2010/08/17 17:12:58

Требования МВД к системам видеонаблюдения. Анализ

В 2010 году МВД РФ запретило использование потоковых кодеков в государственных системах безопасности. Соответствующий документ появился в требованиях, которые предъявляются к участникам тендеров по оборудованию государственных объектов средствами безопасности и видеонаблюдения.

После целой серии провалов многомиллиардных инсталляций, призванных сделать города России безопаснее, участниками рынка было сформировано эмоциональное коммюнике с перечнем конкретных технических характеристик, которые должны называться преступными при использовании в общественной безопасности.

В 2010 году вышел приказ по МВД РФ: Требования к оперативно-техническим характеристикам оборудования подсистемы видеонаблюдения, обработки и хранения видеоинформации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в части обеспечения фиксации видеоизображений для последующего проведения идентификационных исследований, в котором прописаны почти все постулаты, зафиксированные ранее участниками рынка.

Комментарии

Особенно порадовал пункт: Пункт 4.2. Видеоинформация должна быть представлена в виде последовательных статических картинок с параметрами не хуже приведенных в настоящих Требованиях. Применение алгоритмов цифровой обработки (компрессии видеоинформации) с межкадровым сжатием не допускается. Не иначе как революция в сознании руководства МВД.Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 7.4 т

Также даны минимальные характеристики для систем видеозаписи: Пункт 3.6. ПВН с цифровым видеонакопителем должна аппаратно обеспечивать получение на выходе системы кадра с разрешением не ниже 720х576 пикселов.

Участники рынка рекомендовали писать видеоизображение разрешением не менее чем 640x480 пикселей. Тут вообще прогресс, что же будут делать сегодняшние приближенные инсталляторы? Неужели вложат деньги в разработки?

Пункт 3.7. В ПВН с цифровым видеонакопителем должна применяться прогрессивная строчная развертка, применение чересстрочной кадровой развертки не допускается.

Не понятно, о чем идет речь, кто должен выдавать прогрессивную развертку, камера или оцифровщик? Аналоговые камеры пока еще используют законы CCTV. Возможно, имеется в виду постулат: преступно с аналоговых камер писать движущиеся объекты без применения деинтерлейсинга, а также с некачественным деинтерлейсингом, который не устраняет смещение четных-нечетных полос.

Пункт 3.5. Режим записи должен быть 25 кадров/сек по каждому каналу. По мнению участников рынка, не готова еще российская кровеносная система прокачивать такие объемы, у нас было несколько практичнее: иметь скорость записи не менее, чем возможно записать хотя бы два кадра быстро пробегающего через обзор камеры человека.

В Пункте 2.2 в определении АРМ оператора появилось требование "по диагностике всех компонентов ПВН". Правда, без конкретики. Предложения участников рынка предполагали:

  • иметь алгоритм оповещения пропадания видеосигнала;
  • иметь алгоритм оповещения перекрытия обзора камеры или ее расфокусировки;
  • иметь алгоритм оповещения отключения оконечного объектового устройства.

Видимо, в руководстве МВД здравомыслящим людям дали шанс проявить себя. Постоянные грабли в качестве городского видеонаблюдения ценой в несколько миллиардов долларов и нескольких тысяч жизней привели к логическому заключению.

Однако, то ли отсутствие технического опыта, то ли желание оставить лазейки «для тех и для этих» все-таки не привели к максимально полезному содержанию. Например, тот же потоковый кодек, который использует большинство раскрученных систем, можно перекодировать в покадровый, затратив еще пару миллионов долларов на оборудование, тем самым формально выполнив данные требования, хотя и еще больше ухудшив качество видеоизображения. Это все равно, что переписывать заезженную видеокассету. Хотя в Приказе и присутствует требование «При этом подключение оборудования должно осуществляться через блоки и устройства сопряжения без потери качества исходной информации», качество десятой копии никак не определено и ничем не измеряется. Все-таки в нашей редакции содержится более конкретная формулировка: не производить преобразования, направленные на получение покадрового сжатия из потокового.

В документе, призванном положить конец некачественному оборудованию по безопасности в нашей стране, очень много и ничего не значащих требований типа:

Пункт 3.11. ПВН должна обеспечивать возможность долгосрочного хранения записанной видеоинформации. Хотя это фирменный стиль научных правительственных кругов. Долгосрочность, качество и другие параметры должны определяться личным мнением начальника.

Также странны некоторые положения по амортизации оборудования: Пункт 5.5 … Минимальное время наработки на отказ в необслуживаемом режиме - не менее 10000 ч. То есть через 416 дней (год и 2 месяца) всю систему уже можно обновлять. Хорошее место для вложений, однако.

По перечню сертификатов и ГОСТов, которым посвящена четверть документа, хорошо просматривается хорошо известная коммерческая компания, часто присутствующая на выставках в составе стенда МВД. Надо отдать должное, это одна из лучших компаний в сфере производства «железа», которое в последнее время стало поддерживать и покадровые кодеки, пусть и частично. Понятно, что все российское производство электронного оборудования – это наполовину китайский ремейк, но на таком высоком потребительском уровне все еще мало, кто делает. Им бы еще программное обеспечение посерьезнее.

Во всех случаях мы можем лишь поздравить наше МВД с выбором такого фаворита, ибо такие сдвиги в техническом прогрессе просто революционные. На долгие времена мы запомним внутренний документ МВД РФ, разосланный по управлениям внутренних дел всей страны в следующей формулировке:

"В соответствии с пунктом 9.4. Плана основных организационных мероприятий МВД России на 2010 год от 24.12.2009 № 1/10438, а также в целях соблюдения единой технической политики, подразделения МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации направляю в ДТ МВД России на рассмотрение и согласование техническую часть проектной документации на электронном и бумажном носителях.

Настоящие Требования предназначены для реализации МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДРО и УВДТ МВД России единой технической политики при заказе и установке оборудования подсистемы видеонаблюдения, обработки и хранения видеоинформации (ПВН) аппаратно-программных комплексов правоохранительного сегмента системы обеспечения общественной безопасности городов Российской Федерации".

Ниже мы приводим полное содержание. Приносим извинения за помарки сканера, т.к. к нам документ поступил в бумажном виде.

Хочется отметить один интересный пункт. Видимо, автор искренне старался для пользы дела. В требования попали почти невыполнимые желания.

Пункт 5.1.5. Для подсистем, предназначенных для фиксации видеоизображения, в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2006 минимально допустимый размер объекта в кадре должен составлять не менее 240 пикселей по горизонтали. Расстояние до объекта и параметры объектива видеокамеры должны удовлетворять указанному условию.

Такое еще как-то возможно обеспечить в помещениях, но в уличных условиях это определение значит, что камера должна захватывать человека в 1/3 кадра, то бишь на каждые полтора квадратных метра площади нужно ставить по камере. Пока такого нет даже в центре Лондона. Но вот, что характерно, система автонаведения «След» действительно удовлетворяет этому требованию даже в городских условиях.

Неужели все-таки Приказ писали под нас? Нет, вряд ли, наверное мы не сможем установить ТАК камеру:

Пункт 5.1.4. Видеокамеры необходимо устанавливать, по возможности, максимально близко к горизонтальной визирной линии по отношению к месту нахождения предполагаемого фиксируемого объекта наблюдения (отклонение ПВН от горизонтальной визирной линии должно составлять ±15 град).

При этом присутствует фраза «по возможности». Значит, теперь все государственные системы уличного видеоконтроля формально можно делать только с применением средств автоматического обнаружения и сопровождения целей или на мегапиксельных камерах.

Видимо, автор действительно проявил заботу о нуждах страны, подспудно человек понимал, что другой тип записи, где и самого человека не видно, вряд ли даст информацию о его лице. Вот только не все это оценят, такими технологиями пока располагают немногие. Только те, кто разрабатывает системы автослежения и еще те, кто делает мегапиксельные камеры. Фирма, которая просматривается в постулатах этого документа, как раз занимается производством мегапиксельных камер. Похоже, нас ждет полный IP, потому как мы все-таки можем не пройти по одному из требований, вот он заветный разрешительно-запретительный пунктик:

Пункт 6.2 Технические средства, используемые при создании ПВН, должны быть сертифицированы в СССТ МВД РФ.

Около МВД появился еще один великий «Перечень» всех времен и народов. По аналогии со знаменитым Перечнем рекомендованной техники для Вневедомственной охраны. Ну, правильно, развился новый рынок – видеонаблюдение, соответственно, нужен и новый Перечень, иначе кто будет распределять денежные средства? В общем, все, как всегда.

И все-таки в этот раз проявлена забота о качестве технологий. Теперь даже с большими деньгами в Перечень сможет попасть не всякая компания. Это несомненный прогресс. К тому же именно в данном документе заложена революционная составляющая – де-юре запрещены потоковые кодеки. Хотя и не исключены обходные пути. Но это уже была бы слишком большая революция, таких потрясений нам не надо. Иначе основные инсталляторы, кто выигрывает большинство гостендеров за счет госресурса, начнут вкладывать деньги в разработки. Хотя нет, это конечно фантастика. Вот, если они будут первыми по продажам в Китае – вот это не фантастика.