2020/07/24 10:42:29

Как меняются ИТ-бюджеты федеральных госорганов в России. Ранкинг TAdviser

В ранкинге представлены сведения по плановым и фактическим объемам ИТ-расходов федеральных органов власти за 2019 год и дано их сравнение с данными 2018 года. При том, что общая сумма федеральных ИТ-затрат за год увеличились примерно на 10% (2018 – 118,8 млрд рублей, 2019 – 130,4 млрд рублей), на уровне отдельных ведомств картина была очень пестрой – от роста в 1,5-3 раза до снижения на 40-60%. Статья входит в обзор "Информатизация госсектора"

Содержание

Как готовилось исследование

В 2020 году исполнилось 5 лет с момента публикации первого обзора TAdviser, посвященного ИТ-расходам федеральных органов власти. На протяжении всех прошлых лет каждая такая публикация становилась предметом повышенного интереса читателей, а оценки бюджетов, дававшиеся экспертами TAdviser на основании собственной методики анализа и нередко расходившиеся (как правило, в сторону увеличения) с официально публикуемыми данными, вызывали неизменный интерес читателей и СМИ.

Общая сумма федеральных ИТ-затрат за год увеличились примерно на 10% (2018 – 118,8 млрд рублей, 2019 – 130,4 млрд рублей), но на уровне отдельных ведомств картина была очень пестрой

Доступность и качество данных по ИТ-бюджетам – все еще проблема

В 2016 г. первый обзор TAdviser по ИТ-бюджетам 2015 года был подготовлен на основании открытой информации, размещенной на Портале координации АИС УВиРИ (в 2013-2016 гг. это была основная ГИС, использующаяся в процессах координации госинформатизации). Однако, уже начиная с 2017 года сбор информации для ежегодных обзоров TAdviser превратился в своеобразные информационно-археологические изыскания (подробнее об этом см. статью «Как открытость госИТ превращалась в закрытость. Хроники деградации»). Экспертам приходилось собирать информацию буквально по крупицам, изучая планы информатизации (ПИ) федеральных ведомств, публиковавшиеся на официальных сайтах. Особую сложность для анализа представляла та особенность публикации ПИ, что в них включались только «поштучно» согласованные с Минкомсвязью мероприятия по информатизации и не указывался полный размер ИТ-бюджета ведомства. В течение года каждое ведомство публиковало порядка 10 версий своего ПИ, и более-менее реалистично оценить размер ИТ-бюджета удавалось только к концу года, когда в плане оказывались практически все изначально предусмотренные мероприятия.

Только в начале 2020 года Минкомсвязь России начала публиковать в составе открытых данных на портале ФГИС КИ сведения о плановых объемах бюджетов на информатизацию федеральных ведомств, согласующих свои ИТ-расходы с Минкомсвязью. Из более чем 80 органов государственной власти, за расходами которых в сфере ИТ уже несколько лет наблюдает TAdviser, в набор открытых данных включены цифры только по 70 ФОИВ за период 2017-2019 гг., при этом по некоторым ведомствам отсутствуют данные за отдельные годы, хотя, во ФГИС КИ эти сведения имеются.

Более 10 федеральных органов государственной власти имеют право расходовать средства на ИТ без согласования с Минкомсвязью и могут размещать сведения в ФГИС КИ только с целью информирования регулятора. Некоторые ОГВ из группы «льготников» (Генпрокуратура России, Счетная Палата РФ и ряд других) используют ФГИС КИ с целью обеспечения собственных процессов планирования ИТ-расходов, однако, в Минкомсвязи не публикуют данные этих ведомств, несмотря на их наличие.

Определенное недоумение вызывает также то обстоятельство, что Минкомсвязь не публикует сведений о фактическом исполнении ИТ-бюджетов, хотя, отчеты об исполнении планов информатизации завершившегося года ежегодно готовятся федеральными ведомствами в течения января-марта следующего года.

Именно из-за стабильного недостатка официальной информации по ведомственным ИТ-бюджетам от Минкомсвязи и от самих ФОИВ экспертам TAdviser пришлось искать новые источники, способные закрыть информационную брешь. Главным таким источником стали отчеты Казначейства России, размещаемые на официальном сайте ведомства. В них публикуются данные об утверждении и исполнении бюджетов по группам и видам расходов. Поскольку в настоящее время в ПИ федеральных ведомств включаются только бюджетные расходы с кодом вида расходов 242, упомянутые отчеты позволили получить достоверную информацию о реальном уровне исполнения ИТ-расходов ведомств.

К сожалению, из отчетов Казначейства оказалось невозможно получить данные о планировавшихся объемах ИТ-расходов, т.к. плановые объемы даны с меньшей степенью детализации, только в разрезе групп расходов (вид расходов 242 входит в группу расходов 200). Поэтому в таблице ранкинга плановые объемы ИТ-бюджетов даны на основании открытых данных из ФГИС КИ.

Приближение к реальности

Именно после того, как в ходе работы над ранкингом ИТ-бюджетов 2019 года было обнаружено, что в открытом доступе имеются официальные данные по исполнению бюджетов в разрезе видов расходов, эксперты TAdviser приняли решение изменить основной принцип ранжирования, приблизив его к реальности. Ведомства в новом ранкинге расставлены не в порядке планировавшихся объемов ИТ-затрат, а по реально израсходованным бюджетным средствам.

Эксперты считают, что такой принцип ранжирования является более корректным. Кроме того, интересным представляется сопоставление ведомственных планов информатизации с реальными затратами – с этой целью в таблицу включен столбец «Плановый бюджет», по данным которого в предыдущие годы и происходило ранжирование. По некоторым ФОИВ разница между плановыми и фактическими объемами ИТ-бюджетов является весьма заметной, что может свидетельствовать не столько о недостатках процессов планирования, сколько о каких-то непредвиденных обстоятельствах, возникших уже в ходе исполнения бюджета. Так, например, тот факт, что исполнение ИТ-бюджета Пенсионного фонда в 2019 году составило только 65% от запланированного объема (см. Табл. 1 ниже) однозначно связан с уголовным делом против заместителя руководителя ПФР Алексея Иванова, отвечавшего в фонде за ИТ.

Ранкинг федеральных ИТ-бюджетов в 2018-2019 гг.

В Табл. 1 представлен ранкинг ИТ-бюджетов федеральных органов власти, критерием ранжирования в котором стал объем исполнения бюджетов (столбец «Исполнение (данные Казначейства)»). Легко видеть, что при старом варианте ранжирования – по запланированному объему ИТ-бюджетов – некоторые из ведомств занимали бы немного другие позиции в ранкинге, хотя, существенных изменений в общую картину новый критерий ранжирования так и не внёс.

Зато само по себе добавление данных по исполнению бюджетов позволило выявить ранее не отмечавшиеся нюансы. Вот лишь некоторые из таких нюансов, более детальный разбор которых требует отдельного анализа:
1. Плановый объем ИТ-бюджета ФАС России в 2019 году был на уровне более 536 млн рублей, а исполнение составило только 147,5 млн (27,5%). Почему остались неизрасходованными почти 390 млн рублей и для каких целей они были предназначены?
2. Росреестр из запланированных изначально почти 3,7 млрд рублей израсходовал 2,9 млрд (уровень исполнения бюджета – 79%). Почему Росреестр позволяет себе не израсходовать средств в несколько раз больше, чем другие ведомства могут вообще запланировать? Почти 770 млн рублей, которые запланировал потратить, но не потратил Росреестр, превышают суммарный ИТ-бюджет 17 ведомств, занимающих в ранкинге места с 65 по 81.
3. Старое Минобрнауки, существовавшее до 2018 года, в среднем, в 2015-2018 гг. тратило на ИТ ежегодно порядка 120-140 млн рублей. А ИТ-бюджеты образованных на его базе двух новых министерств – Минпросвещения и нового Минобрнауки, - унаследовавших и разделивших между собой ИТ-инфраструктуру предшественника, составили в 2019 году более 850 млн и более 430 млн соответственно, то есть суммарно примерно в 10 раз больше, чем у старого министерства. Причем, более 1 млрд рублей оба ведомства потратили в 2019 году. На что ушли эти суммы?

Не менее интересным представляется сопоставление динамики ИТ-бюджетов ведомств в 2019 году с предыдущим годом. При том, что общие федеральные ИТ-затраты за год увеличились примерно на 10% (2018 – исполнено 118,8 млрд, 2019 – исполнено 130,4 млрд), на уровне отдельных ведомств картина была очень пестрой – от роста в 1,5-3 раза до снижения на 40-60%. При этом у некоторых ведомств наблюдавшееся снижение исполнения ИТ-бюджета в 2019 году оказывалось при ближайшем рассмотрении просто возвращением к стандартному уровню расходов от внезапного скачка, происшедшего годом ранее.

1. Так, Росрезерв, планировавший в 2018 году ИТ-затраты на уровне около 240 млн рублей, в реальности израсходовал 711 млн рублей, после чего вернулся на средний для себя уровень, близкий к 300 млн рублей ежегодно.
2. А Росалкогольрегулирование, в последние 3 года (2016-2018) имевшее ИТ-бюджет между 150 и 200 млн рублей, в 2019 году увеличило его в плане до 790 млн рублей, а потратило практически 800 млн.
3. Генпрокуратура России запланировала в 2019 году ИТ-расходы на сумму почти в 8,5 млрд рублей (в 3 раза больше, чем годом ранее) и практически всю эту сумму израсходовала. Такой резкий рост ИТ-расходов в главном надзорном ведомстве страны, вероятно, обусловлен активной фазой цифровой трансформации (подробнее).
4. Более, чем в 1,5 раза вырос в 2019 году ИТ-бюджет и у Росгвардии – с 2,86 млрд рублей до 4,5 млрд, причем, исполнение бюджета составило 4,2 млрд (93%).
5. ИТ-бюджет МВД России также увеличился в 2019 году почти в 1,5 раза – и по общему объему, и по исполнению. В 2019 году, напомним, тогда премьер-министр Дмитрий Медведев анонсировал большие планы по обновлению ИКТ-инфраструктуры ведомства (подробнее).
6. Минэкономразвития, стабильно находившееся в течение нескольких лет в начале третьей десятки ранкинга с ИТ-бюджетами от 400 до 800 млн рублей, внезапно совершило в 2019 году скачок сразу на 16 позиций вверх по размеру исполненного ИТ-бюджета – почти 1,7 млрд рублей против 460 млн годом ранее. С чем связана эта аномалия ИТ-бюджета?

Табл. 1 Ранкинг TAdviser федеральных ИТ-бюджетов в 2018-2019 гг., тыс. рублей
2019 2018
Наименование ОГВ Плановый бюджет (данные ФГИС КИ) Исполнение (данные Казначейства) ▼ Ранкинг по плану Процент исполнения Ранкинг по исполнению Динамика по исполнению 2018-2019 Динамика в ранкинге по исполнению- Плановый бюджет (данные TAdviser) Исполнение (данные Казначейства) Ранкинг по плану Ранкинг по исполнению
ФНС России 17 817 572,1 17 402 590 1 97,67% 1 90,18% 0 19 105 718,5 19 298 304,1 1 1
Минкомсвязь 16 802 481,3 15 607 983,2 2 92,89% 2 123,72% 113 615 751,5 12 615 145 3 3
МВД России 9 858 523,71 9 938 138,5 4 100,81% 3 146,31% 2 7 040 868,3 6 792 324,3 5 5
Казначейство России 9 752 555,1 9 820 165,4 5 100,69% 4 99,44% 0 10 689 782,1 9 875 895,9 4 4
ПФР 14 593 815,1 9 490 409,7 3 65,03% 5 63,03% -3 15 748 792 15057 153 2 2
Генпрокуратура н/д 8448 845,6 н/д н/д 6 300,24% 5 2 874 676,7 2 814 060,9 11 11
СД при ВС РФ н/д 5 554 125 н/д н/д 7 103,45% 3 3 102 384 5 368 832,8 10 6
ФТС России 5 545 326,3 5 403 720,1 6 97,45% 8 101,73% -2 6 202 599 5 311 732,6 6 7
Росгвардия 4 548 874,4 4 231 647 7 93,03% 9 153,79% 3 2 860 187 2 751 506,9 12 12
Минобороны 3 881 321,5 3 942 032,5 8 101,56% 10 99,36% -2 4122077,2 3967397,5 8 9
ФСС3 445 663 3 217 769,5 10 93,39% 11 99,04% -2 3 335 663 3 249 014,8 9 10
Росреестр 3 669 102 2 901 748,2 9 79,09% 12 72,06% -5 4 479 087,3 4 027 040,2 7 8
Минфин2 709 499,4 2 510 390,2 11 92,65% 13 143,41% 3 1 824 545,2 1 750 537,9 16 16
ФСО России н/д 2 360 425,9 н/д н/д 14 450,2% 16 524 306 524 301 30 29
Минтранс2303882,6 2 357 944 12 102,35% 15 111,32% -1 2 073 497,3 2 118 200,1 14 13
Росстат 2 182 073,5 2 071 318,3 13 94,92% 16 99,88% -3 2 083 536 2 073 734,2 13 14
Центризбирком н/д 1 820 062,2 н/д н/д 17 96,3% -2 1 975 635,8 1 890 054,9 15 15
Минэкономразвития1 829 660,5 1 688 155 14 92,27% 18 365,84% 16 425 749,3 461 447,8 3432
ФСИН России1 549 421,21 662 401,1 16 107,29% 19 99,39% -2 1 639 864 1 672 547,6 17 17
ФССП России 1 806 638,2 1 439 122,1 15 79,66% 20 97,98% -2 1 498 656,2 1 468 854,418 18
МЧС России 1 366 989,7 1 355 719,3 17 99,18% 21 165,06% 2 884 633,5 821 372,8 23 22
Росавтодор1 132 416,9 1 169 595,1 18 103,28% 22 165,25%0 886 491,3 707 777 22 24
Минздрав России 1 119 859 1 161 104,5 19 103,68% 23 131,55% -3 1 005 870,8 882 604 20 20
МИД России 948 056,01 911 881,0 20 96,18% 24 103,78% -3 942 416,1 878 705,2 21 21
Минсельхоз654 818,4 897 606,9 27 137,08% 25 253,84% 3 587 230 353 609,7 28 37
Следственный комитет н/д 852 950,6 н/д н/д 26 81,57% -7 1 184 462,1 1 045 621,1 19 19
Росалкогольрегулирование788 194,9 799 688,8 23101,46% 27 445,14% 22 203 369,2 179 647,7 49 50
Росфинмониторинг 697 848,3 695 041,3 24 99,6% 28 139,76% 4 498 729,9 497 309,8 32 31
Ространснадзор 613 204,6 684 161,2 28 111,57% 29 108,49% -3 641 592 630 646,5 26 27
Роструд788 328,3 678 265,1 22 86,04% 30 149,09% 1 501 340,8 454 947,6 31 33
Минтруд 678 802,5 658 331,2 25 96,98% 31 94,56% -7 746 947,5 696 184,3 24 25
Росимущество677 051,6 635 401,8 26 93,85% 32 98,94% -7 670 910,4 642 209,8 25 26
Минпросвещения 852 873,2 631 315 21 74,02% 33 -33 Создано в 2018 г. ИТ-расходов в 2018 году не было
Роспотребнадзор526 144,5 527 552,4 30 100,27%34 101,18% -5 543 751,9 521 424,7 29 30
ФФОМС 420 849,7 417 274,8 33 99,15% 35 147,49% 5 285 347,7 282 922,6 40 39
Роскомнадзор396 812,5 399 303,9 34 100,63% 36 66,93% -9 601 639,3 596 571,5 27 28
Минобрнауки 433 907,8 393 574,7 32 90,7% 37 359,56% 6 272 348,5 109 458,7 43 57
Минпромторг 324 000 349 090,7 37 107,74% 38 92,43% -2 391 342,20 377 669,8 36 35
Счетная палата 327 405 335 662 36 102,52% 39 116,78% 0 295 560,2 287 427,7 39 38
Управделами Президента 350 562,70 306 942,1 35 87,56% 40 153,38% -5 408 255,70200 120,2 35 48
Росздравнадзор 286 682,4 278 077,7 39 97% 41 105,96% 1 273 640,3 262 432,2 42 41
Росрезерв 263 629,9 262 887 40 99,72% 42 36,95% 3 238 360,5 711 443,5 45 23
Россельхознадзор 250 898,97 249 636,5 41 99,5% 43 111,91% 3 233 405,8 223 075,2 46 46
Минкультуры 243 569,7 229 697,9 42 94,3% 44 62,19% -7 390 014,1 369 364 37 36
Государственная дума н/д 217 272,2 н/д н/д 45 84,79% -1 251 540 256 238,5 44 43
Верховный Суд н/д 204 921,4 н/д н/д 46 80,63% -5 279 024,4 254154,7 41 44
Минстрой 307 429,90 194 106,7 38 63,14% 47 92,94% 1 204 365,2 208 852 48 47
Ростехнадзор 222 297,6 189 932,343 85,44% 48 82,22% -1 230 991,3 231 007,3 47 45
Рособрнадзор 189 101,1 181749,4 45 96,11% 49 46,14% -16 429 474 393 872,9 33 34
Росстандарт 177 851,4 175 005,2 46 98,4% 50 92,47% 0 195 126,2 189 262 50 49
Совет Федерации н/д 169 413 н/д н/д 51 189,9% 0 174 400 89 213,9 51 61
ФАС России 536 782,4 147 529,1 29 27,48% 52 104,38% 3 143 150 141 335,1 55 52
Минюст 198 313,80 147 500,3 44 74,38% 53 54,51% -15 349 265,3 270 568,6 38 40
Росаккредитация 85 746,1 142 167,2 56 165,8% 54 55,2% 0 158 889,1 257 559 54 42
Росприроднадзор 150 508,72 134 094,5 48 89,09% 55 115,31% -3 172 983,5 116 294,1 52 54
Роспатент 161 238,6 130 443 47 80,9% 56 818,95% 24 16 223,9 15 928,2 80 78
Росавиация 131 381,2 128 643,1 50 97,92% 57 98,9% -1 133 149 130 079,7 56 53
Минэнерго 126 719,6 123 808,5 51 97,7% 58 144,60% 4 104 486,2 85 619,6 62 62
Минвостокразвития 124 105,1 123 013,4 53 99,12% 59 108,33% -2 119 048,2 113 549,5 57 55
ФСБ России н/д 116105,8 н/д н/д 60 157,66% 4 80 664,7 73 642,8 64 64
Роснедра 60 954,2 101 831 59 1 67,06% 62 109,41% -2 105 430 93075,9 60 60
Росрыболовство 104 369,1 93292,4 54 89,39% б3 112,12% -2 104 630,5 83207,2 61 63
Россотрудничество 462 385,8 92 544,6 31 20,01% 64 86,9% 2 64 924,8 106 490 66 58
Ростуризм 124486,4 89827,5 52 72,16% 65 170,44% 4 55895,5 52704,3 69 67
Росводресурсы 92378,3 83 425,8 55 90,31% 66 75,08% -8 114 443,6 111 114,1 58 56
Росморречфлот68 532 67 411,9 57 98,37%67 104,18% -2 69 884,3 64 707,3 65 65
ГФС России 62032,54 58931,3 58 95% 68 96,25% -1 62208,7 61228,7 67 66
Росархив 52521,6 56 315,8 61 107,22% 69 60,13% -6 98 278,9 93 657,1 63 59
Конституционный Суд н/д 48691,2 н/д н/д 70 174,32% 3 36689,8 27931,8 73 73
Роспечать48 799,4 47 996,8 62 98,36% 71 95,93% -3 57 474,4 50 030,6 68 69
Росжелдор 57 841,24 45 370,5 60 78,49% 72 97,86% -1 48589,5 46361,3 71 70
ФМБА России 48555,8 44746,4 63 92,15% 73 86,95% -3 51768,3 51464,5 70 68
ФАДН н/д 41000,7 н/д 74 240,48% 3 20600 17049,8 77 76
Минкавказ (до 2020) 48500 40611,9 64 83,74% 75 246,73% 1 23 069,6 16 459,8 76 77
Росмолодежь 33107,8 32989,1 66 99,64% 76 99,76% -2 34181,5 33069,5 74 72
Россвязь24 216,8 24 118,8 67 99,6% 77 100,85% -2 24 246,7 23 916,7 75 74
Минспорт 41 234,6 18636,7 65 45,2% 78 50,82% -6 47 824 36 673,1 72 71
ФСВТС 17 386,2 17142,3 69 98,6% 79 110,97% 2 15 520,3 15 447,9 81 80
Росгидромет 18 432,8 16 951,3 68 91,96% 80 110,3% -1 16 796,1 15368,1 79 81
Минприроды 10 993,9 9 130,8 70 83,05% 81 64,79% -317 832,5 14 091,8 78 82
Офис УПЧ РФ н/д 7064,4 н/д н/д 82 44,41% 0 н/д 15 906,0 82 79
Минобрнауки (до 2018) Преобразовано в 2018 г. Включено в таблицу для отображения данных 2018 года 107 403 22 871,7 59 75
Всего120 376 992,4130 427 606,0 122 302 078 118 845 932,5

Прогноз на 2020 год

Давать прогноз на год, половина из которого уже прошла, - не самое рациональное занятие для экспертов. В это время все планы информатизации ФОИВ уже не только должны быть согласованы и опубликованы, но и активно исполняться. В целом, так и происходит, несмотря на чрезвычайные обстоятельства 2020 года – это можно увидеть, если проанализировать данные по объявляемым ведомствами закупкам и заключаемым контрактам.

К сожалению, Минкомсвязь России в открытых данных, публикуемых на портале ФГИС КИ, до сих пор (по состоянию на 21.07.2020) не показало плановые цифры ИТ-бюджетов ведомств на 2020 год.

Предварительный прогноз экспертов TAdviser по суммарному объему ИТ-бюджетов федеральных ведомств в той трактовке, которая использовалась в предыдущих ранкингах (по запланированным объемам по виду расходов 242), показывает, что кардинальных изменений ожидать не приходится – оценка находится на уровне 125-130 млрд рублей. Но вполне возможно, что часть из этого объема средств останется неизрасходованной – именно из-за того, что нормальные процессы деловой активности были существенно нарушены весной 2020 года, и документы по ряду планировавшихся крупных закупок оформлялись со значительной корректировкой по срокам.

Следует также оговориться, что во второй серии обзора, готовящейся к публикации, эксперты планируют для 2020 года представить оценку, базирующуюся на обновленной и расширенной методике. Так, в эту оценку планируется добавить данные по ИТ-расходам подведомственных организаций федерального подчинения, а также бюджеты ИТ-мероприятий из состава национальных/федеральных проектов, которые финансируются по видам расходов, не подпадающим под требования обязательного согласования с Минкомсвязью России.

По очень предварительным оценкам, эта «дельта» может составить несколько десятков (порядка 50-60) миллиардов рублей.

Читайте также