Как вернуть излишне перечисленные денежные средства

19.01.23, Чт, 07:52, Мск,


Содержание

Что такое излишне перечисленные деньги

Излишне перечисленные денежные средства — это все, что вы перечислили контрагенту свыше оговоренной суммы. Разберемся с основными причинами излишних перечислений:

  1. Ошибочный платеж. Бухгалтер отправил деньги не тому контрагенту или ошибся при заполнении платежного поручения. Если вы сдаете отчетность через Контур.Экстерн, то вряд ли столкнетесь с ошибками в платежке, ведь Экстерн автоматически заполняет платежные поручения — вбивать данные вручную не требуется.
  2. Переплата. При оформлении платежки указали сумму больше, чем в счете. Еще переплата возникает из-за недопоставки товаров — покупатель оплатил больше, чем фактически поставил продавец.
  3. Возврат аванса. Такая ситуация бывает, когда покупатель по условиям договора перечислил аванс, а продавец не поставил товар в срок (причина срыва поставки значения не имеет).

Что делать, если обнаружили переплату

Порядок возврата зависит от того, удастся ли выявить переплату до списания денег со счета. Если да, можно отозвать платежное поручение. Если же оплата уже прошла, нужно требовать возврат у контрагента.

Отозвать платежное поручение

Если вы заплатили не тому контрагенту, но банк пока не провел платежное поручение, отзовите платеж. Поручение можно отозвать до тех пор, пока средства не спишут с расчетного счета. После списания платеж станет безотзывным (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ, п. 5 ст. 864 ГК РФ, п. 2.13 Положения Банка России от 29.06.2021 № 762-П).

Важно! Перед отзывом ошибочного платежа проверьте статус платежки. Это можно сделать в системе «Банк-Клиент». Если у поручения статус «Обработан» или «Исполняется банком», вы сможете отозвать платеж.Российский рынок СЭД/ECM борется с демпингом и рассчитывает на возможности искусственного интеллекта. Обзор и рейтинг TAdviser 201.1 т

Для отмены поручения нужно отправить в банк заявление об отзыве — на бумаге или в электронном виде (п. 2.13 Положения № 762-П). Электронный запрос обрабатывают быстрее.

Укажите в письме:

  • номер и дату платежки;
  • сумму;
  • реквизиты плательщика и получателя.

Бумажное заявление подписывают и заверяют печатью, если она имеется (п. 2.9.1, 2.9.2, 2.13 Положения № 762-П). Подписи должны ставить те, кто есть в карточке образцов подписей. Электронный запрос подпишите электронной подписью, которой обычно подписываете платежки.

Если заявка поступит до списания денег, банк аннулирует платежку и отправит плательщику уведомление. Если же деньги уже списали, вас проинформируют, что отозвать поручение невозможно. Уведомление отправят на следующий рабочий день.

Оформить письмо контрагенту

Когда деньги уже ушли с расчетного счета, есть только один вариант — отправить письмо о возврате контрагенту. Получателю следует соблюдать разумный срок возврата — 7 дней с даты получения письма (ст. 5 161-ФЗ, п. 2.13 Положения № 762-П, ст. 1102 ГК РФ).

Установленной формы письма нет. Обычно к контрагенту обращаются в свободной форме, но обязательно соблюдают принципы делового документооборота. Можно составить заявку на фирменном бланке организации или на простом листе А4.

Вот как составить письмо о возврате на имя контрагента:

  1. Укажите ваши реквизиты и реквизиты контрагента: наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес организации.
  2. Напишите тему письма. Вежливо обратитесь к контрагенту.
  3. Проставьте исходящий номер и дату.
  4. Укажите реквизиты платежки, по которой переплатили партнеру. Нужны ее номер, дата и сумма платежа.
  5. Обозначьте причину возврата и укажите срок для перечисления средств. Напоминаем, что такой срок составляет 7 дней (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
  6. Подпишите письмо у руководителя и главбуха (если он есть).
  7. Приложите к письму необходимые сопроводительные документы.

Перед отправкой письма проведите сверку с контрагентом. По правилам, сначала нужно установить размер взаимных требований, и только потом требовать возврат переплаты. Размер излишне перечисленных средств подтверждается актом сверки.

Важно! К письму о возврате переплаты нужно приложить копию платежки о переводе денег. Если предварительно сверились с контрагентом, приложите акт сверки.

Содержание письма зависит от причины образования переплаты. Приведем примеры формулировок для разных ситуаций.

Возврат ошибочно перечисленной суммы

Сообщаем, что 20 декабря 2022 года наша организация ошибочно перечислила вашей организации на расчетный счет № 40702812345678900123 в ПАО СБЕРБАНК сумму 50 000,00 руб. (Пятьдесят тысяч рублей 00 копеек) по платежному поручению № 155 от 20.12.2022. Но между нашими организациями не заключался Договор № 100 от 01.12.2022 на поставку товаров, который указан в платежном поручении в поле «Назначение платежа».

Просим вернуть ошибочно перечисленную сумму в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения настоящего письма. В случае неполучения денег в срок мы будем вынуждены обратиться в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в виде ошибочно уплаченной суммы (ст. 1102 ГК РФ) и процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395, 1107 ГК РФ).

Банковские реквизиты нашей организации для возврата денег ________.

Приложение:

  1. Копия платежного поручения № 155 от 20.12.2022.

Возврат переплаты

Сообщаем, что 20 декабря 2022 года наша организация перечислила вашей организации на расчетный счет № 40702812345678900123 в ПАО СБЕРБАНК сумму 50 000,00 руб. (Пятьдесят тысяч рублей 00 копеек) по платежному поручению № 155 от 20.12.2022. Но наша задолженность по оплате по Договору № 100 от 01.12.2022 на поставку товаров составляет 25 000 руб.

Акт сверки взаиморасчетов № 1 от 21.12.2022 подтверждает переплату за поставленный товар в размере 25 000 руб. (Двадцать пять тысяч рублей 00 копеек). Задолженность по оплате предыдущих поставок отсутствует.

Просим вернуть переплату 25 000 руб. в течение 7 (семи) календарных дней с даты получения настоящего письма.

Приложение:

  1. Копия платежного поручения № 155 от 20.12.2022.
  2. Акт сверки взаиморасчетов № 1 от 21.12.2022.

Возврат аванса

Сообщаем, что 20 декабря 2022 года наша организация перечислила вашей организации на расчетный счет № 40702812345678900123 в ПАО СБЕРБАНК аванс (100%) по Договору № 100 от 01.12.2022 в размере 50 000,00 руб. (Пятидесяти тысяч рублей 00 копеек) по платежному поручению № 155 от 20.12.2022.

Между нашими организациями был заключен Договор № 100 от 01.12.2022, согласно которому партия товара в номенклатуре в соответствии со спецификацией к указанному Договору должна быть отгружена в адрес нашей организации не позднее 27.12.2022. На дату составления настоящего письма товар нами не получен. Подтвердить реальный срок поставки ваш отдел продаж не может.

Предлагаем расторгнуть Договор № 155 от 01.12.2022 и вернуть аванс в размере 50 000 руб. в течение 7 (семи) календарных дней с даты получения настоящего письма. Акт сверки взаиморасчетов и проект Соглашения о расторжении Договора прилагается.

Приложение:

  1. Копия платежного поручения № 155 от 20.12.2022.
  2. Акт сверки взаиморасчетов № 1 от 21.12.2022.
  3. Проект соглашения о расторжении Договора.

Как отправить письмо контрагенту

Передайте письмо любым способом, описанным в договоре. Если по условиям соглашения предусмотрена бумажная переписка, составьте письмо контрагенту в двух экземплярах. Один экземпляр оставьте у себя, другой — отправьте по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или же передайте курьером.

Важно! Если отправляете заказное письмо, дату его получения зафиксируют в уведомлении о вручении. Если же передаете документы курьером, запросите у контрагента на своем экземпляре письма или на курьерской квитанции отметку о дате получения.

Если вы договорились с партнером об электронном документообороте, отправьте письмо по электронной почте или через оператора ЭДО. Обязательно подпишите все документы электронной подписью руководителя или ответственного сотрудника. Дату получения письма при ЭДО зафиксирует оператор.

Рекомендация! Если отправляете письмо по электронной почте, сделайте скриншот для подтверждения даты отправки. Впоследствии могут возникнуть споры по дате получения такого письма — сообщение может попасть в спам. Понадобится официальное подтверждение с вашей стороны: им и станет скрин отправки.

Когда могут отказать в возврате средств

Если в тексте письма допустили ошибку, контрагент может отказать в возврате. Основания для неисполнения требований:

  1. Неправильные банковские реквизиты. Контрагент не сможет вернуть деньги, если реквизиты указаны некорректно.
  2. Необоснованные требования. Если вы требуете возврат переплаты, но не обосновали его документами — платежкой, актом сверки взаиморасчетов (при проведении сверки). Контрагент может отказать в возврате, если не найдет подтверждений переплаты.
  3. Непроставленная печать. Гербовая печать нужна не всегда. Если письмо написано от имени руководителя, печать не обязательна. Если же запрос на возврат составили не на фирменном бланке и не подписали у руководителя, печать понадобится для подтверждения полномочий должностного лица.

Важно! Если у вас есть встречные обязательства по оплате, контрагент вправе потребовать зачет переплаты в счет исполнения ваших обязательств. Правило распространяется на любые поступления, в том числе и переплату.

Что делать, если контрагент не вернул деньги

Письмо о возврате, сверка расчетов — все это досудебный порядок урегулирования споров. Если срок возврата истек, но переплата так и не поступила на расчетный счет, обратитесь в суд и потребуйте возврата денег как неосновательного обогащения (ст. 1102, 1107 ГК РФ). Подать исковое заявлением можно спустя 30 дней с даты получения письма о возврате контрагентом (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Важно! Если партнер не возвращает деньги, он становится вашим должником, а значит, вы сможете взыскать с него проценты за пользование вашими деньгами. Начислите проценты по ключевой ставке ЦБ РФ за период с даты, когда контрагент узнал о возврате, и до даты поступления средств на расчетный счет (ст. 395 ГК РФ).

К исковому заявлению приложите ваш экземпляр письма контрагенту, платежку с переплатой и выписку из банка (п. 7 Обзора судебной практики № 2, утв. Президиумом от 17.07.2019). Суду надо показать, что вы фактически перечислили деньги. Все остальное будет доказывать ответчик. А подтверждением досудебного урегулирования станут письмо о возврате и акт сверки.

Как отразить переплату в бухгалтерском и налоговом учете

В бухгалтерском учете переплата висит на счете 60 или 76 как дебиторская задолженность. Как только контрагент вернет деньги на расчетный счет, отразите возврат переплаты в бухучете.

Важно! Теперь в системе Контур.Экстерн бухгалтер может не только формировать и сдавать отчеты, но и вести бухучет.

Проводки будут такими:

  1. Дт 60 Кт 51 — перечислен ошибочный платеж или переплата.
  2. Дт 76.2 Кт 60.01 или 60.02 — бухгалтер обнаружил ошибку, переплату.
  3. Дт 51 Кт 76.2 — контрагент вернул деньги.

При обнаружении и возврате переплаты доходы и расходы в налоговом учете не возникают. Система налогообложения в этом случае значения не имеет.

Если же контрагент будет возвращать деньги по решению суда, то до момента возврата никаких проводок делать не нужно. Как только излишне перечисленные средства вернутся на расчетный счет, сделайте проводку Дт 51 Кт 60 или 76.

Проценты за пользование чужими деньгами включите в состав прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). Отразите это проводкой Дт 76.2 Кт 91.1. А фактическое поступление процентов на расчетный счет от контрагента учтите на дату получения этой суммы проводкой Дт 51 Кт 76.2.

Сумма процентов за пользование чужими деньгами в налоговом учете организаций на ОСНО учитывается в составе внереализационных доходов. На УСН доходы признаются на дату поступления процентов на расчетный счет.