2024/04/25 13:57:36

Производство и продажи лифтов в России


Содержание

2023: Рост импорта лифтов на 14,4% до 15 186 штук

В 2023 году в Россию было импортировано 15 186 лифтов. Для сравнения, годом ранее поставки оценивались в 13 274 единицы. Таким образом, зафиксирован рост на 14,4%, о чем говорит статистика комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое, обнародованная в конце февраля 2024 года.

Как сообщает газета «Ведомости», ссылаясь на информацию, полученную от Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ), входящего в группу Дом.РФ, до 2022 года на продукцию отечественного производства приходилось более 70% объема лифтового рынка в России. Этот показатель начал расти на фоне сложившейся геополитической обстановки, из-за которой рынок РФ покинули многие зарубежные производители, включая Schindler, Kone и Thyssenkrupp. В результате, к началу 2024-го доля отечественной лифтовой продукции в России превысила 80%.

В 2023 году в Россию было импортировано 15 186 лифтов

ЩЛЗ отмечает, что ежегодная потребность России в лифтах составляет от 45 тыс. до 60 тыс. единиц. Спрос формируют девелоперы, которые возводят новостройки, и региональные операторы капремонта, в рамках которого меняются подъемники в многоквартирных домах. При этом, как отмечается, российские предприятия по производству лифтов загружены не на полную мощность из-за нехватки финансирования капремонта. По оценкам, в 2023 году был проведен 18 951 аукцион на замену подъемников против 9674 аукционов годом ранее.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

По данным ЩЛЗ, средняя стоимость установки лифта составляет 2,5–3 млн рублей, «но эти цифры очень условные, поскольку не учитывают ни этажность, ни технические характеристики лифта, ни его класс, ни грузоподъемность, ни другие факторы». В соответствии с техрегламентом Таможенного союза, до 15 февраля 2025 года в России необходимо заменить все лифты, у которых истек срок эксплуатации (25 лет). Затраты на обновление таких подъемников могут составить до 300 млрд рублей.[1]

2022

Сокращение производства на 34% до 20,9 тыс. шт

По оценкам BusinesStat, в 2022 году в России было произведено 20,9 тыс. лифтов, что на 34% меньше, чем годом ранее. Исследование вышло в мае 2022 года.

Одной из причиной этого спада назван уходе с российского рынка американской компанией Otis. При этом ее производственные мощности, технологии и рабочие места в РФ сохранились. Кроме того, Otis продолжила поставлять запчасти, но делать это, по заявлениям представителя фирмы, все труднее из-за экономических и логистических санкций. В августе 2022 г покупатель российских активов Otis возобновил бизнес под новым брендом.

Помимо приостановки работы крупного производителя дополнительным фактором спада выпуска в 2022 году стало нарушение цепочек снабжения. При производстве лифтов на локальных предприятиях используется около 30% импортных комплектующих: в основном это лебедки и микроэлектроника для станций управления лифтами. Проблемы с чипами начались еще в 2021 году, и их запасы у производителей ограничены.

Как отмечают в BusinesStat, российские производители занимают довольно прочную позицию в сегменте оборудования низкой ценовой категории. Отечественные лифты в основном поставляются в жилье эконом-класса и по программам замены и модернизации. К преимуществам российских лифтов относятся: конкурентоспособная цена; широкая сеть сервисных центров, которая позволяет оперативно оказывать техническую поддержку; низкая стоимость и доступность запасных частей. В 2018-2022 гг около 63% проданных в России лифтов были отечественного производства.

В 2022 году из России было вывезено лифтов на $3,6 млн, что на 78,7% меньше, чем в 2018 году. В 2021 году на фоне увеличения поставок лифтов за рубеж выросла и их совокупная стоимость, в остальные годы выручка от экспорта российских лифтов снижалась.[2]

Снижение производства на 30%

В 2022 году в России было произведено 21,6 тыс. лифтов, что на 30% меньше, чем годом ранее. Спад произошел во многом из-за того, что темпы строительства жилья и коммерческой недвижимости в стране резко снизились. Об этом 6 февраля 2023 года пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на данные Росстата.

Еще одной причиной снижения объемов производства гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов называет сокращение финансирования региональных программ по замене устаревших и аварийных лифтов. По его данным, в 2022 году властями регионов закуплено 14 тыс. лифтов, что на 20% меньше год к году. Это произошло в том числе из-за роста цен на продукцию. Эксперт «НЭО Центра» Сергей Нецветаев напоминает, что в 2022 году российские лифты подорожали на 30–50% из-за перестройки логистических цепочек для закупки импортных комплектующих.

Производство лифтов в России по итогам 2022 года снизилось на 30%

Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы (объединяет застройщиков) Владислав Преображенский считает, что на объемы производства лифтов в большей степени повлияла заморозка строительства объектов коммерческой недвижимости.

Согласно данным Росстата, наиболее серьезное сокращение производства лифтов — на 84% — в 2022 году зафиксировано на Дальнем Востоке, в Сибири — на 47%, на северо-западе страны — на 44%, в центральной части — на 27%, на Северном Кавказе — на 25%, в Поволжье — на 14%. Только на Урале отмечен рост производства в три раза.

В первой половине 2022 года падение объемов производства лифтов оказалось более значительным — на 40% год к году. Тогда на работу предприятий повлияла негативная ситуация в экономике, в том числе в стройиндустрии, поясняет директор департамента сметного ценообразования ГК «Гранель» Елена Миронова. По ее словам, старт некоторых девелоперских проектов был отложен, но уже во второй половине 2022 года ситуация стала несколько меняться.[3]

Примечания