2024/02/02 14:49:43

Аэропорты в России


Содержание

Пассажирские авиаперевозки

Основная статья: Пассажирские авиаперевозки

2023

В России появились 3 новых аэропорта-миллионника

В 2023 году в России появились три новых аэропорта с годовым пассажиропоток, превышающем 1 млн человек. На это в конце января 2024 года обратило внимание издание РБК по итогам изучения опубликованной статистики.

К миллионникам добавились саратовский аэропорт «Гагарин», обслуживавший в 2023 году 1,07 млн пассажиров, а также аэропорт Оренбурга (1,04 млн пассажиров). Кроме того, планку в миллион пассажиров впервые удалось преодолеть аэропорту Грозного, который нарастил пассажиропоток на 29,3% по сравнению с 2022 годом.

В то же время в архангельском Талаги показатель снизился до 430 тыс. человек в год. Такой спад объясняется тем, что аэропорт был закрыт с весны до декабря 2023 года. Уточняется, что на взлетно-посадочной полосе проводились технические работы по восстановлению покрытия. Местный небольшой аэропорт Васьково на время заменил Талаги для приема международных и федеральных рейсов.

При этом аэропорты в Иркутске и Казани показали лучший результат по росту числа пассажиров — 44% и 29% соответственно. В пресс-службе казанской авиагавани увидели связь между сменой международных направлений в последние два года и увеличением количества пассажиров.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

В 2023 году близки к преодолению отметки в 1 млн пассажиров оказались еще ряд аэропортов. В Благовещенске (входит в АБС) обслужили 914 тыс. пассажиров, в Елизово (Петропавловск-Камчатский, входит в «Аэропорты регионов») — 900 тыс. человек, сообщил представитель холдинга. Более 916 тыс. пассажиров обслужил аэропорт Владикавказа, в Чите (Забайкальский край) было обслужено более 731 тыс. (+26% к 2022 году), сообщил представитель «Новапорта».

Лидером по пассажиропотоку среди российских аэропортов в 2023 году остался «Шереметьево» (36,6 млн человек). На второе место поднялся петербургский аэропорт «Пулково» (20,4 млн пассажиров).[1]

Мишустин выделил 1 млрд рублей на реконструкцию аэропортов в Дагестане и Якутии

В ноябре 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении около 1 млрд рублей на реконструкцию аэропортов в Дагестане и Якутии. Как сообщила пресс-служба кабмина, средства направляются «в качестве опережающего финансирования». Подробнее здесь.

Закрытым из-за военной операции аэропортам выделено 2,6 млрд рублей

Правительство РФ выделило еще более 2,6 млрд рублей на поддержку аэропортов на юге и в центре России. Соответствующее распоряжение от 1 сентября 2023 года подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Указанные средства направлены из резервного фонда правительства аэропортам центральных и южных регионов на частичную компенсацию их расходов из-за продления ограничения полётов. Речь идёт о поддержке аэропортов в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Анапе, Геленджике, Элисте, Липецке, Белгороде, Брянске, Курске, Воронеже и Симферополе, где временно приостановлено обслуживание гражданских авиарейсов.

Правительство выделило еще более 2,6 млрд рублей на поддержку аэропортов на юге и в центре России

В мае 2023 года на эти же цели из резервного фонда Правительства было направлено почти 2,5 млрд рублей. Сумма субсидий была снижена в три раза по сравнению с 2022 годом, писали тогда «Ведомости». Один из источников газеты обосновал снижение финансирования тем, что аэропорты за 2022 год не полностью освоили выделенные средства.

В апреле 2023 года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась в Минтранс с предложением рассмотреть продление субсидии авиаперевозчикам на 100 млрд рублей до октября 2023-го. В Минтрансе и Минфине подтвердили, что рассматривают вариант сохранения господдержки в рамках внутренних перевозок на летний сезон.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает «рациональным подходом» адресные программы поддержки перевозок, ориентированные на социально незащищенные слои населения либо на поддержку туризма. Кроме того, добавляет он, особняком может стоять поддержка флота через субсидии на выкуп самолетов у лизингодателей, техобслуживание и ремонт техники, подготовку персонала.

«
Эти направления должны быть приоритетными, так как они обеспечивают устойчивость отрасли в целом, - уверен Пантелеев.
»

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 1 сентября 2023 г. №2350-р

2022

Рост прибыли на 13,8% до 116,3 млрд рублей

Совокупная выручка крупнейших аэропортов в России по итогам 2022 года составила 116,3 млрд рублей а чистая прибыль — 32,2 млрд рублей. В сравнении с 2021-м эти финансовые показатели выросли на 13,8% и 6,6% соответственно. Об этом 23 мая 2023 года сообщило издание со ссылкой на отчетности компаний по РСБУ.

В публикации отмечается, что суммарная чистая прибыль 27 ведущих российских пассажирских авиакомпаний в 2022-м достигла рекордных 87,8 млрд рублей, что в 2,8 раза выше по сравнению с 2021 годом.

В 2022 году российские аэропорты обслужили 185,4 млн пассажиров, то есть на 9% меньше, чем в 2021-м (204,8 млн), говорил глава Росавиации Александр Нерадько в марте 2023 года на итоговой коллегии ведомства. Но если бы работали 11 аэропортов на юге и в центральной части России, то падение пассажиропотока составило бы лишь 0,3%, приводил данные чиновник. Существенное снижение числа путешественников отмечено только в крупных международных аэропортах, например в московском авиаузле. В первую очередь это связано с закрытием международного сообщения с недружественными странами, отмечал Нерадько.

Однако, по сообщению РБК, суммарное количество пассажиров 28 аэропортов-миллионников (за исключением Шереметьево), раскрывших отчетность, в 2022 году выросло на 0,7%, до 131,5 млн пассажиров. Максимальное сокращение за год — на 15,4% — в Домодедово. На этом фоне оператор аэродрома, компания «Домодедово Эрфилд», получил чистый убыток в размере 105,1 млн рублей.

В число крупнейших входит 29 российских аэропортов, каждый из которых в 2022 году обслужил более 1 млн пассажиров. Но крупнейший по пассажиропотоку аэропорт Шереметьево данные за 2022 год не раскрывает «с учетом текущих факторов» (западных санкций против России), сказал РБК его представитель.[2]

Авиакомпании и аэропорты пытаются не допустить мобилизацию своих ИТ-специалистов

23 сентября 2022 года стало известно о том, что сотрудники авиакомпаний и аэропортов в России начали массово получать повестки в военкоматы. Отрасль боится из-за частичной мобилизации потерять важных специалистов, в том числе в области информационных технологий. Подробнее здесь.

2021: Доходы крупнейших российских аэропортов выросли в 5,5 раза

Совокупная выручка российских аэропортов по итогам 2021 года достигла 148 млрд рублей (+48,5% к 2020 году), чистая прибыль - 45 млрд рублей (это в 5,5 раза больше, чем в 2020-м). Об этом 8 июня 2022 года сообщило издание РБК со ссылкой на отчетности компаний. Журналисты проанализировали документы 32 крупнейших аэропортов.

У крупнейших российских аэропортов большая доля неавиационной выручки, однако при сокращении международных перелетов падают доходы, например, от магазинов duty free, объяснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Внутрироссийский трафик вырос благодаря субсидируемым рейсам, однако покупательная способность их пассажиров ниже. Поэтому с учетом роста тарифов на внутренние перевозки в 2020-2021 гг. аэропортам не удалось достигнуть допандемийного уровня прибыльности.

Доходы крупнейших российских аэропортов в 2021 году выросли в 5,5 раза

Отмечается, что выручка 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний в 2021 году выросла на 71%. Показатели дошли до отметки в 1,11 трлн рублей. Однако эти же компании завершили год с чистым убытком на уровне 19 млрд рублей. Кроме того, совокупная выручка семи наиболее крупных по объемам перевозок грузовых авиакомпаний увеличилась на 31%, до 233 млрд рублей. Их чистая прибыль прибавила 26%, увеличившись до 62 млрд рублей.

В число крупнейших входит 32 аэропорта. Каждый из них в 2021-м обслужил более 1 млн пассажиров; суммарно — 178 млн пассажиров (87% от всего трафика российских аэропортов). По каждому аэропорту бралась отчетность по РСБУ компании — оператора аэродрома (данные Росавиации на март 2022 года).

По данным Росавиации, в 2021-м пассажиропоток всех аэропортов составил 205 млн человек. Это на 58% больше, чем в 2020-м (130 млн). Но на 7% меньше, чем в 2019-м (221 млн). На долю международных перевозок в 2021 году пришлось 14%, в 2020-м — 13%, в 2019-м — 34%. [3]

Примечания