ГосЛог Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП)

Продукт
Разработчики: Министерство транспорта РФ
Отрасли: Логистика и дистрибуция,  Транспорт
Технологии: Логистическая информационная система

Содержание

2024

В России создают единый цифровой реестр автоперевозчиков

В России с 1 марта 2025 года планируется ввести единый электронный реестр автоперевозчиков грузов под названием «ГосЛог». В рамках этого проекта будет создан единый цифровой реестр автоперевозчиков. Об этом в июле 2024 года сообщил глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.

По данным профильного комитета Госдумы, в мае 2024 года только 20% от общего числа собственников уведомляют власти о начале перевозочной деятельности. Новая система призвана усилить контроль за перевозками из-за роста числа ДТП с грузовым автотранспортом и бороться с «серыми» схемами уклонения от налогов, охватывающими 60% объема перевозок грузов.

В России будет запущен единый цифровой реестр автоперевозчиков

В реестр «ГосЛог» должны будут войти данные о перевозчиках (юридических лицах и индивидуальных предпринимателях) и их транспортных средствах с максимальной массой свыше 3,5 тонн. Также в перечень будут включены сведения о перевозимых грузах и максимальной страховой сумме.

Руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов отметил, что внедрение системы поможет повысить безопасность грузоперевозок и станет важным шагом на пути к повышению прозрачности отрасли.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.2 т

Ожидается, что создание единой платформы упростит процессы обмена документами на международном уровне и будет способствовать улучшению межгосударственного сотрудничества. Система предполагает использование электронных навигационных пломб для непрерывного мониторинга перемещения грузов.

Однако эксперты автомобильной отрасли отмечают ряд потенциальных сложностей при внедрении системы. Среди них – необходимость стандартизации и координации между различными участниками рынка, вопросы безопасности и защиты данных, а также возможное увеличение административной и финансовой нагрузки на перевозчиков.[1]

Интеграция с системами грузоперевозок в Китае и Индии

8 июля 2024 года стало известно о том, что российская цифровая национальная платформа для грузоперевозок сможет взаимодействовать с аналогичными системами в Китае и Индии. Предполагается, что интеграция упростит товарооборот между странами.

Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на информацию, полученную от участников рынка, нацплатформа поможет частично решить проблемы отсутствия электронного обмена транспортными документами и разрешениями между государствами БРИКС, ШОС и АСЕАН. Кроме того, могут быть унифицированы перевозочные документы, включая их содержание. Система обеспечит бесшовные мультимодальные перевозки, оформленные в полностью электронном виде. Необходимость в повышении прозрачности процессов обусловлена переориентацией транспортных потоков РФ на Восток в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой.

Российская цифровая национальная платформа для грузоперевозок сможет взаимодействовать с аналогичными системами в Китае и Индии

Вместе с тем участники отрасли указывают на ряд потенциальных сложностей в плане стыковки корпоративных систем сопровождения грузов с государственной платформой. Дело в том, что большинство логистических компаний активно развивают собственные программные решения: при цифровизации на федеральном уровне потребуется перестроение таких систем. Говорится также, что вопросы пограничных формальностей при перевозках компании решают самостоятельно, накапливая определенный опыт. Вопрос о том, «насколько он может и будет учтен при стыковке федеральной системы с иностранными логистическими операторами, остается открытым».

Основатель цифровой транспортной компании Deliver Данил Рудаков полагает, что трудностей в «стыковке» систем не произойдет, поскольку ее «платформа построена на различных интеграциях и готова к ним». Рудаков добавляет, что оцифровка автомобильных грузоперевозок государством сможет в значительной степени «обелить» рынок и убрать серые схемы.[2]

Постановление об эксперименте по созданию, апробации и внедрению цифровой платформы

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по созданию, апробации и внедрению национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Об этом 5 июля 2024 года TAdviser сообщили представители Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

По их словам, платформа создается для повышения эффективности отечественного бизнеса в сфере грузовых перевозок путем использования цифровых решений и сервисов для интеграции государственных и корпоративных платформ. Ожидается, что создание платформы будет способствовать взаимодействию с аналогичными системами дружественных стран, а также увеличению пропускной способности портовой и транспортно-логистической инфраструктуры. Это особенно актуально в связи с переориентацией транспортных потоков на Восток и возросшим товарооборотом в этом на направлении, подчеркнули в ассоциации.

Оператором цифровой платформы в рамках эксперимента определен Минтранс России. Разрабатывать систему будет ФГБУ «СИЦ Минтранса России» (Ситуационно-информационный центр).

Тестирование информационной системы запланировано на период с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года на добровольной основе. Одна из целей работы – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом.

Кроме того, в рамках эксперимента будет апробирована технология предоставления разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна». Так, одна из основных проблем транспортно-логистической отрасли по состоянию на 2024 год – отсутствие унифицированного механизма обмена перевозочными, разрешительными и товаросопроводительными документами. Участникам рынка требуется предоставлять множество документов при перевозке грузов (117 для импорта, 150 для экспорта).

«
«Национальная транспортно-логистическая платформа является одним из крупнейших цифровых проектов в отрасли, способствующий интеграции России в международное торговое пространство. Цель проведения эксперимента заключается в проверке нескольких мультимодальных маршрутов, выявлении узких мест, где отсутствует обмен документами в электронном формате между бизнес-участниками и федеральными органами исполнительной власти», – отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов.
»

Как он добавил, важно также выяснить причины разрыва цепочек и разработать механизмы для их решения. По результатам тестирования будут предложены изменения в нормативной базе и разработаны стандарты обмена данными между участниками перевозки.

Для отработки маршрутов и информационного взаимодействия между участниками рынка, включая представителей крупного транспортно-логистического бизнеса, по поручению Минтранса России при Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» образована рабочая группа по созданию платформы.

«
«Платформа создается по запросу участников логистического рынка, это общая глобальная задача, которую мы должны решать совместно в интересах как бизнеса, так и государства. Сегодня далеко не везде взаимодействие происходят в электронном виде, где-то присутствуют бумажные документы, где-то используются разные стандарты, отсутствует прослеживаемость перевозимых товаров на всем пути их следования. Именно эти проблемы и должна решить платформа, а эксперимент позволит более точно определить «узкие места», – прокомментировала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
»

По её мнению, платформа позволит бизнесу решать операционные вопросы, при этом необходимо определить, на каких принципах она будет работать, а также интегрироваться с другими странами.

Еще одна задача – формирование электронного рейтинга грузоперевозчиков, с целью обеспечения государственных органов власти и игроков рынка достоверными данными об участниках платформы.

Помимо этого, в ходе испытаний предполагается отработать взаимодействие цифровой платформы с действующими информационными системами крупных перевозчиков.

По словам директора ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрия Горшкова, ключевой задачей при разработке платформы является создание доверенной среды обмена данными между бизнесом и государством, применение самых современных технологий, обеспечение национального технологического суверенитета.

Предполагается, что участниками эксперимента станут в том числе органы исполнительной власти, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы железнодорожного подвижного состава и владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы информационных систем электронных перевозочных документов.

В целом ожидается, что создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы будет способствовать достижению цели национального развития «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», которая определена указом президента в мае 2024 года.

Создание платформы «единого окна» «ГосЛог», которая объединит все ГИС в сфере транспорта и логистики

В начале апреля 2024 года стало известно о том, что в России создаются национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог» и электронный реестр уведомлений о перевозке грузов. Целями проекта являются формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, а также повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом.

Отмечается, что «ГосЛог» — цифровая платформа «единого окна», включающая в себя цифровые продукты, информацию, государственные информационные системы, функционирующие в сфере транспорта, а также совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников рынка перевозок. В свою очередь, реестр уведомлений представляет собой базу данных, содержащую сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, сообщивших об оказании услуг по перевозке грузов, а также об используемых ими транспортных средствах.

В России создается национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог»

В соответствии с новыми требованиями юрлица и предприниматели обязаны уведомить уполномоченный орган о начале осуществления деятельности по перевозке грузов на коммерческой основе, в том числе с использованием прицепа или полуприцепа. Право осуществления соответствующей деятельности предоставляется с момента регистрации уведомления в реестре.

Платформа «ГосЛог» создается федеральным органом исполнительной власти, «осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта». При этом правительство РФ утверждает состав участников информационного взаимодействия, состав сведений, размещаемых в информационной системе, а также порядок, сроки и способы обмена информацией между участниками отрасли.[3]

2023

Представление Национальной цифровой платформы для грузоперевозок

Архитектура Национальной цифровой платформы для грузоперевозок (НЦТЛП) презентована 19 декабря 2023 года. Первые сервисы НЦТЛП для грузоперевозчиков будут доступны уже в 2024 году.

Облик и архитектура НЦТЛП были сформированы Министерством транспорта России при непосредственном участии крупного транспортно-логистического бизнеса на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

НЦТЛП призвана объединить цифровые логистические сервисы грузоперевозчиков на одной платформе, стать своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства, перевозчиков и их клиентов. Создание единой системы упростит взаимодействие между всеми звеньями логистической цепочки, позволит отказаться от устаревших форматов обмена документами (за счет создания единого, юридически значимого электронного документооборота), а также снизит итоговую стоимость перевозки и позволит грузоотправителям выбирать наиболее оптимальные маршруты перевозки. Кроме того, перевозчик получит мгновенный доступ к данным о состоянии объектов транспортной инфраструктуры, их загруженности, поможет спрогнозировать транспортные потоки.

В базовую архитектуру НЦТЛП войдет Портал сервисов для взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, Блок функциональных подсистем, Единая база данных, Портал коммерческих сервисов для работы грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и логистических операторов, Подсистема платформенного информационного взаимодействия для взаимодействия с иными государственными информационными системами и зарубежными логистическими платформами.

Первые сервисы платформы появятся в 2024 году. Основными сервисами экосистемы НЦТЛП станут:

  • «Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов;
  • Цифровой профиль участника платформы;
  • Предоставление информации о движении грузов;
  • Предоставление данных о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры.

«
То, что мы делаем - это глобальное изменение транспортно-логистической отрасли. Бизнес готов менять свои бизнес-модели, проводить пилотные проекты. Мы все должны понимать, что это вызов, вызов с которым мы, уверен, справимся. Вызов мирового масштаба, поскольку примеров такой платформы в мире нет, - сказал заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов на презентации архитектуры платформы.
»

«
Крупный бизнес готов вложиться в доработку своих корпоративных систем для того, чтобы можно было интегрировать их с создаваемой национальной платформой. В этом они видят заинтересованность и просят создать то самое «единое окно». Мы в рабочей группе по НЦТЛП стремимся к тому, чтобы можно было подать все документы, которые интересуют контрольно-надзорные органы, в «единое окно» и там получить в отметки о согласовании. В свое время мы в рабочей группе подсчитали, что грузоперевозчикам требуется предоставить 150 документов при ввозе груза в страну и 117 при вывозе. Это документы в абсолютно разных форматах для различных систем госорганов, в которых дублируются одинаковые сведения. Поэтому так важно создать «единое окно», что позволит убрать дублирование и сократит время на подачу и проверку документов. Мы поднимаем этот вопрос уже 5 лет, но именно сейчас видим заинтересованность со стороны федеральных органов власти, - сказала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
»

НЦТЛП станет следующим этапом цифровой трансформации транспортной отрасли. В 2022 году в эксплуатацию введена и сейчас активно развивается Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), являющаяся основой для цифровой трансформации отрасли. Очередные приоритетные задачи развития ГИС ЭПД – интеграция с системой ОАО «РЖД» ЭТРАН и цифровизация документов для морских перевозок. Это создает необходимые условия для перехода на цифровые бизнес-модели мультимодальных грузовых перевозок.

Следующий этап отраслевой цифровой трансформации в сфере грузовых перевозок – и масштабнее, и амбициознее. В соответствии с поручением Президента РФ с участием отечественного бизнеса на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» формируются облик и архитектура национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Цель - формирование единого национального цифрового пространства в сфере транспортно-логистических услуг в интересах и государства, и бизнеса, в том числе, при осуществлении международных перевозок.

Работу НЦТЛП в будущем планируется увязать с цифровыми национальными логистическими платформами стран БРИКС и ШОС, например с китайской Logink и индийской ULIP.

НЦТЛП разрабатывается под эгидой Минтранса РФ во взаимодействии с крупным бизнесом (задействованы ОТЛК ЕРА, FESCO, «ДелоТех» (входит в группу компаний «Дело»), ПЭК, «Деловые линии», «Евросиб» и другие), а также Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика».

Конкурс на исследования и планирование НЦТЛП

Министерство транспорта РФ создает Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу (НЦТЛП), которая позволит обмениваться информацией со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Об этом стало известно в начале июля 2023 года.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы на сайте госзакупок, Минтранс объявил конкурс на исследования и планирование НЦТЛП и готов заплатить подрядчику 57 млн рублей. По сообщению газеты, создание платформы запланировано в транспортной стратегии до 2030 года Документ утвержден распоряжением правительства в конце ноября 2021 года, говорится в описании к конкурсу Минтранса. Цель системы – обеспечение «бесшовной грузовой логистики». Это подразумевает повсеместное использование электронных навигационных пломб, передающих информацию о местоположении транспортного средства и обеспечивающих контроль доступа к грузовому отсеку, а также сквозной обмен электронными документами на межгосударственном уровне и создание цифровых площадок заказа грузоперевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции.

Минтранс создает логистическую ИТ-платформу для обмена данными со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС

По словам опрошенных изданием экспертов, к июлю 2023 года в России нет ни единой базы по объектам транспортно-логистической инфраструктуры, ни единых стандартов документооборота и решений для сквозного мониторинга груза при смене транспортного средства. Разработка Национальной цифровой транспортно-логистической платформы может обойтись правительству 1 млрд рублей, считают специалисты.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в 2022-2023 гг. логистика полностью поменялась и транспортные потоки переориентировались, а к июлю 2023 года стал понятен список стран, с которыми осуществляется основная торговля, и это как раз ЕАЭС, ШОС, БРИКС.[4]

Примечания



СМ. ТАКЖЕ (2)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Axelot (Акселот) (198)
  ITOB (АЙТОБ) (145)
  Ай Ти Скан (IT Scan) (123)
  LogistiX (Логистикс-Тех) (111)
  Ant Technologies (АНТ Технолоджис) (70)
  Другие (428)

  Ай Ти Скан (IT Scan) (9)
  StockM Consulting (СтокМ.ру) (5)
  Axelot (Акселот) (3)
  LogistiX (Логистикс-Тех) (2)
  Антор Бизнес Решения (Antor) (2)
  Другие (15)

  Ай Ти Скан (IT Scan) (11)
  LogistiX (Логистикс-Тех) (4)
  StockM Consulting (СтокМ.ру) (2)
  Яндекс (Yandex) (2)
  1С-Рарус (2)
  Другие (11)

  Ай Ти Скан (IT Scan) (9)
  LogistiX (Логистикс-Тех) (7)
  StockM Consulting (СтокМ.ру) (5)
  1С-Рарус (4)
  Ant Technologies (АНТ Технолоджис) (4)
  Другие (14)

  LogistiX (Логистикс-Тех) (8)
  1С-Рарус (3)
  StockM Consulting (СтокМ.ру) (2)
  Ай Ти Скан (IT Scan) (2)
  Корус Консалтинг (2)
  Другие (4)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  1С Акционерное общество (3, 233)
  Axelot (Акселот) (2, 228)
  ITOB (АЙТОБ) (3, 146)
  Ай Ти Скан (IT Scan) (3, 123)
  LogistiX (Логистикс-Тех) (7, 111)
  Другие (127, 459)

  Ай Ти Скан (IT Scan) (2, 9)
  StockM Consulting (СтокМ.ру) (1, 5)
  1С Акционерное общество (2, 4)
  Axelot (Акселот) (2, 3)
  Антор Бизнес Решения (Antor) (1, 2)
  Другие (11, 16)

  Ай Ти Скан (IT Scan) (2, 11)
  LogistiX (Логистикс-Тех) (1, 4)
  Axelot (Акселот) (2, 3)
  Яндекс (Yandex) (1, 3)
  1С-Рарус (1, 2)
  Другие (7, 8)

  Ай Ти Скан (IT Scan) (1, 9)
  LogistiX (Логистикс-Тех) (1, 7)
  StockM Consulting (СтокМ.ру) (1, 5)
  1С-Рарус (1, 4)
  1С Акционерное общество (2, 3)
  Другие (12, 15)

  LogistiX (Логистикс-Тех) (1, 8)
  1С-Рарус (1, 4)
  Ситек (Ижевск) (1, 3)
  1С Акционерное общество (1, 3)
  Ай Ти Скан (IT Scan) (1, 2)
  Другие (3, 5)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  1С:WMS Логистика. Управление складом (Axelot) - 224
  1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS - 144
  LogistiX LEAD WMS - 97
  Expert Logistic RTW - 72
  WMS Logistics Vision Suite - 70
  Другие 478

  Expert Logistic RTW - 6
  StockM (Россия) - 5
  Проксима-Склад - 3
  Большая Тройка: АИС Редактор территориальных схем - 2
  Яндекс.Маршрутизация - 2
  Другие 17

  Expert Logistic RTW - 9
  LogistiX LEAD WMS - 4
  Яндекс.Маршрутизация - 3
  StockM (Россия) - 2
  Axelot: TOS Управление контейнерным и портовым терминалом - 2
  Другие 10

  Expert Logistic RTW - 9
  LogistiX LEAD WMS - 7
  StockM (Россия) - 5
  1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом Корп - 4
  WMS Logistics Vision Suite - 2
  Другие 13

  LogistiX LEAD WMS - 8
  1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом Корп - 4
  1С:WMS Логистика. Управление складом (Ситек) - 3
  Ant TSM (Time Slot Management, Управление временными интервалами погрузочно-разгрузочных работ) - 2
  StockM (Россия) - 2
  Другие 3