Smart Grid
Умные Сети
Интеллектуальные сети электроснабжения
Во многих странах предприятия энергетического сектора экономики переживают период реформирования. Происходящие процессы слияния, поглощения и изменения структуры управления, границ сферы деятельности и территориального присутствия заставляют многие бывшие монополии искать для себя новые модели создания стоимости. Неизбежно меняются задачи компаний и их бизнес-процессы. Формируются рынки предоставления коммунальных услуг. Внедряются рыночные механизмы. Требуются технологические изменения, отвечающие современным потребностям развития отрасли. Хотя все эти изменения отличаются в зависимости от местоположения и вида деятельности энергокомпаний, инновации неизбежно ведут к преобразованию всей сферы коммунальных услуг.
Российская энергетика также переживает период изменений. Главным трендом, оказывающим влияние на развитие информационных систем в энергетике, является концепция Smart Grid. В этом направлении ожидается принятие ряда важных законодательных актов. Для России идеи Smart Grid особенно актуальны, так как инфраструктура энергетики сильно изношена.
Оперативное управление инфраструктурой имеет решающее значение. Энергетические предприятия сталкиваются с необходимостью внедрения новых стандартов эксплуатации и технического обслуживания для постоянного улучшения соотношения между надежностью энергоснабжения и затратами. Еще одной из ключевых задач в энергетике является управление техобслуживанием и ремонтами оборудования. Это обусловлено огромным количеством единиц оборудования, распределенных на больших территориях и требующих постоянного регламентного и ремонтного обслуживания. Консолидация информации о состоянии оборудования в единой системе управления с возможностью ее оперативного предоставления различным потребителям на местах позволяет сократить простои на ремонт, снизить издержки на запчасти и материалы, оптимизировать логистику и загрузку персонала.
Потребители также являются не менее важной движущей силой происходящих изменений. Наметилась тенденция перехода от процессно-ориентированного подхода к клиентоориентированному. Возросшие требования потребителей к уровню обслуживания неизбежно приводят к расширению спектра услуг, оказываемых энергокомпаниями, внедрению новых финансовых и платежных механизмов.
В соответствии с концепцией Smart Grid в числе приоритетных направлений развития ИТ в энергетике на ближайшие годы можно выделить:
1. Широкое внедрение на новых и модернизируемых точках измерения интеллектуальных (smart) измерительных приборов — «умных» счетчиков с функцией дистанционного управления профилем нагрузки измеряемой линии и измерительных преобразователей со стандартными коммуникационными интерфейсами и протоколами (в том числе беспроводными), соответствующих стандартам информационной безопасности.Как создать ПО для технологического моделирования на замену западному совместно с партнёрами. Опыт «СИБУРа» представлен на TAdviser SummIT
2. Установка на каждом крупном объекте, присоединенном к электросети (жилом районе, офисном центре, фабрике и т. д.), усовершенствованных автоматизированных информационно-измерительных систем (АИИС), работающих в режиме реального времени. АИИС должны осуществлять мониторинг объектовых процессов (например, электро- или теплоснабжения, включая параметры качества энергии), выполнять простые алгоритмы автоматического регулирования и иметь развитые средства информационного обмена с внешним миром.
3. Создание широкой сети интегрированных коммуникаций на базе разнообразных линий связи — ВОЛС, спутниковых, GPRS, ВЧ-связи по ЛЭП и др. Каждая АИИС должна быть подключена как минимум по двум независимым каналам связи.
4. Внедрение в энергокомпаниях автоматизированных систем (АС) управления производственной деятельностью. Поскольку все энергопредприятия относятся к производствам с непрерывным циклом, можно выделить четыре вида таких систем:
- АС управления техническим обслуживанием и ремонтами;
- АС работы на рынках (коммерческой диспетчеризации);
- АС обслуживания клиентов;
- АС управления основным производством — генерацией, передачей, распределением, сбытом (учетом потребления) или диспетчеризацией.
5. Создание интегрированных интерфейсов к АИИС и АС управления производственной деятельностью для автоматического обмена данными с АС других участников рынка. При этом должны быть определены протоколы обмена и стандарты информационной безопасности для всех категорий участников рынка.
Ряд вендоров уже заявили о поддержке концепции Smart Grid и включении в свои очередные релизы продуктов нового функционала. Некоторые выводят на рынок решения, построенные в соответствии с новой идеологией и демонстрирующие большую гибкость и функциональность в новых условиях.
Тенденции развития мировой и Российской энергетики
20 век – гомогенные энергосистемы и их объединения на основе концентрации производства ЭЭ в местах расположения энергоресурсов и концентрации потребителей
- Крупные электростанции (ТЭС, ГЭС, АЭС)
- Развитые транзитные и распределительные электросети
- Централизованное оперативное управление
- Синхронные зоны на больших территориях
- Строгие технические правила присоединения и участия регулировании режима
- Энергетика – монопольная сфера бизнеса крупных энергокомпаний
> Классическая система управления режимом (ПА, РА, система ОДУ)
21 век – альтернативная распределенная микро, мини и малая генерация и гибридные энергосистемы
- Генерация на базе ВИЭ, виртуальные электростанции
- Топливная малая генерация разных субъектов с диверсификацией энергоресурсов
- Генерация как сопутствующее производство
- Демонополизация рынков мощности, энергии, локальных и системных услуг
- Возможность автономной работы (независимость)
- Мягкие технические правила присоединения и участия в регулировании режима
> SMART GRID. Умная автоматика с малым участием человека
Интернет энергии (MicroGrid) Малая распределенная энергетика
Основная статья: Интернет энергии (MicroGrid) Малая распределенная энергетика
Преимущества Smart Grid по сравнению с традиционной ОЭС
- SG это автоматизированная сеть генерации, передачи и потребления электроэнергии;
- SG является S.M.A.R.T. системой, то есть способна осуществлять самомониторинг и предоставлять отчеты как о любом участниках сети (его состоянии, потребностях и пр.) так и полную информацию о произведенной и переданной э/э в любом разрезе: эффективности, потерь или экономической выгоды;
- SG также повышает надежность сети, обеспечивая незаметное для потребителя переключение на другой источник при отказе основного. Поскольку надежность отдельных сетей электроснабжения уже достигает 99.97% использование SG способно гарантировать бесперебойное электроснабжение в режиме 24/7;
- SG повышает "производительность" сети в целом за счет уменьшения потерь в проводах и оптимального распределения нагрузки, устанавливая для крупных потребителей эффективные (меньшей протяженности) маршруты подключения.
Определение Smart Grid, смарт-счетчики, АИИС КУЭ
Smart Grid ("интеллектуальные сети электроснабжения") — это модернизированные сети электроснабжения, которые используют информационные и коммуникационные сети и технологии для сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении, позволяющей автоматически повышать эффективность, надёжность, экономическую выгоду, а также устойчивость производства и распределения электроэнергии.
Технологические решения Smart Grid могут быть разделены на пять ключевых областей:
- измерительные приборы и устройства, включающие, в первую очередь, smart-счетчики и smart-датчики;
- усовершенствованные методы управления;
- усовершенствованные технологии и компоненты электрической сети: гибкие системы передачи переменного тока FACTS, сверхпроводящие кабели, полупроводниковая, силовая электроника, накопители;
- интегрированные интерфейсы и методы поддержки принятия решений, технологии управление спросом на энергию, распределенные системы мониторинга и контрол), распределенные системы текущего контроля за генерацией, автоматические системы измерения протекающих процессов, а также новые методы планирования и проектирования как развития, так и функционирования энергосистемы и ее элементов;
- интегрированные средства коммуникации.
Смарт-счетчики (интеллектуальные счетчики) энергоресурсов - разновидность усовершенствованных приборов учета, снабжённых коммуникационными средствами для передачи накопленной информации посредством сетевых технологий с целью мониторинга и осуществления расчётов за коммунальные услуги.
Термин "интеллектуальный счётчик", как правило, относился к счётчикам электроэнергии, однако в последнее время также применяется к средствам измерения других потребляемых ресурсов: природного газа, тепла и воды.
АИИС КУЭ– Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учёта электроэнергии.
АИИС КУЭ представляет собой совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках в электросетях. АИИС КУЭ необходима для автоматизации торговли электроэнергией и также выполняет технические функции контроля за режимами работы электрооборудования.
Иерархическая система, представляющая собой техническое устройство, функционально объединяющее совокупность измерительно-информационных комплексов точек измерений, информационно-вычислительных комплексов электроустановок, информационно-вычислительного комплекса и системы обеспечения единого времени, выполняющее функции проведения измерений, сбора, обработки и хранения результатов измерений, информации о состоянии объектов и средств измерений, а также передачи полученной информации в интегрированную автоматизированную систему управления коммерческим учётом на оптовом рынке электроэнергии в автоматизированном режиме.
Основные интерфейсы передачи данных для систем интеллектуального учета энергоресурсов
Информационная сеть Smart Grid объединяет множество технических элементов и узлов.
В домене потребителей электроэнергии такими элементами являются смарт-счетчики, электрические приборы, системы аккумулирования энергии, электротранспорт, а также объекты распределенной генерации.
В домене передачи и распределения энергии элементами информационной системы являются блоки измерения фаз, контроллеры подстанций, объекты распределенной генерации, системы аккумулирования энергии.
В операционном домене элементами информационной системы являются SCADA-системы.
В свою очередь, каждый из вышеперечисленных доменов может состоять из своих подсетей, что делает общую архитектуру сети весьма сложной. При этом одним из ключевых компонентов данной информационной системы является безопасность хранения и передачи данных.
В соответствии с общепринятыми подходами за рубежом, IP (Internet Protocol) - сети являются ключевым элементом информационных систем Smart Grid. К преимуществам использования IP-протоколов следует отнести широкую распространенность данной технологии, наличие значительного числа уже разработанных отраслевых стандартов, значительное число разработанных соответствующих программных продуктов.
Кроме того, решения, построение на принципах IP, обладают хорошей масштабируемостью, что позволяет включать в информационную систему значительное число элементов сети (смарт-счетчиков, домашних приборов и т.д.).
Важную роль в формировании перспектив мирового рынка смарт-учета играет унификация интерфейсов передачи данных от первичных приборов учета к концентраторам и от концентраторов - к системе обработки данных.
В странах ЕС наибольшее распространение получили интерфейсы передачи данных при помощи GSM/GPRS каналов, PLC- и радиоканалов. Ниже приведены ключевые интерфейсы связи, используемые в системах смарт-учета энергоресурсов в странах ЕС.
Ключевые задачи, решаемые стейкхолдерами при внедрении систем интеллектуального учета энергоресурсов
Реализация национальных стратегий в сфере развития технологий Smart Grid и смарт-учета в различных странах мира преследует достижение ряда ключевых целей.
Для энергокомпаний ключевыми преследуемыми целями развития технологий Smart Grid являются:
- снижение потерь энергоресурсов;
- повышение своевременности и полноты оплаты за потребляемые энергоресурсы;
- управление неравномерностью графика электрической нагрузки;
- повышение эффективности управления активами энергокомпаний;
- повышение качества интеграции объектов возобновляемой генерации и распределенной генерации в энергосистему;
- повышение надежности функционирования энергосистемы в случае возникновения аварийных ситуаций;
- повышение визуализации работы объектов энергетической инфраструктуры.
Ключевыми решаемыми задачами потребителей энергоресурсов при внедрении технологий Smart Grid являются:
- улучшение доступа потребителей к энергетической инфраструктуре;
- повышение надежности энергоснабжения всех категорий потребителей;
- повышение качества энергоресурсов;
- создание современного интерфейса взаимодействия потребителей энергии с ее поставщиками;
- возможность для потребителя выступать в качестве полноправного участника энергетического рынка;
- расширенные возможности для потребителей по управлению энергопотреблением и снижению уровня платежей за потребленные энергоресурсы.
Правительства и регуляторы энергетической отрасли путем развития технологий Smart Grid стремятся достичь следующих целей:
- повышение уровня удовлетворенности потребителей энергии качеством и стоимостью энергоснабжения;
- обеспечение устойчивого экономического положения предприятий энергетической отрасли;
- обеспечение модернизации основных фондов энергетической отрасли без существенного повышения тарифов.
В мире
2019
Используемые облачные платформы для сбора данных с подключенных элементов SmartGrid и сквозного оптимизационного управления энергосетями можно классифицировать на два вида:
- интеграционные, используемые преимущественно для сбора данных и реализации наиболее востребованных задач мониторинга, в частности, автоматического выявления отключений потребителей и случаев воровства электроэнергии,
- и аналитические, используемые для оптимизационного предиктивного управления энергосетями в режиме реального времени, в том числе для управления программами DemandResponse и объектами распределенной генерации.
По оценкам J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг) глобальный объем потребления сервисов обоих видов облачных IoT-платформ достиг в 2018 году $860 млн., а темпы роста потребления в период 2015-2018 гг. составили 85% CAGR. По прогнозу J’son & Partners Consulting, мировой объем потребления рассматриваемых видов платформ вырастет в 2023 году до $4,8 млрд, CAGR составит 41%.
2017
75% от всех энергоресурсов на Земле потребляется жителями городов, доля которых составляет 53% от общего населения планеты, подсчитали эксперты ООН. По оценкам Schneider Electric, к 2050 году потребности в энергоресурсах, вслед за долей горожан уже в 86%, вырастет на 50%[1].
Отчасти поэтому в мире количество мегаполисов, реализующих проекты умных городов, интеллектуального учета и умных электросетей, постоянно растет. Эксперты консалтинговой компании ABI Research весной 2017 года спрогнозировали, что до 2022 года рост количества умных счетчиков, отслеживающих потребление электроэнергии, воды и газа, окажется двукратным. Это произойдет на фоне развития технологий энергоэффективных сетей большого радиуса действия (LPWAN).
Объем прибыли мобильных операторов от подключения электросетей и умных счетчиков к 2026 году составит $26 млрд, спрогнозировали аналитики.
Machine Research. Согласно прогнозу, к 2022 году в Европе будет насчитываться 158 млн интеллектуальных приборов учета, подключенных к LPWA-сетям. Сейчас порядка 60 млн счетчиков европейцев не оснащены возможностями дистанционной передачи показаний.
Согласно подсчетам Еврокомиссии, к 2020 году будут заменены 200 млн счётчиков энергии и 45 млн счетчиков газа. К обозначенному времени такие устройства будут установлены у 72% потребителей электроэнергии и 40% потребителей газа.
И все же на динамику этого роста будут в первую очередь влиять инициативы городских администраций и правительств стран. К примеру, в 2014 году правительство Великобритании задачу оснащения жилья граждан умными счетчиками признало национальной. По данным ABI Research, в Великобритании уровень проникновения интеллектуальных приборов учета на конец 2016 года составлял менее 10%. В 2017 году результаты опроса MoneySuperMarket показали: интеллектуальными приборами учета пользуется только 16% жителей Объединенного Королевства.
Также, по данным ABI Research, правительство Индии планировало реализовать 15 «пилотов» в сфере умного учета, но семь из них даже не начинались. Агентство по регулированию энергетики ANEEL Бразилии, к примеру, отказалось от планов по переводу жителей в кратчайшие сроки ан умные счетчики.
Объем поставок умных счетчиков в Европе по итогам года достигнет 23 млн
Berg Insight прогнозирует, что поставки умных электрических счетчиков в Европе вырастут по итогам 2017 года на 21%. Объем поставок составит 23,1 млн устройств. Рост продаж таких устройств обусловлен востребованностью умных приборов учета во Франции, Италии и Великобритании и Испании[2].
Значительное количество устройств, развернутых в 2017 году, использует связь по линиям электросети (PLC). В 2018 году объем поставок умных PLC-устройств пойдет на спад, однако вырастет доля устройств, работающих в сетях LTE-M/NB-IoT и RF.
«Франция и Испания станут последними крупными странами в Западной Европе, внедрившие интеллектуальные решения с PLC. Начиная с этого года Италия переключается на счетчики второго поколения, работающие в гибридных сетях PLC/RF. Это позволит повысить надежность передачи данных», – отметил Тобиас Руберг (Tobias Ryberg), старший аналитик Berg Insight. В Великобритании и Нидерландах сосредоточены на использовании 2G/4G, а страны Скандинавии активно используют RF.
Аналитики Berg Insight полагают, что на технологии мобильной связи, оптимизированные для IoT (LTE-M/NB-IoT), а также RF, в течение следующих 5-10 лет придется большинство подключений.
Переход от 2G к 4G/5G в конечном итоге обеспечит более высокую производительность при меньших затратах. LTE-M, вероятно, станет наиболее подходящей технологией для измерений потребления электричества. NB-IoT будет удовлетворять потребности в интеллектуальном измерении газа и воды.
2016
Основные глобальные тенденции развития технологий Smart Grid и смарт-учета энергоресурсов
Анализ передовых мировых практик, проведенный J’son & Partners Consulting, позволяет сделать вывод о том, что активное развитие современных технологий учета энергоресурсов позволяет: вывести на принципиально новый уровень качество сбора и анализа данных об энергопотреблении потребителей; повышает эффективность оперативного управления энергетическими активами; способствует активному вовлечению потребителей энергии в процессы регулирования собственного энергопотребления.
А также является важным инструментом для повышения общей энергоэффективности экономики.
Рынок технологий Smart Grid в мире находятся на этапе становления. При этом непрерывно продолжающееся развитие и модернизация энергетической инфраструктуры в каждом регионе имеет свои особенности и подходы.
В последние годы к осуществлению программ и проектов в направлении Smart Grid, охватывающих широкий спектр проблем и задач, приступило подавляющее большинство индустриально развитых государств, а также многие развивающиеся страны.
Наиболее масштабные программы и проекты в этом направлении разработаны и осуществляются в США, Канаде и странах Евросоюза, а также Китае, Южной Корее и Японии. Принято решение о реализации аналогичных программ и проектов в ряде других крупных государств (Индия, Бразилия, Мексика).
В частности, к 2020 г. Китай предполагает достичь уровня оснащенности современными системами учета энергоресурсов в 90-95%, США - 50-60%. В период после 2020 года 100%-е оснащение смарт-счетчиками планируется в США, Китае, Бразилии, Японии, большинстве стран ЕС.
Например, в качестве одной из основных задач энергетической политики стран ЕС, определенных в "Директиве по электроэнергии", является оснащение к 2020 году не менее 80% потребителей "интеллектуальными" измерительными системами.
Обязательства стран-участников по определению плана внедрения "умных" счетчиков создают необходимый импульс по развертыванию программ развития Smart-систем в Европейском Союзе. В частности:
- Франция: издание директивы по интеллектуальным счетчикам в сентябре 2010 г., которая поручает установку 95% интеллектуальных счетчиков к 2016 году;
- Германия: закон от января 2010 г., который ставит условием установку Smart-счетчиков в новые здания, реконструируемые, или по требованию потребителя;
- Великобритания: правительство поручило осуществить внедрение интеллектуальных счетчиков между 2012 и 2020 гг.;
- Испания: Королевский декрет 1110/2007 и Приказ министра 2860/2007 обязывает к 31 декабря 2018 г. заменить всеэлектромагнитные счетчики электроэнергии на интеллектуальные.
Таким образом, прогнозируется, что мировой рынок систем смарт-учета энергоресурсов как важного компонента технологий Smart Grid в среднесрочной перспективе продолжит демонстрировать устойчивый рост. При этом ключевыми факторами, способствующими глобальному росту спроса на системы смарт-учета энергоресурсов, будут являться высокие темпы роста этого рынка в странах ЕС, Китае и США.
Международные отраслевые примеры эффективности применения интеллектуальных систем учета
Экономическая эффективность реализации проектов в сфере систем интеллектуального учета подтверждена значительным количеством реализованных проектов в этой сфере.
Их анализ, проведенный консультантами J’son & Partners Consulting, применительно к странам ЕС, и сопоставление затрат и выгод от внедрения систем интеллектуального учета на примере электроэнергии позволяет сделать следующие выводы:
- удельные затраты на оснащение 1 точки учета существенно варьируются в разрезе стран ЕС и составляют от 94 до 766 Евро/точку учета (за время службы прибора);
- удельные выгоды от оснащения 1 точки учета также существенно варьируются в разрезе стран ЕС и составляют от 77 до 654 Евро/точку учета (за время службы прибора);
- Для большинства проанализированных стран совокупные выгоды от внедрения смарт-учета электроэнергии превышают совокупные затраты.
В сегменте смарт-учета природного газа оцениваемое снижение его потребления за счет реализации указанных проектов составляет 0-7%.
Наибольшие совокупные выгоды от реализации проектов в сфере смарт-учета природного газа прогнозируются в Австрии (1400 млн Евро) и Испании (1050 млн Евро).
Реализация проектов по совместному внедрению смарт-учета природного газа и электроэнергии запланирована в таких странах ЕС, как Ирландия, Нидерланды, Великобритания.
Совокупные выгоды от внедрения таких систем смарт-учета для указанных стран оцениваются до 27 млрд Евро, снижение потребления энергии в зависимости от страны оценивается в 2,2-3,2%, а снижение пиковой нагрузки в энергосистеме - в 0,5-9,9%.
2007: Закон США «Об энергетической независимости и безопасности»
Формально определение умной сети появилось через несколько лет после доклада Берра. Оно было представлено в Законе США «Об энергетической независимости и безопасности», одобренном Конгрессом США в январе 2007 года. В пояснительной записке к нормативному документу было указано: «Политика США должна поддержать модернизацию электросетевой инфраструктуры, что приведет к увеличению уровня ее безопасности и эффективности». План мероприятий состоял из нескольких пунктов:
- Использование умных сетей: более широкое использование цифровой информации и технологий оперативного управления и мониторинга, чтобы повысить надежность и эффективность электрогенерации;
- Динамическая оптимизация сетевых операций и ресурсов, с обеспечением полной кибербезопасности;
- Развертывание и интеграция распределенных ресурсов и генерации, включая возобновляемые ресурсы, внедрение «умных» технологий (в режиме реального времени, автоматизации, интерактивных технологий, которые позволяют оптимизировать физическую работу приборов и бытовой техники) для учета измерений, коммуникаций относительно операции по сети;
- Предоставление клиентам (как частным, так и корпоративным) данных в режиме реального времени о потреблении ресурсов для оперативного контроля;
- Обеспечение практически непрерывного управляемого баланса между спросом и предложением электрической энергии и т.д.
2003: Требования к надёжности будут управлять инвестициями в автоматизацию
Термин Smart Grid («умная сеть») впервые упоминается в 2003 году в работе Майкла Берра (Michael T. Burr) «Требования к надёжности будут управлять инвестициями в автоматизацию»[3].
«Слабые места в энергосистеме могут быть сужены благодаря новым способностям передачи энергии и системам сетевого управления. Эти два направления, вероятно, получат грандиозные инвестиции в последующие года», - отмечалось в работе исследователя.
В докладе Майкл Берр также ссылался на исследования Electric Power Research Institute, сотрудники которого прогнозировали, что электронное управление в реальном времени заменило бы существующее электромеханическое распределительное устройство системы, позволив более оперативно контролировать работу цифровой сети.
Майкл Берр также отмечал следующие преимущества:
- Объединение энергосистемы с системами коммуникаций создало бы «динамическую, интерактивную энергосистему», которая поддержит обмен информацией в режиме реального времен».
- Расширенные измерения: замена старой системы учета на систему учета в режиме реального времени
- Распределенные ресурсы: внедрение распределенной генерации позволит повысить надежность и производительность системы.
- Эффективность использования энергии конечными устройствами потребителей: технологические достижения повысят эффективность конечного использования электроэнергии обеспечат более гибкое управление устройствами.
В России
2022
В Саратовской области началось производство умных электросчетчиков без западных комплектующих
В декабре 2022 года с Саратовской области началось производство умных электросчетчиков без западных комплектующих. Реализацией проекта занимается предприятие НПФ «Моссар» (входит в группу компаний Incotex) в городе Маркс. Объем инвестиций в этот проект не раскрывается. Подробнее здесь.
Запуск продаж в России решений NB-IoT для умного учета электроэнергии
Как стало известно 21 января 2022 года, крупные сотовые операторы в России начали продавать умные электросчетчики. Новый бизнес может принести телекоммуникационным компаниям десятки миллиардов рублей. Подробнее здесь.
2021
Мишустин утвердил дорожную карту развития умных энергосистем
Правительство РФ утвердило дорожную карту развития технологий передачи электроэнергии и интеллектуальных энергосистем в течение трёх лет. Об этом премьер-министр Михаил Мишустин сообщил 31 мая 2021 года на оперативном совещании с вице-премьерами.
Нужны инновационные решения последнего поколения в энергетике — от повышения надёжности сетей до новых композитных материалов для высоковольтных проводов, чтобы обеспечить людям и бизнесу бесперебойное электроснабжение и сократить потери электричества, — сказал он, чьи слова приводит пресс-служба кабмина. |
Мишустин напомнил, что о необходимости новых подходов в этой сфере говорил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию.
Дорожная карта предполагает, в том числе переход к интеллектуальному учету энергии, благодаря которому можно будет отказаться от передачи данных вручную, оперативно получать информацию об авариях и предотвращать хищения, уточнил Мишустин.
В России, по словам премьер-министра, будет создаваться производство всего спектра критически важного оборудования. И прежде всего – высокотемпературных сверхпроводников и цифровых трансформаторных подстанций. Также планируется развивать компонентную базу для систем управления технологическими процессами, отметил он.
Как отметил Михаил Мишустин, одна из главнейших задач – внедрение систем накопления энергии, благодаря которым, использование возобновляемых источников энергии, таких как солнечные электростанции и ветрогенераторы, будет выведено на новый уровень.
Глава Правительства РФ 31 мая 2021 года заявил о необходимости оперативно приступить к реализации дорожных карт в сфере технологий передачи электроэнергии и интеллектуальных энергосистем.[4]
Старт массовой замены электросчетчиков на умные приборы в Москве
22 марта 2021 года на сайте мэра Москвы появилась информация о начале массовой замены счетчиков электроэнергии на умные приборы, которые рассчитывают расходуемый жильцами ресурс и дистанционно передают эти сведения в электросетевую компанию. В случае систематических задержек оплаты такой счетчик может ограничить потребителю подачу электричества. Подробнее здесь.
Стандарт NB-IoT не допустили до умных электросчетчиков в РФ
Стандарт передачи данных интернета вещей NB-IoT (Narrowband Internet of Things) не вошел в перечень допустимых к использованию в системах и приборах учета электроэнергии, связи с чем не менее 1 млн используемых в ЖКХ умных электросчетчиков придется заменить. Об этом сообщается в письме, которое телекоммуникационные компании МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2 направили замглавы Минцифры Олегу Иванову. Подробнее здесь.
2020
Правительство РФ поручило переложить стоимость умных электросчетчиков на население
24 сентября 2020 года стало известно о решении Правительства РФ переложить стоимость умных электросчетчиков на население. Вице-премьер Юрий Борисов поручил ФАС, Минэнерго, Минэкономики и другим профильным ведомствам проработать соответствующую инициативу.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на эти поручения, которые необходимо исполнить до 19 ноября 2020 года, «факторы, связанные с организацией учета электроэнергии» могут быть выведены из-под ограничений роста общего платежа, который ограничен предельными индексами (устанавливаются для каждого региона).
В аппарате вице-премьера Борисова изданию подтвердили, что увеличение платы за коммунальные услуги возможно. Но чтобы включение затрат на организацию учета не привело к сверхнормативному росту платежей, профильные министерства должны представить проект постановления с детальным финансово-экономическим обоснованием финальной суммы, на которую может повыситься общий платеж граждан.
Последние годы коммунальные платежи повышались в среднем на 4%, из-за покупки новых счетчиков этот уровень может быть превышен, опасаются опрошенные изданием эксперты. Дополнительная нагрузка на потребителей оценивается в 60 млрд рублей в год, или в 1% роста конечной цены на электроэнергию, говорится в публикации «Коммерсанта».
В Минэнерго рассказали изданию, что вице-премьер поручил «проанализировать объем финансирования по установке приборов учета, который подлежит включению в тарифы». Там отметили, что расчет будет вестись с учетом предложений министерства по минимизации финансирования, в том числе за счет проведения поверок старых счетчиков вместо их замены, продления срока по установке счетчиков для потребителей, которые до 1 июля не сделали этого сами.
В Минпромторге заявили «Коммерсанту», что для российских производителей предусмотрены субсидии, льготные займы, а в отдельных случаях может быть применен механизм компенсации потерь выпадающих доходов.[5]
Данные о поверке электросчетчиков теперь вносятся в электронный реестр Росстандарта
24 сентября 2020 года в России вступили в силу новые правила поверки бытовых счетчиков. Единственным юридически значимым подтверждением поверки стала электронная регистрация, а бумажные свидетельства будут носить информационный характер и выдаваться по желанию людей. Подробнее здесь.
«Россети» инвестирует в умные электросчётчики
23 июля 2020 года «Россети» сообщили об инвестировании 381 млрд рублей в умные электросчётчики в рамках реализации закона 552-ФЗ о развитии интеллектуальных систем учёта электроэнергии. Средства выделяются на период до 2030 года.
О планах «Россетей» глава компании Павел Ливинский рассказал на совещании под руководством заместителя председателя правительства Юрия Борисова на НПП «Исток» им. Шокина в подмосковном наукограде Фрязино.
В «Россетях» назвали интеллектуальную систему учета ключевым элементом цифровой трансформации электроэнергетики. Группа вела подготовку к выступлению в силу ФЗ-522 начиная с 2018 года. К 23 июля 2020 года 15% точек или около 2,7 млн приборов коммерческого учета уже оснащены умными решениями.
В компании, как сообщает её пресс-служба, проводилась большая подготовительная работа с поставщиками. В рамках партнерства «Россетей» и госкорпорации «Ростех» созданы и модернизированы производственные линии, в том числе на базе НПП «Исток», готовые обеспечить нарастающую потребность сетевой компании в «умных» счетчиках. «Россети» намерены установить около 18,1 млн умных электросчётчиков к концу 2030 года.
Как пояснили в «Россетях», выгоду от внедрения интеллектуального учёта почувствуют прежде всего потребители. Они смогут оперативно получать точную информацию о потреблении электроэнергии, управлять его объемами и стоимостью. Повысятся качество услуг и надежность электроснабжения. Одновременно ожидается серьезный положительный эффект для энергетиков за счёт сокращения потерь и операционных затрат, повышения платежной дисциплины, роста производительности труда, говорится в сообщении группы.
С 1 января 2022 года построение системы учёта должно осуществляться только на базе умных счетчиков.[6]
Россиян обязали устанавливать умные электросчётчики
1 июля 2020 года в России вступил в силу закон об обязательной установке в домах и квартирах интеллектуальных систем учёта электроэнергии. Обязанности по внедрению такого оборудования в многоквартирных домах будут возлагаться на гарантирующих поставщиков (ими являются основные энергосбытовые компании регионов), а для остальных потребителей — на электросетевые компании.
Замена электросчётчиков будет осуществляется поэтапно. . Умные приборы учета будут устанавливать новым потребителям, а действующее оборудование будут заменять по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.
Как пояснили в Минэнерго России, потребители не будут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета.
В то же время за потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).
Основное отличие умных счетчиков от старых приборов учета заключается в том, что они станут осуществлять хранение и защиту данных о расходе электроэнергии и передавать их напрямую в энергетические компании.
Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.
До конца 2020 года планируется установить порядка 2−2,5 млн умных приборов учета. Как полагают в Минэнерго, линейка приборов учета будет сокращена, кроме того, будут исключены их розничные продажи. Это приведет «к снижению стоимости однотипных приборов учета в разрезе времени до и после 1 июля 2020 года».[7]
2019
В законе «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ появился термин — интеллектуальная система учета электрической энергии
В конце декабря 2018 г. в законе «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ появился термин — интеллектуальная система учета электрической энергии. Интеллектуальная система учета предназначена для сбора в автоматическом режиме данных с приборов учета электроэнергии. Для работы таких систем необходимы «умные счетчики», которые уменьшают ошибки при учете потребления и упрощают передачу показаний от потребителя.
В соответствии с законом № 35-ФЗ установка «умных счетчиков» начнется уже с июля 2020 года. С этой даты новые приборы будут устанавливаться в многоквартирных и частных жилых домах, вместо счетчиков предшествующего поколения, подлежащих замене (например, по причине истечения срока эксплуатации, неисправности и т. д.).
С 1 января 2022 года все вводимые в эксплуатацию приборы энергоучета должны быть интеллектуальными. В новостройках, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2021 года устанавливаемые приборы энергоучета должны подключаться к системе интеллектуального учета электрической энергии по умолчанию. «Умные счетчики» необходимы для уменьшения ошибок при учете потребления и упрощения передачи показаний от потребителя.
Замена на счетчики нового поколения возлагается на плечи энергосбытовых компаний, потребители не обязаны монтировать новые счетчики сами. «Умные счетчики» передают показания дистанционно с помощью мобильной связи или интернет, производят дифференцированный учет потребленной электроэнергии, самостоятельно подают сигнал о неисправности прибора, его взломе или выходе из строя, ограничивают подачу электроэнергии злостным неплательщикам.
Исследование J’son & Partners Consulting
Российский рынок предъявляет к разработчикам IoT-платформ существенно более жесткие требования нежели рынки Северной Америки и Западной Европы. Во-первых, в структуре жилого фонда, на который в основном ориентированы программы Demand Response в мире, в России превалирует жилье в многоквартирных домах, подключенных к централизованным системам отопления и горячего водоснабжения (65% от общего количества квартир и индивидуальных жилых домов). Для таких объектов характерен минимальный эффект от оптимизации энергопотребления. Кроме того, в многоквартирных домах установка собственных источников генерации, что является важным элементом Smart Grid, практически нереализуема. Во-вторых, стоимость электроэнергии в России – одна из самых низких в мире (в 2,5 раза ниже чем в США), что еще более снижает размер достижимого экономического эффекта – в среднем $80 в год на подключенный объект жилого сектора против $200 в США, и ужесточает требования к удельной себестоимости сбора и анализа данных об энергопотреблении, и автоматического управления им[8].
Поэтому для России в еще большей степени чем для США и Западной Европы целесообразен подход «pay as you go», предлагаемый в формате управляемых сервисов, основанных на использовании облачных IoT-платформ (интеграционных и аналитических). Метод «большого взрыва», реализованный в Китае и на первом этапе цифровизации – в США и Западной Европе, в России неприменим.
Реализацию сквозного оптимизационного управления энергопотреблением, охватывающего и конечных потребителей, в России имеет смысл начинать с индивидуального жилого фонда, действуя точечно, и лишь на следующем этапе переходить к охвату многоквартирного жилья. Это возможно только при использовании облачных IoT-платформ.
Что касается внешнего рынка для российских разработчиков, то их коммерческий успех в России, где характерны наиболее жесткие требования по удельной себестоимости, станет важной предпосылкой для успеха и на других рынках, в частности, на потенциально наиболее интересном рынке Китая.
Необходимо отметить, что в настоящее время потребление облачных сервисов интеграционных и аналитических платформ в России составляет лишь около $3,2 млн. Функционал сбора данных с умных подключенных счетчиков потребления электроэнергии реализован преимущественно с использованием проприетарных on-premise систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), а в структуре потребления превалируют крупные коммерческие компании, такие как Роснефть, РЖД, но не сбытовые компании. В результате общее проникновение интеллектуальных систем учета потребления электроэнергии в России крайне мало и составляет десятые доли процента от общего количества объектов – потребителей электроэнергии, а облачные IoT-платформы для создания таких систем практически не используются.
При реализации проектов внедрения интеллектуальных систем учета потребления электроэнергии в крупных корпорациях применяется метод «локального большого взрыва» - подключаются все крупные объекты - потребители электроэнергии в рамках одной компании. Мотивацией служит возможность подбора оптимальных тарифов из перечня доступных для коммерческих потребителей (в том числе почасовых), снижение потерь от воровства электроэнергии, своевременное выявление случаев отключения подачи электроэнергии, автоматизация процессов биллинга и выверки счетов. Поскольку подключаются объекты с большими объемами потребления электроэнергии, то перечисленных выше эффектов оказывается достаточно, чтобы компенсировать затраты на развертывание проприетарных АСКУЭ. При этом ни о каком участии в программах сглаживания пиков энергопотребления в данном случае речи не идет, то есть экономический эффект локализован внутри крупного коммерческого потребителя электроэнергии.
Очевидно, что такой подход неприменим для развертывания АСКУЭ в жилом секторе – ни по себестоимости подключения и эксплуатации, ни по достижимым экономическим эффектам. Попытки реализовать облачный подход в России пока носят крайне ограниченный характер, и концентрируются в основном в небольших управляющих компаниях. Это не позволяет окупать затраты на подключение даже к относительно простым облачным сервисам. Более того, при всех очевидных преимуществах облачных IoT-платформ над on-premise АСКУЭ, ввиду относительно невысокого уровня цен на электроэнергию в России для достижения высокого уровня проникновения удельная стоимость подключения к интеграционным (MDMS) и аналитическим платформам должна быть примерно в 3 раза ниже чем для глобального рынка, образованного в настоящее время на 90% потреблением в Северной Америке и Западной Европе, то есть регионами с высокой стоимостью электроэнергии и высоким подушевым доходом. Однако в настоящее время наблюдается ровно противоположная картина – средний размер платежа за функционал MDMS в формате облачного сервиса в 3 раза больше чем таковой на глобальном рынке.
Ввиду превалирования проприетарного подхода к развертыванию АСКУЭ в России и концентрации этого рынка преимущественно в сегменте крупных коммерческих компаний, у российских разработчиков АСКУЭ отсутствуют стимулы и возможности к развитию облачных IoT-платформ для реализации функционала систем интеллектуального учета потребления электроэнергии. В свою очередь, отсутствие таких платформ блокирует развитие наиболее перспективного глобально направления аналитических платформ, поскольку основой для их успешной разработки является возможность обучать прогностические модели на основе большого объема накопленных за длительный исторический период реальных данных, которые могут быть получены только из облачных интеграционных IoT-платформ, отсутствующих в России. Также отсутствуют в России и управляемые сервисы с использованием таких платформ, получающие широкое распространение в Северной Америке и Западной Европе.
Таким образом, разработчикам IoT-приложений и платформ для электроэнергетики, ориентированным на успех на глобальном рынке, целесобразно делать ставку на сегмент аналитических платформ, вступая в партнерства с глобальными лидерами в сегменте интеграционных платформ, используя их как источник данных для обучения имитационных прогностических моделей.
Незначительный размер российского рынка облачных интеграционных и аналитических платформ в денежном выражении – $3,2 млн. в 2018 году (факт), $10,4 млн. в 2022 году и $39,6 млн. в 2029 году (прогноз), означает что:
при минимальной стоимости разработки конкурентоспособной IoT-платформы в десятки миллионов долларов и достижимом размере рынка в единицы миллионов долларов создание платформ, ориентированных исключительно на внутрироссийский рынок, экономически нецелесообразно; продвижение облачных сервисов на базе IoT-платформ в России как самодостаточного продукта не имеет экономического смысла, необходимо пакетировать их в рамках комплексных управляемых услуг аутсорсинга функций телеметрии и телеуправления энергосетями и конечным потреблением; необходимо субсидирование установки на стороне конечных потребителей элементов систем «Умный дом», без наличия которых невозможно автоматическое управление конечным энергопотреблением.
Ключевым условием для реализации достижения указанных выше объемов российского рынка облачных IoT-платформ в электроэнергетике является введение в России полноценных программ стимулирования управления конечным потреблением (аналогов программ Demand Response в Северной Америке, Западной Европе и ряде других регионов), в отсутствие которых экономический эффект, превосходящий затраты на цифровизацию электроэнергетики, недостижим, вне зависимости от источников финансирования цифровизации.
Для индустрии и регуляторов, ведущих обсуждение нормативной базы для цифровизации электроэнергетики, имеет смысл скорректировать рассматриваемый в настоящее время в качестве основного подход «большого взрыва» к внедрению систем интеллектуального учета потребления электроэнергии с учетом накопленного в США и Западной Европе опыта, с переносом акцентов на развитие систем экономической мотивации конечных потребителей и энергокомпаний.
2018
Госдума приняла закон об интеллектуальных системах учета электроэнергии
Госдума приняла в декабре в третьем чтении инициированный правительством закон, направленный на развитие интеллектуальных систем учета электроэнергии в России. В документе предлагается на законодательном уровне разделить различные виды учета[9].
Как отмечал ранее замглавы Минэнерго РФ Юрий Сентюрин, речь идет об индивидуально установленных приборах учета, не включенных в систему учета, о системе учета, которая подразумевает включение приборов учета в систему сбора данных, об интеллектуальных системах учета, которые подразумевают введение единых требований функционалов таких систем для всех сетевых организаций на всех розничных рынках электроэнергии.
Интеллектуальные приборы учета электроэнергии отличаются от обычных счетчиков отсутствием дисплея и возможности вмешиваться в работу счетчика. Согласно пояснительной записке к документу, создание таких систем позволит снизить потери электроэнергии, обеспечит адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию и повысит "наблюдаемость" электросетевого комплекса.
Также предлагается наделить правительство РФ полномочиями по утверждению единых функциональных требований и правил предоставления минимального функционала интеллектуальных систем учета территориальными сетевыми организациями (ТСО) субъектам электроэнергетики и потребителям электричества.
Закон устанавливает приоритет для интеллектуальной системы расчетов за электроэнергию. Сетевая организация самостоятельно принимает решение, ставить или не ставить такие системы учета.
Действующий механизм, при котором потребитель сам несет ответственность за организацию учета электроэнергии, при этом не упраздняется. У сетевой организации есть выбор: устанавливать приборы современного интеллектуального учета или взаимодействовать с потребителем в рамках действующего механизма, указывал ранее Сентюрин.
Закон позволит сформировать прозрачную систему данных о потреблении электроэнергии, обеспечить надежное и качественное снабжение потребителей и развитие рынка дополнительных услуг со стороны сбытовых организаций, отмечается в пояснительной записке.
Поправки ко второму чтению
Ко второму чтению документа были приняты поправки, которыми регулируются расходы гарантирующего поставщика и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязательств, и порядок финансирования таких расходов, а также регламентируется порядок коммерческого учета электроэнергии (мощности) на розничных рынках для оказания коммунальных услуг по электроснабжению. Гарантирующие поставщики и сетевые организации будут обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, а также приобретать, устанавливать, заменять и допускать к эксплуатации приборы учета электроэнергии и иное оборудование.
Вводимые в эксплуатацию многоквартирные дома должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электроэнергии. После 1 января 2022 года гарантирующие поставщики должны обеспечить безвозмездное предоставление потребителям электроэнергии минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии с использованием интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электроэнергии, потребитель вправе потребовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в порядке, определенном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электроэнергии.
Установка «умных счетчиков» на газ может обойтись населению почти в 130 млрд рублей
11 декабря 2018 года стало известно о планах российских властей обязать россиян устанавливать «умные» счетчики газа, которые могут обойтись населению в 130 млрд рублей.
Как пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в правительстве, о введении интеллектуальных систем учета газа для населения говорили на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, которое состоялось 4 декабря 2018 года.
Разработать предложения о внедрении «умных» счетчиков, установленных в домах с центральным газоснабжением, поручено к марту 2019 года. При этом собеседники пояснили газете, что пока тема находится в зачаточной стадии. По оценке экспертов, установка счетчиков составит 4-5 тыс. рублей за штуку. В масштабах страны новшество может обойтись населению почти в 130 млрд рублей.
Представитель Дмитрия Козака Илья Джус отметил, что дано поручение о «первичной проработке вопроса». Собеседники в правительстве уточнили, что пока «тема в зачаточной стадии».
Гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин говорит, что если счетчик будут обязаны ставить сами потребители, то для многих стоимость будет существенной, а средств на то, чтобы профинансировать программу за бюджетный счет, у государства нет.
Законопроект Минэнерго об обязательной установке счетчиков для электроэнергии принят Госдумой в ноябре 2017 года в первом чтении. К декабрю 2018 года ожидается, что скоро он пройдет второе и третье чтения. Предполагается, что ответственность за их установку передадут гарантирующим поставщикам электроэнергии для многоквартирных домов и сетям — для остальных.[10]
В пресс-службе Минэнерго рассказывали РБК, что если срок установки счетчиков газа будет законодательно продлен до 1 января 2021 года, то риски, связанные с административной ответственностью для организаций, которые «осуществляют снабжение природным газом или его передачу и на которых возложена обязанность совершить действия по оснащению приборами учета газа до 2019 года», также отсрочатся до 2021 года.
Минстрой отложил обязательную установку «умных» счетчиков в новостройках
Установка «умных» счетчиков в российских новостройках станет обязательной в домах со сроком ввода в эксплуатацию после 1 января 2020 года. О планах установить соответствующие нормативы «Известиям» сообщили в Минстрое. Речь идет как об общедомовых, так и об индивидуальных приборах учета всех ресурсов.
В мае сообщалось, что Минстрой намеревался ввести эти требования на полгода раньше — с 1 июля 2019-го. Почему срок в итоге был перенесен, газета не сообщает. Зато из материала ясно следует, что министерство не поддержало недавнюю инициативу «Россетей» о запрете установки «неумных» счетчиков как таковых.
Установка «умных» счетчиков станет обязательной с 2019 года
С 1 июля 2019 года в России могут разрешить устанавливать в многоквартирных домах только «умные» счетчики коммунальных ресурсов. Это предусмотрено «дорожной картой» приоритетного проекта «Умный город» госпрограммы «Цифровая экономика», пишут в мае 2018 года «Известия». Такие приборы станут самостоятельно передавать свои показания в расчетные центры.
Нововведение коснется только жилых зданий, вводимых в эксплуатацию или прошедших капитальный ремонт. Причем устанавливать придется не только индивидуальные, но и общедомовые приборы учета с функцией дистанционной передачи показаний. Начать разрабатывать соответствующие поправки в нормативные документы планируется с января 2019 года.
Необходимость реформы обусловлена не только курсом на инновации и удобством пользователей. Нововведения также позволят бороться с воровством, пояснил изданию первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин. «Многие собственники квартир зачастую подкручивают приборы, вставляют магниты, пленочки, вертят счетчик в обратную сторону, чтобы платить меньше. В результате затраты ложатся на других жителей. А если весь дом подключен к интеллектуальной системе, то своровать невозможно, потому что любое вторжение будет зафиксировано», — пояснил Сидякин.
2017
Установка «умных» электросчетчиков снизила потери в сетях на 30%
Новые технологии помогают бороться с воровством в электросетях. Установка «умных» счетчиков снизила энергопотери на 10 — 30%. Таковы итоги эксперимента в трех пилотных регионах России.
Установка интеллектуальных счетчиков электрической энергии позволила снизить потери в сетях на 10 — 30%. Таковы итоги эксперимента, проведенного в трех регионах России: Калининградской, Тульской и Ярославской областях. Об этом со ссылкой на данные региональных поставщиков пишет в мае 2017 года ТАСС Информационное агентство России.
В частности, в Калининградской области после установки «умных» приборов потери снизились на 37%, сообщили в «Россети Янтарь (ранее Янтарьэнерго)». В рамках эксперимента такие счетчики установили более чем у 20 тыс. региональных потребителей. В Тульской области потери в сетях уменьшились на 10%, сообщили в филиале «Тулэнерго» ПАО «Россети Центр и Приволжье (ранее МРСК Центра и Приволжья)». Здесь интеллектуальные счетчики получили 27 тыс. потребителей.
Одним из главных преимуществ подобных систем является возможность самостоятельно передавать данные об использовании электричества энергосбытовым компаниям в режиме реального времени. В результате вероятность хищений стремится практически к нулю.
Однако выиграть от «умных» счетчиков могут не только поставщики, но и добросовестные потребители. Их установка позволяет вводить систему дифференцированных тарифов, в том числе на каждый месяц в году. Потребитель сумеет существенно сэкономить, если будет иметь возможность использовать существенную долю электроэнергии вне «пиковых» периодов.
По оценкам экспертов группы компаний «Оптима», в отечественном секторе число установок умных приборов учета не превышает и 500 тыс. Драйверами роста рынка станет изменение российского законодательства, которое должно обязать обслуживающие и ресурсоснабжающие организации в обязательном порядке заменять обычные счетчики на умные, говорят эксперты. Еще один драйвер роста рынка – развитие технологий, в том числе – Интернета вещей. Например, сети LPWAN сделают многообразие «умных» приборов учета стандартом отрасли. При этом эксперты не исключают, что барьерами для развития интеллектуального учета могут стать отсутствие нужных законов или их медленное исполнение.
Законопроект о бесплатной установке новых счетчиков электроэнергии
В апреле 2017 года был разработан и внесен в Госдуму законопроект правительства о бесплатной установке новых счетчиков электроэнергии. На это с июня 2018 года могут рассчитывать те, у кого счетчик вышел из строя или закончился срок его эксплуатации (16 лет). Обычно на замену жильцам дают трехтарифные счетчики. Как подсчитали эксперты, услуги монтажа нового однотарифного счетчика обходится московской семье в 6 тыс. рублей. Сейчас в большей части регионов энергосбытовые компании предлагают менять счетчики абонентам за свои деньги.
В марте 2017 года стало известно о том, что государство намерено обязать территориальные сетевые организации (ТСО) внедрять систему интеллектуального учета электроэнергии уже с 1 июля 2018 года. Минэнерго разработало законопроект, согласно которому с 1 июля 2018 года запрещены к установке и модернизации счетчики старого образца, которые не поддерживают дистанционную передачу данных о потребленных ресурсах. Одной из целей внедрения технологий smart metering станет адресное воздействие на неплательщиков, сообщает «Коммерсант»[11].
2016
Тенденции российского рынка интеллектуальных приборов и систем учета энергоресурсов в 2010-2015 гг.
J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг) представила осенью 2016 года краткие результаты исследования основных тенденций российского рынка интеллектуальных приборов и систем учета энергоресурсов в 2010-2015 гг. и прогнозов его развития на период до 2020 года.
Одной из основных задач, стоящих перед энергетическим комплексом всего мира, является разработка принципиально новых подходов к модернизации и инновационному развитию отрасли, направленных на повышение надежности и качества снабжения, создание возможностей для активного взаимодействия между генерацией и потребителями энергии, расширению возможностей по управлению потреблением, а также массовому внедрению экологически безопасных энергетических технологий.
Предпосылки для внедрения интеллектуальных систем учета энергоресурсов в России
Проблема повышения энергоэффективности российской экономики является одной из наиболее актуальных задач. Реализуемая в Российской Федерации политика, направленная на повышение энергетической эффективности национальной экономики, предусматривает комплексную модернизацию электроэнергетической инфраструктуры страны. В связи с этим важную роль играют процессы оснащения всех категорий потребителей современными решениями в сфере учета энергоресурсов.
Принятие Правительством ряда последовательных решений и, в частности, в жилищно-коммунальном хозяйстве, способствовали существенному росту рынка приборов учета за последние годы.
В России сформированы хорошие предпосылки для развития интеллектуальных систем учета энергоресурсов. Однако указанные проекты, за исключением сегмента учета электроэнергии, пока что не получили массового распространения.
В наибольшей степени современные системы внедряются в РФ в сегменте учета электроэнергии.
По состоянию на июнь 2016 г. в РФ внедрено 6099 систем АИИС КУЭ.
В стоимостном выражении российский рынок АИИС КУЭ в 2011-2015 гг. демонстрировал достаточно устойчивый рост. Если в 2011 г. совокупные продажи подобных решений в целом по стране оценивались в 1,3 млрд. руб., то по итогам 2015 г. объем рынка оценочно составил 1,9 млрд. руб.
Отраслевая структура реализации проектов в сфере внедрения АИИС КУЭ характеризуется доминированием объектов электросетевого комплекса в структуре продаж.
В сегменте учета тепловой энергии возможность дистанционного снятия показаний приборов учета имеется примерно у половины эксплуатируемого в РФ парка счетчиков.
В то же время в сфере интеллектуального учета природного газа и воды в последние годы реализовано относительно небольшое число проектов.
Перспективы внедрения систем интеллектуального учета энергоресурсов в России
Одним из ключевых направлений повышения эффективности использования энергии является оснащение потребителей современными системами учета электроэнергии. Начиная с 2005 г., в России отмечался устойчивый рост производства и потребления электросчетчиков. Ключевыми категориями объектов-потребителей приборов учета электроэнергии являются:
- индивидуальные жилые дома и квартиры;
- многоквартирные жилые дома;
- объекты электроэнергетической инфраструктуры;
- объекты коммерческой недвижимости;
- объекты промышленности;
- объекты бюджетной сферы.
Другим важным направлением являются системы учета тепла. Россия обладает развитой системой централизованного теплоснабжения. В стране эксплуатируется свыше 52 тыс. изолированных систем теплоснабжения. Кроме крупных ТЭЦ общего пользования, в стране эксплуатируется большое число ТЭЦ промышленного назначения, тысячи котельных и миллионы индивидуальных теплогенераторов (индивидуальных бытовых котлов, печей).
Среднесрочные перспективы российского рынка водосчетчиков в значительной мере будут определяться мерами государственной поддержки проектов в сфере развития приборного учета энергоресурсов. И хотя на сегодняшний день проблема оснащения приборами учета воды в сфере жилищно-коммунального хозяйства в значительной мере снята, но до сих пор остается проблема внедрения интеллектуальных систем автоматического учета в потребительском сегменте.
Оснащение потребителей приборами учета природного газа является важным направлением повышения эффективности использования энергии в сфере ЖКХ, промышленности, коммерческом секторе. Несмотря на высокую долю природного газа в топливно-энергетическом балансе страны, указанный сегмент рынка характеризуется значительным потенциалом роста, в первую очередь ввиду недостаточной степени оснащения газосчетчиками объектов жилищно-коммунального сектора. По данным Росстата, удельный вес жилой площади жилого фонда, оборудованного природным газом, в стране составляет около 70%, что открывает огромный потенциал для развития интеллектуальных систем учета.
Перспективы развития российского рынка решений для интеллектуального учета энергоресурсов определяются достаточно широким спектром факторов, среди которых следует выделить:
- текущий уровень внедрения приборов учета современных типов, позволяющих использовать их в многоуровневых системах диспетчеризации;
- темпы дооснащения потребителей общедомовыми приборами учета энергоресурсов в соответствии с требованиями ФЗ-261;
- динамика финансирования региональных программ энергосбережения;
- динамика объемов нового жилищного и коммерческого строительства;
- динамика объемов капитального ремонта многоквартирного жилого фонда;
- стоимость технологических решений в сфере смарт-учета, предлагаемых на рынке РФ;
- уровень тарифов на энергоресурсы;
- разработка и реализация целевых программ, пилотных проектов в сфере внедрения решений смарт-учета;
- адаптация существующих технических отраслевых стандартов к внедрению интеллектуальных систем учета энергоресурсов.
Для оценки среднесрочных перспектив развития российского рынка технологий смарт-учета компанией J’son & Partners Consulting (Джейсон энд Партнерс Консалтинг) были сформулированы три возможности развития рынка: базовый, оптимистический и пессимистический сценарии.
В основе сценарных допущений рассматриваются следующие факторы:
- прогнозируемые сроки завершения оснащения всех многоквартирных домов общедомовыми приборами учета;
- степень проникновения смарт-учета на рынок в различных сегментах учета рынка энергоресурсов;
- темпы роста жилищного строительства в РФ и некоторые другие.
С учетом принятых в исследовании J'son & Partners Consulting cценарных допущений предполагается, что степень проникновения современных интеллектуальных средств учета электроэнергии на российском рынке к 2020 г. может составить, в зависимости от сценария, от 10% до 40%. При этом ключевой потенциал роста рынка заключается в использовании решений АИИС КУЭ на объектах жилого фонда.
К 2020 г. спрос на интеллектуальные приборы учета электроэнергии в рамках рассматриваемых сценариев развития рынка может составить от 0,7 до 3,0 млн. шт.
В сегменте учета тепловой энергии степень проникновения современных интеллектуальных средств учета на рынке РФ к 2020 г. может составить в зависимости от сценария от 60% до 100%. Наиболее перспективным направлением будет являться внедрение многоуровневых систем диспетчеризации показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии на многоквартирном жилом фонде, а также решения в сфере диспетчеризации теплосчетчиков, установленных на локальных теплоснабжающих объектах. Прогнозируемый спрос на интеллектуальные приборы учета тепловой энергии к 2020 г. в рамках рассматриваемых сценариев развития рынка может составить от 238 до 510 тыс. шт.
Темпы развития современных средств учета воды в России в период до 2020 г. в рамках выполненных сценарных допущений будут менее значительными по сравнению с сегментами учета электрической и тепловой энергии. Ключевыми сдерживающими факторами для развития указанного рынка будут являться длительные сроки окупаемости подобных проектов, а также распространение на рынке более дешевых товаров-заменителей - традиционных крыльчатых счетчиков.
Прогнозируемая степень проникновения современных интеллектуальных средств учета воды на рынке РФ к 2020 г. может составить в зависимости от сценария от 15% до 40%. Наиболее перспективным направлением будет являться внедрение многоуровневых систем диспетчеризации показаний общедомовых приборов учета воды на многоквартирном жилом фонде, а также у крупных промышленных потребителей.
Оцениваемый в рамках рассматриваемых сценариев спрос на интеллектуальные счетчики воды к 2020 г. может составить от 2,2 до 6,0 млн. шт.
Основным перспективным направлением внедрения средств интеллектуального учета природного газа в РФ до 2020 г. будет являться внедрение систем АСКУГ у различных категорий потребителей, в первую очередь на объектах многоквартирного жилого фонда.
Степень проникновения современных счетчиков природного газа на рынке РФ к 2020 г. может составить в зависимости от сценария от 9% до 25%, а спрос на интеллектуальные приборы учета газа (интегрированные в системы АСКУГ) к 2020 г. может варьироваться в пределах от 202 до 593 тыс. шт. в год.
Смотрите также
- Экономика России
- Энерджинет - Национальная технологическая инициатива (НТИ)
- Цифровые технологии в топливно-энергетическом комплексе России
- Альтернативная энергетика
- Энергетика в России
- Солнечная энергетика (мировой рынок)
- Ветроэнергетика и ветроэнергетические установки (Россия и мир)
- Атомная энергетика. Факты и мифы
- Smart Grid (Умные Сети)
- Интернет энергии (MicroGrid) Малая распределенная энергетика
- Электрогенераторы (рынок России)
- АСКУЭ
- Интернет вещей Internet of Things (IoT)
- Интернет вещей, IoT, M2M (мировой рынок)
- Интернет вещей, IoT (рынок России)
- Интернет вещей: успеть нельзя остаться
- IIoT - Industrial Internet of Things (Промышленный интернет вещей)
- Промышленная революция (Индустрия 4.0)
- Стандарт NB-IoT Low-Power and Wide-Area, LPWAN (Энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия)
Примечания
- ↑ С учетом интеллекта
- ↑ Объем поставок умных счетчиков в Европе по итогам года достигнет 23 млн
- ↑ От аналога к цифре, или как работают умные сети
- ↑ Оперативное совещание с вице-премьерами
- ↑ Счетчики метят в платежку. Правительство может переложить стоимость приборов на население
- ↑ «РОССЕТИ» НАПРАВЯТ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЁТА БОЛЕЕ 381 МЛРД РУБЛЕЙ ДО 2030 ГОДА
- ↑ Электросетевые компании с 1 июля начнут устанавливать счетчики за свой счет
- ↑ Анализ рынка облачных IoT-платформ и приложений для оптимизационного управления энергосетями
- ↑ Госдума приняла закон об интеллектуальных системах учета электроэнергии
- ↑ Конфоркам придется поумнеть
- ↑ Умные сети для энергоэффективности