2018/05/23 16:29:09

Олег Баранов, «Неофлекс»:
Благодаря микросервисной архитектуре и DevOps, time-to-market сокращается до часов или даже минут

Олег Баранов, управляющий партнер компании «Неофлекс», в интервью TAdviser рассказал об индустриальной диверсификации бизнеса компании, акцентах на микросервисную архитектуру и практики DevOps, а также флагманских проектах, реализованных за последнее время.

Олег
Баранов
Жизнь сама «вкатила» нас в госбанки, поскольку именно там интересные задачи и достаточно ИТ-бюджетов для их реализации

На сайте «Неофлекс» сказано, что компания – ведущий поставщик услуг в области разработки ПО и сложных информационных систем, без указания – «банковских». Означает ли это сознательный уход от имиджа разработчика специализированных систем для банков и финансовых организаций?

Олег Баранов: И да, и нет. Мы действительно уже несколько лет серьезно занимаемся индустриальной диверсификацией, и имеем успешные проекты в небанковской сфере, однако пока традиционный финансовый сектор остается для нас ключевым. В рамках решения стратегической задачи компании по выходу на международный рынок, за последние 2 года мы получили клиентов в более чем 15-ти странах дальнего зарубежья, и все они из финансового сектора.

В каких новых индустриях вы работаете? Как вы вышли на них?

Олег Баранов: Эти индустрии появились в нашем бизнесе благодаря новым технологиям. Четыре года назад мы стали заниматься большими данными, впервые применив технологии для работы с ними при разработке новой версии системы отчетности Neoflex Reporting. Впоследствии оказалось, что эти же технологии можно эффективно использовать для решения задач класса IoT (интернет вещей). В результате у нас появились интересные проекты в трех индустриях: логистике, сельском хозяйстве и розничной торговле. Во всех случаях осуществляется сбор информации от «умных» вещей: автомобилей, комбайнов, промышленных холодильников и других, ее потоковая обработка и анализ в режиме реального времени, что позволяет существенно повысить качество принимаемых управленческих решений.

Вернемся в банковскую сферу. В прошлом году были реализованы проекты в греческом банке, индонезийской дочке японского холдинга и ряде других зарубежных структур. Интересует ли вашу компанию сегодня российский банковский рынок как таковой? В плане развития бизнеса видите ли вы для компании возможности на перспективу…

Олег Баранов: Российский банковский рынок нам по-прежнему интересен, однако мы наблюдаем его растущую концентрацию. Последние годы многое меняется: массово отзываются лицензии у коммерческих банков, государственные кредитные учреждения занимают все большую долю. На нашем бизнесе это отразилось следующим образом: ещё лет пять назад проекты в госструктурах, таких как Сбербанк, ВТБ в нашем портфеле занимали порядка 20%. Сегодня эта доля значительно увеличилась. Сбербанк, ВТБ, Московская биржа, банк «Российский Капитал», Агентство по страхованию вкладов, Связь-Банк — далеко не полный список наших государственных клиентов. Жизнь сама «вкатила» нас в госбанки, поскольку именно там интересные задачи и достаточно ИТ-бюджетов для их реализации. Масштабы проектов в частных банках, которые по-прежнему есть в нашем портфеле, сегодня несравнимы с госбанками по многим параметрам. Как следствие, выросла и концентрация рисков для нашего бизнеса на госсектор. В связи с этим еще три года назад мы приняли стратегию диверсификации, как в индустриальном плане, так и за счет расширения географии нашего присутствия.

Какие еще тенденции присутствуют на банковском рынке, помимо его концентрации в государственных структурах?

Олег Баранов: Укрупняются не только государственные, но и частные банки, в том числе иностранные. Они все вместе «подбирают» клиентов, а также коллективы уходящих с рынка игроков и, в результате, получают больше возможностей, в том числе финансовых, чтобы еще агрессивнее конкурировать. Кроме того, банковские услуги начинают оказывать не банковские компании, от телекома до крупных ИТ-компаний, например, социальных сетей, что также оказывает давление на финансовый сектор. И оно определенно будет усиливаться. Чтобы успешно конкурировать в такой обстановке, кредитным учреждениям необходимо быстро модернизировать продуктовую линейку, реагируя на меняющуюся рыночную ситуацию, постоянно совершенствовать способы взаимодействия с клиентами, максимально сокращая при этом время внесения изменений в продукты и сервисы (показатель time to market в западной терминологии). В сегодняшних реалиях это означает способность банка быстро производить необходимые изменения в своих ИТ-системах. Однако, существующие ИТ-системы в большинстве случаев к быстрым изменениям непригодны в силу своей устаревшей архитектуры. В среднем, время выпуска нового релиза для крупной информационной системы в российских банках составляет сегодня от 3-х до 6-ти месяцев. Одним из первых эту проблему осознал Сбербанк и начал строить новую ИТ-платформу на основе микросервисной архитектуры, стремясь существенно сократить именно time to market, а позже в эту гонку включился еще целый ряд банков.

Что это такое — микросервисная архитектура? Есть ли понимание со стороны банков?

Олег Баранов: Микросервисная архитектура предполагает, что приложение разбито на небольшие компоненты — микросервисы, каждый из которых реализует законченную бизнес-функциональность. При правильном построении приложения и внутренней организации это обеспечивает возможность оперативно вносить изменения в конкретный микросервис, не затрагивая другие. То есть, можно очень быстро реализовывать бизнес-идеи и выводить их в промышленную эксплуатацию,- не ожидая выпуска большого общебанковского релиза и его интеграционного тестирования. Однако, сделать такое приложение не так-то просто. Главная проблема в том, что обеспечить time-to market, измеряемый часами или хотя бы днями, практически невозможно в legacy-системах. Готовых продуктов на рынке тоже нет, поэтому приходится разрабатывать с нуля, что могут позволить себе только довольно крупные организации.

В той или иной степени многие российские банки уже осознали масштаб проблемы, связанной с классической архитектурой банковских программных продуктов, но по факту этот «поезд» пока еще не выехал из «депо» или, в крайнем случае, может быть только начал движение. Тренд по созданию новых банковских продуктов на базе микросервисной архитектуры будет лейтмотивом последующих нескольких лет.

Как в контексте актуальности микросервисной архитектуры развивался продуктовый ряд компании «Неофлекс»?

Олег Баранов: Мы осознали масштаб проблемы несколько лет назад, и стали инвестировать в освоение новых платформ и технологий,- нарабатывать опыт разработки приложений в микросервисной архитектуре. Хочу отметить, что для существенного сокращения время внесения изменений в информационные системы организации мало разработать микросервисное приложение. Результат не будет достигнут без внедрения практик DevOps. Термин произошел от двух слов Development и Operation и обозначает набор практик, используемых для обеспечения бесшовного взаимодействия команд, отвечающих за разработку и эксплуатацию ПО. В реалиях использование DevOps — это новый уровень автоматизации процесса производства ПО: программист вносит изменения в код, нажимает кнопку и дальше новый функционал автоматически собирается, производятся все необходимые изменения на тестовых контурах, запускаются автотесты, вносятся изменения во все связанные информационные системы и т.д. Хочу обратить особое внимание, на то, что большим микросервисным приложением практически невозможно управлять без DevOps: компонентов и технологий очень много, уследить за ними «вручную» нереально.

В компании «Неофлекс» было создано специальное подразделение, в котором работают специалисты, владеющие экспертизой построения CI/CD (continuous integration/continuous delivery) и непосредственно участвующие во всех наших проектах.

Какие классы продуктов используются для реализации новой технологии разработки ПО?

Олег Баранов: Существует целый спектр продуктов для поддержки современных процессов разработки ПО — DevOps, их десятки, практически все созданы и развиваются в режиме свободно распространяемого ПО. В их числе используемые нами платформы OpenShift, Kubernetes и Mesos. Первые две используются для управления разработкой транзакционных микросервисных приложений, а третья – для аналитических Big Data-решений.

Кроме разработки транзакционных банковских приложений в новой архитектуре, что еще нового появилось в компании?

Олег Баранов: Как я уже говорил, мы много занимаемся технологиями работы с большими данными, применяя их в аналитических решениях для банков и проектах связанных с интернетом вещей (IoT). Драйвером развития на этом направлении стало написание новой версии продукта Neoflex Reporting, позволяющего автоматизировать получение отчетности для Банка России. Она получила название Neoflex Reporting Big Data Edition и уже внедрена в нескольких российских и иностранных организациях, например, в Национальном клиринговом центре (НКЦ). Интересно, что в ходе работы над этой системой был создан еще один продукт — Neoflex Datagram, выросший из желания наших программистов автоматизировать свой труд. По сути, это среда разработки для создания приложений в сфере больших данных. С ее помощью и была, создана система Neoflex Reporting Big Data Edition, которая вместо реляционной СУБД Oracle, реализована на базе Hadoop и SPARK, что, кстати, позволило существенно снизить стоимость владения системой для заказчиков, а также обеспечить ее хорошую горизонтальную масштабируемость и высокую производительность.

Расскажите чуть подробнее о проекте в Национальном Клиринговом Центре – когда он был реализован, как проводился конкурс, в какой стадии находится сегодня?

Олег Баранов: НКЦ, как известно, — расчетный банк Московской Биржи, на сегодня — 5-й по величине активов среди российских банков. Для него характерны большие объемы операций — порядка 27 миллионов проводок в день, поэтому приоритет в скорости обработки массива информации при низкой стоимости владения ИТ-системой. Мы участвовали в конкурсе и выиграли его у двух компаний, предлагавших решения c использованием классических технологий. Причем, все делали тестовый пример на реальных данных, и оказалось, что у нашего решения скорость в разы выше, а стоимость владения существенно ниже. Проект стартовал в августе прошлого года, на сегодня система работает в промышленной эксплуатации. Это наш флагманский проект, недавно вышел пресс-релиз, согласованный с Московской Биржей. Можно констатировать, что новые технологии работы с большими данными, которыми мы занимались несколько лет, уже доказали свою эффективность.

Какие еще банковские продукты или проекты, реализованные на российском банковском рынке в 2017 году, вы могли бы назвать?

Олег Баранов: У нас есть решение Know You Customer, ориентированное на банки, работающие на рынке МСБ. Бизнес-драйвером его создания стали ужесточающиеся требования ЦБ к полноте знаний о деятельности и законопослушности клиентов кредитных учреждений. В продукте реализован бизнес-процесс проверки потенциальных клиентов на этапе открытия счета в банке, а также последующий регулярный мониторинг. Вручную отслеживать такие вещи при большом количестве клиентов невозможно. Один из проектов по данному направлению реализован нами в СДМ-банке, где решение было внедрено в прошлом году на базе свободной платформы SuiteCRM, включающей в себя помимо функциональности по управлению взаимоотношениями с клиентами еще и средства управления бизнес-процессами (bpm). Система не только позволяет всестороннее проверить клиента, но и «отлавливает» в режиме реального времени операции, которые выглядят подозрительно, например, попытку отправить платеж на крупную сумму, сильно превосходящую среднедневные обороты, нестандартному контрагенту и другие подобные.

А что касается направления интернета вещей, в нем что происходило и происходит?

Олег Баранов: Что касается интернета вещей, то в основе этого направления лежат те же самые технологии стека Big Data, которые мы используем при построении аналитических решений для банков. Таким образом, изучая одни и те же технологии, мы неожиданно вышли на два разных класса задач, в разных предметных областях. Первый — аналитические решения для банков, второй — возможность получать потоковые данные с датчиков, установленных на различном оборудовании и обрабатывать их в режиме реального времени. Основное отличие здесь – необходимость так называемой потоковой или, другой термин, — стриминговой обработки данных. Наш флагманский проект по данному направлению был реализован в «ПЭК» — Первой Экспедиционной Компании.

Расскажите подробней о проекте в «ПЭК» – когда он был реализован, что именно сделано, какие технологии использовалась?

Олег Баранов: Вообще, с компанией «ПЭК» мы работаем давно и сделали для них целый ряд проектов. Решение же на базе технологий Big Data было реализовано в прошлом 2017-м году. Оно называется «Центр Управления Перевозками». Суть проекта: со 180 складов в систему поступают потоковые данные о движении груза, далее они «налету» обрабатываются с применением так называемой in-memory базы данных, в режиме реального времени строится прогноз движения груза, загрузки складов и персонала, что позволяет решать задачи оптимизации деятельности компании и, в конечном счете, повысить эффективность перевозок.

Какие еще направления развития своих продуктов компания считает важными?

Олег Баранов: В современном мире все больше товаров и услуг продается онлайн, также компании практически всех секторов экономики массово переходят к дистанционному обслуживанию своих клиентов. Значимость правильно спроектированного, эргономичного интерфейса в мобильных и веб-приложениях становится критически важной. Для того, чтобы соответствовать требованиям рынка в этой области, мы создали выделенное подразделение, CX/UX (Customer Experience/User Experience), которое фокусируется на вопросах пользовательского опыта и трансформации цифровых продуктов. Сегодня мы активно применяем инструменты, приёмы, методики и концепции CX/UX в наших проектах, причем не только в России, но и в странах дальнего зарубежья.

Каковы итоги развития компании в прошлом году – финансовые, организационные?

Олег Баранов: Рост выручки компании по итогам прошлого года составил 32%, появились новые практики, в частности упомянутые ранее DevOps и CX/UX, штат компании вырос примерно на 15%, общее количество сотрудников превысило 400 человек, в полную силу заработал новый филиал компании в городе Воронеж, в котором сформирована команда по всем основным направлениям бизнеса и открыт учебный центр на базе Воронежского Института Высоких Технологий.

Но это лишь видимая часть айсберга. Для обеспечения лучших результатов и эффективности, мы постоянно занимаемся совершенствованием и автоматизацией собственных процессов. В частности, в прошлом году мы провели реформу системы профессионального развития и карьерного роста сотрудников на основе международных принципов «живых» организаций. Прозрачная система грейдов определяет единое понимание «веса» должности для сотрудников и для руководителей, измеряет ценностный вклад сотрудников в бизнес компании, а также способствует развитию «человеческого» интеллектуального капитала.