2020/06/03 14:41:09

Виктор Алгазин, Softline: доступность госуслуг – один из показателей, напрямую влияющих на доверие жителей региона к властям

Цифровизация регионов выходит на новый уровень развития – стираются существенные диспропорции, которые наблюдались еще несколько лет назад в уровнях информатизации разных территорий страны. Местные органы власти начали активно внедрять новые технологии в социальной сфере. О том, какие движущие силы направляют сегодня процессы информатизации в госсекторе, TAdviser рассказал Виктор Алгазин, директор регионального бизнеса компании Softline

Содержание

Виктор
Алгазин
Работа любого государственного онлайн-сервиса – это один из важных критериев, по которому граждане оценивают эффективность деятельности губернатора

О развитии цифровизации регионального госсектора

Какова доля региональных проектов Softline в коммерческом и государственном секторах?

Виктор Алгазин: В настоящий момент порядка 60% дохода компании в регионах приходится на работу с крупными коммерческими организациями, 40% - на работу с государственными организациями и SMB. Нашими клиентами являются представители всех отраслей экономики, в частности крупнейшие промышленные компании, торговые сети, банки. При этом, работа с госсектором является одним из приоритетов в Softline. Это именно та точка роста, которой мы уделяем повышенное внимание последние три года, и будем продолжать инвестировать в нее в обозримом будущем.

Каких результатов достигла Softline в региональном госсегменте по итогам 2019 финансового года? Какие цели ставились, и насколько их удалось достичь?

Виктор Алгазин: По итогам нашей работы в 2019 году, госсектор стал самым быстро растущим сегментом бизнеса Softline. Мы зафиксировали рост на 22%, что в три раза больше, чем темпы роста всего регионального бизнеса компании. А на этот год мы ставим перед собой еще более амбициозные цели.

В прошлом году мы поставили перед собой сразу несколько стратегических задач. Первая – усилить наши позиции в нацпроекте «Образование». И мы этого добились. Компания Softline стала лидером в области оснащения детских технопарков Кванториумов в 2019 году. Значительные проекты были реализованы в рамках национальных проектов «Здравоохранение» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.2 т

Даже в текущем финансовом году, который у Softline традиционно начинается 1 апреля, несмотря на негативные внешние факторы, темпы роста продаж в госсекторе – самые высокие, они практически в два раза опережают динамику, которую мы видим в коммерческом сегменте.

С чем связаны столь высокие темпы роста?

Виктор Алгазин: Уверен, что одна из самых главных причин роста – это результат инвестиций в команду и обучение¸ осуществленные Softline в 2017 - 2019 годах. Значительное влияние на такие показатели также оказывает специфика работы в госсегменте, связанная с процедурами бюджетного планирования. Например, те проекты, которые сегодня находятся на этапе обсуждений с заказчиками, обретут вид конкретных контрактов только в следующем году. То есть, рост 2019-2020 годов – это итог нашего усиления команды в предыдущие два года. И мы прогнозируем, что в дальнейшем такая тенденция сохранится.

Какие внешние факторы помогали росту продаж в госсектор?

Виктор Алгазин: Разумеется, инвестиции в команду, о которых я упомянул, дают хорошие результаты в русле тех возможностей, которые открываются в последнее время. Таких факторов, стимулирующих рост ИТ-проектов в госсекторе, несколько.

Во-первых, национальные проекты. В настоящий момент реализуется тринадцать нацпроектов, которые охватывают все сферы жизнедеятельности граждан и госуправления. Внимательно изучив эти программы, мы выделили ряд приоритетных направлений, по которым у Softline накоплен достаточный опыт и компетенции. Это позволило нам оперативно реагировать и предлагать нашим заказчикам широкий пул решений, необходимых для реализации конкретных задач.

Во-вторых, импортозамещение. Это направление развивается уже несколько лет, и спрос на услуги и продукты отечественных производителей постоянно растет. За последние два-три года ситуация в региональных госструктурах принципиально изменилась в лучшую сторону, можно сказать, что спрос начинает догонять ожидания, мы видим существенное увеличение интереса заказчиков к отечественным решениям.

Почему растет спрос на импортозамещающие решения?

Виктор Алгазин: Прежде всего, стоит отметить, что методические рекомендации по переходу на отечественное ПО для региональных органов власти появились на год позже – в 2018 году, чем для федеральных. Конечно, РОИВ ждали этого приказа и приглядывались к российскому софту, но вступление в силу нормативного акта в области ИТ всегда провоцирует волну спроса, итогом явилось значительное увеличение количества проектов с применением ПО из Единого реестра Минкомсвязи. Кроме того, растет качество российских разработок. Многие решения, которые сегодня представлены на рынке, действительно уже могут конкурировать в своей функциональности с иностранными аналогами. И наконец, появилась внутренняя готовность региональных органов власти к изменениям – в государственные ведомства пришли молодые кадры, хорошо разбирающиеся в технологиях, именно они являются главным драйвером импортонезависимой цифровой трансформации в регионах.

О наиболее востребованных задачах информатизации госсектора в регионах

Какие направления в цифровизации госсектора вы считаете приоритетными для Softline?

Виктор Алгазин: На текущий момент мы активно развиваем сервисное направление, чтобы предлагать нашим госзаказчикам не только инновационные решения, но и оказывать услуги по их интеграции в существующую инфраструктуру. Нашим государством уделялось большое внимание созданию территориально-распределенной инфраструктуры для предоставления госуслуг и в последние годы было вложено колоссальное количество денег, сил и времени.

Поэтому, например, очень важно грамотно подходить к внедрению импортонезависимых решений. Когда мы приходим с темой импортозамещения в любую госорганизацию, первое, что у нас просят – показать, как тот или иной софт будет работать с существующими государственными информационными системами. Сегодня абсолютно точно приоритет №1 – это безукоризненная работоспособность всех ГИС. Это объяснимо: если в режиме онлайн молодая мама не сможет записать ребенка в детский сад или себя – на прием к врачу или кто-то не сможет вовремя оформить паспорт – это будет иметь большой социальный негативный резонанс. Чем стабильнее работа госуслуг, тем выше уровень доверия к власти в регионах. И для главы любого субъекта Федерации именно этот фактор является определяющим при внедрении новых технологий сегодня.

Поэтому все заказчики очень ответственно подходят к выбору решений и смотрят в первую очередь на то, чтобы работоспособность систем не оказалась ограниченной. Очень много времени уходит на пилотирование, тестирование на совместимость. И только потом речь может пойти о развитии существующих систем, об увеличении отказоустойчивости и т.д.

Как этот принцип обеспечения бесперебойности госуслуг проявляется в конкретных проектах компании Softline?

Виктор Алгазин: Важно понимать, что обеспечение бесперебойности и доступности сервисов во многом зависит от грамотно выстроенной архитектуры и специфики используемой платформы. И здесь все очень непросто. Еще каких-то 5-7 лет назад государство вкладывало деньги, выстраивая инфраструктуру на иностранных платформах. Теперь нормативное регулирование требует перехода на импортонезависимые решения. Softline за свою более чем 25-летнюю историю накопила огромный опыт в области тех самых иностранных решений. При этом в последние годы мы активно развивали свои компетенции по отечественному софту, реализовывали проекты, поэтому сейчас мы можем предложить своим заказчикам те решения, которые будут безболезненно встраиваться в существующую ИТ-инфраструктуру. Стоит отметить, что и от аппаратной части инфраструктуры значительно зависит бесперебойность её функционирования.

Как это проявляется?

Виктор Алгазин: Очень часто бывает так, что ИТ-системы были написаны под конкретные аппаратные требования. И оказывается, что очень непросто перейти, допустим, с системы управления базами данных иностранного производства на отечественную СУБД. Или с процессоров Intel на процессоры семейства Эльбрус. Такой переход требует затрат времени и усилий. Очень важно привлечь к процессу опытного сервисного провайдера, который сможет обеспечить поставку такого оборудования, на котором ИТ-системы, написанные много лет назад, будут иметь стопроцентную работоспособность.

Об участии в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем участии в национальных проектах. Например, об участии Softline в НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Виктор Алгазин: В 2019 году мы реализовали весьма сложный и масштабный проект по созданию сети автоматизированной системы весогабаритного контроля в Омской области. Это один из наших крупнейших проектов в регионах в 2019 году. Было спроектировано и запущено в работу девять пунктов весогабаритного контроля, с помощью которых контролируется 180 км региональных автотрасс. Новые комплексы помогут местным властям оперативно выявлять перегруженный грузовой транспорт – основную причину быстрого износа дорожного полотна, что позволит сэкономить порядка 1,8 млрд рублей на проведении ремонтно-восстановительных работ. И, конечно, качество дорог позволит значительно снизить число ДТП в области. За 3,5 месяца мы реализовали ту часть проекта, которая была предусмотрена госконтрактом и успешно сдали заказчику готовое решение.

Вся команда отработала на «отлично». И, несмотря на то, что это был первый проект по этому направлению такой сложности и такого масштаба, нам удалось уложиться в заданные сроки.

Кроме того, мы выполнили проект по оснащению комплексами фотовидеофиксации потенциально аварийных участков федеральных автодорог А322 и Р256 в Алтайском крае: 25 комплексов ФВФ установлено на участках общей протяженностью 85 км. Причем, работы выполнялась на трассах с действующим трафиком автомобилей и скоростным режимом 90-110км/ч.

Об участии в нацпроекте «Образование»

Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных, на Ваш взгляд, образовательных проектах, которые выполнила компания Softline.

Виктор Алгазин: Как я уже упоминал, в прошлом году мы реализовали сразу несколько проектов по оснащению Кванториумов в российских регионах. Кванториум – это площадка дополнительного образования, созданная для содействия ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи. В процессе обучения дети изобретают и тестируют новые решения, разработанные с помощью специализированного ПО и оборудования. Сегодня в нашей стране работает уже 110 таких площадок различной специализации.

Один из них Кванториум в Элисте – столице республики Калмыкия. Он включает пять специализированных направлений, так называемых квантумов: VR, аэроквантум, ИТ-квантум, геоквантум, лаборатория промышленной робототехники и Hi-Tech-центр – ресурсную лабораторию. Их техническим оснащением занимались эксперты Softline. На базе Кванториума дети решают серьезные задачи. Например, в аэроквантуме они учатся работать с промышленными квадрокоптерами. Такие БПЛА, способные проводить в автономном полете больше часа, предполагается использовать для задач МЧС Республики Калмыкия: они будут обследовать большие пространства и помогать в поиске пропавших людей.

Кванториум во Владивостоке был полностью оснащен Softline. Для технопарка, среди прочего оборудования, наша проектная команда подобрала и поставила робота-манипулятора – эта робо-рука стала одной из самых популярных составляющих робоквантума. Также достаточно интересно решение для создания объектов виртуальной реальности, в том числе, для задач промышленного дизайна, поставлены 3D-сканеры и принтеры. Между прочим, в приморском технопарке создана современная молекулярная лаборатория – Биоквантум, которая оснащена оборудованием, позволяющим редактировать геном и проводить эксперименты с ДНК.

В рамках приоритетного проекта «Цифровая образовательная среда» мы поставили инновационное оборудование в ряд школ в Уральском и Центральном федеральных округах. Так, средние школы Тюмени обзавелись цифровыми лабораториями «Роболаб» и «АйтиЛаб» и теперь в учебном процессе учителя использует самые современные цифровые технологии, которые помогают ученикам не только осваивать новый материал, но и реализовывать собственные учебные проекты.

Об участии в нацпроекте «Здравоохранение»

Какие проекты компания Softline выполнила в рамках нацпроекта «Здравоохранение»?

Виктор Алгазин: Для нас интересен Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ», в рамках которого, все ЛПУ России должны объединиться в единую сеть для обмена медицинскими данными. Очевидно, что основа этой сети – современная отказоустойчивая инфраструктура, и в этой части наша компания включается в проекты для здравоохранения.

Также мы реализуем проекты по телемедицине. Так по заказу регионального МИАЦ, на базе территориального Центра медицины катастроф Свердловской области мы создали и в конце декабря сдали ситуационный центр. Теперь врачи территориально-распределенных ЛПУ региона проводят телемедицинские консультации, осуществляют осмотр пациентов, удаленно наблюдают за показаниями прикроватных приборов и могут оперативно принимать решения о необходимости перевода пациентов в другое лечебное учреждение.

Очень важно было обеспечить минимизацию задержек связи, поэтому мы предложили ВКС-оборудование с максимально высоким качеством изображения и организовали защищенные каналы передачи данных в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к информационной безопасности. Кстати, быстрота и качество связи – критически важный фактор в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе при распространении эпидемий. Поэтому сейчас телемедицине будет уделяться очень большое внимание.

Фактор нынешней пандемии каким-либо образом скажется на планах компании по работе в отрасли здравоохранения?

Виктор Алгазин: Разумеется, мы принимаем участие в реализации таких проектов уже сегодня. Например, сейчас мы готовим партнерское соглашение с рядом компаний, которые предлагают решения на базе технологий искусственного интеллекта для обработки снимков компьютерной томографии и выявления подозрений на заболевание COVID-19. В отличие от врача, который обычно затрачивает на анализ одного снимка порядка 25 - 30 минут, искусственный интеллект справляется с задачей за 30 секунд. Такое решение практически готово, в ближайшее время мы его представим своим заказчикам.

Еще один проект связан с оснащением врачей скорой помощи мобильными рабочими местами. Наличие такого рабочего места, интегрированного с МИС ЛПУ, позволяет минимизировать время простоя автомобиля в очереди с больным на борту и в целом сокращает время на оформление госпитализации.

В последнее время повысился спрос со стороны районных больниц и поликлиник на модернизацию базовой ИТ-инфраструктуры. Выросло количество пациентов, увеличилось количество медицинских устройств, которые необходимо подключать к существующим сетям. Всё это дает огромную нагрузку на инженерные системы. Зачастую к нам обращаются медучреждения, понимая, что без обновления систем жизнеобеспечения они не смогут качественно и оперативно предоставлять медицинские услуги.

О разных уровнях цифровизации российских регионов

Как вы оцениваете уровень цифровизации российских регионов в настоящий момент? Как он изменился за прошедший год?

Виктор Алгазин: Если говорить о том, как вырос уровень зрелости ИТ-инфраструктуры, а также специалистов, которые занимаются информатизацией в органах государственной власти, то точно виден прогресс. Если несколько лет назад вопросы к нам были главным образом по технологиям, например, как реализовать то или иное решение на том или ином оборудовании, то сегодня ИТ-специалистов все чаще интересуют более глобальные задачи, например, вопросы доступности информационных систем. Потому что, повторю еще раз, работа любого государственного онлайн-сервиса – это один из важнейших критериев, по которому жители оценивают эффективность деятельности конкретного губернатора.

Наметились ли изменения в списке лидеров-регионов по цифровизации?

Виктор Алгазин: Да, изменения есть. Например, в этом году в число лидеров вошел Урал. Радует, что Южный федеральный округ практически догнал по продажам Уральский. Уровень спроса на ИТ-услуги в госсекторе в этих регионах относится к числу самых быстро растущих и самых больших по объему. Мы видим, что Северо-Запад и Сибирь подтягиваются к ним.

Оценивая рейтинг затрат на информационные технологии среди регионов, бесспорно, Санкт-Петербург для нас будет точкой роста. На развитии продаж в этом регионе мы будем фокусировать свое внимание в 2020 году.

Центральный федеральный округ – не в числе лидеров?

Виктор Алгазин: Да, в рейтинге ИТ-затрат по регионам в 2019 г. субъекты и области ЦФО - не в топ-списке. Это видно, в том числе, и по количеству проектов, которые запускаются на этих территориях. Но, тем не менее, нам есть, что предложить госструктурам этого региона даже с ограниченными бюджетами.

Почему с ЦФО такая ситуация?

Виктор Алгазин: Есть регионы, где достаточно активно подняли флаг цифровой экономики и цифровизация для них – не статья бюджета, а инструмент по достижению конкретных целей. К сожалению, так пока действуют не все. Но я думаю, что федеральное финансирование мероприятий в рамках нацпроектов позволят ликвидировать эффект слабого регионального звена. Есть определенные стратегии развития, планы и KPI в каждом субъекте, и их эффективное выполнение позволит подтянуть территории к некоторому стандарту цифровизации.

Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития цифровой трансформации в госсекторе и реализации нацпроектов в регионах?

Виктор Алгазин: В ближайшие три года цифровизация регионов будет осуществляться главным образом в рамках нацпроектов. Интересно, что даже с учетом текущей ситуации с пандемией, большая часть проектов и бюджетов, которые обсуждались в 2019 году, остались в прежнем виде, не секвестрировались.

Одновременно мы видим, что в тех нацпроектах, где процент выполнения мероприятий и осваивания бюджетов по итогам года был невысоким (Как, например, в «Цифровой экономике», где он составил порядка 12%), бюджетирование сокращается и средства перераспределяются в пользу других нацпроектов.

О целях и планах компании на ближайшие годы

Какие цели и приоритеты в работе с госсектором компания сформулировала на 2020 год и ближайшую перспективу?

Виктор Алгазин: Мы поставили себе цель увеличить количество нацпроектов, в которых Softline принимает участие с текущих трех до десяти. В каждом НП есть ИКТ-составляющая и мы видим, что как технологический партнер государства, можем предложить любое решение, которое укладывается в рамки конкретной задачи.

Увеличить за год охват нацпроектов с трех до 10 – это очень амбициозная задача. По идее, для каждого из этих новых направлений у компании должен быть очень серьезный технологический задел?

Виктор Алгазин: Мы продолжаем инвестировать в команду и наращивать собственную экспертизу в рамках узких направлений. Так мы серьезно усилили наш Центр заказной разработки. Мы видим спрос на это направление, в том числе и у государственных ведомств со своими специфическими бизнес-процессами, требующими кастомизированного продукта.

Еще один драйвер – развитие направления информационной безопасности. Нормативное регулирование предъявляет очень жесткие требования к защите информационных ресурсов, особенно государственных. В Softline очень сильная команда профессионалов. Так, например, у нас целая компания развивает отдельное направление - ISOC (InfoSecurity Operation Center), облачный центр обеспечения безопасности. Это востребованный сервис в тех структурах, где особенно высокие требования по обеспечению информационной безопасности, но есть дефицит высококлассных ИБ-специалистов. Таким учреждениям мы готовы предоставлять услуги ISOC на условиях SLA-контрактов.

Softline работает на российском рынке более 25 лет. За это время мы успели реализовать сотни проектов в госсекторе и нарастить экспертизу, которая дает нам возможность решать даже самые сложные задачи. Мы фокусируемся на тех проектах, где наш опыт, компетенции и ресурсы могут воплотиться в виде конкретных готовых ИТ-решений в различных нишевых сегментах госсектора, и таких проектов с каждым годом становится все больше.