Проект

Bell Integrator внедрил экспертную систему анализа и принятия решений в ЦППК

Заказчики: Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК)

Москва; Транспорт

Продукт: QlikView

Дата проекта: 2011/12 — 2014/09
Технология: BI
подрядчики - 452
проекты - 3080
системы - 1154
вендоры - 561
Технология: OLAP
подрядчики - 104
проекты - 857
системы - 61
вендоры - 50

Содержание

ОАО «Центральная Пригородная Пассажирская Компания» является крупнейшим перевозчиком пассажиров среди пригородных пассажирских компаний России. Ежедневно услугами компании пользуются около 1,3 миллиона человек. Компания осуществляет пригородное сообщение по территории десяти Субъектов Российской Федерации, в том числе: г. Москвы, Московской, Курской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Брянской и Орловской областей.

Проект

Внедрение экспертной системы анализа и принятия решений (ЭСАПР). В IV квартале 2011 года начался проект по разработке и внедрению экспертной системы анализа и принятия решений на аналитической платформе QlikView в ОАО «Центральная ППК», позволяющей эффективно выявлять пути снижения издержек компании в целом.

Задачи проекта

Система ЭСАПР состоит из двух связанных подсистем:

  • Платформа системы бизнес анализа QlikView. Cлужит для предоставления конечным пользователям панели с аналитической отчетностью на основании данных о продажах билетов. Предоставление пользователям данных для анализа возможно как при помощи «тонкого» клиента, так и при помощи «толстого» клиента QlikView.
  • Система управления базами данных. Cлужит для осуществления хранения и управления входными данными, а также для подготовки данных для анализа.

В рамках проекта были решены задачи:

  • «План-­Фактный анализ» На основе информации о выручке и планов по выручке выявить и оценить выполнение планов по выручке. Сравнить динамику выручки с аналогичными периодами предыдущего года.

  • «Оценка работы касс» На основе информации о выручке и количестве проданных билетов в определенные временные интервалы (часы, сутки) проводится оценка интенсивности и эффективности работы касс и кассиров на станциях и предлагаются рекомендации по оптимальному графику работы касс на станциях. Для принятия решения по изменению количества касс интенсивность и эффективность оцениваются вплоть до конкретного кассира.
  • «Контроль целостности данных» Осуществление контроля целостности загруженной в Систему информации путем проверки полноты, достоверности данных и соблюдения технологии их обработки на различных этапах. Панель визуализации данных интегрирует всю допустимую для обработки информацию и делает процесс работы с системой доступной для широкого круга пользователей (сотрудников).

Работа пользователя с системой ЭСАПР осуществляется через веб-­‐интерфейс с помощью любого установленного браузера (например, MS Internet Explorer версии 6.0 или выше). В рамках проекта были выполнены работы по интеграции с автоматизированной системой оплаты контроля и учета проезда в пригородных электропоездах.

Результат

Внедрение экспертной системы анализа и принятия решений в ОАО «Центральная ППК» обеспечило качественную и оперативную информационную поддержку для руководства компании и позволило оптимизировать ключевые бизнес-­‐процессы.

Составлен план дальнейшего развития системы, который включает в себя как расширение действующего функционала, так и решение новых задач:

  • На основании данных о продажах билетов и действующего расписания оценивать загруженность пригородных поездов, а также принимать решения по оптимизации расписания, количества и состава курсирующих поездов.
  • На основании данных о продажах билетов выявлять факты нарушений регламента работы билетных кассиров.

Макаров Сергей. , Начальник отдела ИТ ОАО «Центральная ППК»: «Результатом проекта стал удобный инструмент для поддержки принятия решения, позволяющий в оперативном режиме оценивать эффективность работы служб компании и выявлять пути снижения выпадающих доходов. Для разработки технического задания были собраны требования от пассажирского и маркетингового отделов компании. Сотрудники ОАО «Центральная ППК» уже сейчас высоко оценили функционал нового сервиса».

По отзыву заказчика в ноябре 2014 года, использование экспертной системы повысило оперативность и качество управления персоналом, обеспечило эффективный мониторинг контрольно-кассовой техники и пассажиропотока, поспособствовало выявлению нарушений регламента работы сотрудников, получению в автоматическом режиме рекомендаций по оптимальному графику работы касс на станциях в соответствии с загруженностью кассовых окон. С учетом масштабов деятельности «Центральной ППК», обслуживающей несколько миллионов пассажиров ежедневно, применение экспертной системы позволило сэкономить время специалистов, задействованных в процессе обработки поступающей информации.

Внедрение инновационных методов автоматического контроля и управления большими объемами информации, поступающими из разрозненных и географически-распределенных источников в режиме реального времени, стало для «Центральной ППК» важным этапом оптимизации процессов управления предприятием и последовательным переходом от традиционных систем мониторинга и классических систем отчетности к управлению информацией с помощью экспертно-аналитической системы, указали в Bell Integrator.

«Результатом проекта стал удобный инструмент для поддержки принятия решений, позволяющий в оперативном режиме оценивать эффективность работы служб компании-клиента, — отметил Карпунин Алексей , технический директор Bell Integrator. — Мы намерены продолжить реализацию перспективных проектов по внедрению экспертных систем поддержки принятия решения, востребованных в транспортной отрасли и в финансовом секторе».