2024/03/07 11:02:36

Россельхозбанк перешел на отечественную альтернативу Tableau — это платформа Visiology

Россельхозбанк — одна из первых кредитных организаций федерального масштаба, которой удалось к концу 2023 года полностью перейти на российскую BI-платформу. TAdviser разобрались, как именно банк использует систему бизнес-аналитики и почему представители РСХБ уверены, что им могла подойти только платформа Visiology.

Содержание

Отказ от обслуживания и первый пилот

Как и многие другие организации, РСХБ до марта 2022 года использовал несколько ведущих BI-платформ (Tableau, Microsoft Power BI, Oracle BI). Практика анализа данных и визуализаций на базе Tableau активно развивалась как раз в тот момент, когда вендор ушел с рынка. Импортозамещение, а также невозможность продлить подписку подтолкнули к срочному выбору BI-платформы.

Учитывая срочность вопроса, был проведен экспресс-анализ российского рынка и сформирован список потенциально подходящих BI-платформ, которые соответствуют функциональным запросам банка. Однако для пилотирования была выбрана именно Visiology.

Кристина Проскурина, управляющий директор РСХБ-Интех рассказывает о проекте модернизации BI на конференции ViRush 2023
«
На момент выбора решения подавляющее большинство российских BI-платформ предлагало либо заказную разработку под конкретного якорного заказчика, либо еще недоработанные системы без референсных внедрений и опыта решения реальных задач в нашем секторе. Фактически только Visiology предлагала коробочный инструмент, созданный для задач BI в целом, с четкой дорожной картой развития, большим сообществом и прозрачной практикой подготовки специалистов, — отметила Кристина Проскурина, управляющий директор «РСХБ-Интех».
»

Внедрение Visiology

Команда РСХБ начала работать с продуктом прямо с тестовой версии, постепенно переходя на коммерческую эксплуатацию. Развертывание BI-системы происходило при поддержке вендора и системного интегратора Glowbyte, который обладает обширной экспертизой в сфере BI и регулярно входит в ведущие позиции рейтинга BI TAdviser.

Внедрение платформы происходило сначала в режиме MVP, во время которого первыми реализовали дашборды подразделения, которым требовалась качественная и своевременная визуализация для принятия точных решений. Благодаря этому первые результаты были получены заказчиком уже через месяц после установки пробных лицензий.

Архитектура решения

На момент внедрения BI-платформы в банке уже была сформирована архитектура работы с данными. Информация поступала из ряда разрозненных источников и консолидировалась в озере данных. Именно к озеру данных (Data Lake) была первоочередно подключена BI-платформа.

С точки зрения архитектуры встраивание Visiology происходило крайне просто. Она встала на место Tableau, которая получала данные из Data Lake. Данные ежедневно загружаются в отечественную платформу с помощью штатных средств, а анализ и визуализация происходят на базе высокопроизводительного движка ViQube. В работе находится порядка 20 Тб данных, и их объем продолжает постепенно расти с добавлением новых источников и накоплением исторических данных.

Благодаря гибкой архитектуре и широким возможностям интеграции Visiology была встроена в экосистему Россельхозбанка и работает параллельно с решением «Аналитический центр». В результате наиболее простые задачи анализа решаются на базе «Аналитического Центра», а новые задачи, включая разработку дашбордов и data-discovery, планируется решать полностью на базе Visiology. Ряд кастомных разработок (которые позволили реализовать новую визуализацию подобно привычным форматам Tableau) стали частью новой BI-платформы и регулярно используются сотрудниками банка.

Развитый функционал разделения доступа и применение ролевой модели позволили банку предоставить возможность работы с BI-системой широкому спектру пользователей, сохраняя четкую регламентацию прав доступа и корпоративных политик через стандартные механизмы платформы. Совместными усилиями с вендором и интегратором был реализован стандартный подход к организации конвейера CI/CD, автоматизирован сбор логов, а также обеспечена отказоустойчивость платформы согласно практикам HADR.

«
Мы отметили достаточно простые процессы встраивания Visiology в стандартную корпоративную ИТ-экосистему кредитной организации. Большинство задач, такие как загрузка данных, авторизация пользователей и рассылки были решены стандартными встроенными инструментами платформы. Небольшие доработки в области балансировки нагрузки и других технических аспектов было несложно реализовать, благодаря открытому API платформы, — отмечает Тепляков Андрей, управляющий директор блока развития системы управления данными «РСХБ-Интех».
»

Команда и обучение

Этап внедрения Visiology был поддержан специалистами Glowbyte, но дальнейшую поддержку системы, разработку дашбордов, модификацию моделей данных и сопровождение пользователей осуществляют всего три сотрудника подразделения аналитики.

«Visiology еще раз показала себя с лучшей стороны, когда мы убедились в том, что для работы с платформой достаточно всего нескольких компетентных специалистов. Наша команда полностью справляется с развитием BI-контура, потому что ежедневные задачи пользователи решают самостоятельно», — отмечает Дмитрий Корнишин, руководитель центра компетенций по BI «РСХБ-Интех».

Бизнес-пользователи и аналитики РСХБ уже оценили преимущества Self-Service архитектуры Visiology. Сотрудники, использующие аналитические возможности, самостоятельно создают и дополняют нужные им дашборды. Большим плюсом для заказчика стала возможность переиспользовать как стандартные виджеты, так и кастомные разработки, однажды созданные командой на JavaScript.

Интересно, что сотрудникам банка фактически не потребовалось дополнительного обучения. Для подготовки персонала были использованы общедоступные вебинары и курсы Visiology, а любые технические сложности решаются напрямую в поддержке.

Результаты

Уже через полгода после первых этапов внедрения РСХБ перевел платформу в промышленную эксплуатацию. На конец 2023 года на ней было развернуто уже более 50 дашбордов, которыми пользуется свыше 180 человек из 47 структурных подразделений банка. Сотрудники банка активно используют:

  • Возможности создавать дашборды и отчеты без привлечения ИТ-специалистов;
  • Инструменты, позволяющие самостоятельно поделиться результатами анализа;
  • Средства рассылки дашбордов и отчетов;
  • Функционал стандартной регламентной отчетности;
  • Средства выгрузки отчетов и результатов анализа в формат электронных таблиц.

Для целого спектра задач уже сейчас достигнуты хорошие результаты повышения бизнес-эффективности. Так, проект по автоматизации отчетности и планирования рабочего времени сотрудников «РСХБ-Интех» привел к ускорению подготовки отчета в 6 раз. Также была повышена точность планирования и увеличена скорость принятия управленческих решений.

Построение воронки продаж, которая формируется на базе разрозненных источников данных — ACRM, OCRM, Excel, Sendsay, MindBox, ИП РСХБ — было автоматизировано. В ходе решения задачи были выявлены ошибки и некачественные данные, проведена их коррекция и автоматизирована загрузка. В результате время на подготовку воронки сократилось до 2 часов, хотя раньше занимало весь рабочий день. Уровень ручного труда был сведен к минимуму, а наглядная форма отчета позволяет легче принимать решения и исследовать полученные данные. Платформа также позволила реализовать управленческую отчетность, переведя ее из формата Excel к интерактивным дашбордам.

Пример дашборда: воронка продаж

Одними из первых возможности Visiology оценили в департаменте работы с проблемной задолженностью физических лиц Россельхозбанка.

«
Новая BI-платформа позволяет нам проводить оперативный контроль работы с просроченной задолженностью, отслеживать своевременность и полноту отработки каждого договора. Контакт-центр департамента по работе с проблемной задолженностью физических лиц получил доступ к интерактивным дашбордам, и теперь мы можем отслеживать происходящие процессы с кредитным портфелем, видеть результаты работы специалистов в наглядной форме, с подробной детализацией на графиках и диаграммах. Все это помогает управлять работой департамента на основе реальных данных и уже позволило добиться повышения эффективности работы с просроченной задолженностью и, в частности, достичь увеличения процента сдержанных обещанных платежей, — отметила директор департамента Поддубная Ирина Геннадьевна.
»

Пример дашборда: работа КЦ отдела дистанционного взыскания ДРПЗФЛ с проблемной задолженностью

Позитивный опыт применения аналитической платформы позволяет переносить лучшие практики от отдела к отделу. Так, исследование качества сервисов и процессов общения сотрудников банка с клиентами позволило создать интерактивные и постоянно обновляемые дашборды, которые основываются на данных, поступающих из более чем четырех источников. В результате подразделение клиентского сервиса получило инструмент, помогающий в планировании распределения нагрузки на операторов и в решении задач обучения персонала.

Пример дашборда: внутреннее планирование — сотрудники

Перспективы развития

Учитывая позитивные результаты проекта, развитие BI-практики в РСХБ на базе Visiology продолжается. В ближайшие годы ожидается:

  • Разработка дополнительных дашбордов — порядка 50;
  • Подключение к платформе новых пользователей — в рамках приобретенных 3000 лицензий;
  • Расширение команды разработчиков до 5 специалистов (по заявлениям представителей банка этого вполне достаточно для удовлетворения текущих и будущих запросов).

Пример дашборда: брокерское обслуживание


На 2024 год запланировано расширение компетенций по работе с Visiology непосредственно в подразделениях, пользующихся BI. Для этого будут использованы открытые учебные материалы. В этом отношении низкий порог входа для новых пользователей является важным преимуществом при расширении спектра использования платформы в корпоративной среде.