2023/10/01 07:39:28

Информационные технологии в Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК)

Статья посвящена созданию и развитию информационных систем в ЦППК.

Содержание

Основная статья: Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК)

ИТ-бюджет

2018: Снижение ИТ-расходов в 2,5 раза

В 2018 году инвестиции в ИТ ЦППК составили 518,24 млн рублей, следует из годового отчета компании, опубликованного в июне 2019 года. Это составило 45,71% всех капитальных вложений ЦППК.

По сравнению с 2017 годом затраты на ИТ сократились примерно в 2,6 раз: тогда они составляли 1,356 млрд рублей и 68,88% от совокупных капитальных вложений.

Снижение расходов во многом связано с завершением основного объема работ по проекту разработки, внедрения и развития системы продаж ЦППК. В 2017 году на нее было затрачено более 1 млрд рублей, в то время как в 2018 году – около 246 млн рублей.

В 2018 году ЦППК продолжила развитие одной из ключевых ИТ-систем - системы продаж (фото - mos.ru)

Система продаж ЦППК объединяет все существующие и развивающиеся бизнес-процессы, доступна на около 20 моделях устройств и, как заявляют в компании, поддерживает самый широкий в России спектр билетных носителей, таких как: «Тройка», «Стрелка», социальные карты Москвы и Московской области, электронные транспортные требования РЖД, кобрендинговые и банковские карты.

Модернизация системы продаж позволила внедрить ряд сервисов для удобства пассажиров, в частности, продажу разовых билетов через официальное мобильное приложение «Расписание и билеты ЦППК». Пользователи мобильного приложения ЦППК получили возможность оформлять проездные документы на электропоезда Павелецкого, Ярославского и Казанского направлений.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Другими наиболее крупными по объемам затрат проектами ЦППК в 2018 году стали создание ЦОДа и корпоративного хранилища данных. На них было потрачено 112 млн рублей и 63 млн рублей соответственно.

В 2018 году в компании также продолжился проект по внедрению ERP. C декабря 2017 года в ЦППК используется решение на базе «1С». Изначально планировалось использовать продукт Oracle, однако после наступления экономического кризиса и роста курса доллара некоторые позиции проекта были пересмотрены в пользу российских продуктов. Так в системе появилась компания «1C»[1].

История

2023: ЦППК установила 350 обновленных БПА с начала года

ЦППК установила 350 БПА обновленной модели с начала 2023 года. Об этом компания сообщила 28 сентября 2023 года.

На станциях ЦППК функционирует уже около 600 билетопечатающих автоматов данного типа — только для безналичного расчета, что значительно ускоряет время покупки билетов.

От предыдущей модели данное БПА, помимо функции безналичного расчета, отличаются увеличенным размером экрана, в верхней части которого отображается актуальное расписание, а в нижней — меню покупки.

С начала года установлено уже несколько сотен БПА новой модели, в том числе — на станциях, инфраструктуру которых Компания готовила к запуску МЦД-3 и МЦД-4.

Так, 56 билетопечатающих автоматов появились на Чухлинке, Раменском, Фабричной, Авиамоторной, Перово, Выхино, Люберцах-1, Красково, Удельной, Ильинской, Малаховке, Электрозаводской, Андроновке, Томилино, Кратово и Есенинской. Еще 44 автомата заработали на Железнодорожной, Ольгино, Реутово, Новогиреево, Кусково, Никольской, Салтыковской, Минской, Внуково, Аминьевской, Апрелевке, Поклонной, Кутузовской и Тестовской.

2022: Начало тестирования обновленного интерфейса билетных автоматов

13 июля 2022 года Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) сообщила о начале тестирования обновленного интерфейса билетных автоматов. На 7 головных вокзалах уже можно оценить автоматы — Ярославском, Казанском, Курском, Павелецком, Киевском, Белорусском и Савеловском.

Android с модулями NFC. Теперь записать билет на карту можно быстрее — автомат сразу предлагает оформить его таким образом. Сделать это можно на любую транспортную карту: «Тройку», «Стрелку» или фирменную ЦППК. Карты пользуются все большей популярностью у пассажиров — количество записанных разовых билетов на них выросло на 14%. При этом бумажный билет по-прежнему можно напечатать — достаточно на первом же экране изменить настройку одним касанием.

Бумажный билет можно напечатать в двух форматах: классическом полном и укороченном варианте. Обновленный мини-билет — это сокращенный билет только с информацией, нужной для поездки. Полный билет — это билет-чек с данными для компенсации проезда. Чтобы распечатать билет в таком виде, необходимо в меню БПА выбрать пункт "напечатать чек". В рамках тестирования оба вида билетов доступны и в некоторых кассах.

«
Сокращение длины билета проводится в рамках глобальной программы цифровизации, которую мы реализуем уже несколько лет. Это нововведение стало возможным благодаря недавнему изменению требований законодательства, — отметил генеральный директор ЦППК Иван Конев. — Мы активно развиваем наши цифровые каналы продаж — это билетные автоматы, мобильное приложение, сайт, чтобы в будущем полностью уйти от бумажного билета. Также это решение позволит нам экономить билетную ленту. При этом мы оставляем возможность получить и обычный билет.
»

Еще одно важное дополнение — теперь в автоматах можно самостоятельно заменить действующие билеты или абонементы на новые, для этого больше не нужно обращаться в кассу. Узнать, что именно записано на карту, можно не только в билетном автомате, но с помощью инфотерминалов в любом турникетном павильоне ЦППК. Если у пассажира нет транспортной карты — ее можно взять в залог прямо в автомате.

На вокзалах организована раздача информационных листовок о тестировании, а на самих автоматах размещены специальные стикеры. Во время тестового периода рядом с билетными автоматами будут работать сотрудники ЦППК, чтобы ответить на все интересующие вопросы и собрать обратную связь.

2018

Популярность бесплатного Wi-Fi в электричках выросла вдвое

К бесплатной сети Wi-Fi в пригородных поездах подключились 11 миллионов раз за 2018 год, сообщил сайт правительства Москвы в январе 2019 года. Это почти в два раза больше, чем в 2017-м — тогда было зарегистрировано 5,6 миллиона интернет-сессий. Объем переданного трафика с января по декабрь прошлого года тоже увеличился до 1,8 миллиона гигабайт. Это на 50% больше, чем в 2017 году.

Пользуясь бесплатным Wi-Fi, пассажиры чаще всего просматривали видеозаписи и прослушивали аудиофайлы, общались в социальных сетях и мессенджерах. Сеть наиболее востребована у пользователей 25–34 лет: они совершают порядка 35 процентов всех интернет-сессий.

«
Доступ в интернет — один из базовых сервисов для современных пассажиров, которые привыкли всегда быть онлайн. В новых электропоездах Wi-Fi предусмотрен по умолчанию, другие мы по мере возможности также стараемся оборудовать точками доступа, — рассказал исполнительный директор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Иван Конев.
»

Бесплатная сеть Wi-Fi появилась в электричках в феврале 2016 года. По состоянию на начало 2019 года она доступна в 112 пригородных поездах, в 25 из них сервис появился в прошлом году, а в 18 — уже в 2019-м. В 2019 году ЦППК продолжит оснащать электрички беспроводным доступом в интернет.

Тестирование технологии распознавания лиц для оплаты проезда в электричках

В ноябре 2018 года ЦППК сообщила, что изучает необходимость внедрения технологии по распознаванию лиц пассажиров в электропоездах, приступает к тестированию системы[2].

«
Мы сейчас тестируем на паре станций прототип (системы распознавания лиц для оплаты проезда в электричках — ИФ) и хотим посмотреть, имеет ли это под собой основания или не имеет, — сказал гендиректор ЦППК Максим Дьяконов в ходе форума "Будущее городского транспорта", - Но в любом случае всё развитие транспортной системы идёт к единому билету, единому носителю и желательно к минимальному времени, которое потребуется для того, чтобы пройти все контроли.
»

Как уточнил представитель пресс-службы ЦППК, тестирование технологии распознавания лиц для прохода через турникеты в электричку ЦППК в настоящее тестируется на Киевском вокзале и ТПУ Солнечная.

«
Эксперимент направлен на опробирование биометрической технологии применительно к полигону деятельности компании. В нем принимают участие только сотрудники компании, но не пассажиры, — отмечают в ЦПКК.
»

2015: Создание ситуационно-аналитического центра

В ноябре 2015 года "Крок" сообщил о создании ситуационно-аналитического центра (САЦ) и проведении интеграции ИТ-систем ЦППК. По данным "Крок", запущенный в эксплуатацию комплекс включает в себя более 10 решений. В их числе — подсистемы ситуационно-аналитического центра, корпоративное хранилище данных, системы управления ИТ-ресурсами, нормативно-справочной информацией, а также техническим обслуживанием и ремонтом, корпоративная сервисная шина, сеть передачи данных и пр.

САЦ создан для того, чтобы осуществлять централизованное управление процессами обслуживания пассажиров и принимать управленческие решения, нацеленные на повышение качества транспортных услуг, с опорой на комплексную аналитику.

Комплекс систем САЦ включает в себя информационные мониторы, оборудование громкой связи, колонны голосовой связи, средства видеонаблюдения и видеоаналитики, а также программно-аппаратные средства, обеспечивающие функционирование бизнес-процессов ситуационно-аналитического центра. Решение обеспечивает централизованное управление комплексными процессами обслуживания пассажиров. Система в реальном времени собирает и анализирует данные о ситуации на железнодорожных станциях, которые используются во всех подразделениях компании для повышения качества принимаемых управленческих решений.

В единое хранилище данных ежедневно загружается до 3 млн. записей по проданным проездным документам и проходам через турникеты. Это ключевая система для формирования отчетности о доходах ЦППК, анализа трендов продаж и пр. Эти данные также можно использовать для прогнозирования пассажиропотока, чтобы оптимизировать расписание поездов и планировать действия в нештатных ситуациях.

Решения на основе корпоративной сервисной шины (КСШ) и системы управления нормативно-справочной информацией (СУ НСИ) обеспечивают унифицированный обмен данными между множеством информационных систем ЦППК. В их числе — подсистемы ситуационно-аналитического центра (САЦ), продажи билетов, обслуживания и ремонта оборудования, электронного документооборота, фиксации инцидентов, бизнес-аналитики и т.д.

ИТ-паспорт проектов в ЦППК


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКомплексные проекты видеонаблюдения, Аудиовизуальные системы (проекты)Системы видеонаблюдения, Аудиовизуальные системы2024
Описание проектаФорсайт, КрокФорсайт. Аналитическая платформа (ранее Prognoz Platform)BI2023
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2022
Описание проектаSmart4 (C4C), Premier (Премьер)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2022
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКомплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2022
Описание проектаStafory (Стафори)Робот Вера, ИИHRM2019
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхKaspersky Anti Targeted Attack Platform (KATA), Kaspersky SecurityИБ - Система обнаружения мошенничества (фрод), ИБ - Управление информацией и событиями в системе безопасности (SIEM), ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам2018
Описание проектаПрограммный Продукт2018
Описание проектаМобайл Информ (Mobile Inform Group) Адванст Мобилити СолюшинзМобайл Информ: Коперник С1Планшетные компьютеры и смартфоны2017
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКомплексные проекты по информационной безопасностиИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2015
Описание проектаBell Integrator (Бэлл Интегратор)QlikViewBI, OLAP2014
Описание проекта1С-Рарус1С:Бухгалтерия ПРОФSaaS - Программное обеспечение как услуга, Учетные системы2011
Описание проектаКрокMicrosoft Windows, Microsoft Office, Microsoft SQL ServerОС, Офисные приложения, СУБД---
Описание проектаКрокПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры, HPE Service Manager (HPSM), Oracle Business IntelligenceИТ-аутсорсинг, Серверные платформы, ITSM - Системы управления IT-службой, BI---
Описание проектаТверской вагоностроительный завод (ТВЗ), Демиховский машиностроительный завод, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)---
Описание проектаСитроникс Микроэлектроника---

Примечания