2019/11/15 16:11:19

Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в России

С июля 2018 года в России ведется создание концепции развития сетей 5G в России. Ответственным исполнителем по ее разработке назначено Министерство цифрового развития РФ.

Содержание

Основная статья: Развитие сетей 5G в России

Основная статья Москва - Умный город. Информационные технологии в Москве

2019

Концепция 5G не устраивает российских вендоров: сети пятого поколения будут построены иностранцами

Министерство цифрового развития внесло ряд поправок в концепцию развития сетей 5G в России на основе предложений отечественных производителей, но не в той мере, в которой предлагали последние. В Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП), готовившей эти поправки, считают, что документ недостаточно представляет интересы российских вендоров.

Ассоциация занимается поддержкой компаний, чье оборудование находится в реестре телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). По состоянию на ноябрь, в реестр, в частности, включены продукты компаний "ИскраУралТЕЛ", "Предприятие "ЭЛТЕКС", "Т8", "НТЦ Протей".Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

По словам председателя Ассоциации Светланы Апполоновой, в апреле 2019 года в ответ на письмо Минпромторга Ассоциация направила ведомству свои предложения по изменению концепции 5G. Их перечень был очень широк, и они серьезным образом меняли бы документ. Так, к примеру, одно из них заключалось в полном изменении состава мероприятий концепции по созданию и развитию производства отечественной продукции для 5G.

«
Кроме мероприятий по созданию отечественного оборудования и программного обеспечения сетей 5G необходима разработка мероприятий, обеспечивающих вывод разработанного оборудования на рынок. Мероприятия, предлагаемые для поддержки производства отечественного оборудования и программного обеспечения сетей связи 5G и стимулирования операторов к использованию отечественного оборудования, носят общий характер, - говорится в письме ассоциации Минпромторгу, с которым ознакомился TAdviser.
»

Большинство российских вендоров, работающих на гражданском рынке, считают, что они не чувствуют на себе работающих мер господдержки, заявляет Светлана Апполонова (фото - RT)

Однако, по словам Светланы Апполоновой, в той редакции, которая последний раз поступала в ассоциацию, по-прежнему сохранялась парадигма развития/апгрейда существующих сетей LTE, построенных на оборудовании глобальных вендоров.

«
В концепции упоминалось о целесообразности использования открытых протоколов, о возможности внедрения облачных технологий и проведении сертификации отдельных аппаратных платформ и функциональных IP-ядер. Однако сроки выполнения этих мероприятий, приоткрывающих доступ отечественных производителей к рынку мобильной связи, концепция относит на период, когда планируется, что сети будут уже построены глобальными вендорами, - пояснила TAdviser Апполонова.
»

В свою очередь, в Министерстве цифрового развития заявили TAdviser, что в соответствии с предложением Минпромторга, основанном на поправках АПЭАП, концепция развития связи 5G в России была несколько изменена в пользу отечественных производителей.

«
Раздел 4 концепции 5G был дополнен пунктом 4.1 «Применение технологий, оборудования и программного обеспечения российского происхождения в сетевой инфраструктуре 5G/IMT-2020». Согласно данному пункту, при создании сетевой инфраструктуры 5G на каждом уровне её архитектуры преимущественно должны применяться телекоммуникационное оборудование (ТКО), средства вычислительной техники (СВТ) и программное обеспечение (ПО) российского происхождения, которые разработаны, в том числе, в рамках реализации ведомственных целевых программ в соответствии с нацпрограммой «Цифровая экономика», при условии их конкурентоспособности, - уточнили TAdviser в Министерстве цифрового развития.
»

Помимо того, пункт 4.1, добавленный в концепцию, как указали в ведомстве TAdviser, предусматривает, что для миграции существующих сетей связи на перспективную архитектуру 5G/IMT-2020 и их бесшовное взаимодействие преимущественно должны применяться технологии ТКО, СВТ и ПО российского происхождения. В частности, разработанные или разрабатываемые в рамках госпрограмм развития радиоэлектронной отрасли – при условии их конкурентоспособности. Этот же принцип должен применяться при развитии и модернизации местных/региональных/магистральных оптических транспортных, пакетных сетей, ЦОД и платформ предоставления услуг в инфраструктуре 5G.

По состоянию на ноябрь, обновленный вариант концепция и план ее реализации находятся на рассмотрении в ряде федеральных органов исполнительной власти – соисполнителях проекта создания концепции. В их числе Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС. На рассмотрение указанным ведомствам концепция была направлена Министерством цифрового развития 23 октября.

«
Позиция Минпромторга относительно концепции нам еще не поступала, - сообщили TAdviser в Министерстве цифрового развития, добавив, что концепция также уже находится на рассмотрении в правительстве.
»

Говоря в целом о господдержке, которая предоставляется отечественным производителям ИКТ, Светлана Апполонова заметила, что большинство российских вендоров, работающих на гражданском рынке, считают, что они не чувствуют на себе работающих мер.

«
Чтобы развитие сетей 5G работало на развитие российской промышленности необходимо выбрать основным подход OpenRAN, сделать стандарт национальным как один из ключевых объектов критической информационной инфраструктуры, а дальше увязать выдачу частот с использованием оборудования отечественного происхождения. Помимо того, необходимо, чтобы сроки введения сетей 5G были приведены в соответствие с готовностью российских производителей, которая, в свою очередь, зависит от принятия на базе концепции технических требований к 5G и системно выстроенных госпрограмм, - указала TAdviser Светлана Апполонова.
»

Однако, главное, по её словам, что необходимо российским производителям, – это формирование рынка для их продукции.

«
Это очень непростая задача в условиях ВТО. Здесь без правильно выстроенной политики государства и политической воли результата не будет. А у нас, к сожалению, с этим проблема. Ни один из существующих нормативных актов, предусматривающих приоритет закупок российского телекоммуникационного оборудования, не работает из-за многочисленных дырок и лазеек. Это происходит из-за сильного лоббирования олигополии глобальных вендоров, а также из-за невозможности договориться между собой ФОИВам при согласовании проектов документов, - указала TAdviser Светлана Апполонова.
»

При этом в остальных отраслях радиоэлектроники ситуация обстоит значительно хуже, уверена Апполонова.

«
Там нет понятия «радиоэлектронное оборудование российского происхождения», а есть понятие «оборудование, произведенное на территории РФ», куда попадает и оборудование «дочек» транснациональных корпораций, перенесших часть производственных операций на территорию РФ без передачи России технологий. И с этим российским разработчикам конкурировать очень тяжело, - отметила председатель ассоциации.
»

Она также обратила внимание, что необходимо кардинально пересмотреть приоритеты российской госполитики.

«
У российских производителей нет доступа к дешевым длинным деньгам. А все крупные заказчики не предусматривают авансирования и требуют отсрочки окончательного платежа. По сути российского производителя принуждают идти в банки и брать кредиты, которые дороги и трудно доступны. По сути в приоритете у государства развитие финансового сектора, а не реальной экономики. И это при том, что зарубежные конкуренты получают деньги практически под 0%. И это еще далеко не все проблемы, - заявила TAdviser Апполонова.
»

Согласование АНО "Цифровая экономика" концепции 5G Министерства цифрового развития

Рабочая группа по направлению «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика» 20 сентября 2019 года согласовала проект концепции развития связи 5G в России, передает telesputnik.

Директор по направлению «Информационная инфраструктура» АНО ЦЭ Дмитрий Марков подтвердил изданию, что отрасль и Минкомсвязи определили диапазон 3,4–3,8 ГГц как приоритетный.

«
Можно сказать, что по вопросу достигнут консенсус. Это открывает новый горизонт для большой и перспективной работы по созданию сетей 5G в России», — сказал Марков
»

Он добавил, что планируется подготовить дорожную карту по высвобождению частот в этом диапазоне.

Правки концепции 5G Министерством цифрового развития

Обновленный документ в августе 2019 года ведомство разослало участникам профильной рабочей группы при АНО «Цифровая экономика». Согласно нему, как сообщают Известия, полоса радиочастот 3,4–3,8 ГГц наиболее приоритетна для развития 5G в России.

Диапазон 3,4–3,8 ГГц является ключевым и первоочередным для развития сетей 5G в Европе, также его использование планируется в Китае, Корее, Японии, США, Индии и других странах, отмечают авторы концепции. Однако, как известно, в России данный диапазон 3пока что занят спутниковой связью и недоступен для операторов.

Учитывая важность 3,4–3,8 ГГц, а также принимая во внимание сжатые сроки мероприятий по цифровизации российской экономики, процедуры, связанные с расчисткой частот, надо начинать незамедлительно, отмечается в новой редакции документа.

Внесение в правительство обновленной концепции 5G Министерством цифрового развития

Министерство цифрового развития в июне 2019 года внесло в правительство обновленный проект Концепции создания и развития связи 5G в России, сообщил директор департамента государственной политики в сфере связи Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Канцуров[1].

Документ был направлен правительству после обсуждения на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием представителей операторов связи и экспертов и согласования с заинтересованными ведомствами (Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности России, Федеральная служба охраны России и др.), указал Канцуров.

Как напомнил чиновник, из-за разногласий с Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой России документ был возвращен на доработку и в конце мая внесен повторно.

«К сожалению, разногласия с Минэкономразвития и с ФАС снять не удалось, поэтому, я думаю, будет горячее обсуждение на подкомиссии по цифровой экономике*. Надеемся, что позиция Министерства цифрового развития все-таки будет услышана, и концепция будет утверждена в ближайшее время», – сказал Канцуров.

Отзыв ФАС на концепцию 5G Министерства цифрового развития

23 мая 2019 года стало известно о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила отзыв на проект концепции развития в России связи 5G, разработанный Минкомсвязи. ФАС подвергла критике базовый сценарий проекта, предполагающий создание единого инфраструктурного оператора в виде консорциума, контролирующего весь частотный ресурс, выделенный государством под 5G.

По информации «Коммерсанта», в ФАС сочли, что создание единого оператора 5G, который, по мнению Минкомсвязи, является наименее затратным вариантом развития 5G, создает риски для государства, бизнеса и потребителей. Антимонопольное ведомство не устраивает, что единый оператор превратится в фактического монополиста и сможет завышать цены на допуск к сетям сторонних компаний. Также возникнут проблемы с использованием для 5G существующих сетей 4G операторов, которые не войдут в консорциум, а это может привести к стагнации отрасли. Кроме того, при создании единого оператора государство не сможет заработать на распределении частот в диапазоне 3,5 ГГц через аукционы.

ФАС предложило изменить концепцию создания консорциума: частоты должны выделяться не совместному юридическому лицу, а каждому оператору по отдельности.

Совместное предприятие для развития 5G уже создали «Ростелеком» и «МегаФон». Планируется, что это СП сможет вновь тестировать 5G в диапазоне 3,4–3,8 ГГц после тестов 2018 года, которые не были продлены без согласия Минобороны.

ФАС поддерживает операторов в их стремлении получить частоты 3,4–3,8 ГГц: эта полоса уже определена для развития 5G «практически во всемирном масштабе». В то же время с полосой 4,8 ГГц, которую Минкомсвязь считает одной из приоритетных, ФАС ожидает сложностей: из-за ограничений со стороны стран НАТО может стать невозможной работа 5G на границе России и на 200–300 км вглубь от нее.

В «Ростелекоме» считают, что в отзыве ФАС есть противоречие. В Tele2 поддержали концепцию инфраструктурного оператора.

«
Позиция ФАС логична, важно и на этот раз как в случае с 3G и 4G убедиться, что за бортом не останется никто из федеральных операторов[2].

Константин Анкилов, глава «ТМТ Консалтинг»
»

Отрасль выступила против концепции 5G Министерства цифрового развития

В апреле 2019 года директор по направлению «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Марков и пресс-секретарь Минкомсвязи РФ Евгений Новиков подтвердили ComNews, что рабочая группа «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика» не поддержала версию концепции по развитию сетей пятого поколения от НИИР, заказчиком которой выступило Минкомсвязи.

Напомним, что ключевой идеей данной концепции является создание единого инфраструктурного оператора 5G в диапазоне 3,4-3,8 ГГц.

Источник ComNews, близкий к рабочей группе «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика» сообщил о том, что к позиции НИИР было много подробных замечаний, которые, к сожалению, не были учтены и исправлены.

«
Сценарий развития сетей 5G, перечисленный в главе 6 версии концепции от НИИРа, не соответствовал планам и видению рынка, поэтому рабочая группа была категорически против, — сказал собеседник
»

По словам Дмитрия Маркова, к тексту есть два замечания: рабочая группа не согласна с низкой оценкой перспектив диапазона 3,4-3,8 ГГц и с представленной финансовой экономической моделью.

Что касается дальнейшей судьбы концепции, Дмитрий Марков сообщил, что рабочая группа подготовила предложения и надеется на то, что замечания будут учтены.

«
Мы хотели бы, чтобы представленная НИИР концепция была доработана, и подготовили предложения в третью (в третьей главе проведен анализ возможного использования диапазонов радиочастот в полосах 694-790 МГц, 3,4-3,8 ГГц; 4,4-4,99 ГГц, 5,9 ГГц, 24,25-29,5 ГГц, 30-55 ГГц, 66-76 ГГц, 81-86 ГГц при внедрении 5G в России с учетом международных тенденций развития телекоммуникационного рынка — прим. ComNews) и шестую главы. Если они будут приняты, то концепция будет согласована со стороны бизнеса, - отметил Марков.
»

Ссылаясь на положения о системе управления нацпрограммой «Цифровая экономика» (утверждена постановлением правительства РФ от 2 марта 2019 г. №234), Евгений Новиков сказал, что далее Министерство проведет согласительное совещание.

«
Неурегулированные разногласия оформим протоколом, приложим таблицу разногласий и направим все это в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, — пояснил Новиков
»

Президиум комиссии, по его словам, может вернуть концепцию на доработку.

«
В таком случае ведомство будет дорабатывать ее совместно с НИИР, - указал Новиков.
»

Изменение концепции 5G Министерством цифрового развития

В новой редакции документа,созданной в марте 2019 года, Минцифры предлагает создать единого частного инфраструктурного оператора сети 5G, обосновывая его создание дефицитом свободных частот.

Модель единого инфраструктурного оператора, как считают в министерстве, в условиях дефицита свободных частот является единственно возможной. Вместе с тем, министерство цифрового развития готово пересмотреть концепцию в пользу более конкурентного распределения, если на самом высоком уровне будет создан национальный комитет по 5G (предложение по его созданию вице-премьер Максим Акимов высказал в январе 2019 года), и будет принято решение расчистить частоты под 5G так, чтобы хватило каждому оператору.

2018

ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР) направил АНО "Цифровая экономика" концепцию 5G, созданную по заказу Министерства цифрового развития

В июне 2018 года, по данным ComNews, Министерство цифрового развития объявило тендер на разработку концепции по развитию связи 5G в России. Начальная (максимальная) цена контракта составляла около 6 млн рублей. Согласно документации, в конкурсе было два участника - НИИР и "Спектрум Менеджмент". В июле 2018 года Министерство цифрового развития объявило его победителем институт радио.

НИИР разработал концепцию за 4,5 млн рублей. Средства на ее создание были выделены из госбюджета. По завершении работы над концепцией, в декабре 2018 года, институт представил ее Министерству цифрового развития, после чего направил на обсуждение в АНО "Цифровая экономика", сообщил ComNews заместитель министра цифрового развития Олег Иванов.

В концепции отражен подход к созданию и использованию сети радиосвязи операторами с использованием лицензируемого и нелицензируемого диапазонов частот, включая диапазоны радиочастот 694-790 МГц, 3,4-3,8 ГГц, 4,4-4,99 ГГц, 5,15-5,95 ГГц, 24,25-29,5 ГГц, с учетом международных тенденций развития телекоммуникационного рынка. По словам Иванова, в концепции НИИР четко показано и с экономической, и с технологической точки зрения, что только в нижнем диапазоне частот выгоднее всего создавать инфраструктурного оператора.

Заметим, что ранее рабочая группа "Информационная инфраструктура" АНО "Цифровая экономика" уже поддержала направленную ей версию концепции российского Союза операторов мобильной связи LTE (LTE Union).

Таким образом, по словам Иванова, обе концепции сейчас находится на рассмотрении в АНО "Цифровая экономика".

«
Мы обязательно соберем всех операторов и обсудим. Никаких силовых решений не будет. Со своей стороны, Министерство цифрового развития будет участвовать в обсуждении. Мы будем проводить для них экспертизу при помощи наших научных институтов, - указал Иванов.
»

Однако, решение, по его словам, операторы должны будут принять самостоятельно.

2015

Минкомсвязи заказало у НИИ "Радио" анализ развития сетей 5G в России для создания их концепции

В июне 2015 года Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выбрало на конкурсе подрядчика, который за 6,9 млн рублей займется анализом перспектив развития сетей 5G[3].

Победителем стал единственный участник конкурса - НИИ "Радио". Он должен будет провести научно-исследовательскую работу и передать министерству материалы с предложениями в `проект концепции развития сетей 5G в Российской Федерации и их роли в будущей инфокоммуникационной инфраструктуре`.

Стоимость работы в Минкомсвязи оценили в 6,9 млн рублей. В результате конкурса она не упала. Выполнение работ должно быть завершено за 90 дней с даты заключения контракта.

В министерстве ожидают, что подрядчик проанализирует тенденции потребления трафика в будущих сетях мобильной связи и предпосылки к развитию сетей 5G, национальные и международные проекты по разработке концепции и технологий будущих стандартов 5G, предъявляемые требования к будущим сетям 5G, а также спрогнозирует техническую реализацию сетей 5G.

Еще одна из задач исследования - формирование новых направлений развития мобильного широкополосного доступа в области межмашинных телекоммуникаций, профессиональной подвижной связи и вещания.

Кроме того, от победителя конкурса потребуется разработать предложения и проанализировать перспективы по вариантам радиочастотного обеспечения сетей 5G в диапазонах ниже 6.5 ГГц и выше 6.5 ГГц.

Наконец, будет необходимо дать рекомендации по подходам к нормативно-правовому регулированию сетей 5G, "способствующим их скорейшему развитию в Российской Федерации", а также предложения по корректировке таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ, утвержденной постановлением Правительства от 21 декабря 2011 года № 1049-34.

Примечания