Проект

Паромы «Росморпорта» получили удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов промышленности

Заказчики: Росморпорт ФГУП

Москва; Транспорт

Продукт: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)

Дата проекта: 2022/05
Технология: Big Data
подрядчики - 203
проекты - 573
системы - 227
вендоры - 185
Технология: Data Mining
подрядчики - 235
проекты - 795
системы - 276
вендоры - 194
Технология: Data Quality - Качество данных
подрядчики - 182
проекты - 964
системы - 59
вендоры - 40
Технология: Робототехника
подрядчики - 253
проекты - 485
системы - 480
вендоры - 359
Технология: САПР
подрядчики - 127
проекты - 570
системы - 495
вендоры - 192
СМ. ТАКЖЕ (1)

2023: Получение удостоверений морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов для экопаромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский»

Экопаромы ФГУП «Росморпорт» «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», осуществляющие перевозки на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград», в конце сентября 2023 года удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС). Об этом 3 октября 2023 года сообщила компания Sitronics.

Документы, выданные Российским морским регистром судоходства, дают право осуществлять дистанционное управление судами с возможностью перехода на ручное управление при движении в море. При прохождении узкостей и входе в порт используется ручное управление совместно с системой поддержки принятия решений.

Работы по оснащению паромов системами а-Навигации осуществлялись ФГУП «Росморпорт» совместно с компанией Sitronics KT с 2022 года в рамках федерального проекта «Автономное судовождение». На октябрь 2023 года паромы оснащены оборудованием а-Навигации, включая автономную навигационную систему, оптическую систему анализа окружающей обстановки и состояния судна, систему управления движением и маневрированием, а также систему контроля и наблюдения за системами судна.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

Для обеспечения дистанционного режима управления судами в Санкт-Петербурге создан Центр Дистанционного Управления ФГУП «Росморпорт» (ЦДУ), который обеспечивает возможность мониторинга за окружающей навигационной обстановкой, контроля основных параметров движения паромов, а также дистанционного управления судами, находящимися в открытом море. ЦДУ оснащен необходимым оборудованием, в частности, пультом дистанционного управления, и является рабочим местом оператора автономного судна.

Присвоение паромам «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» класса автономности RCMC — MCDC Российского морского регистра судоходства является важным этапом развития отечественной технологии автономного судовождения: это позволит получать практический опыт а-Навигации для последующего внедрения технологий автономного судовождения в России и в мире.

«
В 2021 году мы были первыми, кто испытал технологию а-Навигации в реальных условиях на судах коммерческого флота. На паромы мы устанавливали уже, можно сказать, серийное изделие, но несмотря на огромный опыт в разработке таких систем, сертификат об автономности судов получен впервые. Теперь есть все условия для массового внедрения а-Навигации, и Россия является в этом направлении пионером,— прокомментировал генеральный директор Sitronics KT Игорь Маренич.
»

2022

Испытания обновлённых систем технологии автономного судовождения

Компания Sitronics KT в рамках демо-рейса провела испытания обновлённых систем технологии автономного судовождения, которые будут установлены на паромах «Росморпорта» маршрута Усть-ЛугаКалининград. Об этом компания «Ситроникс» сообщила 30 июня 2022 года.

Демонстрацию обновлённых автономной навигационной системы и оптической системы анализа надводной обстановки проводили на техническом судне «Росморпорта» — шаланде «Рабочая» в акватории порта Туапсе. Наблюдение за работой судна и дистанционное управление осуществлялось с пульта, находящегося в Санкт-Петербургском офисе компании Sitronics KT.

До точки старта демо-рейса шаланда прошла в автономном режиме — капитан проложил маршрут, а автоматика отрабатывала его исполнение: анализировалась окружающая обстановка, изменялись обороты вращения двигателей и углы поворота рулевых механизмов. Все путевые точки были достигнуты в соответствии с расписанием.

После этого было активировано дистанционное управление, которое велось из офиса Sitronics KT на расстоянии 1800 км от судна. Этому способствовала работа оптической системы, транслирующей с судна изображение 360 градусов в режиме реального времени.

Далее судно вернули в автономный режим для демонстрации подсистемы автоматического маневрирования и расхождения. Судно «Капитан Рыбаков», также принадлежащее «Росморпорту», создавало на маршруте шаланды «Рабочая» различные ситуации, пересекало траекторию ее движения. Автономная навигационная система шаланды идентифицировала ситуации и автоматически строила маневры расхождения, тем самым успешно обеспечила безопасность движения.

«
В ближайшее время нам предстоит дооснастить паромы «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский», принадлежащие «Росморпорту», необходимым оборудованием и поставить соответствующее программное обеспечение. Успешно проведённая демонстрация показала работоспособность нашей технологии заказчикам, — прокомментировал генеральный директор Sitronics KT Андрей Родионов.
»

После завершения работ паромам будет присвоен класс МАНС (морское автономное или дистанционно управляемое судно), позволяющий управлять судном из берегового центра, а также использовать автономный режим перехода.

На конец июня 2022 года компанией Sitronics KT созданы техническая и программная части комплекса систем для автономного судовождения.

План оснащения паромов комплексом систем для автономной навигации

Sitronics KT (входит в Sitronics Group) оснастит паромы, принадлежащие «Росморпорту», комплексом систем для автономной навигации на линии «Усть–Луга — Балтийск». Согласно заключенному договору работы планируются к завершению в третьем квартале 2023 года. Об этом 7 июня 2022 года сообщила компания Sitronics.

Компания установит на двух судах все необходимое оборудование и поставит программное обеспечение для работы технологии а-Навигация. Речь идет об автомобильно-железнодорожных паромах проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Их эксплуатация обеспечит Калининградскую область надёжной транспортной связью с остальной территорией России.

Для контроля и управления автономными судами в порту Усть-Луга будет развёрнут береговой центр дистанционного управления (ЦДУ) — это будет первый подобный центр на территории России.

«
«ФГУП «Росморпорт» в рамках пилотного проекта по внедрению технологий а-Навигации совместно с Sitronics KT отрабатывает возможность широкой эксплуатации автономных судов под российским флагом. На июнь 2022 года технологии проходят испытания на судах дноуглубительного каравана «Росморпорта»: земснаряде «Редут» и грунтоотвозной шаланде «Рабочая», а в перспективе в проекте будут задействованы инновационные двухтопливные паромы предприятия. Реализация проекта позволит стимулировать развитие отечественного судового приборостроения, а также смежных с ним производств. Ожидается, что внедрение технологий автономного судовождения позволит значительно снизить влияние человеческого фактора на безопасность морских перевозок, — прокомментировал Заместитель Генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда.
»

После завершения работ паромы смогут ходить как полностью автономно, так и под контролем из ЦДУ. При этом в экстренных ситуациях судами можно будет по-прежнему управлять вручную.

«
Технология автономной навигации в течение года проходила опытную эксплуатацию на судах. Только в 2021 году было проведено 28 рейсов, в которых технология испытывалась и доказала возможность применения на практике. На июнь 2022 года российские судовладельцы смогут приступить к применению а-Навигации уже в коммерческой эксплуатации, — отметил президент Sitronics Group Николай Пожидаев.
»

В разработке применяются технологии искусственного интеллекта, позволяющие снизить аварийность и влияние человеческого фактора в управлении судами. А-Навигацией можно оснащать не только новые, но и действующие суда, что подразумевает развёртывание 3-х систем:

  • автономной навигационной системы;
  • оптической системы анализа окружающей обстановки;
  • системы контроля и наблюдения за техническими средствами судна.

В рамках контракта с «Росморпортом» будет обеспечен двухлетний гарантийный срок обслуживания.