Электронные счета-фактуры
Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138. Этот документ утверждает электронные форматы счетов-фактур, журнала их учета, книг покупок и продаж. Таким образом, поставлена точка в формировании законодательной базы для электронного документооборота.
Содержание |
В июле 2010 г. президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
Принятию закона предшествовал пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде, проведенный в 2009 г. в Управлении ФНС России по Москве. Тогда чиновники положительно оценили эффект от внедрения такой формы обмена документами. В компании «Такском», принимавшей участие в этом проекте, мнение чиновников о пользе перехода на электронные счета-фактуры разделяют и утверждают, что при выставлении их в таком виде возможно достигнуть экономии до 80% от суммы затрат на формирование, обработку и хранение счетов-фактур.
11 апреля 2012 года Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138. Этот документ утверждает электронные форматы счетов-фактур, журнала их учета, книг покупок и продаж. Таким образом, поставлена точка в формировании законодательной базы для электронного документооборота.
Сферы использования
Внедрение электронного документооборота имеет ряд очевидных преимуществ для российских компаний: использование электронных документов повысит эффективность и прозрачность работы с контрагентами, поможет оптимизировать работу бухгалтерии и позволит автоматизировать взаимодействие с налоговыми органами при проверках. Объем рынка бумажных первичных документов (договоров, актов, накладных и счетов-фактур) оценивается в 45 млрд документов.
Закон расширяет перечень электронных документов, использующихся в налоговых правоотношениях как с налоговыми органами, так и с банками, регистрирующими органами, поставщиками, а также нотариусами и адвокатами. Так, например, можно будет отправить в электронном виде заявление о постановке на учет в налоговой инспекции, а налоговики смогут требовать предоставить документы для проверки через интернет и получить их таким же способом. Федеральный закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования за исключением некоторых положений.28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
Новый закон также позволяет обмениваться через интернет счетами-фактурами с использованием электронной подписи. Это будет возможно, если у покупателя и продавца есть совместимые технические средства и возможности принимать и обрабатывать такие документы. Правда, для того чтобы начать реально обмениваться электронными счетами-фактурами, сначала необходимо разработать порядок их выставления и получения по телекоммуникационным каналам связи. Эту обязанность закон возложил на Министерство финансов. В министерстве CNews заявили, что они уже разработали соответствующий проект и направили его на рассмотрение в ФНС. Ожидается, что документ будет утвержден ориентировочно в октябре 2010 г.
Комментарии экспертов
«Введение электронных счетов-фактур связано не столько со стремлением законодателей облегчить процесс документооборота в компании, сколько с оптимизацией и введением дополнительного контроля за уплатой и вычетами НДС, для чего, собственно, счета-фактуры и предназначены», - говорит Наталья Гашеева, руководитель отдела методологии и контроля аутсорсингового подразделения компании BDO в России.
Для мелкого и среднего бизнеса эти поправки в налоговом кодексе будут, вероятно, неактуальными, поскольку затраты на внедрение электронных сертификатов подписей для них окажутся несоизмеримо выше и нецелесообразны по сравнению с бумажным вариантом.
По мнению Александра Осина, главного экономиста УК «Финам Менеджмент», в целом поправки в Налоговый кодекс позиционируются как шаг в направлении создания «электронного правительства», но пока это действительно только шаг в этом направлении. «Изменений из-за внесенных в налоговый кодекс поправок пока не предвидится, - считает он. - Обозначены лишь некие ориентиры и цели повышения «прозрачности» работы официальных структур, борьбы с коррупцией и увеличения эффективности работы самого бизнеса».
«Наступил весьма интересный момент: государство разрешило, по сути, последнему сугубо бумажному документу стать электронным. Теперь у бизнеса появляется мотив отказываться от всё большего количества бумажных документов, так как все коммуникации с контрагентами теперь могут быть электронными. Мы находимся в начале создания новой отрасли в индустрии ИТ: бизнес-пользователи будут нуждаться в помощи компаний-операторов документооборота, как раньше им требовались почтовые и курьерские услуги, которые теперь почти в прошлом», – отмечает директор по стратегическому развитию СКБ Контур Петр Диденко.
Влияние на экологию
Говоря о счетах-фактурах необходимо учитывать и экологическую составляющую, особенно в нынешних условиях. «Средняя российская компания формирует и выставляет около 1000 счетов-фактур в месяц. С учетом сопутствующих документов при выставлении одного счета-фактуры используется 3 листа бумаги. При переходе на выставление счетов-фактур в электронном виде одна такая компания сможет сохранить 5 деревьев в год», говорит Михаил Передерко, советник председателя совета директоров «Такском».