Инновации, которые приводят к цифровому доминированию на рынке автомобильных покрышек: опыт Алексея Шастова

30.12.23, Сб, 15:44, Мск,

Лауреат премии Digital Leaders, основатель и руководитель интернет-магазина «Покрышка.ру» рассказал, как уникальные цифровые сервисы помогают его компании долгое время оставаться одним из лидеров отрасли. Объявлены лауреаты ежегодной премии в области передовых цифровых решений и онлайн-сервисов Digital Leaders. Награды победителям 7 декабря 2023 г вручили в Radisson Resort в подмосковном Завидово. Это третий по счету конкурс, на котором оценивались наиболее интересные и уже доказавшие свою эффективность цифровые продукты, проекты и решения. Среди победителей крупнейшая торговая площадка страны «Авито» с сервисом доставки, Корпорация МСП с проектами цифровизации государственных сервисов и другие значимые для экономики проекты. В особой категории «Профессионалы отрасли» одним из лучших признан предприниматель Алексей Шастов – основатель и руководитель одного из самых популярных интернет-магазинов по продаже автомобильных шин, который известен по всей России и в странах СНГ благодаря уникальным онлайн-сервисам, ставшим трендом в этой торговой нише. Как технологии помогают выбирать «резину» и как добиться рекордных десятков тысяч посещений в день на сайте в специфическом сегменте, Алексей Шастов рассказал в интервью.

- Алексей, всероссийская премия Digital Leaders Award признала ваш талант предпринимателя в сфере цифровой коммерции. Награду вы получали наряду с такими цифровыми гигантами, как Сбер, Лаборатория Касперского, Skillbox и другими. Что для вас эта премия: вершина или трамплин?

  • Я бы скорее сравнил ее с маяком. Лауреатами стали ключевые игроки, представляющие различные отрасли отечественной экономики. Мою компанию экспертный совет отметил в номинации «Проект в бизнесе», в категории «Электронная коммерция». Мой проект оценили, как внесший значительный вклад в развитие цифровых решений и онлайн-сервисов. Это значит, что у нас верный курс: мы успешно решаем различные задачи цифровизации бизнеса, например, такую, как оптимизация клиентского опыта и другие.

- Это не первая ваша награда. В 2020 и 2022 годах вы дважды становились лауреатом ежегодного Всероссийского межотраслевого конкурса «Лучшее предприятие отрасли». Скажите, с чего начинался ваш путь в предпринимательстве?Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 299.4 т

- Я пробовал себя в разных направлениях и к цифровой продаже покрышек пришел не сразу. В конце девяностых – начале двухтысячных я занимался различными не связанными друг с другом бизнесами, например, мы собирали проводные телефонные аппараты с определителем номера. Тут пригодилось образование – я закончил Московский технический университет связи и информатики. Также пробовал себя в фастфуде, открыв небольшой пищевой бизнес – в Южном административном округе у меня была сеть палаток по производству и продаже пончиков. Шинами я начал заниматься в 2003 году, сделав первый сайт – интернет-магазин по продаже шин и дисков «Покрышка.ру». Это был одностраничный сайт, на котором был только логотип и контактные телефоны. Чтобы получить клиентов, мы раскладывали наши рекламные листовки на лобовых стеклах автомобилей. Так о нас постепенно узнавало все больше людей, и компания начала расти.

- Популярным сайт помог сделать уникальный в то время сервис, который позволяет подбирать типы и размеры шин и дисков по марке автомобиля, а также шинный калькулятор. Почему просто сайт с каталогом вас не удовлетворил и как вы развивали эти сервисы?

  • Интернет в те годы только начинал набирать популярность, но создав сайт, мы сразу смогли разглядеть в нем потенциал для бизнеса. Я почувствовал, что могу сделать покупку шин удобной и прозрачной для каждого, а для этого одного каталога мало, поэтому по мере роста компании я инвестировал в разработку удобных инструментов и никогда не боялся экспериментировать. Наш сервис по подбору шин и дисков в то время действительно был уникален. Мы провели работу по объединению множества каталогов, сделали анализ и конвертацию систем измерения и маркировок, применяемых различными производителями, колес и покрышек. Мы первыми создали шинный калькулятор и сделали максимально удобным – он позволяет не только подобрать необходимый размер покрышек из существующих в наличии, но и понять, в том числе визуально, как изменятся внешние размеры колеса при смене одного типоразмера шины на другой, Также он показывает, как изменится клиренс автомобиля и показания спидометра.

- Сейчас у вас один из ведущих интернет-магазинов шинной тематики в России – по данным сервиса SimilarWeb, только в октябре, когда все экстренно вспоминают про зиму, сайт посетили более 800 тысяч пользователей. Какие решения помогают вам держать сервис на уровне?

Мы создали сильную команду единомышленников, в которой каждый человек ценится за свой вклад и имеет возможность для роста. Каждый шаг в нашем развитии был направлен на то, чтобы сделать процесс выбора и покупки шин максимально удобным и быстрым. Наша цель — это не просто продажа товара, но создание ценности для клиентов, предложение им лучшего опыта и сервиса. Мы разработали и запустили сервис онлайн-консультации клиентов, внедрили на сайте функцию синтеза речи, которая помогает ознакомиться с характеристиками товара, не отвлекая водителя от дороги. Отдельно проработали логистику, разработав уникальную технологию взаимодействия с поставщиками, которая позволяет обеспечить огромный ассортимент товаров в магазине. Также благодаря ей более 90 процентов всех товаров доставляются в течение суток после оформления заказа. Сделали бесплатную доставку шин для жителей Москвы. Наши активные клиенты – это покупатели по всей России и ближнему зарубежью.

- Подбор шин и дисков по марке автомобиля, шинный калькулятор – вашей компании всегда удавалось опережать конкурентов в инновациях, которые они позже перенимали. Насколько сложно быть первым, и как вы относитесь к тем, кто вас копирует?

  • Быть первыми всегда сложно – не с кого брать пример. Нельзя было просто взять готовое решение, приходилось все придумывать самим. Зато это превратилось в главную силу нашей компании – в инновационный подход и внимание к мелочам, – которые ставили нас вне общей гонки за клиентами. И сейчас все созданные нами сервисы скопированы конкурентами, что легко проверить в сервисе «Веб-архив» по датам появления тех или иных страниц. Но у есть и обратная медаль такого лидерства. Нашу известность используют мошенники – практически каждый год создают фейковые страницы, похожие на наш сайт, и обманывают людей. Для защиты от них мы получили патент на наш сайт, как программу для ЭВМ, но к сожалению, это не сильно помогает, фейковые сайт продолжают появляться – это обстоятельство наносит вред репутации нашей компании.

- Ваша компания уже 20 лет успешно работает в цифровой коммерции, создавая тренды на нескольких площадках электронной торговли. Какие технологии сейчас рассматриваете как перспективные?

  • Для нас все начинается с понимания потребностей наших клиентов и завершается внедрением технологий, которые могут удовлетворить эти потребности наилучшим образом. Поэтому вижу большое будущее в цифровом анализе больших данных, благодаря которому сможем еще более точно предсказывать потребности клиентов и оптимизировать наши запасы и логистику. Шинный калькулятор и удобный каталог выбора покрышек – это только вершина айсберга. Эти и другие подходы я реализую также и в других своих проектах, например, в популярном онлайн-магазине `Матрас-маркет`, который в поисках качественных матрасов, подушек и кроватей посещают несколько тысяч человек в день. Цифровые технологии также позволяют сразу рассчитать стоимость и время доставки в любую точку России и ближнего зарубежья. Мы планируем дальше развивать нашу платформу и выходить на новые рынки.

- Скажите, какие изменения в вашей нише цифровой коммерции происходят сейчас, и каким вы видите будущее этого направления?

  • В России продолжается глобализация е-коммерции. На рынок пришли маркетплейсы – игроки с огромными финансовыми возможностями. Это серьезно усложняет работу таких частных компаний, как наша. Но у нас есть свои козыри — это техническая сложность подбора шин и дисков. Мы профессионалы в этом направлении и у нас есть свои проверенные временем сервисы и опытные работники. Маркетплейсы пока не справляются с этой задачей, а возможно не очень хотят. Просто продать колеса они могут, но подобрать – нет, а покупатели зачастую не знают, что именно им нужно. В целом индустрия шин и автотоваров будет продолжать развиваться в направлении цифровизации. В будущем мы увидим еще более тесную интеграцию онлайн и офлайн-сервисов, над чем мы также активно работаем.

Автор: Евгения Николаева