2019/07/16 12:40:36

Антон Захарченко:
Российский облачный рынок постепенно укрупняется

Антон Захарченко, генеральный директор компаний «ИТ-ГРАД» и 1cloud (входят в Группу МТС), директор по стратегии провайдера #CloudMTS, - о том, почему облака помогают крупному бизнесу внедрять инновации, можно ли с помощью облачных технологий повысить продуктивность работы и как в сотни раз быстрее обучать искусственный интеллект. Помимо этого, в интервью озвучены перспективы облачного бизнеса МТС, в который с начала 2019 года входят сразу три известных на рынке провайдера.

Содержание

Антон <br /><b>Захарченко</b> <div>С внедрением облачных технологий происходит значительное ускорение time-to-market</div>
Антон
Захарченко
С внедрением облачных технологий происходит значительное ускорение time-to-market

«Для крупных компаний актуален экосистемный подход»

В конце 2008 года, когда «ИТ-ГРАД» только вышел на рынок, облака были чем-то новым и непонятным. Как сейчас развивается этот сегмент российского ИТ-рынка? Повторяем ли мы зарубежный сценарий?

Антон Захарченко: Российский рынок постепенно укрупняется, как и зарубежный. По нашим прогнозам, на нем останутся несколько крупных игроков, которые будут предлагать бизнесу, помимо облачных услуг, комплекс цифровых сервисов, образуя вокруг заказчика digital-экосистему. По такому пути идет МТС, которая способна обеспечить компании цифровыми услугами, связанными с интернетом вещей, искусственным интеллектом, кибербезопасностью, обработкой больших данных, облаками. Например, с нашей помощью промышленное предприятие может реализовать комплексный проект по мониторингу удаленных объектов на основе соответствующих компетенций, собственных IoT-платформ и сети стандарта NB-IoT, которая запущена уже более чем в 50 регионах страны. Хранение и обработку собираемых данных можно организовать в нашем же облаке, для передачи информации — использовать собственные каналы связи оператора. Такой экосистемный подход особенно актуален для крупных компаний, которым важно внедрять цифровые технологии для ускорения бизнес-процессов и повышения гибкости. И, желательно, делать это быстро, качественно и без больших дополнительных нагрузок на бюджет.

У крупного бизнеса, как правило, сложная и многообразная ИТ-инфраструктура. Не обернется ли миграция в облако новой головной болью и дополнительными затратами?

Антон Захарченко: Плюсы, которые бизнес получает от использования облачной модели, неоценимы по сравнению с временными неудобствами, связанными с процессами миграции. Компании освобождают себя от долгих процедур закупки и ожидания дорогостоящего оборудования по 3-4 месяца. Альтернативный путь — один раз заключить договор с облачным провайдером и наращивать потребляемые мощности по мере необходимости. И все это в рамках одного договора с одним поставщиком. А в случае с МТС — по этому же договору можно воспользоваться одновременно и облачными сервисами, и каналами связи оператора со скидкой. Кроме того, крупные облачные провайдеры предоставляют не только само облако, но и сервисную поддержку на всех этапах: от аудита систем и составления плана миграции до ежедневных консультаций. Например, с помощью архитекторов «ИТ-ГРАДа» в крайне короткие сроки были мигрированы в облако провайдера системы бронирования и покупки билетов, тестовые среды и ИТ-разработка крупнейшей частной авиакомпании России S7 Airlines.

По опыту ваших клиентов, что сейчас чаще всего становится отправной точкой для перехода в облако: желание выжить, сокращая издержки, или стремление внедрять новые технологии, становясь более конкурентоспособным?

Антон Захарченко: Бизнес воспринимает облака как эффективный инструмент экономии. Переход в облако — это еще и возможность оптимизировать текущие издержки на 25-30% ежемесячно. С внедрением облачных технологий происходит значительное ускорение time-to-market. Как показывает наш опыт, облака позволяют не менее чем на 50% повысить скорость разработки и вывода новых продуктов на рынок. К примеру, облака позволяют крупным компаниям и корпорациям справиться с долгими тендерными процедурами, каждый раз проводя новую закупку. Вместо этого можно заключить договор с облачным провайдером, а далее - просто наращивать объемы услуг. Как следствие, бизнес становится более гибким и подвижным в реализации изменений и внедрении инноваций. Вернемся к примеру с S7 Airlines. Авиакомпания однажды столкнулась с тем, что каждое серьезное обновление ИТ-инфраструктуры клиентских приложений происходило с задержкой в несколько недель, что неприемлемо для бизнеса на конкурентном рынке. Временной лаг при наращивании мощностей был обусловлен ожиданием закупленного «железа», его установкой и настройкой. После того, как компания выбрала облачного партнера в лице «ИТ-ГРАДа», время на развёртывание новых серверов стало занимать 2-3 часа вместо нескольких недель. Ускорил свои бизнес-процессы и крупнейший интернет-сервис объявлений в России Avito, который перенес в облако провайдера единый корпоративный портал. На его основе обеспечено внутреннее взаимодействие сотен сотрудников, в том числе в части доступа к файлам и документооборота, а также работа важных офисных систем. За счет снижения нагрузки на офисную инфраструктуру облака позволили интернет-площадке повысить доступность и скорость работы портала, — до семи раз быстрее по сравнению с традиционным подходом. Это напрямую повлияло на общую продуктивность работы сотрудников.

«ИТ-ГРАД» стоял у истоков зарождения облачного рынка в стране»

С момента покупки «ИТ-ГРАДа» прошло около полугода. Оправдала ли сделка возложенные на нее ожидания?

Антон Захарченко: Конечно, более того, впереди мы видим еще больше возможностей и потенциала для развития. С этой сделкой мы повышаем эффективность облачного направления бизнеса. Например, за счет консолидации оборудования на собственных площадках МТС будет обеспечена оптимизация затрат, что позволит направить дополнительные средства на дальнейшее технологическое развитие и предложение заказчикам новых востребованных сервисов. Кроме того, помимо «ИТ-ГРАДа» в сделку вошла ориентированная на малый и средний бизнес платформа 1cloud. В результате мы расширили границы облачного направления бизнеса: у нас появились решения как для крупного бизнеса, так и совсем небольшого. Мы рассчитываем, что объединение всех облачных активов позволит нам создать единого облачного провайдера, одного из лидеров рынка.

Конкуренция на российском рынке облаков только усиливается, выходят новые игроки, в том числе зарубежные. На чем будет основано лидерство этого «единого облачного провайдера»?

Антон Захарченко: Объединение экспертизы, продуктовых портфелей и технологических площадок позволит нам решать любые задачи бизнеса, связанные с облаками. Например, к площадкам МТС в России, на территории Армении и Республики Беларусь теперь добавилась площадка в Казахстане. С точки зрения географии и выбора провайдера отечественного происхождения — это серьезные возможности, особенно для больших федеральных компаний и транснациональных корпораций. В дальнейшем общая технологическая платформа и единая команда экспертов будут предлагать компаниям, как небольшим по размеру, так и enterprise-уровня, широкий спектр облачных сервисов. Часто — не имеющих аналогов на рынке. В наших ближайших планах смещение фокуса с инфраструктурных услуг и концентрация на расширении портфеля облачных сервисов, таких как PaaS, SaaS, а также предоставлении managed services. К примеру, сейчас команда #CloudMTS ведет работу над контейнерными сервисами, которые ускорят развертывание приложений заказчиков в облаке. Использование таких решений существенно повышает эффективность работы ИТ клиента за счет гибкой масштабируемости, повышенной отказоустойчивости и автоматического управления жизненным циклом приложений.

Можно ли сказать, что ключевую ставку в развитии облачного бизнеса вы делаете на слияниях и поглощениях? Как развивался #CloudMTS до приобретения «ИТ-ГРАДа»?

Антон Захарченко: С развитием облачного бизнеса мы связываем глобальные планы по выходу МТС на принципиально новый уровень в качестве провайдера цифровых услуг. Мы приложили максимум внутренних усилий, чтобы в короткие сроки #CloudMTS из стартапа вырос в крупного облачного провайдера. Сегодня нашим клиентам доступны несколько десятков облачных сервисов, мы располагаем развитой платформой enterprise-уровня и инфраструктурой по всей стране в виде собственных дата-центров и каналов связи. Например, в марте этого года мы запустили уникальную для российского рынка услугу по антивирусной защите ИТ-ресурсов и корпоративных данных, размещенных в публичном облаке. По итогам первого квартала 2019 года мы в четыре раза увеличили выручку по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 7,5 раз вырос объем хранимых данных. Среди наших клиентов ABBYY, Ericsson, Honeywell, «Бритиш Американ Тобакко Россия», Hunkemoller Russia.

Основные заказчики и «ИТ-ГРАДа», и #CloudMTS – это крупный бизнес, то есть, по сути, у вас одна целевая аудитория. Не будут ли бренды конкурировать между собой?

Антон Захарченко: О конкуренции не может идти и речи: мы создаем единого облачного провайдера. Сейчас идут активные процессы по интеграции команд, процессов обслуживания, продуктовых портфелей. В дальнейшем клиенты обоих провайдеров смогут добавлять новые сервисы или переключаться с использования одних услуг на другие с одинаково высоким качеством и уровнем технического обслуживания. Кроме того, для заказчиков открываются новые возможности развития их собственных бизнесов. Например, клиенты «ИТ-ГРАДа» смогут пользоваться экосистемой цифровых сервисов от МТС, значительно экономя. Это означает, что в одном месте, у одного провайдера можно будет заказать внедрение чат-бота, системы удаленного мониторинга, а также инструментов по работе с большими данными, и, конечно, облачные сервисы. Клиенты «ИТ-ГРАДа» также смогут сэкономить, воспользовавшись одновременно ИТ-услугами, мобильной связью и интернетом оператора.

Бренд «ИТ-ГРАД» широко известен на рынке. Не боитесь ли, что начнется отток клиентов?

Антон Захарченко: Во-первых, для клиентов ничего не меняется: услуги реализуются в полном объеме и в привычном для заказчика режиме, сохраняются все договорные обязательства.

Во-вторых, в ближайшее время «ИТ-ГРАД» продолжит существовать под давно известным для его клиентов по облаку брендом, -- мы не торопимся менять бренд провайдера. В дальнейшем бренд будет постепенно интегрирован под #CloudMTS. В будущем клиенты смогут оценить новые возможности, например, связанные с инновационными технологиями в области интернета вещей, big data, искусственного интеллекта. В том числе в виде PaaS-решений, которые будут ориентированы на решение конкретных задач в этих областях.

«Облака становятся центром российских цифровых экосистем»

Как облака связаны с этими технологиями? Можно ли назвать облако, наряду с big data или искусственным интеллектом, одной из основ цифровизации экономики?

Антон Захарченко: Облака – это технологический базис, неотъемлемая часть общего тренда на цифровизацию страны. Незаметно для всех облака становятся центром российских цифровых экосистем, представляя собой технологическую основу для реализации инноваций. Например, представим компанию-разработчика, которая решила создать новое решение для повышения эффективности операционной деятельности бизнеса с применением технологий искусственного интеллекта. Для того, чтобы искусственный интеллект мог качественно выполнять возложенные на него задачи, например, по бизнес-аналитике, ему требуется провести анализ огромных массивов данных. Из которых, впоследствии, обучаемая модель выведет определенные закономерности, — что и ляжет в основу будущего ИТ-решения. Реализовывать все эти процессы можно с помощью традиционного «железного» оборудования, которое, кстати, будет достаточно дорогостоящим для подобных целей.

А можно воспользоваться облачными сервисами для внедрения новых технологий?

Антон Захарченко: Да, и они в разы снизят стоимость разработки ИТ-решения за счет отказа от покупки дорогостоящего оборудования в сторону небольших ежемесячных платежей за облачный сервис. Подобная услуга недавно была запущена в #CloudMTS: облачный суперкомпьютер не только позволяет существенно экономить, но и ускоряет процессы глубокого обучения искусственного интеллекта, до сотен раз быстрее в сравнении с вычислениями на обычных процессорах. Это лишь единичный пример, когда возможности облаков делают инновации доступнее и ускоряют их внедрение. К примеру, у себя внутри, в МТС, мы развиваем новые digital-направления преимущественно на основе нашего облака. Это относится и к телемедицинскому сервису SmartMed, и к платформе дистанционного образования Smart University, и к медиаплатформе для геймеров WASD.TV.

По данным аналитиков, к 2020 году число подключенных к интернету устройств в мире может достигнуть 50 млрд штук. Как облака способствуют реализации IoT-проектов?

Антон Захарченко: Любой проект интернета вещей – это огромные потоки данных. Информацию, полученную с датчиков, роботов и устройств нужно оперативно собирать и обрабатывать, также где-то надежно хранить. Облака способны обеспечить надежный и отказоустойчивый сервис, который можно быстро и практически неограниченно масштабировать по мере роста объемов цифровых данных. И по части оперативности разворачивания систем, и с точки зрения финансовой составляющей, - это будут гораздо более эффективные решения по сравнению с обычными серверами. Кроме того, без облачных технологий не обойтись в рамках проектов smart city, которые генерируют большие объемы самых разнообразных данных: начиная с интенсивности транспортных потоков и заканчивая уровнем криминогенной обстановки. По данным исследований, решения умного города позволяют повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации на 20-35% и до 20% сократить среднее время горожан в пути на работу. В дальнейшем спрос на облачные сервисы будет пропорционален росту числа умных устройств, появлению умных городов и производств.

Справка

В облачное направление бизнеса МТС входит собственный облачный провайдер #CloudМТS, а также один из крупнейших российских IaaS-провайдеров «ИТ-ГРАД» и ориентированная на малый и средний бизнес онлайн платформа 1cloud.

В 2018 году МТС купила дата-центр «Авантаж» (2240 стоек), один из крупнейших в России. Всего у МТС десять дата-центров по стране, связанных собственными каналами связи оператора. Локации облака также есть на площадках в Армении, Республике Беларусь и Казахстане.