Проект

Альтерус (Microsoft Business Intelligence)

Заказчики: Альтерус

Фармацевтика, медицина, здравоохранение

Продукт: Microsoft Business Intelligence

Дата проекта: 2012/03 — 2012/05
Технология: BI
подрядчики - 452
проекты - 3080
системы - 1154
вендоры - 561

Бизнес-аналитика для растущих компаний


Системы Business Intelligence появились более 10 лет назад, но для российских компаний до сих пор остаются редкостью. Долгое время проекты по внедрению BI-системы могли позволить себе лишь очень крупные заказчики. Сейчас технологии стали доступнее, и поэтому мы решили рассказать о проекте для средней по масштабам компании, который был реализован в короткие сроки и с приемлемым бюджетом, без каких-либо капитальных вложений в железо и софт.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Директор ООО «Альтерус» Марина Бурлакова: Компания Альтерус занимается поставками медицинской техники и расходных материалов в лечебно-профилактические учреждения по всему Уральскому федеральному округу. «За 5 лет работы компании число клиентов выросло в 4 раза, а количество товарных позиций достигло десяти тысяч. Объем информации увеличился на порядок, и возникли задачи более глубокого анализа и контроля показателей эффективности. Использовать отчеты 1С было крайне неудобно, и это занимало очень много времени.»


Сейчас очень много говорят про KPI, их мониторинг, интерактивные информационные панели (так называемые «дашборды» - от англ.dashboards), и мобильные BI-приложения. В нашем случае заказчику не было смысла переплачивать за модные новшества, нужен был функционал для того, чтобы топ-менеджеры компании могли получить любую информацию из базы и при этом не тратить время на навигацию между множеством отчетных форм, а потом не сводить вручную данные из разных источников. Говорит Алексей Колоколов, директор Института бизнес-аналитики.


АРХИТЕКТУРА РЕШЕНИЯ
Основным источником данных была 1С Управление торговлей. На базе служб MS SQL Server мы построили хранилище данных и OLAP-куб. Затем добавили туда данные, которые учитывались не в 1С, а отдельно в локальных excel-файлах - такое часто бывает у отечественных компаний, и в итоге получили единый источник достоверной информации.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т


Для доступа к ней на первом этапе мы ограничились все тем же MS Excel, но на самом деле в последней версии вместе с надстройкой PowerPivot – это очень мощный аналитический инструмент. В режиме сводных таблиц можно построить любой запрос, для этого не надо быть программистом – вы просто перетаскиваете мышью понятные сущности и получаете нужный отчет. А затем что называется, можете вращать данные – анализировать в разных разрезах и находить неочевидные закономерности.


КОНСАЛТИНГ
Однако сейчас удобным интерфейсом никого не удивишь. Сложность BI-проектов заключается в высокой степени неопределенности результата. Всегда есть риск, что OLAP окажется для пользователя «слишком универсальным» и в итоге бесполезным. KPI как таковых в компании не было, именно для того чтобы их сформулировать и необходимо было проанализировать статистику за последние годы.


Сначала наши специалисты «покрутили куб» и разработали набор аналитических моделей для расчета бонусных коэффициентов менеджеров по продажам, показателям эффективности работы с клиентами и поставщиками, анализа рентабельности по каждой товарной категории и других задач дистрибьюторского бизнеса. Затем уже вместе с заказчиком мы адаптировали их под реалии бизнеса и ограничения исходных данных. В итоге от логистической регрессии и кластерного анализа, конечно же, пришлось отказаться, но мы получили понятные и достоверные KPI, а также понимание того, что надо доработать в учетной политике, чтобы автоматически считать более «продвинутые» показатели.


ИТОГИ ПРОЕКТА
«Нам сделали не просто очень удобный и эффективный конструктор отчетов, но и набор готовых аналитических моделей с рекомендациями, как эту статистику использовать для принятия решений. Теперь мне не надо ждать какого-либо отчета, вся необходимая информация у меня под рукой.»- говорит Марина Бурлакова


Интеграция с 1С, проектирование и разработка куба заняли месяц. Еще месяц ушел на сверку данных и «допиливание» аналитики. Кто-то может сказать, что построить куб можно и за пару дней, но на наш взгляд, два месяца от старта работ до устранения доработок и сдачи в эксплуатацию – это очень хороший срок. При этом заказчик получил от своих лицензионных продуктов SQL Server и Office максимальную отдачу.
О КОМПАНИИ


Институт бизнес-аналитики – это инновационная компания, основанная на базе Уральского федерального университета. Компания специализируется на разработке и внедрении систем Business Inelligence. Видеорепортаж о проекте можно посмотреть [здесь] http://www.youtube.com/watch?v=HWKRp1-xX9I&feature=plcp, а подробнее узнать об услугах и решениях компании можно на сайте www.insba.ru и странице http://www.facebook.com/insba.ru