Искусственный интеллект в бизнесе: секреты успеха от Терехова и Бухтуевой
20.11.24, Ср, 10:42, Мск,
Книжная новинка от экспертов в области ИИ расскажет, как с помощью нейросетей стать лидером рынка
За последнее время в свет вышло огромное количество книг-помощников для руководителей и владельцев бизнесов на русском языке. В данной статье делимся топ-5 одних из самых интересных новинок. Начнем список с книги «От "Энигмы" до ChatGPT. Эволюция искусственного интеллекта и российские бизнес-кейсы» автора Рустама Агамалиева. В этой книге вы найдете различные способы использования ChatGPT в российской практике. Книга «Процветай в эпоху перемен: эффективное управление юридическими и комплаенс-рисками бизнеса в условиях неопределенности» Алима Бишенова поможет бизнесу в России адаптироваться к внезапным кризисам и перестроить бизнес-модели. Почерпнуть новаторские методы работы можно в ещё одной книжной новинке – «Технология развития производственной системы. Повышение эффективности бизнеса по методике Lean Six Sigma» Александра Казинцева. Автор описал метод работы, при котором руководитель должен научиться видеть в каждом сотруднике инноватора, а не запрограммированного на односложные действия робота. В топе новинок есть даже комикс: «Manga For Business: Analyzing and Solving Problems» авторов Такаюки Китой и Кэйсукэ Ямабэ показывает читателям на примере главной героини принципы бизнес-анализа и особенности японских методов управления.
Одна из самых интересных технологичных книжных новинок – «Применение ИИ для улучшения устойчивости и ESG-метрик цепочек поставок». Ее написали международный эксперт по оптимизации и автоматизации цепей поставок Игорь Терехов и один из экспертов в области внедрения искусственного интеллекта и цифровых решений в бизнесе Ирина Бухтуева. По словам авторов, это практическое руководство подскажет, как внедрить искусственный интеллект в свой бизнес и стать на голову выше конкурентов. Авторы книги поделились, почему ИИ в бизнесе уже стало необходимостью и как компании могут использовать нейросети в своих интересах.
- Игорь, исследование аналитического центра НАФИ показывает, что ИИ в бизнесе использует уже 30% представителей МСП.[1] У вас более 20 лет опыта развития бизнеса, скажите, легко ли внедрить эту технологию в бизнес-процессы? С какими трудностями они могут столкнуться?
- Внедрение ИИ в любой процесс – это определенный вызов. Однако при правильном подходе можно получить максимальную выгоду в виде сокращения временных затрат, увеличения продуктивности и выхода на новые мощности. На деле же нередко предприниматели испытывают страх от нововведений и изменения привычных процессов, опасаются финансовых рисков или сопротивления коллектива. Во многом эти сомнения связаны с недостатком информации о внедрении прорывных технологий в бизнес. Ведь при грамотном подходе эти риски сводятся до минимума.
- С выходом вашей книги у бизнесменов появился своего рода маяк, который поможет пройти путь внедрения ИИ – Вы подробно рассказываете о нюансах процесса, а также освещаете важность ESG-показателей. Расскажите подробнее, о чем говорят эти показатели и как ИИ поможет их улучшить?Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
- ESG-показатели – это то, насколько компания ориентирована на решение экологических, социальных и управленческих проблем. И ESG-вопросы становятся все актуальнее для мирового общества. Бизнес-процессы и, в частности, цепочки поставок играют в этом ключевую роль. Поскольку это сложные системы, они генерируют огромное количество данных. Эти данные могут стать мощным инструментом для оптимизации процессов, снижения негативного воздействия на экологию и улучшения социальных условий. Искусственный интеллект позволяет нам извлекать ценную информацию из этих данных, выявлять скрытые связи и принимать более обоснованные решения. Одним словом, искусственный интеллект обладает огромным потенциалом для ускорения развития любой компании и общества в целом. Кроме того, внедряя искусственный интеллект в бизнес-процессы компании уже сейчас получают ощутимые результаты по экономии ресурсов и повышению уровня обслуживания клиентов.
- Ирина, Вы вошли в топ-40 самых влиятельных digital-экспертов страны.[2] У вас есть собственный проект по интеграции ИИ для крупного металлургического холдинга, который, по Вашим словам, помог предприятию сэкономить десятки миллионов долларов. Какие темы в большей степени раскрыли в книге именно Вы?
- На моем счету уже более 40 проектов по внедрению ИИ в сфере финансов, логистики, ритейла и предприятий тяжелой индустрии. Основываясь на своем опыте работы, я раскрыла темы, связанные с принципами работы ИИ, текущими возможностями этой технологии, сферами ее практического применения в бизнесе, а также способами ее внедрения для обеспечения быстрого возврата инвестиций. Тема искусственного интеллекта очень широко раскрыта в книге. Я делала это сознательно, чтоб книга была полезна не только для сотрудников, задействованных в управлениями цепями поставок, а для всех, кому применение технологий представляет практический интерес. Также совместно с Игорем я осветила важность ESG-показателей как для бизнеса, так и для общества. Мы рассказали, как любая компания может их улучшить и как применить ИИ в этом направлении и какие выгоды это принесет компании как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
- Есть ощущение, что зарубежные компании активнее внедряют ИИ и больше задумываются об ESG-показателях, в то время как у российских компаний пока мало такого опыта. Ваша книга – практически печатное пособие для бизнесменов, где они могут почерпнуть ценную информацию. Что подтолкнуло вас к ее написанию?
Игорь: Да, в странах СНГ решение данных проблем пока не настолько актуально, но уже сейчас, компании, развивающиеся в этом направлении, получают ряд преимуществ. А когда этот тренд наберет силу у нас, компании, которые начали заранее, будут иметь все шансы выйти в лидеры в своих индустриях. Именно поэтому крайне важно уже сейчас начинать двигаться в этом направлении, создавая себе задел на среднесрочную перспективу. И наша книга станет хорошим помощником в этом направлении. На ее написание нас вдохновило растущее осознание важности ESG-критериев среди инвесторов, потребителей и регуляторов. Конечно, пока эти критерии не так актуальны в России, как, например, в Европе, но это дело времени. Мы уверены в повышении их актуальности для компаний России уже в ближайшем будущем.
Ирина: Добавлю, что сейчас идёт стремительное развитие технологий искусственного интеллекта и их все более широкое применение. Это позволяет улучшить ESG-показатели и повысить эффективность цепей поставок в целом. Мы убедились в этом на собственном опыте. Поэтому захотели поделиться своей экспертизой с широким кругом читателей, чтобы вдохновить их на внедрение прорывных технологий в своем бизнесе.
- Книга уникальна и тем, что Вы передали в ней свой опыт работы с ИИ. Игорь, Вы, например, сотрудничали с компаниями «Джонсон и Джонсон», «Данон», международной консалтинговой компанией «McKinsey & Company». Насколько этот опыт отражен в книге и чем он может быть полезен читателям?
- В большей степени я опирался на опыт, полученный за последние пять лет работы в компании McKinsey, накладывая его на базу, сформированную за предыдущие 15 лет работы в управлении цепями поставок. За время работы в McKinsey я реализовал более 15 проектов для клиентов компании из разных стран, включая масштабные цифровые и бизнес-трансформации, и постарался отразить в книге в том числе на этих примерах, как использование ИИ может продвинуть их бизнес сразу на несколько шагов вперед. Например, с помощью аналитики больших данных и внедрения системы DDMRP, основанной на алгоритмах ИИ, мы с командой смогли ускорить оборачиваемость сырья на 30% для Бельгийского производственного предприятия одной из крупнейших металлургических компаний восточной Европы. Или, например, с помощью трансформации процесса учета товарно-материальных ценностей с применением ИИ одного из крупнейших мировых производителей электромобилей нам удалось быстро разгрузить складские мощности и освободить капитал, что позволило компании удвоить свое производство в 2023 году.
- Игорь, как Вы ранее рассказали, в компании «Данон» Вы разработали инновационный алгоритм вычисления наличия товара на полке. Это улучшило ESG-показатели компании и увеличило её выручку на 7%. Значит ли это, что использование высоких технологий неминуемо влечет за собой рост компании? На ваш взгляд, сегодня уже не построить бизнес без ИИ?
- Построить, может быть, и можно, но стать номером один на рынке уже нет. Я считаю, что использовать продвинутую аналитику и ИИ сейчас необходимо. Конечно, в разных отраслях это будет разная степень задействования нейросетей. Например, в банках это уже неотъемлемая часть. Но в тот же потребительский сектор ИИ еще не настолько глубоко проник. Важно понимать, что компании, которые структурировано используют ИИ, идут на шаг впереди конкурентов. И это уже ответственность и решение каждого предпринимателя – освоить этот инструмент.
- Ирина, Вы активно освещаете в профессиональном сообществе вопросы применения ИИ и технологий. Участвовали во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени Вернадского, выступали в летней школе на Кипре. На ваш взгляд, насколько сегодня у бизнес-сообщества есть запрос на «технологичную» информацию?
- Сейчас многие компании стремятся к инновациям, а это требует постоянного доступа к информации о передовых технологиях и методах их применения. Кроме того, сегодня бизнес живёт в условиях невероятно высокой конкуренции. Поэтому предпринимателям крайне важно быть в курсе последних технологических новинок, чтобы оставаться конкурентоспособными. Информация о новых разработках помогает находить новые возможности для роста и оптимизации процессов. И я рада делиться этой информацией с другими, передавать свои знания и опыт. На своих выступлениях я вижу отклик и после получаю немало обратной связи, уточняющих вопросов. Значит, все не зря, и бизнес сейчас стремится стать лучше, технологичнее.
- Ваша книга, как Вы поделились, вызвала большой интерес у «Координационного совета по логистике» – профессионального объединения в России, которое занимается координацией и развитием логистических систем. А его исполнительный директор стал рецензентом. Натолкнул ли вас такой успех на мысли о написании следующей книги?
Ирина: Да, тема ИИ ещё не так широко освещена. Это достаточно новое направление и у людей есть потребность в его изучении. Дальнейшие многообещающие перспективы его развития, на мой взгляд – генеративные модели ИИ. Это нейросети, которые могут создавать новый контент – тексты, изображения, звуки – на основе существующей информации. Генеративные модели ИИ могут предоставить предпринимателям широкое поле для деятельности. Поэтому мы с Игорем уже задумываемся о написании книги именно на эту тему. Если владельцы бизнеса овладеют таким инструментом, то смогут значительно ускорить выполнение многих задач и удивить клиентов новыми технологичными проектами.
Автор: Николай Бородин