Интервью с членом правления «Банка Москвы» Сергеем Медновым
Сергей Меднов, член правления «Банка Москвы», в интервью TAdviser в феврале 2015 года рассказал о том, как развивались ИТ в банке после его присоединения к ВТБ, о крупнейших ИТ-проектах прошлого года и планах на текущий год.
TAdviser: Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, есть ли у «Банка Москвы» ИТ-стратегия?
Сергей Меднов: Разумеется, ИТ-стратегия у нашего банка есть, как и у большинства крупных банков. Последняя ее версия утверждалась в конце 2011 года, когда «Банк Москвы» присоединился к группе ВТБ. В 2015 году ее вновь планируется обновить. Во-первых, поскольку мы успешно выполнили те трехлетние планы, которые ставили перед собой, а во-вторых, потому что ситуация изменилась и с точки зрения общего содержания банковского бизнеса в России, и с точки зрения аспектов, связанных с потенциальными рисками и ограничениями, в том числе, по санкционным вопросам.
TAdviser: Каковы были основные направления развития ИТ в вашем банке, согласно последней версии стратегии?
Сергей Меднов: Работа, которую необходимо было проделать в прошедшие три года в рамках стратегии, делилась на несколько направлений. Если говорить про ИТ-инфраструктуру, то это ее стабилизация и обновление, так как на момент вхождения в группу ВТБ «Банк Москвы» был сильно недофинансирован с точки зрения ИТ. Новое руководство серьезно вложилось финансовыми средствами и ресурсами в улучшение ИТ-инфраструктуры, прежде всего в части ее масштабирования и отказоустойчивости. И это оказалось очень правильным, поскольку за прошедшие три года наш бизнес, особенно розничный и СМБ, выросли многократно.Доходы российских поставщиков ИТ-услуг за год выросли на 2,6% и достигли 549,3 млрд рублей
Вторая часть стратегии была посвящена развитию функционала ИТ-систем, предназначенного для поддержки новых направлений бизнеса в «Банке Москвы», которые на момент 2011 года либо совсем отсутствовали, либо были развиты слабо. Прежде всего, это розничное направление, которое на сегодняшний день четвертое-пятое в стране и средний и малый бизнес, который по своим темпам роста обогнал конкурентов и является самым динамично растущим направлением в группе ВТБ.
Третий элемент – это использование тех уникальных ИТ-продуктов, которые существовали в «Банке Москвы» на момент присоединения к группе ВТБ, связанных, в первую очередь, с ключевыми городскими и муниципальными услугами и проектами. Например, централизованная оплата услуг ЖКХ обеспечивается уникальной системой, созданной при непосредственном участии «Банка Москвы». Или социальная карта москвича, которая есть практически у каждого жителя города, тоже выпускается и обслуживается совместно с правительством и ДИТ города.
Позднее в ИТ-стратегию были добавлены моменты, связанные с инновациями, развитием современных платформ и технологий: интернет-банкинг, мобильный банкинг, интернет-эквайринг, кэш-менеджмент и прочие продукты. За короткий период «Банк Москвы» не только сумел их создать, но и стать лидером по этим направлениям в России.
TAdviser: Как сейчас устроена ИТ-инфраструктура банка? Какие ключевые системы в ней используются для автоматизации основной и операционной деятельности?
Сергей Меднов: Основная деятельность «Банка Москвы» автоматизирована на базе АБС, разработанной сотрудниками ИТ банка, что, с одной стороны, не очень типично для российского рынка, где обычно используются готовые продукты, а с другой стороны – это дает банку возможность быстро адаптироваться к изменчивой бизнес среде. Те успехи, которых достиг наш бизнес, в определенной степени базируются на гибкости АБС и на наличии внутренней команды разработчиков, мотивированной на быстрые изменения и владеющих методами промышленной разработки систем.
Платформа Мбанк была создана в начале 2000-х гг. и полностью базируется на промышленных решениях, таких как Oracle. Важно, что система была изначально спроектирована с использованием лучших ИТ практик и стандартов, которые остаются актуальными и по сей день.
Стоит отметить, что АБС – это самая крупная система, написанная собственными силами. Процессинговый центр, например, использует стандартное ПО, применяемое во многих российских банках. Внедряемая сейчас система управления эффективностью кредитного процесса также создается на базе готового решения. Системы скоринга, вторичных продаж, телефонный центр и прочее также используют решения лидирующих российских и зарубежных поставщиков.
В рамках ИТ-стратегии, о который мы говорили, банк завершил создание двух новых ЦОДов. В 2013 году они были запущены, и в 2014 году уже полноценно эксплуатировались. Они являются катастрофоустойчивыми и обладают всеми признаками, соответствующими уровню надежности Tier III.
С точки зрения наполнения ЦОДов важно отметить, что одной из частей ИТ-стратегии было формирование ИТ-стандартов, в числе которых – стандарты оборудования и ПО для разных групп задач, в зависимости от их уровня критичности. Следование подобным стандартам снижает стоимость владения ИТ-инфраструктурой. Наиболее критически важные системы у нас работают на серверах IBM, но присутствуют и решения других вендоров, например HP и EMC. Оборудование в ЦОДах – мультивендорное, но в разумных пределах.
Серверная часть является полностью виртуализированной, уже довольно давно. Рабочие же места мы не виртуализировали, поскольку пока не нашли решение, которое позволило бы существенно минимизировать расходы.
TAdviser: Расскажите, пожалуйста, о крупнейших проектах, реализованных в банке в 2014 году?
Сергей Меднов: Из проектов, направленных на повышение эффективности бизнеса, можно выделить завершение весьма длительного и сложного проекта централизации всех региональных операционных процессов и перенос операционного центра за пределы Московского региона. Все это привело к существенному – на несколько сотен – сокращению численности персонала, занимающегося операционной деятельностью в отделениях, филиалах и в центральном офисе «Банка Москвы».
Вторым важным проектом в части повышения эффективности стала автоматизация кредитного процесса. Здесь важно отметить, что после вступления в группу ВТБ в «Банке Москвы» была сделана ставка на работу с сегментом муниципального бизнеса и СМБ. Теперь все службы, участвующие в процессе кредитования, в первую очередь – среднего бизнеса, работают в единой системе. Это позволило значительно повысить их эффективность и управляемость. За счет того, что теперь можно на каждом этапе видеть кредитную заявку, ее статус и другие параметры, значительно сократилась длительность процесса выдачи кредитов.
В группе существует синергия в области ИТ-практик, и мы всегда используем лучшие решения. Уверен, что подобная практика в части операционной и бизнес эффективности также будет востребована.
Из других знаковых проектов прошлого года можно упомянуть разработку мобильной платформы, создание которой началось в 2013 году. Она представляет собой набор различных приложений, которые позволяют клиентам – не только «Банка Москвы», но и любых российских банков, у которых есть банковские карты – совершать платежи с мобильных телефонов за любые услуги.
К таковым относятся, например, услуги ЖКХ. Для их оплаты мы даже создали отдельное приложение «Кварплата», которое, к слову, стало лучшим банковским мобильным приложением года. Вам нужно всего единожды завести свои данные в приложение, и оно будет автоматически подгружать ваши счета по квартплате, которые вы сразу же можете оплачивать в два касания. Данное приложение интегрировано с городской системой оплаты услуг ЖКХ, оператором которой «Банк Москвы» выступает уже много лет. Для клиентов «Банка Москвы» оплата услуг через него бесплатна, а для клиентов других банков за это взимается совсем небольшой процент, который сильно ниже обычного тарифа в сберкассе.
Помимо «Кварплаты», наиболее популярными нашими приложениями также являются «Мобильный банк», «Кошелек» и «Переводы». Последнее предназначено для быстрых и безопасных денежных переводов между картами любых российских банков. Что интересно, недавно мы также выпустили «Переводы» для социальное сети «ВКонтакте», которое позволяет осуществлять переводы со своей карты на карты своих друзей и знакомых в этой соцсети. Для осуществления перевода достаточно из главного меню приложения нажать на аватар контакта, которому он предназначен. Что касается мобильной платформы, здесь мы тесно сотрудничаем с правительством Москвы, которое активно развивает мобильные городские услуги. Мы помогаем осуществлять прием банковских карт и обслуживание платежей через данные приложения.
К интересным проектам прошлого года можно отнести запуск мобильного банкинга для юридических лиц. Мы сделали весьма качественный сервис и надеемся, что клиенты это безусловно оценят.
TAdviser: А каковы планы «Банка Москвы» по направлению ИТ на 2015 год?
Сергей Меднов: В части ИТ-инфраструктуры, пожалуй, ничего глобального мы не планируем. Основным для нас трендом на 2015 год я бы назвал импортозамещение. Сейчас мы проводим несколько экспериментов в этом направлении. Один из них – это портирование нашей АБС на альтернативные СУБД: в частности, на PostgreSQL. В том объеме, в котором мы уже попробовали это сделать, портирование показало себя довольно успешным. По нашим оценкам, в случае, если будет принято положительное решение, процесс миграции займет несколько месяцев.
Мы планируем продолжить эксперименты по импортозамещению в части всего программного стека: мы смотрим на российские ОС, прежде всего, как альтернативу Microsoft, а также на различные продукты middleware, которые существуют на рынке как альтернатива продуктам IBM WebSphere и подобным. Также нас сильно интересуют российские и израильские системы обеспечения компьютерной безопасности, которые должны прийти на смену потенциально опасным американским аналогам.
Серьезных вариантов применения альтернативных импортозамещающих отечественных технологий в части серверного и телекоммуникационного оборудования, мы, к сожалению, пока не видим. Поэтому в актуальном альтернативном хардверном стеке есть лишь решения китайского производства.
Что касается проектов по развитию новых бизнес-направления, здесь, я бы сказал, наступила некоторая пауза, и многое будет зависеть от того, какие продукты окажутся востребованными в новых кризисных условиях. На них мы и сосредоточим основные усилия. Сейчас понятно, что, по крайней мере, развитие нашей мобильной платформы мы точно продолжим в 2015 году.
TAdviser: Как устроен ИТ-департамент «Банка Москвы»? Сколько человек в нем работает?
Сергей Меднов: Я руковожу технологическим блоком, в состав которого, помимо классического ИТ, также входят карточный процессинг, единый проектный офис ИТ и банка, подразделение электронного бизнеса, а также технологическое подразделение, в котором работают технологи-методологи. Последние сфокусированы по видам бизнеса. То есть, существуют отдельные подразделения для розницы, для СМБ, для операционного блока, для финансов и казначейства и других. Они напрямую работают с бизнес-подразделениями и совместно формируют всеобъемлющие поквартальные планы работ.
Бизнес-подразделения вправе ставить любые приоритеты, а наша задача – согласовав этот план и используя имеющиеся ресурсы, их выполнить. С каждым бизнес-блоком, как с заказчиком, при этом подписывается SLA. Для реализации задач у нас есть группа разработчиков и технологов, а также группа поддержки для дальнейшего сопровождения и внедрения указанных изменений.
В общей сложности непосредственно в технологическом блоке «Банка Москвы» работает около 500 человек, из которых порядка 70 человек – разработчики и порядка 70 технологов и методологов.
В последнее время мы стали более активно использовать аутсорсинг. Архитектура нашей АБС позволяет привлекать сторонних разработчиков, которые могут написать отдельные модули к системе. Сторонних разработчиков мы привлекаем и для развития мобильной платформы банка, в общей сложности это с десяток различных компаний.
TAdviser: Помимо разработки, использует ли «Банк Москвы» еще какие-то услуги ИТ-аутсорсинга? Если да, то какие именно, и как вы оцениваете их эффективность?
Сергей Меднов: Да. Мы используем аутсорсинг для поддержки сети банкоматов, например. В некотором объеме на аутсорсинге также находится сопровождения промышленных компонентов – баз данных, серверов.
Возможность использования аутсорсинга в части разработки – это всегда вопрос архитектуры решения: насколько она позволяет сопрягать в ней части ПО, разработанного извне. Если же речь о поддержке, здесь вопрос в том, насколько процессы организации позволяют отслеживать качество, передачу заданий, выполнения SLA внешним подрядчиком. В этом плане мы – зрелая организация, которая умеет это делать.
На мой взгляд, аутсорсинг – это один из механизмов, которые должна иметь каждая большая компания, но здесь важно соблюдать баланс. Если вы строите все на аутсорсинге, то, в конечном счете, получаете очень крупные затраты, однако есть вещи, которые дешевле сделать внутренними силами.
TAdviser: Что можно сказать о динамике ИТ-бюджета «Банка Москвы» в 2015 году по отношению к 2014 году?
Сергей Меднов: В 2015 году ИТ-бюджет нашего банка в абсолютном выражении сократится примерно на 10%, но здесь важен и такой показатель, как процент расходов на ИТ относительно общих расходов банка. В «Банке Москвы» на него приходится около 3,5% от всех расходов. Это не столь большая цифра: стандартный показатель по отрасли – порядка 5.5-6% или чуть выше. Однако наш показатель является наиболее актуальным для того уровня зрелости ИТ и организации в целом, на котором «Банк Москвы» сейчас находится.