Как проверить китайского партнера перед сделкой

12.04.23, Ср, 19:09, Мск,

Сотрудничество с партнером из Китая для российского бизнеса — это возможность наполнить ассортимент недорогой продукцией или найти новый рынок сбыта. Зачем изучать данные о китайском партнере перед сделкой и какие инструменты помогут собрать информацию, разобралась команда Контур.Фокуса.

Содержание

Риски

Новый контрагент — это всегда риск для бизнеса, особенно когда партнер находится за тысячи километров и говорит на другом языке. Негативные сценарии могут быть разными: деловой партнер возьмет аванс и перестанет выходить на связь, привезет товар не вовремя, не сможет заплатить по договору из-за тяжелого финансового положения. По незнанию можно принять посредника за поставщика или не спросить у контрагента разрешение на экспорт, без которого он не сможет перевезти продукцию через границу. Избежать проблем поможет проверка контрагента из Китая до того, как сделка состоится.

Онлайн-проверка фирмы

Чтобы начать проверку, не нужно ехать в Китай, достаточно изучить информацию в интернете. Сперва найдите претендентов на роль поставщика. Для поиска подойдут китайские торговые площадки: Taobao.com, Made-in-China, Alibaba.com, 1688.

Изучите сайт фирмы: он должен быть сделан на китайском языке и дополнительно может включать версии на других языках. Одностраничные сайты только на английском лучше сразу пропускать — такие часто делают мошенники. Проверьте действительность ICP-лицензии, без нее китайская организация не может легально сделать сайт. Часто номер указывают в нижней части главной интернет-страницы. Также проверьте интернет-адрес через местный Whois-сервис.

Почитайте, что думают о компании клиенты. Отзывы ищите на торговых площадках. Негативные отзывы укажут на проблемы, которые есть у поставщика: долгие сроки поставки, низкое качество товара, нежелание юридически оформлять отношения. Пообщайтесь с контрагентами фирмы напрямую: расспросите, что в сотрудничестве устроило, а что не понравилось.Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке В Китае есть официальные ресурсы с открытой информацией об организациях. Сайты National Enterprise Credit Information Publicity System и Integrated Companies Registry Information System предоставляют общую информацию о компании: название, вид организации, статус — действует или ликвидирована, регистрационный номер. Первый ресурс доступен только на китайском языке, а регистрироваться на нем можно только с помощью китайского номера телефона. Второй источник доступен в том числе на английском языке и не требует регистрации, но он покажет данные только компаний из Гонконга.

Вот еще несколько полезных сервисов:

  • Trademark Office of China National Intellectual Property Administration — проверка товарных знаков,
  • Система управления записями ICP — проверка ICP-лицензии на сайт,
  • China Judgments Online — проверка судебных споров.

Проблема в том, что не все китайские ресурсы доступны для изучения из России. Зачастую у них нет английской версии, а для регистрации нужен местный номер телефона. Собрать информацию о контрагенте помогают специальные сервисы, например, Контур.Фокус. Для глубокого анализа контрагента сервис предлагает сформировать бизнес-справку на компанию. В ней есть данные о финансовом положении фирмы, таможенной декларации и экспортной лицензии, кредитный рейтинг и многое другое, чего в открытых источниках самому не найти.

Для онлайн-проверки может понадобиться один из реквизитов фирмы: название, регистрационный код или адрес. Наименование состоит из четырех частей: место регистрации фирмы, название, отрасль деятельности, вид юрлица. Единый код социального кредита включает 18 символов, иногда можно встретить старый 15-ти значный вариант. Иногда реквизиты указывают на сайте, но если их там нет, спросите о них напрямую у представителя фирмы.

Офлайн-проверка фирмы

Если проверка в интернете прошла успешно, продолжайте знакомство с контрагентом из Китая. Запросите у него пакет документов:

  • Бизнес лицензия — без этого документа компания не вправе вести коммерческую деятельность. Если у фирмы ее нет, она работает нелегально.
  • Налоговое свидетельство — еще одно подтверждение того, что организация ведет бизнес законно и выполняет установленные государством требования.
  • Экспортная лицензия — документ, подтверждающий право компании вывозить товары за пределы страны.
  • Сертификаты качества — документы, указывающие на безопасность и соответствие продукции установленным нормам.

Чем больше документов готов предоставить контрагент, тем лучше: так у вас будет подтверждение того, что партнер настроен серьезно и ничего не скрывает.

Важные реквизиты организации из Китая — номер стационарного телефона и адрес электронной почты. Если на фирму зарегистрирован телефон, это хороший знак. Значит, компания работает законно. По возможности позвоните на него и пообщайтесь с представителем об организации. Не пренебрегайте общением по e-mail, даже если обычно переписываетесь с контрагентом в мессенджере. Переписка по электронной почте будет иметь значение, если что-то пойдет не так и отношения с партнером придется выяснять в суде.

До сделки узнайте как можно больше о товаре. В этом помогут фотографии продукции на разных этапах производства, видеозаписи и звонки по видеосвязи. Нужно убедиться, что картинки на сайте соответствуют реальности, и по договору вы получите именно то, что показывает продавец. Лучше всего договориться о поставке образцов товара. Так риски получить кота в мешке ниже.

Работа с контрагентом из Китая дает новые возможности для бизнеса в России. Но чтобы снизить риски, не забывайте о проверке компании до такого, как договор будет подписан.