Содержание |
2023: Сокращение продаж готовой еды и наборов для приготовления блюд с доставкой на 7,6% до 14,5 млрд рублей
Объем российского рынка готовых рационов и наборов для приготовления блюд в 2023 году составил 14,5 млрд рублей, что на 7,6% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Infoline, опубликованные в начале марта 2024 года.
По оценкам экспертов, падение продаж готовых рационов и наборов для приготовления блюд ускорилось: в 2022 году отрицательная динамика измерялась -4,3%. А в 2019-2021 гг. рынок вырос в 1,5 раза. Согласно расчетам Infoline, в 2023 году доля компаний, не входящих в пятерку по продажам, сократилась с 27,3% до 16,5%, что указывает на тенденцию консолидации рынка.
Снижение спроса на готовые рационы и наборы для приготовления блюд в РФ в 2023 году произошла из-за перехода населения на сберегательную модель в поведении и рациональное отношение к расходам на питание, считают исследователи. Кроме того, по их словам, сказывались последствия отъезда населения из-за частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Одновременно увеличилась конкуренция сервисов c кулинарией крупных продуктовых сетей и с общепитом, отмечается в исследовании, выдержки из которого приводит издание Shopper’s.28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
Основатель компании Elementaree Ольга Зиновьева также указывает на такой барьер для рынка, как блокировка некоторых социальных сетей в России, через которые шел основной трафик. Основатель «Шефмаркета» Сергей Ашин считает главной проблемой для бизнеса в сфере готовой еды - удержание покупателей сервисами.
Основатель «Шефмаркета» Сергей Ашин в разговоре с «Коммерсантом» предположил увеличение оборота на рынке на 20-25% в 2024 году. По его словам, у наборов для приготовления блюд остаются свои потребители, несмотря на конкуренцию с сервисами доставки готовой еды.[1]
2022
Рынок доставки суши и роллов в России вырос втрое за 4 года - до 148,9 млрд рублей
Объем российского рынка услуг доставки суши и роллов в 2022 году вырос на 30,7% в сравнении с предыдущим годом и составил 148,9 млрд рублей. В сравнении с 2018 годом имел место более чем троекратный подъем. Об этом аналитики агентства «ГидМаркет» сообщили в августе 2023 года.
По их словам, рост цен на суши и роллы, вызванный общей инфляцией и повышением себестоимости, а также организацией процесса доставки, способствовал увеличению объема рынка.
Однако наиболее значительное влияние на рост рынка оказала пандемия коронавируса COVID-19 в 2020 году. Во время первых локдаунов, когда рестораны были вынуждены закрыться, а людям разрешалось выходить только в пределах своих домов, спрос на доставку еды значительно возрос.
Также рост объема рынка доставки суши и роллов происходит за счет развития спроса в регионах. Потребительские привычки уже сформировались, поэтому даже нестабильная экономическая ситуация в 2022 году привела только к снижению темпа роста рынка, но не к его сокращению.
Специалисты выделили несколько тенденций в развитии рынка доставки суши и роллов в России. Среди них:
- пересмотр меню из-за санкций и логистики;
- оптимизацию расходов;
- рост стоимости ингредиентов и готовой продукции;
- закрытие неприбыльных точек;
- развитие технологий и автоматизации;
- увеличение охвата по территории;
- снижение среднего чека;
- ослабление лояльности к привычным брендам;
- снижение доли суши и роллов в общем объеме доставки еды;
- замещение готовой кулинарией из торговых сетей доставкой еды из ресторанов;
- переход потребителей к разумному потреблению на фоне неопределенности;
- падение привлекательности российского рынка для западных инвесторов.
Рынок доставки суши и роллов продолжает демонстрировать стабильный рост, однако сталкивается с рядом вызовов и изменений в потребительском поведении, добавили исследователи в августе 2023 года.[2]
Рост рынка готовой еды на 27,1% до 216 тыс. тонн
Объем российского рынка готовой еды в 2022 году достиг 216 тыс. тонн, что на 27,1% больше, чем годом ранее. Такие данные Россельхозбанк опубликовал в конце марта 2023 года. Подробнее здесь.
Рост рынка услуг доставки еды на 18,8% до 601,3 млрд рублей
Объем российского рынка услуг доставки еды в 2022 году достиг 601,3 млрд рублей, что на 18,8% больше, чем годом ранее, и в 4 раза превосходит показатель 2018 года. Такие данные агентство маркетинговых исследований «ГидМаркет» опубликовало в июле 2023 года.
По словам экспертов, в 2022 году рассматриваемый рынок вырос в первую очередь за счет развития доставки в регионах. Потребительские привычки сформировались, поэтому даже с учетом нестабильной экономической ситуации произошло лишь снижение темпов прироста рынка.
Как отмечается в исследовании, что пандемия коронавируса COVID-19 значительно ускорила рост рынка. Именно после первых локдаунов, когда общепиту пришлось закрыться, а выходить на улицу во многих городах можно было только в пределах придомовой территории, начал формироваться высокий спрос на доставку еды, отмечают исследователи.
Согласно оценкам экспертов Infoline за 2022 год, на Москву и Подмосковье приходится более 50% всех онлайн-заказов еды в стране. Рынок Московского региона более зрелый, в 2022 году сервисами доставки еды пользовались около 6,7% жителей. В целом по России уровень проникновения e-grocery оценен в 2,9%.
20% рынка доставки продуктов Московского региона занимает «Вкусвилл», по 10% контролируют «Сбермаркет», Ozon (включая Ozon Fresh) и X5 Group. Еще 9% рынка занимает «Самокат», а 41% приходится на другие сервисы.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что для стимулирования спроса большинство участников рынка летом активизировали маркетинговую активность, расширяли портфель собственных торговых марок и ассортимент готовой еды. Однако на динамике рынка Московского региона значительно сказывается отток части платежеспособного населения, в связи с этим сервисы задумались над расширением региональной экспансии.[3]
Сокращение рынка на 4,3% до 15,7 млрд рублей
Объем российского рынка доставки готовых рационов и наборов для приготовления блюд в 2022 году достиг 15,7 млрд рублей, что на 4,3% меньше, чем годом ранее. Об этом сообщают аналитики консалтингового агентства Infoline. По их словам, рынок упал впервые за все время наблюдения за ним.
Эксперты говорят, что в 2022 году потребители стали все чаще отказываться от оформления подписки на доставку продуктовых наборов и готовых рационов питания из-за снижения реальных доходов и возросшей на этом фоне неопределенности. Кроме того, на продажи игроков данного сегмента серьезно повлияли объявленная в конце сентября 2022 года частичная мобилизация и последовавшая за ней эмиграция части населения - представителей среднего класса, наиболее обеспеченных россиян.
Помимо оттока клиентов компании столкнулись еще и с ростом себестоимости товаров. Например, закупочные цены на упаковку и этикетки в 2022 г. увеличились в 3 раза, а продукты питания в среднем подорожали более чем на 15%, говорит генеральный директор «Шефмаркета» Сергей Ашин. Но на фоне усиления ценовой конкуренции в рознице и общепите компании вынуждены сдерживать рост стоимости готовой продукции.
Наибольшую долю рынка в структуре выручки на рынке услуг доставки готовых рационов и наборов для приготовления блюд по итогам 2022 года заняла Performance Group — на нее пришлось 33,4%. У Grow Food (Гроу Фуд Компани) — 20,9%, на «Шефмаркет» приходится 8,6%, на Elementaree — 4,3%, на Justfood — 3%. Оставшиеся 29,7% поделены между другими участниками рынка.
По прогнозам Infoline, в 2023 году рынок должен отыграть падение предыдущего года: оборот может вырасти на 15% до 18 млрд рублей за счёт индексации стоимости продукции и прихода новых игроков, в том числе из ритейла (например, «Вкусвилла»). Кроме того, компании восстановят маркетинговую активность, используя новые каналы продвижения, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.[4]
2021: Российский рынок доставки готовых блюд и продуктов в России оценили в 613 млрд рублей
Объем российского рынка доставки готовых блюд и продуктов в России по итогам 2021 года составил 613 млрд рублей, подсчитали аналитики BusinessStat. Они не уточнили динамику в сравнении с 2020 годом и лишь отметили, что в 2020-м расходы россиян в этой сфере взлетели на 225% на фоне пандемии коронавируса COVID-19, из-за которой люди стали чаще работать и учиться из дома.
Согласно исследованию, в 2021 году на рынке доставки еды в РФ было представлено большое количество игроков: агрегаторы доставки еды (например, «Яндекс Еда, «Delivery Club» , Broniboy), дарксторы («Самокат, Ozon fresh), маркетплейсы («СберМегаМаркет», Wildberries), торговые сети (X5 Group, «ВкусВилл» ), рестораны и кафе (Dodo Brands, «Якитория»), дарк-китчен («Кухня на районе», Dostaевский), фабрики-кухни (Grow Food, «Шефмаркет»), производители продуктов питания, развивающие собственные интернет-магазины своей продукции (KDV, «Агрокомплекс»), магазины и киоски с готовой едой, работающие навынос и на доставку (Суши WOK, «Много Лосося» от Х5 Group).
В топ-20 крупнейших игроков рынка вошли компании самого разного профиля, отмечают аналитики. При этом, по оценкам BusinesStat, ни одна из них не занимает на рынке долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1% объема рынка доставки, а еще 27,9% - на остальные компании.
По оценке Data Insight, российский рынок доставки продуктов питания, в 2021 году достиг объема 329 млрд рублей, увеличившись на 159% по отношению к 2020 году. Количество заказов выросло на 244% – до 237 млн. Исследование показало, что возможность заказать продукты и еду на дом предоставляют 76% опрошенных предприятий общественного питания и продуктового ритейла в России. В среднем у компаний, активно развивающих доставку, на нее уже приходится 50% и более заказов. У крупных ресторанных сетей соотношение доходит до 80%. [5]
2020
Performance Group лидирует на российском рынке сервисов доставки продуктовых наборов, опередив Grow Food - Infoline
В 2020 году на российском рынке сервисов доставки продуктовых наборов и готовых рационов сменился лидер. Им стала компания Performance Group, опередившая Grow Food. Об этом свидетельствуют данные Infoline.
По оценкам экспертов, оборот Performance Group и Grow Food по итогам 2020 года составил 3,2 млрд и 2,2 млрд рублей соответственно. Топ-3 интернет-магазинов, продающих готовые продуктовые наборы, замкнул «Шефмаркет» с показателем в 1,16 млрд рублей. Следом расположились Elementaree (900 млн рублей) и Justfood (450 млн рублей).
Несмотря на пандемию [коронавируса COVID-19 — прим. TAdviser] и связанные с ней ограничения, нам удалось увеличить оборот более чем вдвое и первыми в сегменте преодолеть отметку в 3 млрд рублей, — заявил основатель Performance Group Артур Зеленый, комментируя лидерство компании на рынке. |
По его словам, в 2020 году компания значительно расширит географию присутствия, продолжив экспансию в регионы. Также планируется выход в традиционную розницу. Performance Group рассчитывает по итогам 2021 года на выручку, близкую к 6 млрд рублей.
В целом оборот рынка доставки готовых рационов и продуктовых наборов в 2020 году увеличился на 53% и превысил 11 млрд рублей против 7,2 млрд рублей в 2019 году. Одним из катализаторов этого подъема стал запуск сервисами готового питания специальных линеек меню для розничных торговых сетей.
Одновременно, как отмечают аналитики, крупные ритейлеры и представители рынка общественного питания, вроде «Вкусвилла» и Prime, стали предлагать клиентам рационы — специально отобранные диетологами продуктовые наборы на один или несколько дней. Их доставляют на дом, из них можно составить правильное меню в зависимости от цели: избавиться от лишнего веса, набрать мышечную массу и так далее.[6]
Доли рынка ведущих игроков российского рынка доставки готовой еды
Доставка в СССР
Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Рынок доставки суши и роллов продемонстрировал впечатляющий рост за период с 2018 по 2022 годы
- ↑ Доставка еды: как пандемия ускорила рост рынка
- ↑ Рынок доставки готовых рационов питания упал впервые за шесть лет
- ↑ Анализ рынка доставки готовых блюд и продуктов в России в 2019-2021 гг, прогноз на 2022-2024 гг
- ↑ В рейтинге сервисов доставки готовой еды впервые за четыре года сменился лидер