Литвинов Павел
Литвинов Павел

Биография

В 2002 году окончил факультет автоматизации Российского Славянского университета.

В 2005 году завершил аспирантуру Всероссийского научно-исследовательского института электрификации.

Кандидат технических наук.


В 2013 году в должности директора по информационным технологиям ИНВИТРО Павел Литвинов рассказал о развитии электронного документооборота в компании.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.5 т

Необходимость управлять большим количеством документов возникает по многим причинам. Какими факторами стимулируется развитие технологий электронного управления документацией у вас?[1]

Павел Литвинов: Если говорить о документообороте основного бизнеса, то компании медицинского сегмента традиционно имеют дело с большим количеством документов. Особенность заключается в том, что зачастую медицинские документы содержат данные личного характера: симптомы, диагнозы, результаты исследований и пр. Думаю, мало найдется людей, желающих, чтобы подобная информация об их здоровье стала общедоступной. Всё это диктует свои требования к сбору, хранению и движению таких данных. С другой стороны, в условиях мобильности современного общества эта информация может собираться в различных точках, часто географически распределенных по всей стране и даже по разным странам. Возникает необходимость её обобщения, чтобы человек, ответственный, скажем, за лечение, получил максимально полную историю о своем пациенте.

Во многих странах создаются централизованные – часто на государственном уровне – хранилища медицинских данных, что подразумевает организацию межкорпоративного обмена ими. Задачка не из простых.

Если проблема управления электронными документами в медицине имеет явные признаки отраслевой проблемы, то особенности вашего бизнеса, наверное, обуславливает дополнительную специфику…

Результаты анализов, выполняемых в нашей лаборатории, естественно, оформляются в виде документов. Под документом чаще всего понимаются оформленные в виде письменного текста и получающие некую юридическую значимость указания, распоряжения или инструкции. Может быть, поэтому задачи документооборота часто относят совершенно к другому классу, нежели задачи управления структурированными данными.

У нас же ситуация совсем не такая. В нашем случае документ насыщен множеством численных данных, и его суть фактически состоит лишь в придании этим данным некоего официально статуса. Поэтому для нас грамотная работа с документами неотделима от операций, проводимых на поле численных электронных данных.

Вообще же ИНВИТРО как компания, работающая в зоне лабораторной диагностики, оперирует огромным количеством данных о результатах исследований. В год через неё по всей стране проходит более 3 млн. пациентов, а перечень выполняемых исследований уже давно перевалил за тысячу. Безусловно, при таком количестве разнородной информации необходимы инструменты как хранения, так и автоматической обработки. При обработке информации мы используем ряд профессиональных решений, направленных на минимизацию человеческого фактора: большинство приборов, выполняющих исследования, обменивается данными с лабораторной информационной системой автоматически, автоматически формируются и результаты исследований. Мы используем многоступенчатый автоматизированный контроль полученных результатов. Тем не менее в ряде исследований (например, на ВИЧ) за машиной еще проверяет человек – в медицине цена ошибки может быть огромной. Соответственно вся эта работа позволяет говорить о высоком качестве генерируемой внутри компании электронной документации.

Какие смежные с системами управления документами информационные продукты наиболее востребованы в деятельности, характеризуемой использованием значительного количества документации?

При большом объеме документов, безусловно, важную роль играет поточная обработка. Как один из таких примеров совершенно справедливо могут выступать средства автоматизированного сбора и первичной обработки информации, в том числе системы массового сканирования. Но просто отсканировать документ – это еще полдела, этого достаточно лишь для организации обычного архива. В условиях усиливающейся конкуренции, где информация играет все более важную роль, бизнесу важно еще эффективнее использовать данные, содержащиеся в этих документах. И здесь без современных средств распознавания данных не обойтись. К сожалению, сейчас немного технологий, позволяющих, например, хорошо распознавать рукописный текст. Взять, например, прописку в паспорте – эта информация необходима не только медицинским компаниям, но автоматически распознать ее крайне сложно.

Нужна ли выработка разного рода классификаторов, стандартов описания, хранения, представления или обмена документарной информацией в вашей отрасли?

К сожалению, обмен информацией с другими медицинскими организациями пока имеет единичные примеры. Его широкое распространение осложняется спецификой информации – она очень личная. С другой стороны, количество медицинских учреждений в России исчисляется десятками тысяч, и все они так или иначе контактируют с пациентом, собирают медицинские данные. Нужен регулятор на государственном уровне, регламентирующий документооборот. О необходимости активизировать деятельность регуляторов в контексте решения тех иных задач электронного документооборота мы говорим довольно часто, однако в нашем случае задача имеет явно отраслевой, медицинский аспект, и такие задачи пока ставятся гораздо реже.

Какие инициативы на государственном уровне необходимо предпринять для массового перехода к технологиям электронного обмена документацией? Могут ли отдельные организации уже сейчас развивать свои технологии в нужном направлении?

Здесь я выделил бы задачу создания общегосударственного хранилища электронных медицинских карт. Это весьма масштабная задача. И несмотря на то, что изначально она решается на государственном уровне, тут явно хватит работы и коммерческим компаниям. Сейчас в России ведутся работы в этом направлении, но до промышленной эксплуатации, к сожалению, дело пока не дошло.

Насколько актуальна задача выделения непосредственно из большого количества документарной информации фактографических данных, применяемых в управлении, в статистических отчетах и пр.? Решается ли такая задача технологически?

Безусловно, задача крайне важная. Для нас она, быть может, и не так сложна, поскольку большое количество документов в нашем бизнесе, как я уже сказал, очень тесно связано с возможностью получать высококачественные численные данные в результате работы других информационных и управляющих систем. А эти данные, коих уже накоплено много, мы безусловно анализируем.

Хотя в любом случае вряд ли можно представить в наше время успешную компанию, не уделяющую большого внимания обработке информации. Анализ такой информации помогает держать руку на пульсе, реагируя на изменения внешней среды –предпочтений клиентов, экономической ситуации, социально-демографических факторов и т. д. Есть немало средств обработки больших объемов статистической информации – это и инструменты класса Data Mining, и прогнозная аналитика, и различные методы статистического анализа. Что из всего этого выбрать – больше зависит от стратегии организации. Здесь нужно лишь понимать, что даже обычное хранение и обмен информацией требуют финансовых затрат, зачастую очень ощутимых. Обработка же информации увеличивает эти затраты многократно.

IT-трансформация с компанией ЕМС, (2012)

Примечания