Проект

Тинькофф Кредитные Системы (IBM WebSphere Lombardi Edition)

Заказчики: Тинькофф Банк

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: IBM WebSphere Lombardi Edition

Дата проекта: 2011/06
Технология: BPM
подрядчики - 470
проекты - 6135
системы - 462
вендоры - 307

Проект "Онлайн обработка кредитных заявок" непосредственно затронул интересы и деятельность трех подразделений банка "Тинькофф Кредитные Системы": Департамента информационных технологий, Департамента бизнес-технологий и Департамента управления рисками.

Департамент информационных технологий стремился получить в своё распоряжение быструю и надежную систему, удобную в администрировании и поддержке. Задача минимизировать время системной обработки стала одним из главных вызовов проекта для команды "БиАй Телеком". Банк обозначил, что это время должно измеряться минутами, а не часами. При этом система обязана выдерживать максимальную нагрузку в несколько тысяч заявок в час. Исходя из указанных целевых показателей принималось большинство архитектурных решений, на их основании проведен расчет требуемых аппаратных ресурсов, закуплены и развернуты промышленные серверы. В завершающей фазе проекта многократные нагрузочные испытания на промышленном контуре показали, что системное время обработки при пиковой нагрузке не превышает пятнадцати минут (в реальной эксплуатации оказалось даже менее 5 минут).

Разработанная на платформе BPM-система призвана гарантировать не только скорость, но и надежность процесса обработки, а также гибкость управления входящим потоком заявок. Надежность обеспечивается сквозным обработчиком ошибок, интерфейс которого наглядно представляет администратору все исключительные ситуации в процессе. Найденные ошибки группируются по типам, работает поиск и фильтрация результатов, доступны детальное описание ситуации по каждой проблемной заявке и вся история обработки. Результаты промышленных испытаний показали, что объем непредусмотренных ситуаций в процессе составляет в пике несколько процентов, и наличие обработчика ошибок актуально. Для управления входным потоком разработчиками "БиАй Телеком" создан сервис удержания заявок, позволяющий блокировать автоматическую обработку экземпляров заданных типов для принятия экспертных решений, а затем вернуть удержанные заявки в основной процесс индивидуально или партиями для продолжения обработки. Этот функционал активно применяется для рассмотрения спорных заявок и быстрого реагирования на форс-мажорные ситуации.

Департамент бизнес-технологий "Тинькофф Кредитные Системы" сделал своей главной целью достижение прозрачности, гибкости и адаптивности нового процесса с возможностью вносить изменения в кратчайшие сроки. Высокая изменчивость и непрерывность улучшений (Continuous Improvement Process) лежат в основе самой концепции Business Process Management. Дополнительно система IBM BPM обладает встроенными средствами версионирования артефактов разработки и публикации релизов, что позволяет быстро адаптировать уже работающий процесс к новым условиям. Требования к адаптивности учтены в процессе и на этапе архитектурного проектирования, и в ходе разработки. Высокое качество достигнутого в этом направлении результата позволило банку впоследствии самостоятельно ввести в эксплуатацию новые источники клиентских данных для повышения достоверности кредитного скоринга. Для обеспечения прозрачности процесса сотрудники "БиАй Телеком" разработали оперативные отчеты о показателях производительности процесса (KPI). Подготовка данных для отчетов ведется в IBM BPM, а представление формируется в Business Intelligence and Reporting Tools (BIRT). Отчеты размещены на внутреннем пользовательском портале IBM Process Portal, входящем в стандартный комплект поставки IBM BPM.

Руководство Департамента рисков определило главными для себя целями проекта удобство разработки стратегий принятия кредитных решений и возможность эффективной оптимизации этих стратегий. Разработчики "БиАй Телеком" совместно со специалистами банка спроектировали в IBM BRMS универсальный каркас для разработки новых стратегий, создали модель кредитного скоринга, реализовали базовую стратегию принятия решений по интернет-заявкам и подготовили шаблоны правил для бизнес-пользователей банка. Для оценки эффективности стратегий созданы и опубликованы на пользовательском портале аналитические отчеты с показателями качества принимаемых решений. В дальнейшем это позволило сотрудникам отдела рисков "Тинькофф Кредитные Системы" самостоятельно, при минимальном участии программистов, дорабатывать и вводить в эксплуатацию обновленные стратегии принятия кредитных решений, непрерывно их совершенствуя.