Разработчики: | Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис (Центра компетенций НТИ) |
Дата премьеры системы: | 2018 |
Дата последнего релиза: | 2020/08/03 |
Отрасли: | Транспорт |
Технологии: | Робототехника, Системы безопасности и контроля автотранспорта |
Основные статьи:
2020: Беспилотный «Камаз» с комплексом аэроразведки маршрута проехал 3 000 километров в городе
3 июля 2020 года стало известно о том, что российский беспилотный большегруз по 5 часов в день тренируется безопасному движению в городских условиях и 20 раз в секунду составляет 2 048 траекторий. Автомобиль может передвигаться по бездорожью без точных карт, получая информацию о маршруте с собственного беспилотного летательного аппарата.
Как пояснялось, специалисты лаборатории автономных транспортных систем, которая входит в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис, начали разработку грузового роботизированного автомобиля с модулем аэроразведки в 2018 году. За это время эксперты создали алгоритмы управления большегрузными автомобилями, систему локализации, не требующую предустановленных точных цифровых карт, и человеко-машинный интерфейс, облегчающий взаимодействие пассажиров с беспилотным автомобилем.
Мы создали свой набор алгоритмов, подход к распознаванию и классификации объектов и прокладыванию маршрутов. Наша система управления генерирует 2048 траекторий на 6,4 секунды вперёд каждые 0,05 секунды. При этом она учитывает статические и динамические препятствия, окружающие транспортное средство в диапазоне 360 градусов на расстоянии 220 м. рассказал Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |
Во время научных исследований специалисты ИТ-вуза разработали математические модели основных модулей системы, сформировали облик и конструкцию быстросъёмного модуля с аэроразведкой. Эксперты выяснили, что навигация в условиях бездорожья может быть проведена без помощи точных карт, для этого можно использовать только передний лидар и работать на картах, которые предоставляет БПЛА.
Сотрудники нашей лаборатории в рамках данного проекта разработали и изготовили платформу аэроразведки. Беспилотный летательный аппарат может вертикально взлетать и садиться на эту платформу, там же он хранится и заряжается. Платформа располагается в кузове и позволяет функционировать БПЛА в температурном режиме от -40 до +60 градусов. Дрон проводит аэроразведку и сообщает дорожную ситуацию беспилотному автомобилю, на основе этой информации Камаз и строит траектории. дополнил Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |
Учёные провели эксперименты и получили результаты, которые обеспечивают соответствие серийного грузового автомобиля с автоматической коробкой передач третьему уровню по классификации систем помощи водителю ADAS. Под данным соответствием подразумевается условная автоматизация, когда от водителя не требуется мгновенная реакция на возникающие при движении ситуации: он должен быть готов вмешаться в течение какого-то ограниченного времени. По словам разработчиков, нет чёткого требования по этому времени вмешательства человека, это зависит от сценария, потому что вождение по дворам требует большей внимательности, чем по автомагистрали.
Именно поэтому мы пока не планируем тестирование Камаза на трассах — тестирование на дальних расстояниях показала компания Mercedes ещё в 1994 году, а позднее и другие компании. Наиболее сложная задача для большегрузных автомобилей и одновременно наименее изученная — навигация в городе. И мы сфокусированы именно на этой задаче, на август 2020 года автомобиль введён в опытную эксплуатацию и проходит тестирование на дорогах Иннополиса и уже прошёл 3 тысячи километров. поведал Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |
Перед выездом на реальные дороги разработчики тестируют систему на собственном симуляторе. Innopolis Simulator отрабатывает различные сценарии на дороге, имитирует движение трафика и пешеходов и их обнаружение, моделирует все необходимые датчики и сенсоры — радар, лидар, камеры, GPS, IMU. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Специалисты Университета Иннополис считают, что не смотря на то, что беспилотный автомобиль готов к использованию в реальной жизни, есть сдерживающие факторы юридического характера.
До сих пор не определены ответы на ключевые вопросы в области ответственности, страхования, внедрения в большие города, инфраструктуры. Пока мы их не решим, сложно сказать, когда мы увидим этот автомобиль в эксплуатации. заключил Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем |
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
ITOB (АЙТОБ) (143)
Русские навигационные технологии (РНТ) (96)
Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС) (90)
Omnicomm (50)
М2М телематика (45)
Другие (669)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (2)
Лаборатория умного вождения (ЛУВ) (2)
Умная Логистика (2)
1С-Рарус (1)
ATITOKA (1)
Другие (7)
1С-Рарус (2)
Казань-Телематика (2)
Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1)
RealTrac Technologies (ранее РТЛ Сервис, RTL Service) (1)
Simetra (ранее А+С Транспроект) (1)
Другие (8)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Единая Национальная Диспетчерская Система (ЕНДС) (4, 175)
ITOB (АЙТОБ) (1, 144)
Omnicomm (10, 120)
Русские навигационные технологии (РНТ) (5, 106)
М2М телематика (8, 71)
Другие (347, 544)
Лаборатория умного вождения (ЛУВ) (2, 2)
Умная Логистика (2, 2)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (1, 2)
Gurtam (Гуртам, Гуртсофт) (1, 2)
BaseTracK (Бейстрек) (1, 2)
Другие (3, 4)
1С-Рарус (1, 2)
Фабрика Информационных Технологий (ФИТ) (1, 2)
Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1, 1)
Simetra (ранее А+С Транспроект) (1, 1)
Айкон Софт (Icon Soft) (1, 1)
Другие (6, 6)
1С-Рарус (1, 4)
Simetra (ранее А+С Транспроект) (1, 4)
Технологии безопасности дорожного движения (ТБДД) (1, 3)
Айкон Софт (Icon Soft) (1, 1)
ГЛОНАСС АО (1, 1)
Другие (3, 3)
Simetra (ранее А+С Транспроект) (1, 11)
1С-Рарус (1, 4)
Айкон Софт (Icon Soft) (1, 1)
Содействие развитию и использованию навигационных технологий (НП ГЛОНАСС) (1, 1)
ГЛОНАСС АО (1, 1)
Другие (1, 1)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Навигатор-С - 158
1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS - 144
АвтоТрекер - 106
Omnicomm LLS: контроль расхода топлива и мониторинг транспорта - 64
Omnicomm Online - 53
Другие 531
Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 2
Wialon - 2
BaseTracK Logistics SF - 2
Умная Логистика Транс - 1
Лаборатория умного вождения: Элемент - 1
Другие 4
1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом Корп - 2
АСВГК Автоматизированная система весогабаритного контроля - 2
Цифра Роботикс Автономная система грузоперевозок - 1
YaCuAi Робот Unit - 1
Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 1
Другие 3
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Promobot (Промобот) (31)
Яндекс (Yandex) (14)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (14)
Nvidia (Нвидиа) (11)
Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (10)
Другие (510)
ABB Group (7)
Promobot (Промобот) (4)
Ростелеком (3)
АББ Россия (ABB) (3)
Ronavi Robotics, Ронави Роботикс (ранее Ронави логистические системы) (2)
Другие (59)
Mains Lab (Мэйнс Лаборатория) (2)
Яндекс (Yandex) (2)
Московский центр инновационных технологий в здравоохранении (2)
Dbrain (Дибрейн) (1)
Синимекс (Cinimex) (1)
Другие (45)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Promobot (Промобот) (10, 32)
ABB Group (8, 23)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (3, 21)
Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1, 21)
Яндекс (Yandex) (2, 11)
Другие (593, 144)
ABB Group (2, 11)
Promobot (Промобот) (2, 4)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (1, 2)
Gaskar Group (Гаскар Интеграция) (1, 2)
Ronavi Robotics, Ронави Роботикс (ранее Ронави логистические системы) (1, 2)
Другие (10, 11)
Транспорт будущего (2, 1)
Бирюч-НТ Инновационный Центр (2, 1)
Эфко ГК (2, 1)
Лаборатория знаний (1, 1)
НТР, НТР Томск (NTR Lab) (1, 1)
Другие (13, 13)
Fora Robotics (Фора Роботикс) (1, 2)
Aripix Robotics (Арипикс Роботикс) (1, 1)
Rozum Robotics (Розум Роботикс) (1, 1)
Роботех (Robotech) (1, 1)
Яндекс.Маркет (1, 1)
Другие (5, 5)
Pudu Robotics (Pudu Technology) (1, 2)
Яндекс (Yandex) (1, 2)
Геоскан (Geoscan) (1, 1)
Intuitive Surgical (1, 1)
Unitree Robotics (1, 1)
Другие (1, 1)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Promobot - 26
Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 21
ABB IRB Промышленные роботы - 19
Da Vinci (робот-хирург) - 11
Nvidia Drive AI-платформа для самоуправляемых автомобилей - 10
Другие 128
ABB IRB Промышленные роботы - 8
YuMi (Мобильный коллаборативный робот) - 4
Promobot - 4
Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 2
Ronavi Robotics: H-серия Роботы для обслуживания складов - 2
Другие 11
Роббо Класс - 1
Эфко: Hi-Fly Taxi Аэротакси - 1
Лаборатория знаний: Neuro Angel - 1
YaCuAi Робот Unit - 1
Gaskar Group Hive Автономные дронопорты - 1
Другие 9