Цифровые платформы и мобильные приложения – будущее автомобильного рынка

10.12.21, Пт, 10:30, Мск,

В эпоху бурного развития высоких технологий, всеобщей цифровизации и работы с большими данными взаимодействие клиента с банком или автосалоном, маркетплейсом или поставщиком услуг аренды недвижимости все чаще происходит через цифровую платформу или мобильное приложение. Не остается в стороне и автомобильная отрасль – банки, дистрибуторы, автодилеры и лизинговые операторы переводят процедуры выбора автомобиля, оформления необходимых документов и все сопутствующие сервисы в цифровой формат.

На примере китайской мобильной платформы Alibaba мы можем увидеть, что все действия с автомобилем – выбор, приобретение в кредит или за наличные, аренда с правом выкупа, подписка на авто, возврат его и прекращение действия договора – происходят онлайн и не требуют визитов клиента в офис. Такой формат значительно упрощает все процессы, предоставляя пользователям оперативный и удобный интерфейс управления, в котором автомобиль является обычной единицей товара, такой же, как смартфон или набор посуды.

Редакцию заинтересовали процессы создания подобных платформ и в целом цифровизации автомобильной отрасли в России. Чтобы понять, как далеко продвинулись российские менеджеры и разработчики, мы обратились к опыту известного эксперта авторынка, руководителя многих инновационных цифровых проектов в отрасли, Евгении Добролюбовой. Евгения запускала в России пилотные проекты каршеринга и автомобиля по подписке, а также руководила разработкой мультисервисной платформы и цифрового помощника СберАвто – объединивших кредитование и лизинг, подписку на автомобиль, приобретение его в порядке trade-in, оформление автомобиля, КАСКО и многие другие необходимые, но хлопотные для автовладельцев действия. Целями и задачами команды Евгении Добролюбовой была оптимизации процессов, обеспечение комфорта при взаимодействии клиентов с платформой, но главная идея состояла в объединении по принципу «все-в-одном» механизмов приобретения прав на владение или пользование автомобилем любой марки и модели с сопутствующими услугами, которые сопровождают процесс любой покупки или аренды автомобиля, и необходимыми банковскими продуктами.

В период разработки онлайн-платформы СберАвто команде проекта пришлось столкнуться с множеством вызовов. Никогда еще в России не создавалось сервисов, которые объединяли в себе сугубо банковские продукты, расчеты по ним, выбор автомобиля при поддержке дилеров, страхование, поддержку автовладельцев, графики выплат, возврат автомобиля и другие услуги. Без сомнения, этот пилотный проект цифрового помощника стал главной инновацией в отрасли. Только значительные ресурсы крупнейшего восточно-европейского банка, а также опыт, креативный менеджмент и целеустремленность команды позволили, в итоге, объединить работу различных банковских подразделений – кредитного, лизингового и маркетингового – и обеспечить автоматизированные расчеты полной стоимости и размеров переплат. К этому на платформе СберАвто добавились услуги страхования, помощи на дорогах, программы лояльности, оценки движимого имущества, были подключены импортеры и дистрибуторы автомобилей, сервисы по их ремонту и техническому обслуживанию, а также разработано отдельное мобильное приложение для смартфонов и планшетов. Задача была действительно глобальной и многоступенчатой.

Эти и другие задачи были успешно решены при создании онлайн-платформы и мобильного приложения к ней. Клиент, пришедший на сайт или загрузивший приложение СберАвто для мобильных устройств, может выбрать марку и модель автомобиля согласно своему бюджету, личным предпочтениям и локации, конфигурировать дополнительные опции, рассчитать необходимые выплаты, сравнить стоимость различных форм владения – аренды, лизинга или подписки, узнать условия индивидуального кредитования или возврата подержанного авто. На платформе также действует система чатов для обсуждения вопросов сервиса. Во время изучения платформы нас особенно заинтересовала опция конфигурирования автомобиля онлайн с одновременным подключением всех необходимых сервисов. По удобству использования, широте выбора моделей и брендов, а также возможности в рамках одного сеанса работы с приложением произвести необходимые действия и стать обладателем автомобиля платформа СберАвто, без преувеличения, - революционный сервис для российских реалий. Мы убеждены, что даже для мирового рынка подобная синергия не является чем-то обыденным и привычным. Мы проанализировали цифровые и онлайн-сервисы ведущих европейских и американских операторов авторынка и пришли к заключению, что проект Евгении Добролюбовой не только может составить им уверенную конкуренцию по широте охвата услуг, но и во многом опережает их наработки в части, например, удобства банковского финансирования сделок купли-продажи или выбора в конкретной локации бренда и модели автомобиля.

Платформа постоянно совершенствуется и развивается вместе со своим мобильным приложением. Планируется ряд важных нововведений и дополнительных опций – личный кабинет клиента для учета пробега автомобиля, изменения графиков платежей и отслеживания обязательных выплат. Несмотря на постоянное развитие проекта и его актуализацию, уже сегодня этот канал продаж и услуг успешно конкурирует с сервисами объявлений авторынка Auto.ru и Avito.ru и другими агрегаторами поиска автомобилей. Обращаем внимание на тот факт, что сервисы объявлений о продаже и покупке новых и подержанных автомобилей не являются конкурентами платформы, о которой мы рассказываем. По сути, они операторы одной информационной услуги. И тем не менее, даже в этой сфере СберАвто уже впереди! Этот пример хорошо демонстрирует большой потенциал развития подобных онлайн-платформ, при чем не только в автомобильной отрасли. Сервис «все-в-одном» удерживает клиента, повышает его лояльность и значительно облегчает сложные процессы выбора, покупки или аренды с последующим пост-продажным обслуживанием и сервисом.

Интересно, что запуск цифровой платформы заметно увеличил спрос на сервисы, связанные с арендой автомобиля. При прямом сравнении стоимости сервисов аренды – каршеринга и подписки – со стоимостью владения личным автомобилем, результаты будут не в пользу аренды. Однако ценность сервиса определяется на только в денежном измерении. Большой массив дополнительных услуг при аренде автомобиля, который предоставляет компания-оператор, избавляет пользователя от потерь большого количества времени и сил на процедуры оформления и обслуживания, значительно упрощает взаимодействие клиента и поставщика или провайдера. А при наличии подобных платформ и мобильных приложений преимущества становятся еще более очевидными – появляется возможность оперативного сравнения ценовых и сервисных достоинств всех доступных на рынке услуг, связанных с владением и пользованием автомобилем.

После разработки и запуска облачной мультисервисной платформы и мобильного приложения СберАвто другие крупные российские операторы и банки пошли по уже проторенному пути и стали создавать собственные мобильные платформы и приложения покупки и аренды автомобилей. Однако значение работы и вклад первопроходцев сервиса трудно переоценить. Команда проекта СберАвто не просто разработала и внедрила инновационную онлайн-платформу и мобильное приложение, но и внесла свою лепту в цифровизацию экономики в целом. Подобного рода облачные платформы взаимодействия с клиентами появляются сегодня в самых разных отраслях народного хозяйства, крупных компаниях и конгломератах. Известно, что мультиплатформенные и мультисервисные приложения по управлению базами данных и рабочими процессами, реализацией товаров и услуг внедряются и уже работают в нефтегазовой, авиастроительной, медицинской отраслях. И речь идет не о системах CRM или ERP, ставших уже традиционными для российского проектного менеджмента. Разрабатываемые сегодня платформы предоставляют наряду с инструментами управления компанией, ее отчетностью и финансами, способы управления взаимодействием с клиентами и непосредственной реализацией и выбором товаров и услуг. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 299.5 т

Подводя итоги нашего краткого рассказа о цифровой платформе в автомобильной индустрии, впервые в стране объединившей столь широкий набор услуг, мы хотели бы еще раз отметить личный вклад в ее создание Евгении Добролюбовой, стоявшей у истоков появления и дальнейшего развития СберАвто. Мы надеемся, что свой опыт и знания она успешно применит еще не один раз при разработке и внедрении подобных масштабных и системообразующих цифровых проектов. Специалисты такого уровня и компетенций во всем мире в наше цифровое время невероятно востребованы и способны внести большой вклад в развитие самых различных отраслей экономики. А нам, пользователям подобных платформ и мобильных приложений, как и огромной армии автолюбителей страны, остается с радостью пользоваться ими и ждать новых проектов цифровизаторов и пионеров развития облачных мобильных технологий.

Дата публикации: 10 декабря 2021 г.

Автор: Александр Михайлов