Проект

Как неправильно закупают радиоэлектронную продукцию: нарушения на примере госзакупки для ЦОДа почти на 1,2 млрд рублей

Заказчики: Единый заказчик в сфере строительства (ППК Единый заказчик)

Москва; Государственные и социальные структуры



Дата проекта: 2022/09

Содержание

2023: ФАС выявила нарушения на тендере

ФАС обнаружила нарушения закона о контрактной системе в закупке комплекта оборудования для оснащения ЦОДа с начальной ценой почти 1,2 млрд рублей, которую осенью 2022 года провёл «Единый заказчик в сфере строительства» для Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). Нарушения были выявлены по итогам внеплановой проверки в конце декабря, которую ФАС провела после публикации на портале TAdviser статьи о том, как российские поставщики радиоэлектронной продукции оказываются не у дел на госзакупках из-за действий заказчиков. Результаты этого контрольного мероприятия ФАС опубликовала в январе 2023-го[1].

В данном случае в один лот в виде комплекта были объединены разнородные товары. Например, сканеры, шкафы распределения питания, датчик температуры, механический замок для дверного комплекта и другие. Часть товаров относится к радиоэлектронной продукции, к закупке которой по закону предъявляются особые требования.

Комиссия ФАС выявила нарушения закона о контрактной системе на закупке комплекта оборудования для оснащения ЦОДа ИНИОН РАН (фото: Gorodenkoff - stock.adobe.com)

В соответствии с действующим законодательством, чтобы закупить радиоэлектронную продукцию, необходимо при объявлении конкурса установить ограничение по ПП-878, указать свойства товара по «Каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (КТРУ) и найти требуемый аналог товара в реестре радиоэлектронной продукции (РЭП) Минпромторга.

При этом заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к закупаемой продукции, которые не предусмотрены КТРУ, если осуществляется закупка радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный ПП-878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Кроме того, в соответствии с п.7 ПП-878, для целей ограничения допуска иностранной радиоэлектронной продукции не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень, утвержденный ПП-878, и не включенная в него.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.5 т

Комиссия ФАС пришла к выводу, что в случае с закупкой для ЦОДа ИНИОН РАН заказчик не применил обязательные характеристики КТРУ к товарам, к которым должен был их применить, а также установил дополнительные характеристики при описании товаров в нарушение закона о контрактной системе. Кроме того, установила комиссия ФАС, в один объект закупки объединены товары, включенные и не включенные в перечень, утверждённый ПП-878, что также является нарушением.

Также заказчик не установил запрет на допуск импортного программного обеспечения в соответствии ПП-1236 или обоснование не применения данного запрета, который требуется устанавливать на госзакупках.

Таким образом, комиссия ФАС пришла к выводу, что при закупке имели место сразу несколько нарушений закона о контрактной системе. Материалы проверки будут переданы в управление контроля размещения государственного заказа ФАС, где рассмотрят вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Вместе с тем, поскольку госконтракт уже заключен, предписание об устранении выявленных нарушений заказчику решено не выдавать.

Из реестра жалоб на закупки следует, что антимонопольные органы регулярно признают обоснованными жалобы по ситуациям на закупках радиоэлектронной продукции, в том числе по схожим с описанной выше. Но чаще всего речь в них идёт о не очень крупных закупках. А на крупные закупки пожаловаться может не каждый участник. Дело в том, что с января 2022 года вступили в силу новые правила обжалования закупок. Среди самых существенных изменений можно выделить то, что жалобы на электронные закупки подаются только через ЕИС, и если в закупке предусмотрена универсальная предквалификация, то пожаловаться могут только те участники, кто ей соответствует.

Универсальная предквалификация по 44-ФЗ – это тоже нововведение, установленное для подтверждения опыта компании-поставщика. Оно означает, что для участия в закупках с начальной ценой свыше 20 млн рублей компания должна иметь опыт исполнения контрактов на сумму в размере не менее 20% от цены контракта. В случае с описанной выше закупкой для ИНИОН РАН, выходит, что нужно иметь опыт успешного выполнения аналогичного контракта на сумму более 250 млн рублей.

Получается, что производители отдельных видов отечественных товаров, в том числе радиоэлектронной продукции, не могут даже подать жалобу, если не соответствуют установленным предквалификационным требованиям.

2022: Проведение тендера

В сентябре 2022 года «Единый заказчик в сфере строительства» на ЕПГУ объявил открытый аукцион на поставку комплекта оборудования для оснащения центра обработки данных (инженерная инфраструктура, ИТ-инфраструктура, ЛВС и Wi-Fi, сканирование) на объект «Восстановление здания федерального государственного бюджетного учреждения науки Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ФГБУН ИНИОН РАН)[2]. Начальная цена составляла 1,195 млрд рублей.

Выбор производился из двух заявок на конкурс. Победителем была выбрана компания «Системный Софт», с которой заключен госконтракт объёмом в 1,189 млрд рублей.

Примечания