2013/06/17 02:23:22

Антон Саламатов: Мы заложили основу для консолидации отчетности в рамках всего банка

Стандартных BI-проектов, как известно, не бывает. Свои различия накладывает не только специфика отрасли, но и особенности бизнеса – в данном случае, конкретного банка. О том, как решались задачи консолидации отчетности и перехода на единый способ представления информации в различных подразделениях, какие критерии лежали в основе выбора аналитической платформы, и каких в итоге удалось достичь результатов, редакции TAdviser рассказал Антон Саламатов, начальник управления развития информационно-аналитических систем АКБ «Росевробанк».

Каталог BI-решений и проектов доступен на TAdviser.

TAdviser: Скажите, пожалуйста, как вы подошли к необходимости создания аналитической системы? Использовался ли в АКБ РосЕвроБанк какой-либо аналитический инструмент до старта проекта?


Антон Саламатов: Традиционно в банке использовался так называемый «раздельный» подход к выпуску управленческой отчетности. Бизнес-подразделения готовили пересекающиеся во многом отчеты с представлением одних и тех же данных, но обработанных по разным алгоритмам, что приводило к расхождениям в итоговых данных. Внедрение аналитической системы позволило облегчить переход на единые справочники и алгоритмы обработки данных, чтобы, во-первых, исключить расхождения в итоговых данных, предоставляемых подразделениями, и, во-вторых, минимизировать количество дублирующих друг друга отчетов. До внедрения Oracle BI в качестве аналитического инструмента использовались средства Microsoft Office (MS Excel, MS Access) и MS Analysis Services.

TAdviser: Какими критериями вы руководствовались при выборе аналитической платформы? Какие новые инструментальные возможности она вам предоставила?

Антон Саламатов: Аналитическая платформа должна была отвечать ряду обязательных требований. А именно: - Использование единой политики безопасности и разграничения доступа, наличие развитых инструментов администрирования и управления производительностью;

  • Наличие единой модели метаданных для всего инструментария, набора инструментов программирования и графических методов сборки для развития системы;
  • Возможность подключения нескольких источников данных;
  • Развитые средства визуализации;
  • Наличие гибкого инструментария для составления нерегламентированных запросов для "самообслуживания" аналитиков бизнес-подразделений;
  • Тесная интеграция с MS Office: поддержка форматов документов, формул, обновления данных и сводных таблиц, обратная запись;
  • Быстрый OLAP анализ при условии, что источником является реляционная (не многомерная) БД;
  • Наличие законченных проектов внедрения системы в России, в том числе, в банках РФ;
  • Наличие на рынке достаточного количества специалистов по данной BI системе.

Выбранная нами платформа Oracle Business Intelligence отвечала всем этим критериям, а подрядчик – компания ФОРС представила нам целый портфель успешных внедрений. Очень важным было наличие в ИТ-компании специалистов, понимающих банковскую специфику изнутри и готовых к доработке продукта в соответствии с нашими требованиями. Вообще, постоянный диалог и самое тесное конструктивное сотрудничество со специалистами ФОРС на всех этапах проекта – это то, что следует выделить в особенности.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.4 т

TAdviser: Что дало совместное использование инструментария BI и Essbase? Оправдались ли ваши ожидания и ожидания конечных пользователей?

Антон Саламатов: Основным преимуществом использования BI-отчетов на основе кубов Essbase является возможность более быстрой работы с отчетом: получение данных и разворачивание иерархий происходит в несколько раз быстрее, чем в отчетах, генерирующих SQL-запросы к реляционной СУБД.

TAdviser: С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе внедрения? Как они преодолевались?

Антон Саламатов: В начале проекта было принято решение внедрять на тот момент новую версию продукта – Oracle BI EE 11g. В ходе реализации выяснилось, что во многом он был ещё «сыроват» и требовал доработки, поэтому приходилось на ходу вносить изменения в программный код, что несколько продлило запланированный срок внедрения.

Тем, не менее, благодаря тому, что наш подрядчик оперативно находил пути обхода проблемы, все трудности были преодолены.

TAdviser: Расскажите о результатах проекта. Какое влияние новые функциональные возможности системы оказали на операционную деятельность банка?

Антон Саламатов: Главный итог проекта состоит в том, что была заложена база для консолидации отчетности в рамках всего банка. Реализация проекта позволила исключить работу со множеством файловых отчетов, обеспечить всем пользователям единую точку входа для работы с управленческой отчетностью, четко разграничить права доступа к информации, минимизировать различия в представлении одной и той же информации для схожих целей в отчетах различных подразделений.

Были созданы такие важные блоки отчетности как управленческий баланс, процентный баланс и отчетность по отдельным направлениям деятельности. Своими силами мы разработали отчетность о прибылях и убытках, а также отчетность для руководства банка.

TAdviser: На каких уровнях сейчас пользуются отчетами, которые готовит система? Произошли ли какие-либо качественные изменения в процессе подготовки отчетности?

Антон Саламатов: На данный момент реализованными отчетами пользуются руководители бизнес-подразделений Банка уровня начальников Управлений и выше. Основными же пользователями и разработчиками отчетности являются сотрудники Финансово-экономического департамента, которые, в частности, готовят отчеты для руководства банка. В перспективе планируется реализовать dash-board’ы (витрины данных) для ведения оперативной аналитики, которыми пользовались бы члены Правления Банка.

TAdviser: Как проходило обучение работе с системой? Сколько было обучено сотрудников, и в какие сроки? Как вы оцениваете доступность интерфейса системы обычным пользователям? Насколько легко им работать с системой, могут ли они самостоятельно создавать отчеты?

Антон Саламатов: Обучение проводили преподаватели ФОРС по специально адаптированной под наши нужды программе, что очень важно, учитывая специфику наших требований. Оно велось в три этапа длительностью один день каждый. На каждом этапе обучение проходили 7 сотрудников. В процессе обучения использовалась уже реально работающая отчетность, реализованная на Oracle BI.

Интерфейсы системы, которые обеспечивают работу с подготовленными отчетами, оказались легкими и удобными в работе, не вызвав у пользователей сложностей в освоении.

Потребность в самостоятельном создании пользователями отчетов пока только начинает формироваться, поэтому данная практика еще не получила широкого распространения.

TAdviser: Как планируется в дальнейшем развивать систему?

Антон Саламатов: В ближайшее время мы планируем начать постепенный перевод управленческой отчетности всех подразделений на единый BI-инструментарий, а также внедрить практику самостоятельного создания отчетов аналитиками на основе единой модели предметной области. Сам BI-инструментарий Oracle достаточно гибок и удобен в использовании, поэтому для нас не составит труда развивать далее систему своими силами.