Проект

High Tech Logistic (WMS Logistics Vision Suite)

Заказчики: High Tech Logistic (DAMU Logistics)

Алматы; Логистика и дистрибуция

Продукт: WMS Logistics Vision Suite

Дата проекта: 2007/12
Технология: WMS
подрядчики - 139
проекты - 2158
системы - 188
вендоры - 125
Технология: Логистическая информационная система
подрядчики - 85
проекты - 1068
системы - 144
вендоры - 108

В настоящее время HTL имеет два законченных складских комплекса в Алма-Ате. Один – высотный склад на 30 тыс. палето-мест, запущенный в эксплуатацию в январе 2007 года. Вторая группа складских комплексов находится на территории индустриально-логистического парка и занимает 110 тыс. кв. м. Парк расположен на пересечении двух оживленных трасс, где планируется построить большую Алма-Атинскую кольцевую автодорогу (БАКАД). Складской комплекс состоит из пяти блоков разной площади, из них в настоящий момент работают три, причем они уже полностью заполнены. Через пару месяцев будет закончено оборудование и отделка еще двух блоков. Этот склад не является высотным (высота склада – около 10 м) из-за постоянной сейсмической опасности. В остальном структура складов достаточно традиционна: стеллажная система, мелкие ячейки, зоны погрузки и разгрузки, а также зоны манипуляций для упаковочных работ, переборки брака и стикеровки.

В организации компании в 2005 году принимали участие сотрудники, которые уже обладали солидным опытом работы в этом бизнесе, это позволило уже с первых шагов принимать правильные решения, в частности, о выстраивании бизнеса совместно с внедрением системы управления складом (Warehouse Management System, WMS). Партнер по внедрению – компания ant Technologies – выступила в качестве проектировщика всех основных бизнес-процессов. С выбранной системой – продуктом Logistic Vision Suite греческой компании Mantis Informatics, работающим на основе Microsoft SQL Server, Бутаев ранее не сталкивался, но, придя в компанию, остался ею доволен. По его словам, в ней имелся ряд функций, отсутствовавших в WMS, с которыми ему приходилось работать ранее. Однако, по словам Бутаева, WMS такого класса (среди них EXceed и Manhattan) мало отличаются друг от друга функционально, так как сам логистический бизнес очень хорошо стандартизован. Различия имеются в интерфейсах и способах реализации функционала. Бухгалтерский учет автоматизирован на основе решений фирмы «1С», правда, интеграция с WMS пока отсутствует (работа в этом направлении сейчас ведется), поэтому пока данные передаются в бухгалтерию вручную, там осуществляется их повторный ввод.

Бутаев считает, что очень важной характеристикой WMS, как и любой другой информационной системы, является простота получения обновлений. Для многих WMS это проблема. Клиентам предлагается коробочное решение, которое может быть доработано до потребностей клиента за дополнительную плату, однако в этом случае клиент лишается возможности получать обновления, поскольку они выпускаются для коробочных версий. Другой важной характеристикой являются требования к ресурсам. Как правило, все WMS-решения очень ресурсоемки. Немаловажную роль, с его точки зрения, играет также отсутствие языкового барьера между пользователями и организацией, осуществляющей поддержку системы.

Необходимая составляющая функционала WMS – наличие графического инструмента проектирования бизнес-процессов. Результатом работы являются, в частности, «заготовки» новых функциональных модулей, которые после некоторой доработки могут быть встроены в систему. Это позволяет быстро модернизировать бизнес-логику, заложенную в информационную систему. Правда, Бутаев использует эти возможности своей WMS, только если имеются очень серьезные основания, поскольку считает, что полностью функционирование системы понимают только разработчики и специалисты поддержки. В случае необходимости серьезных модификаций он использует аутсорсинг.

Бутаев отмечает, что очень важной составляющей WMS является алгоритмическая составляющая, поскольку значительная часть ее функционала связана с оптимизацией размещения товаров на складе и других составных действий. Первые версии системы заметно «тормозили» при решении подобных задач, но в последних версиях негативные эффекты исчезли. Бутаев отмечает, что при внесении в систему изменений в виде дополнительных модулей, а также после получения обновления необходимо тестировать продукт на отдельно стоящем выделенном сервере с копией реальной базы данных. Очень удобно проводить на таком сервере обучение новых сотрудников – как правило, всегда обнаруживаются ошибки, которые требуют устранения.

ИТ-поддержка складских процессов

Существует ряд ключевых операций, которые определяют производительность склада – это прием и размещение товара в ячейке, выбор и перемещение определенной в заказе палеты к определенным воротам склада и т.д. Именно скорость их выполнения фиксируется и анализируется в первую очередь. Она определяет скорость выполнения прочих операций. Своими силами была написана специальная программа, которая позволяет получить отчеты об этих операциях в различных разрезах, например, скорость работы водителей штабелеров в час, в смену, за месяц. Данные для отчетов программа получает из WMS. Все операции на складе осуществляются с использованием беспроводных сканеров штриховых кодов.

Рассмотрим, как выполняется работа, на примере приема товаров компании Adidas, с которой HTL работает с февраля 2008 года. Ассортимент компании очень широк – от носков до «доспехов» вратарей. Из электронной системы клиента в информационную систему HTL направляется электронный документ, содержащий информацию об ожидаемом приходе, в частности номера коробок. Каждая коробка с товаром имеет уникальный номер, который сохраняется в системе. При поступлении товара на склад сотрудник, производящий приемку, сканирует индивидуальные номера коробок, после этого коробка может быть помещена в зону хранения. После регистрации последнего номера в электронной накладной в системе проставляется признак «принято» и можно готовить печатный документ о приеме на ответственное хранение определенного товара. Также клиенту автоматически отправляется электронный документ о фактически принятом товаре. После этого у него он становится доступным для заказа.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.7 т

Далее от клиента в электронном виде поступает заказ на отгрузку. WMS на основании этих данных и данных о размещении товаров на складе готовит задание сотрудникам. Задания рассылаются системой на радиотерминалы. После получения задания на экран терминала сотрудник перемещается к указанной ячейке, сканирует ее штриховой код и отбирает нужное количество товара, сканируя результаты отбора. Операция повторяется необходимое число раз. Подобранный товар поступает в зону упаковки, где в соответствии с заказом извлекается из отобранной «кучи» и пакуется. Каждый предмет перед укладкой в коробку сканируется. По заполнении коробки печатается упаковочный лист и транспортная этикетка. Коробка запечатывается и поступает в зону отгрузки. Клиенту автоматически отправляется информация о собранном и готовом к отгрузке товаре. Перед погрузкой кладовщик сканирует коробки, подтверждая тем самым, что он погрузил их в транспортное средство. После загрузки последней коробки печатаются транспортные документы, а клиенту автоматически отправляется отчет в электронном виде.

В отношении маркировки товара компания Adidas очень аккуратна, и при работе легко опираться на ИТ. Существуют, однако, клиенты, при работе с которыми необходимо использовать бумажные PIC-листы (так называемые заборные листы), так как штриховые коды часто не идентифицируются. Справедливости ради следует отметить, что ряд проблем возникал и с компанией Adidas. Известные трудности создавало огромное количество штриховых кодов ее продукции. Кроме того, в августе 2005 года Adidas-Salomon приобрела компанию Reebok International, и на сегодняшний день все еще существуют различия в штриховом кодировании продукции, из-за чего усложняется распознавание штриховых кодов.

Портрет ИТ-директора

В компании Али Бутаев подчиняется непосредственно исполнительному директору. Существует два основных направления работы его подразделения: поддержка бизнеса (этим занимается отдел бизнес-приложений) и поддержка офисных пользователей, в частности Service Desk (она возложена на отдел технической поддержки).

В составе подразделения формируется еще одна структура – отдел технологий. В круг его задач будет входить проектирование и модернизация основных бизнес-процессов. Это объясняется спецификой хозяйственной деятельности логистического оператора. Коммерческий отдел находит клиентов и путем переговоров определяет параметры договорных отношений. Далее с клиентом необходимо выстраивать основные бизнес-процессы, реализация которых, как правило, предполагает активное ИТ-взаимодействие, в частности формирование электронного документооборота. Возникающие проблемы требуют немедленного решения, поэтому важно, чтобы проектирование и ИТ-поддержка процессов находились в одних руках. Бутаев считает, что это правильно, поскольку в деятельности современного логистического оператора информационные технологии играют базовую роль, без них невозможно предоставлятьуслуги достаточно высокого класса, поэтому ИТ-руководитель должен разбираться в тонкостях бизнеса не хуже, а то и лучше, чем функциональные руководители.

В ряде случаев ИТ-подразделение должно выступать локомотивом производственного процесса, навязывая функциональным подразделениям, в данном случае складу, правильные бизнес-процессы, учитывающие все особенности бизнеса клиента и возможности WMS. Бутаев вспоминает, что в его практике был случай, когда из-за невовлеченности ИТ в разработку бизнес-процессов с клиентом контракт оказался на грани срыва, поскольку информационная система не позволяла сохранить один из ключевых для клиента параметров требуемой длины.

При необходимости организовать ИТ-поддержку бизнеса Бутаев предпочтет купить решение у вендора, если бизнес-процесс достаточно велик. Если же решается небольшая, локальная задача, то сотрудники отдела бизнес-приложений в состоянии написать необходимое приложение, хотя и не позиционируют себя как профессиональных разработчиков. Примером служит программа анализа трудоемкости основных складских операций, о которой идет речь в статье.

В HTL пока не практикуется использовать соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), но Бутаев считает, что оно необходимо и стремится к его формированию. Он считает, что «SLA дисциплинирует как бизнес, так и ИТ. Раздутые штаты ИТ-департаментов, проблемы с бюджетом, частые обращения за поддержкой в ИТ-департамент по мелким вопросам и т.п. – все это следствие отсутствия SLA».

Оценивая свое подразделение с экономической точки зрения, Бутаев придерживается следующего мнения. Любое подразделение само по себе является центром затрат. Вместе с тем коммерческая организация – это не просто сумма отдельных бизнес-подразделений. Возникает синергетический эффект: каждое подразделение, сотрудничая с другими, превращается из центра затрат в центр прибыли.

Что касается оценки экономической эффективности ИТ-проектов, то Бутаев считает, что проводить данные расчеты можно и нужно, но у компании для этого нет необходимой технологии. «Оценка ROI в ИТ-проектах – неоднозначная задача. Где-то мы можем подсчитать эту величину (например, при переходе от бумажной технологии к безбумажной), а где-то это просто невозможно», таково мнение Бутаева.