Константин Глумов: «Конкуренция сместилась из офлайна в онлайн»

29.02.24, Чт, 13:39, Мск,

Эксперт в сфере разработки IT-решений для ведущих российских банков рассказал о трендах и перспективах цифрового рынка финансов.

В ближайшие пять лет рынок софта для финансового сектора вырастет почти вдвое, прибавляя по 13,5% в год, говорят специалисты, объясняя это внедрением новых платежных систем и повышенным спросом на различные приложения. Возможно, в ближайшей перспективе мы и вовсе забудем, что такое офис банка, считает Константин Глумов, чьи разработки в сфере мобильных приложений являются одними из лучших в России. Он рассказал, что сейчас является залогом успеха в финтех-секторе, и как должна быть устроена современная IT-команда, которая сможет обеспечить нужный результат.

Константин Глумов

Константин, вы являетесь ведущим инженером-разработчиком в Альфа-Мобайл, а созданное вами мобильное приложение уже три года подряд признается лучшим в России. Как вы считаете, насколько сегодня успех банков, других крупных компаний зависит от их цифровой доступности?

Сейчас цифровая доступность - ключевой фактор успеха для современных банков, а также для любых крупных компаний. Повседневная деятельность людей сейчас все больше смещается в телефон, в `цифру`, и чем удобнее будут сервисы, которыми можно пользоваться онлайн, чем меньше взаимодействия с физическим миром, тем более популярным будет продукт. Цифровые технологии позволяют компаниям улучшать пользовательский опыт для клиентов, предоставлять им гибкие и персонализированные предложения, быстрые транзакции. Ведь банки - это посредники, с помощью финансовых сервисов они помогают людям решать реальные проблемы. Люди берут ипотеку не для того чтобы получить деньги, а чтобы купить квартиру. И чем незаметнее, удобнее и дешевле будет работа посредника, тем большим спросом будут пользоваться его услуги. Так что компании, которые не вкладываются в свои цифровые решения, рискуют потерять конкурентные преимущества и рынок в целом. И, наоборот, если компания реализует хорошие цифровые решения, то ей будут открыты любые рынки.

Да, это видно по цифрам. Насколько мне известно, после выхода приложения, над которым вы работали, банк получил 4 миллиона новых клиентов, а общий совокупный доход вырос на 74%. Как думаете, понадобятся ли нам в будущем офисы банков?Как защищать «поумневшие» промышленные сети: «Синоникс» на страже безопасного объединения изолированных сетей 4.2 т

Думаю, ответ очевиден. Мы точно уйдем от больших банковских сетей - содержать их скоро станет довольно дорого и бессмысленно, учитывая темпы роста цифровизации в этой сфере. Возможно, будет некий головной офис, но вот такого засилья, как сейчас, когда банк можно найти практически в любом дворе большого города - точно не будет. Более того, конкурентная борьба теперь идет не за удачную локацию и квадратные метры, а за первые места в рейтингах приложений. Из офлайна в онлайн. Это о многом говорит.

Да, и ваши разработки получают в этих рейтингах первые места - например, в Markswebb, Go Mobile и других. Как вам удается быть лидером при такой конкуренции в банковской сфере?

Нам в Альфа-Мобайл удалось удержать атмосферу стартапа в рамках большой организации. Некогда маленькое подразделение мобильного банка сейчас разрослось в огромное подразделение, где работают сотни сотрудников. При моем участии рабочий процесс был выстроен так, что наши сотрудники работают в небольших командах, которые, как правило, состоят из одного человека каждой специализации - продакт-менеджер, аналитик, тестировщик, бэкенд, Android, iOS и Web-разработчики. И, в то же время, команды не замкнуты внутри себя, а постоянно кооперируются в рамках центров компетенций, где можно обмениваться знаниями уже по конкретной специализации. Например, в рамках бэкенд-компетенции Java мы проводим технические встречи, где разработчики делятся знаниями, делают доклады, рассказывают, как решали сложные задачи, и спрашивают помощи у коллег. Есть очень большая вероятность, что проблема, с которой ты столкнулся, уже была решена до тебя коллегами. И вместо того, чтобы тратить часы или дни драгоценного времени, можно тут же получить ответ и быстро решить задачу.

Также мы большое внимание уделяем пробам новинок - делам пилоты разных современных технологий, чтобы понять, что будет самым эффективным и оптимальным для нас. Я считаю, что без постоянного стремления развиваться в IT-профессии невозможно добиться хороших результатов. И практика доказывает, что мой подход верный.

Какие факторы популярности IT-продукта у пользователей вы бы назвали ключевыми?

Удобство, уникальность, доступность и бесперебойность работы - вот те принципы, на которых строится моя работа и работа всей команды. Я приветствую, когда каждый участник команды может высказать свое мнение и внести предложения по продукту. Таким образом при разработке будут учтены все замечания коллег с разными компетенциями, что снижает негативное влияние человеческого фактора. Но при этом не происходит вмешательства в работу друг друга - сотрудник каждой компетенции отвечает за свою часть. Продакт-менеджер следит за тенденциями и актуальностью продукта, фронтенд разработчики отвечают за удобство пользования проектом, бэкенд-разработчики - за доступность и отказоустойчивость. Это особенно критично для банковских приложений, т.к. у клиента всегда должна быть возможность узнать информацию по счету или провести платеж. Для этого используются самые передовые технологии, которые позволяют масштабировать отдельные части системы в зависимости от нагрузки. При разработке мы уделяем особое внимание качеству, весь код покрыт тестами, что сводит вероятность ошибок к минимуму. Мой принцип - лучше сто раз протестировать, чем один раз уронить.

Какие тренды в финтехе вы можете назвать? Чего нам ждать в 2024?

Сейчас наблюдается стойкая тенденция к росту популярности цифровых валют, криптовалют. Думаю, много разработок будет связано с этим, как ответ на запрос пользователей. Что касается непосредственно работы разработчиков, то, безусловно, внедрение ИИ еще долго будет основным трендом. Банковские приложения и сопутствующие продукты будут все более персонализированными, `умными`. Уверен, у нас еще будет много работы.

Автор: Николай Бородин