2010/08/04 17:43:29

Образование и культура как факторы безопасности в информационном обществе России

Статья посвящена влиянию гуманитарных факторов на развитие информационного общества в России. Выделяются проблемы, ставящие под угрозу развитие информационного общества.

Современный этап развития российского общества можно охарактеризовать как информационный, когда, темпы информатизации производства, коммуникаций и жизни в целом таковы, что на глазах одного поколения происходит полная замена технологических инфраструктур. Быстрые изменения базовых принципов развития требуют и иных подходов к функционированию процессов и субъектов: политика, экономика, оборона и другие составляющие механизма функционирования государства, более чем когда-либо в прошлом, обусловлены состоянием умов, настроениями, ценностными ориентациями, состоянием сознания граждан и народов в целом.

Приведенные факторы актуальны и применимы в процессах обеспечения безопасности субъектов в контексте развития информационного общества, как и учет влияния образования и культуры на информационную безопасность государства и его субъектов.

Общество, стремясь нормально функционировать, требует не только обязательного для всех соблюдения определенных принципов, но также и соблюдения соответствующей системы стимулов. Система стимулов заставляет индивидов вести себя таким образом, чтобы положительно, либо отрицательно влиять на функционирование общества и качество жизни, когда, нравственность и побудительные мотивы не антагонистичны друг другу, а, скорее, являются равноправными «партнерами», помогают достигнуть положительного эффекта, поскольку наряду с имеющимися внешними регуляторами социальной сферы (законы, писаные правила, требования), существуют и так называемые «неконтрактные элементы в контрактах» . Подобное состояние общества, учитывающее регламенты общества и государства и самоорганизацию человека, С.Н. Рерих определяет как состояние культурного просвещения, указывая, что просто знание фактов не достаточно для развития человека, нужно научиться «постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни» .

Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями, условиями географической среды.

Обозначим главные составляющие, характеризующие информационное общество в России: формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие средств информационной техники и технологий, развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации и информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.6 т

Каждая из приведенных составляющих-характеристик требует от человека проявления способности пользоваться ими, быть способным противостоять возможным негативным последствиям.

Опасности информационного общества

Условно опасности информационного общества можно разделить на две части: информационно-технологические техники и технологии и коммуникационные (медийные) технологии. Уровень развития и использования современных информационных технологий и обеспечение безопасности при их использовании в той или иной стране определяется сегодня не только развитием материальной базы ее промышленности и возможностями применения, но, главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, иметь возможность адекватно воспринимать информационные продукты, что первоочередно связано с уровнем образования и культуры, его качеством и доступностью для всех социальных слоев, групп и этносов.

Качественная сторона системы образования определяется его фундаментализацией и преодолением существующей в настоящее время разобщенности технического и гуманитарного образования. Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволять людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми сложными природными и социальными явлениями, когда научные знания и высокие нравственные принципы являются единственной надежной опорой.

В современном мире профессия – вид деятельности действительно должны человеку нравиться, поскольку изменился характер труда, возрос уровень требуемой производительности, достижение которой возможно только при высокой трудовой дисциплине и мотивированности. Результаты труда все больше зависят от прямой положительной мотивации работника, когда возрастает роль таких качеств работника как высокая обучаемость и обученность, умение работать в команде, его «образ мысли», воспитания, духовной зрелости и физической подготовки, состояния здоровья, особенно психического, уровня нравственности. Крайне опасной и разрушительной сферой агрессивного воздействия, несущего в себе угрозу этнической, культурной, языковой и прочей идентификации являются коммуникационные технологии. Интересы национальной и, в частности, информационной безопасности России требуют четкого понимания технологической и инструментальной мощи воздействия медиатехнологий, а также объектов и механизмов воздействия.

Безопасности человека и безопасности государства наносится ущерб, если затрудняется самоидентификация, самоопределение человека как жителя страны, если образование не формирует новые способы реагирования на происходящие в технологической инфраструктуре и общественном сознании процессы, если в структуре образования нет условий, обеспечивающих должный уровень устойчивости населения страны к информационно-психологическому воздействию, «не создан фильтр личностного информационного восприятия».

Сближение вопросов безопасности, образования и культуры предполагает выработку стратегического взгляда на роль образования и культуры в процессах развития общества. Образование и культура, помимо решения своей собственной внутренней, важной задачи формирования интеллекта и воли человека, прямо связаны с процессами государственного строительства, обороноспособностью страны, национальной безопасности, гармонизацией национальных отношений в едином российском пространстве, уровнем здоровья народа и качеством национальной медицины, эффективными экономическими преобразованиями и промышленным развитием.

Ключевую роль в развитии государства и общества оказывает процесс принятия решений. Уровень культуры и образования напрямую влияет на систему принятия решений, поскольку на значительную часть процессов оказывает влияние человеческий фактор. Как правило, схема принятия решений состоит из подготовительного этапа (понимание интересов сторон, их согласованность и проблемы), постановки целей (понимание альтернатив и решений), реализацию целей (расширяется число участников управленческого цикла за счет привлечения управляемых и включения механизмов обратной связи). Из данной схемы можно сделать вывод, что уже на первом этапе понимания интересов сторон, их увязывание с общепринятыми принципами ставится вопрос о компетентности субъекта принятия решений, его мировоззрения, возникает вопрос соотношения и наличия образовательных и культурных ценностей субъекта. Схема принятия решений обеспеченная экспертными и аналитическими технологиями на основе учета всех факторов (количественных и качественных) в заключение оставляет право решения за человеком и ставит в зависимость от его общего уровня образования и культуры.

Национальная система образования и культуры как глобальная технология воспроизводства традиционного сознания призвана обеспечить должный уровень устойчивости населением страны к информационно-психологическим воздействиям, ослабление которых напрямую влияет и на государственное управление процессами.

В настоящее время, по нашему мнению, значительная часть населения России обладает слабым культурным иммунитетом, повышена восприимчивость к информационно-психологическому воздействию, в том числе в вопросе необходимости и возможности модернизации России, которая, полагаем, невозможна не только из-за коррупции, отсутствия справедливой правоохранительной системы, судов и выборов.

Автор: Хрыков Владимир Павлович советник главы местного самоуправления Чкаловского р-на Нижегородской области, председатель ОИГ «Музей им. И.П. Склярова» г. Арзамас

Литература: 1. Искусство и жизнь [Текст] / С.Н. Рерих – М.: Международный центр Рерихов, 2007. 2. Информационная безопасность Российской Федерации [Текст] // Аналитический вестник Совета Федерации. - ФС РФ. – 2005. - № 14 (266). 3. Информационное общество и проблема образования [Текст] / К.К. Колин // Информационное общество. – 1997. - вып. 2-3, с. 18-20. 4. Профессиональная ориентация современной молодежи: реальная и необходимая [Текст] / С.В. Борисов, Ю.Г. Борисова – Н.Новгород: изд. «Автор», 2009. 5. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе [Текст] / М. Олсон // Вопросы экономики. - 1993. - №8.