2023/12/13 13:30:23

Цифровые технологии в высшем образовании

Статья посвящена вопросам развития высшего образования в условиях цифровой экономики (EdTech).

Содержание

Искусственный интеллект в образовании

Основная статья: Искусственный интеллект в образовании

2023

Минобрнауки разработало программу цифровизации высшего образования в России

Минобрнауки разработало программу цифровизации высшего образования в России на период 2024-2030 гг. Документ, как сообщила заместитель руководителя ведомства Дарья Кирьянова в середине декабря 2023 года, направлен на рассмотрение в правительство.

По словам Кирьяновой, реализация программы цифровой трансформации российского высшего образования включает три этапа:

  • 2024-2025 гг. Этот этап рассчитан на нотацию бизнес-процессов и переподготовку персонала;
  • 2026-2028 гг. Предполагает реинжиниринг бизнес-процессов и построение прототипа технологической платформы;
  • 2028-2030 гг. Тут запланировано масштабирование новой модели и вывод ее на промышленную эксплуатацию.

Минобрнауки разработало программу цифровизации высшего образования на период 2024-2030 гг.

Как отметила Дарья Кирьянова, в рамках цифровой трансформации высшего образования могут быть созданы суперсервисы, которые будут полезны вуза, потенциальным абитуриентам и работодателям. Среди прочего планируется дальнейшее развитие существующих платформ, позволяющих подать заявление в вуз онлайн с портала Госуслуг в виде точки входа. В дальнейшем вузы могут динамически корректировать учебные программы под требования потенциальных работодателей или предлагать различные образовательные траектории для студентов, которые уже обучаются в вузе, добавила замглавы Минобрнауки.

В декабре 2023 года Минобрнауки и «Ростелеком» заключили соглашение о взаимодействии в области цифровизации высшего образования. Договор направлен на:

  • развитие системы высшего и дополнительного образования, повышение качества обучения в области информационных технологий;
  • внедрение отечественных разработок в сферы деятельности вузов;
  • разработку инструментов мониторинга, сбора и анализа данных в части выявления потребностей университетов в цифровых продуктах отечественного производства и ряд других направлений.

Минцифры вводит электронные студенческие билеты

13 ноября 2023 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ анонсировало введение электронных зачётных книжек, студенческих билетов и других документов, подтверждающих обучение. Они будут доступны на портале Госуслуг. Подробнее здесь.

В Хабаровском крае запущены цифровые студенческие билеты

В начале ноября 2023 года в Хабаровском крае запущены цифровые студенческие билеты. В пилотном проекте участвуют Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). Подробнее здесь.

Минобрнауки направляет 29,4 млрд рублей на цифровую трансформацию науки и высшего образования

Минобрнауки направляет 29,4 млрд рублей на цифровую трансформацию науки и высшего образования. Об этом сообщается в документе, которое ведомство опубликовал в начале августа 2023 года.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, указанная сумма пойдет на создание цифровых сервисов, которые призваны снизить негативное влияние изоляции российской науки и образования от международного сообщества. Среди новых решений будут системы, которые позволят вузам в реальном времени анализировать кадровую ситуацию в разрезе специальностей, а также строить прогнозы по развитию рынка труда.

Минобрнауки направит 29,4 млрд рублей на цифровизацию науки и высшего образования

Речь идет о системе «Скраб» — она должна за счет автоматического сбора данных из разных источников предоставлять вузам ситуацию на рынке труда, прогноз по изменению спроса на кадры в горизонте пяти лет, а также сопоставлять компетенции выпускников с запросами работодателей.

Второй проект, «Серафим», предполагает создание российского фреймворка (набор инструментов для разработки продукта) ИИ, который позволит вузам проектировать образовательные программы: «Научные коллективы получают отечественный инструмент для разработки моделей ИИ для исследований, привлечения междисциплинарных специалистов и ученых». Судя по документу, разработка и эксплуатация обоих инструментов обойдется в 6,4 млрд рублей до 2030 года, отмечает газета.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.7 т

По мнению опрошенных изданием экспертов, теоретически разработать подобные системы можно, но качество аналитики на таком длинном горизонте вряд ли будет высоким. Для того, чтобы анализировать и предсказывать изменения на рынке труда, можно использовать данные сервисов по поиску работы и образовательных проектов, считает ИБ-директор Ultimate Education Дмитрий Бабчук. По его словам, анализируя новые направления обучения, спрос на специалистов и оплату, можно с большой долей вероятности строить корреляции.[1]

2022: Минцифры будет использовать Единую биометрическую систему на всех студенческих экзаменах

25 августа 2022 года стало известно о решении Минцифры использовать Единую биометрическую систему на всех студенческих экзаменах на постоянной основе. В ведомстве отметили положительные результаты эксперимента. Подробнее здесь.

2021: Правительство РФ утвердило направления цифровой трансформации науки и высшего образования

В декабре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства РФ, которым утвердил направления цифровой трансформации науки и высшего образования. Реализацией инициатив, указанных в документе, займется Минобрнауки совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами России.

В частности, речь идет о следующих стратегических направлениях цифровизации сферы науки и высшего образования:

  • искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий;
  • большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных;
  • системы распределенного реестра;
  • интернет вещей;
  • облачные технологии.

Правительство РФ утвердило направления цифровой трансформации науки и высшего образования

Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования состоит из семи проектов:

  • «Датахаб». Это система управления данными сферы науки и высшего образования, цель которой - повышение качества данных и систематизация работы с ними для их использования в принятии управленческих решений;
  • «Архитектура цифровой трансформации»;
  • «Цифровой университет». Направлен на создание и развитие цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования, охватывающих все виды бизнес-процессов;
  • Единая сервисная платформа науки. Она должна стать единой экосистемой сервисов для проведения исследований и разработок, с целью повышения их качества и доступности, а также снижения затрат путем создания единой биржи исследований и необходимой инфраструктуры;
  • «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования». Предполагает создание единой информационной среды взаимодействия образовательных организаций и поставщиков и производителей оборудования и ПО;
  • «Цифровое образование». Проект направлен на повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также формирования компетентной команды управления процессом цифровой трансформации;
  • «Сервис хаб». Представляет собой единую сервисную систему для цифровой трансформации бизнес-процессов Минобрнауки России и вузов.[2][3]

2019

Спецпредставитель президента Дмитрий Песков рассказал, как вузам выжить в эпоху цифровизации

В эпоху цифровизации вузы сталкиваются с вызовом: складывается система образования, позволяющая учить студентов гораздо более эффективно, массово и гораздо дешевле, чем сегодня это делают российские вузы, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, выступая на конференции EdCrunch 1 октября. Эффективность и онлайн, и оффлайн обучения в российских вузах предельно низкая с точки зрения экономических категорий - соотношения затрат и результатов, считает он.

В сложившихся условиях есть несколько сценариев, по которым может развиваться судьба российских вузов в ближайшие годы, полагает Песков. Один из них - «каннибалистический»: когда несколько ведущих университетов создают онлайн платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. У такого сценария много неприятных социальных последствий, отметил спецпредставитель президента.

Дмитрий Песков обрисовал сценарии развития вузов в условиях изменений в образовании на фоне цифровизации (фото - Кирилл Кухмарь/ТАСС )

Есть также сценарий, при котором университеты пользуются возникающими у них возможностями. Основных таких возможностей - три, и они отражены в нацпроектах, говорит Песков. Первое - это цифровизация, то есть, снижение своих издержек с параллельным повышением эффективности.

Второе - преобразование себя в институты, которые учатся зарабатывать средства и выходят на устойчивую траекторию, в первую очередь, программ дополнительного образования на региональном рынке. И третье - это экспорт образования: обучение зарубежных студентов и конкуренция на мировом уровне.

«
Все три возможности сегодня открыты, и в ближайшие 5-10 лет основная борьба будет происходить вокруг этих трех сюжетов: кто научится продавать услуги за рубежом, кто превратится в центр дополнительного образования, кто сможет создать эффективную цифровую платформу, - отметил Дмитрий Песков. - То есть фактически, чтобы выжить, средний университет должен размыть свой фокус.
»

Чиновник добавил, что в вопросах технологий важно отделять то, чем занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации, потому что появление, например, в вузе бухгалтерского ПО или электронного расписания - это еще не цифровой университет. И даже курсы онлайн - это еще не цифровой университет.

«
Цифровой университет - это в первую очередь про то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата, а этого можно достичь, только глубоко погрузившись в суть того, как учатся студенты, какая у них мотивация, - подчеркнул Песков.
»

Песков отметил, что есть много технологий, которые можно перенести из других сфер в сферу образования. Например, речь идет о воронках продаж. Известно, что из тех, кто обучается самостоятельно онлайн, до конца доходят 5-7%, привел статистику он. Любое повышение числа людей, самостоятельно закончивших свои программы, означает повышение образовательного результата. Есть метрики для работы с конечным потребителем, которые надо брать у маркетинга, у бизнеса, рекомендует Дмитрий Песков.

Замминистра высшего образования и науки Денис Солодовников - о цифровизации отрасли

Созданному в 2018 году Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предстоит трансформировать отрасль с помощью цифровых платформ. О контурах этих платформ и подходах к их созданию заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову в феврале 2019 года.

В сентябре 2019 года Денис Солодовников дал еще одно интервью TAdviser, в котором более детально рассказал о готовящихся цифровых образовательных платформах. К ним относятся, в частности, интеграционная платформа непрерывного образования и вторая - современная цифровая образовательная среда.

Проектировать эти платформы Минобрнауки предстоит совместно с Министерством цифрового развития: определить единое архитектурное пространство существующих и создаваемых решений, разработать концепцию и дорожную карту развития. Задачи по разработке решено выполнять уже после проектирования, а именно в 2020 году.

2018: Утверждение плана мероприятий «Кадры и образование» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика»

По итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, прошедшего 9 февраля 2018 года, утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Подробнее здесь.

См. также

Образование в России

Примечания