2020/09/02 17:02:03

Никита Назаров, «Черная бухгалтерия»: Мы противопоставляем себя калькуляторным сервисам учёта и бухгалтерам-одиночкам

Бренд-директор «Черной бухгалтерии» Никита Назаров в интервью TAdviser рассказал о том, как новый сервис позволяет оптимизировать затраты компании на ведение налогового и кадрового учета, а также обезопасить свой бизнес перед банками.

Никита
Назаров
Чёрная Бухгалтерия — это культурный код и реалии российского бизнеса

Начнем с главного — как создавался сервис и почему «Черная бухгалтерия»?

Никита Назаров: Чёрная Бухгалтерия — это культурный код и реалии российского бизнеса. Только в нашем случае всё чёрным по белому, без бюрократии. Много лет мы развивали сервис в лучших банках, изучив все «больные места» предпринимателей и внутреннюю кухню налогово-банковской системы. Противопоставив себя калькуляторным сервисам учёта и бухгалтерам-одиночкам, мы вышли на рынок в конце 2019 года.

На первой сотне клиентов отладили алгоритмы и внутренние процессы, а во время карантина начали предлагать услуги по подаче заявлений на субсидии. Благодаря высокой автоматизации и отсутствию издержек на разработку собственных интерфейсов, мы смогли предложить предпринимателям тот уровень сервиса, который бы хотели получать сами: технологичность, мобильность, человеческое общение в удобном формате. И всё это за реальную стоимость, без мишуры.

У вас довольно провокационное название. Не боялись, что кого-то будет отпугивать?

Никита Назаров: В действительности оно здорово работает! Уверен, что многие читатели этого интервью, заинтересовались и нажали на ссылку именно благодаря названию. Мы только вышли на рынок, а о нас уже все знают. Редко встречаем по этому поводу негативные комментарии, скорее это всегда соревнование — кто лучше пошутит.

Сейчас мы начинаем процедуру регистрации «черной бухгалтерии» как собственного товарного знака. Считаю, что это будет одним из самых значимых и громких кейсов в Роспатенте.

Сложно представить себе финтех-сервис без приложения. Насколько оно необходимо для вас с технической точки зрения?

Никита Назаров: Позволю себе сравнить учёт с блюдом в ресторане. Когда вы сделали заказ и голодны, для вас имеет значение только качество и оперативность полученного результата. Так и у нас, клиент не видит процесса приготовления, мы не предлагаем ему нарезать овощи самому. Настроив обмен выписками, мы ведём учёт и подаём отчётность, выдавая клиенту готовую платёжку на оплату. Зачем лишний интерфейс?

Рынок почти всегда подстраивается под пользователей. Несколько лет назад зародился тренд на приложения-агрегаторы, основная идея которых сводилась к максимальному функционалу и доступности. Решить максимум задач клиента за минимальное количество кликов. Сегодня таким инструментом стали мессенджеры. Любой вопрос клиента мы решаем через личное общение с ассистентом, и это делает нас ближе! А сэкономленные деньги мы лучше вложим в разработку новых продуктов, которые сделают ведение бизнеса ещё комфортнее.

На рынке бухгалтерских услуг высокая конкуренция. Что отличает ваш сервис?

Никита Назаров: Быстро, выгодно, с ответственностью за результат. Мы предлагаем предпринимателям «менять бухгалтерию на чёрную», потому что позволяем вообще забыть о этой стороне бизнеса. Те, кто переходят к нам с калькуляторных селф-сервисов (те, куда нужно вносить данные самостоятельно), начинают экономить в среднем 40 тысяч в год, благодаря вычетам и оптимизации.

Многие до сих пор тратят своё время на самостоятельное ведение учёта, либо доверяют это дело бухгалтерам-одиночкам. В любом случае, ответственность за ошибки в расчётах остаётся на плечах самого предпринимателя, а мы от них страхуем по договору: если по нашей вине клиент получит штраф от налоговой, мы его оплатим. Добавим сюда низкую стоимость обслуживания (70% клиентов обслуживаются на тарифе 3000 рублей в год) и уникальную систему защиты от блокировок счёта, вот вам и уникальное предложение.

Налоговый учёт — не единственный продукт «Чёрной Бухгалтерии». Какие ещё сервисы вы предлагаете?

Никита Назаров: Мы полностью берём на себя ведение налогового и кадрового учёта для действующих предприятий, помогаем корректно начать работу тем, кто только задумывается об открытии своего дела — регистрация, открытие счёта в банке, подбор ОКВЭД и многое другое.

Особым поводом для гордости является наш сервис комплаенс-поддержки. Мы единственный сервис по подписке, который защищает предпринимателей от блокировки счёта по 115-ФЗ. Мы не просто отображаем риски и проверяем контрагентов, но и помогаем в прохождении банковских проверок, позволяя многим отраслям сохранить деньги и репутацию. О том, почему это важно, мы рассказали в статье о продукте.

Как часто у ваших клиентов возникает потребность в комплаенс-поддержке? Это востребованный продукт?

Никита Назаров: По неофициальным данным, более миллиона предпринимателей подозревались в нарушении требований закона «о противодействии легализации преступных средств», большинству из них заблокировали счёт и испортили репутацию. В основном опцию подключают те, кто уже сталкивался с такой проверкой в банке и понимает, о чём идёт речь. Сейчас нашей комплаенс-поддержкой постоянно пользуются 73 ИП и 22 организации.

В основном, это предприятия из сферы строительства и грузоперевозок, ИТ и сфера услуг. Операции таких клиентов вызывают подозрения у алгоритмов банка, запуская затяжную процедуру проверки. Если вовремя не предоставить в банк запрошенные сведения по таким операциям, то банк отказывает в дальнейшем обслуживании. Счет замораживается, клиент не может пользоваться своими деньгами, а его деловая репутация испорчена — в других банках счёт становится открыть очень сложно.

Итак, клиент приобретает подписку на соответствие Закону 115-ФЗ. Что происходит дальше?

Никита Назаров: С момента приобретения клиентом комплаенс-подписки мы открываем ему доступ к чат-боту в Telegram. На основе алгоритмов прогнозирования и обработки выписок, наши специалисты готовят развернутые отчеты о рисках блокировки счёта. На этом этапе клиент получает рекомендации о том, как именно стоит проводить операции и с кем, чтобы не столкнуться с проблемами. Тем не менее, проверок избежать получается не всегда, потому что банки по закону обязаны проводить их раз в год. На этот случай наши клиенты всегда могут пройти видео-консультацию с личным ассистентом, это входит в стоимость подписки.

Здесь важно отметить, что наши специалисты являются бывшими сотрудниками банковских отделов мониторинга. Поэтому они знают внутреннюю «кухню» банка изнутри и помогают предпринимателю корректно проходить процедуры проверки. Они помогут составить экономическое обоснование по операциям, вызвавшим у банка сомнения, и даже подать ходатайство в регулятор, если банк выдвинет неправомерное решение о блокировки с удержанием комиссии. То есть, даже если счет заблокируют, мы сможем вернуть деньги и репутацию нашего клиента. Так произошло с одним из наших клиентов — подробнее об этом читайте здесь.

Вернемся ненадолго к названию сервиса в другом контексте – оно может вызвать некорректные ассоциации у «неправильных клиентов», которые могут обращаться за соответствующими, «неправильными» услугами…

Никита Назаров: Действительно, периодически к нам обращаются с недвусмысленными вопросами, но мы всегда сразу определяем тех, кто торгует налом и отказываем в обслуживании. Таким компаниям не помочь, рано или поздно их счета всё равно заблокируют и внесут в чёрный список. Таких очень мало, ведь переходя по ссылке, они видят вполне понятное предложение, что чёрная бухгалтерия — это именно сервис ведения налогового учета для предпринимателей по цене, доступной, без сомнений, каждому.

Чтобы качественно изучать своих клиентов и их контрагентов, нужны источники информации. На какие данные опираются специалисты компании?

Никита Назаров: Есть общедоступные базы – например, службы судебных приставов, сайт налоговой, проверка директора. Кроме того, есть закрытый межбанковский рейтинг и список 550-П. Не могу раскрыть всех деталей, но это основная часть нашего алгоритма. В основном мы используем его для проверки контрагентов клиента: если у кого-то из них оказывается низкая репутация, мы сообщаем об этом в отчете.

Какова технологическая база ваших сервисов? Не беря в счёт мессенджер и чат-бота?

Никита Назаров: У нас большие амбиции и желание развивать сервис, но фактически мы ещё в стадии роста из стартапа в компанию. Для текущих задач нам хватает известных решений: мы перехватываем банковские выписки с помощью «1С: ДиректБанк», а далее в работу вступает алгоритм, написанный на платформе .NET — он распознаёт типы документов для отчётности, и производит расчёты по заданному сценарию. Налоговый ассистент проверяет результат и подготавливает платёжку в налоговую. Все статусы и процесс работы с клиентом мы фиксируем в AmoCRM. В разработке уже находятся инструменты аналитики и администрирования, которые помогут нам эффективнее управлять процессами компании.

Поговорим о портрете клиента. Какого клиента вы обслуживаете с максимальной эффективностью?

Никита Назаров: Наш клиент – практически любой представитель малого бизнеса: индивидуальный предприниматель на УСН доходы, ЕНВД и Патенте. Мы заметили, что среди наших клиентов много тех, кто ведёт деятельность по агентским договорам с Delivery Club, Wildberries, Яндекс, СДЭК и другими крупными компаниями. Наш алгоритм довольно быстро выделил таких агентов в отдельный паттерн и облегчил нам ведение учёта, позволив предлагать выгодные условия. По такому принципу все наши клиенты поделены по типу бизнеса и сценариям работы.

На «чёрную» перешли и некоторые бухгалтеры-фрилансеры. Они ведут несколько фирм одновременно, поэтому отдать налоговый и кадровый учёт «в субаренду» оказалось для них выгодным решением, и позволило взять ещё несколько заказчиков. Нам интересно с ними сотрудничать, ведь такой бухгалтер приводит к нам своих клиентов, в среднем, на 30-40 тысяч рублей.

Вы занимаетесь предварительным изучением нового клиента или в этом нет необходимости?

Никита Назаров: Она всегда есть, ведь конечная стоимость и тариф клиента, зависят от особенностей его бизнеса. Сразу после получения заявки, мы запрашиваем у предпринимателей основные сведения: систему налогообложения, в каких банках открыты расчетные счета, кто его покупатели, проводит ли он операции в валюте, есть ли агентский договор, нужно ли вести учет наличных, которые не проходят через кассу, требуется ли провести учет по итогам прошлого года, незакрытый предыдущим бухгалтером, и другие сведения. В зависимости от этих и других нагрузок, мы подбираем тариф. В большинстве случаев, с первичной верификацией справляется наш чат-бот.

Какие из ваших продуктов наиболее популярны? Как распределены клиенты между ними?

Никита Назаров: 70% наших клиентов обслуживаются по ведению налогового учета, это примерно 600 предпринимателей. Ещё 15% клиентской базы – доверили нам вести кадровый учет. Для этой категории мы занимаемся оформлением сотрудников при устройстве на предприятие, расчетом зарплаты, оформлением больничных, ведением всей необходимой кадровой отчетности. Оставшиеся 15% наших клиентов пользуются услугами комплаенс-офицера. Среди них есть и крупные организации, заботящиеся о своей репутации.

Расскажите о планах компании на ближайший период. Вы планируете выводить на рынок новые сервисы?

Никита Назаров: Я вскользь упоминал о планах на техническое развитие и оптимизацию алгоритмов. Это позволит нам расширить продуктовую линейку, охватить больше отраслей бизнеса. В обозримом будущем мы планируем создать отдельный тариф для бухгалтеров, которые ведут учёт для нескольких компаний. Поначалу мы остро противопоставляли свои услуги, потому что именно такие бухгалтеры-фрилансеры являются нашим основным конкурентом, но со временем убедились в ценности сотрудничества — мы экономим им время, а они приводят к нам клиентов на ведение налогового учёта. За собой они оставляют, как правило, обработку первичной документации и составление закрывающих документов, а остальное будем делать мы.

Как вы справляетесь с таким объёмом работы? Пандемия оставила отпечаток на вашем бизнесе?

Никита Назаров: Сейчас в «Чёрной бухгалтерии» работает тринадцать специалистов. Пятеро из них – налоговые ассистенты, которые проверяют работу алгоритма и консультируют клиентов по бухгалтерским вопросам. Мы следуем концепции автоматизированного сервиса с человеческим лицом, поэтому наши специалисты всегда готовы провести с клиентом консультации тет-а-тет.

В отчётные периоды бывает нелегко из-за возрастающей нагрузки, а решение рабочих вопросов на дистанции (спасибо, пандемия!) заставило нас привыкнуть к новой реальности. Тем не менее, на качестве сервиса это не сказалось, а даже наоборот. Облачными становятся не только сервисы, но и рабочие пространства. Консервативные взгляды и суеверия остались в прошлом, а будущее будет таким, каким его создадим мы!