии решения

18 ноября 2019 года «Фирма «1С» объявила о выпуске финальной версии решения «:Центр администрирования», которое с июля 2018 года входит в состав «1С:Корпоративного инструментального пакет 8».

«1С:Центр администрирования» представляет собой инструментарий для автоматизации типовых сценариев администрирования и эксплуатации информационных систем, построенных на платформе «1С:Предприятие 8». Продукт предназначен для специалистов, эксплуатирующих информационные системы.

Как отметил разработчик, «1С:Центр администрирования» содержит набор готовых для использования наиболее распространенных сценариев автоматизации. Среди них:

  • установка, обновление, удаление платформы «1С:Предприятие 8»;
  • скачивание с сайта поддержки пользователей (releases.1c.ru) дистрибутивов обновлений следующих продуктов:
    • технологическая платформа «1С:Предприятие 8»;
    • прикладные конфигурации;
    • PostgreSQL;

  • обновление конфигурации до требуемой версии;
  • запуск внешних обработок;
  • изменение настроек контура копированием файлов настроек;
  • изменение конфигурации кластера серверов «1С:Предприятия».

При этом пользователь может создавать собственные и изменять существующие сценарии автоматизации в соответствии со спецификой задач на разных проектах, а также конструировать из простых сценариев более сложные, подчеркнули в «1С».

Сценарии автоматизации в «1С:Центр администрирования»

Со слов разработчика, «1С:Центр администрирования» предоставляет следующие основные функциональные возможности работы со сценариями:

  • запуск сценариев автоматизации в тестовом режиме (контроль корректности сценария, окружения, настроек без изменения состояния системы);
  • запуск сценариев автоматизации в рабочем режиме (изменение состояния системы);
  • автоматический откат сценариев в случае неудачи;
  • планирование и отслеживание работ в календаре;
  • разделение на контуры автоматизации (проекты), в рамках которых можно разделять выполнение сценариев и доступ к различным блокам автоматизации;
  • формирование отчетов о выполненных работах (чек-листы, сводная статистика и т. д.);
  • массовый запуск сценариев автоматизации параллельно на большом числе машин;
  • создание собственных сценариев и вариантов настройки поставляемых сценариев;
  • подключение и использование произвольных интерпретаторов для запуска собственных скриптов автоматизации.

«1С:Центр администрирования» состоит из управляющей части – единого рабочего места администратора – и исполняющей части, устанавливаемой на компьютеры автоматизируемого контура. Распределенная структура продукта позволяет выполнять массовые операции администрирования крупного распределенного контура, например обновлять версию платформы «1С:Предприятие 8» на всех серверах.

«1С:Центр администрирования»

Согласно заявлению разработчика, «1С:Центр администрирования» может работать и как самостоятельная программа, и как подсистема прикладного решения. Управляющая часть «1С:Центра администрирования» поставляется и в виде отдельной конфигурации , и в виде расширения конфигурации, которое может быть включено в произвольную прикладную конфигурацию, работающую на платформе «1С:Предприятие» версии не ниже 8.3.14.

Особенности использования «1С:Центра администрирования», отмеченные разработчиком:

  • снижение стоимости владения системой за счет сокращения трудозатрат на ее администрирование;
  • сокращение времени обновления на новые версии платформы и конфигураций;
  • снижение рисков ошибок администрирования при выполнении задач эксплуатации системы за счет стандартизации сценариев;
  • автоматизация процессов тестирования версий конфигурации перед обновлением;
  • единый интерфейс для контроля состояния выполнения задач администрирования всего контура.

«1С:Центр администрирования», по мнению разработчика, будет полезен при внедрении и эксплуатации крупных корпоративных информационных систем с большим количеством рабочих мест и распределенной структурой контура:

  • КОРП-внедрения;
  • крупный распределенный контур с большим количеством информационных баз и серверов;
  • крупная распределенная информационная база, например розничная сеть.

По сравнению с последним обновлением бета-версии в финальную версию продукта внесены перечисленные ниже изменения:

  • Команды и сценарии:
    • унифицирована структура команд и конструируемых из них сценариев. Для хранения в базе разных настроек одного сценария или команды используется обновленный справочник «Варианты настроек сценария», что позволяет не хранить и не сопровождать несколько копий одного сценария с разными значениями параметров, в отличие от предыдущих версий;
    • при выполнении «Экземпляра сценария» в интерфейс выводится лог исполняемых скриптов;
    • для удобства заполнения шаблонов параметров введены типы параметров «Число», «Дата», «Булево», «Каталог», «Файл»;
    • для шаблонов параметров добавлена возможность динамического расчета параметров с использованием функций работы с датами (вычисление текущей даты в момент начала выполнения шага и ее использования в параметрах сценария);
    • добавлен http-сервис RemoteAdministration, позволяющий запускать и контролировать выполнение сценариев извне.

  • Планировщик заданий:

    • в качестве действий планировщика используются элементы справочника «Варианты настроек сценария»;
    • добавлен ещё один тип триггера «При запуске», позволяющий инициировать выполнение задания планировщика при старте машины.

  • Загрузка поставки и развертывание:

    • комплект скриптов и сценариев поставляется одним архивом, что упрощает процедуру загрузки;
    • скрипты, как и поставляемые сценарии, загружаются в информационную базу в справочник «Скрипты и сценарии», где их можно дополнять и редактировать встроенным текстовым редактором или через соответствующую установленную IDE. Подготовка комплекта скриптов для развертывания также выполняется из пользовательского интерфейса;
    • закрыта возможность редактирования поставляемых команд и сценариев. Кастомизацию предлагается выполнять, создавая собственные «Варианты настроек сценария» поставляемого сценария. Сценарии и команды, создаваемые вручную (добавлением нового или копированием существующего, в том числе поставляемого) не ограничены в части редактирования и изменения.

Переход с бета-версии на финальную версию не требует особых действий и выполняется в обычном порядке обновления версии, отметили в «1С».

Архитектура решения «1С:Центр администрирования»

«1С:Центр администрирования» состоит из следующих отдельно устанавливаемых компонентов:

  • управляющая часть (единое рабочее место администратора);
  • исполняющая часть;
  • поставляемые данные.

По данным на ноябрь 2019 года продукт поставляется только с русскоязычным интерфейсом. Описание «1С:Центра администрирования» включено в документацию по «1С:Корпоративному инструментальному пакету 8». Платформа «1С:Предприятие 8» и лицензии в поставку продукта не входят. Для использования «1С:Центра администрирования» необходимо наличие основной поставки «1С:Предприятия» и клиентской лицензии. «1С:Центр администрирования» входит в поставку продуктов «1С:Корпоративный инструментальный пакет 8» и «1С:Корпоративный инструментальный пакет 8 NFR». Цена продуктов остается прежней.

Пользователи, которые ранее приобрели «1С:Корпоративный инструментальный пакет» и имеют действующий договор 1С:ИТС, получат финальную версию «1С:Центра администрирования» при обновлении «1С:Корпоративного инструментального пакета» до версии 2.1.5 или выше.



Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  РусБИТех-Астра (ГК "Астра") (1, 2)
  Флант (Flant) (1, 1)
  Другие (0, 0)