| Разработчики: | Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет (СПбПУ) Петра Великого |
| Дата последнего релиза: | 2025/06/04 |
| Технологии: | САПР |
Основные статьи:
- САПР Системы автоматизированного проектирования
- Цифровой двойник (Digital Twin of Organization, DTO)
2025: Интеграция с пакетом программ «Логос»
В цифровую платформу по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench, разработанную Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, был интегрирован пакет программ инженерного анализа «ЛОГОС». Интеграция позволит расширить функциональное применение обоих продуктов на рынке отечественного программного обеспечения для математического, компьютерного и суперкомпьютерного моделирования сложных изделий и физико-механических процессов. Об этом 4 июня 2025 года сообщила пресс-служба Передовой инженерной школы "Цифровой инжиниринг" Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
По информации компании, «ЛОГОС» – линейка цифровых продуктов для математического моделирования и инженерного анализа, относится к программному обеспечению класса САЕ (Computer-Aided Engineering). «ЛОГОС» создан на основе многолетних разработок Госкорпорации «Росатом», которые с 2009 года проводит ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». С помощью продуктов «ЛОГОС» инженеры могут моделировать процессы гидрогазодинамики, распространения тепла в твердом теле, тепловой конвекции, переноса излучения, решать линейные и нелинейные задачи механики деформируемого твердого тела, определять поля деформаций и напряжений (напряженно-деформированное состояние), исследовать вопросы прочности и механики разрушения конструкций, а также взаимодействие физико-механических процессов и изделий между собой (решение мультидисциплинарных задач). «ЛОГОС» включен в Единый реестр российского программного обеспечения и баз данных для ЭВМ Минцифры России и применяется в высокотехнологичных отраслях, включая авиастроение, судостроение, тяжелое машиностроение, ракетно-космическую отрасль, энергетику / атомную энергетику, сферу промышленного строительства и пр.
| | Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench уже используется рядом отечественных предприятий высокотехнологичной промышленности и вузов для проведения цифровых испытаний, в процессе разработки и оптимизации сложных изделий и конструкций, для разработки цифровых двойников изделий. Интеграция с таким широко распространенным, и в то же время многофункциональным программным комплексом, как «ЛОГОС», позволит пользователям обоих продуктов повысить качество и скорость расчетов благодаря бесшовной передаче и управлению цифровыми моделями и данными, созданными с помощью модулей платформы «ЛОГОС». Кроме того, «ЛОГОС» используется и в образовательной деятельности – студенты Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» уже успешно применяют «ЛОГОС» для обучения и в рамках реализации проектов. Например, многие из наших магистрантов активно осваивали с помощью «ЛОГОСа» основы вычислительной механики и цифрового инжиниринга в атомном машиностроении в летней школе ООО "Центротех-Инжиниринг". прокомментировал Алексей Боровков, потенциал проведенной интеграции проректор по цифровой трансформации СПбПУ, главный конструктор по ключевому научно-технологическому направлению развития СПбПУ «Системный цифровой инжиниринг», руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» | |
На Цифровой платформе по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench, были интегрированы следующие программные модули «ЛОГОС»:
- «ЛОГОС Прочность» – модуль, обеспечивающий решение широкого спектра задач в области механики деформируемого твердого тела; функциональные возможности модуля охватывают задачи статической, динамической и вибрационной прочности.
- «ЛОГОС Тепло» – модуль, позволяющий решать задачи теплопроводности, излучения и фазовых переходов в твердых телах и неподвижных средах.
- «ЛОГОС Аэро-гидро» – модуль для решения задач гидрогазодинамики, содержащий набор моделей для моделирования однофазных потоков, что позволяет моделировать сжимаемые и несжимаемые, до-, сверх- и гиперзвуковые течения, ламинарные и турбулентные потоки; в модуле также реализовано моделирование многофазных потоков и течений со свободной поверхностью, возможно моделирование процессов горения и тепломассопереноса, а также решение задач аэроакустики.
- «ЛОГОС ПреПост» – программный инструмент, обеспечивающий полный цикл подготовки и обработки расчетной модели – от подготовки геометрии, создания расчетной сетки, задания начальных параметров и граничных условий, до визуализации результатов расчета.
| | Назначение "Логоса" состоит в проведении инженерного анализа и математического моделирования физических процессов в высокотехнологичных изделиях и системах в интересах разных отраслей промышленности. Пакет программ "Логос" направлен на достижение импортонезависимости и технологического лидерства РФ за счет повышения эффективности проектирования и создания высокотехнологичных изделий на основе внедрения технологий цифровых двойников и цифровых испытаний. рассказал Рашит Шагалиев, заместитель директора-заместитель научного руководителя ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», член-корреспондент РАН | |
Цифровая платформа CML-Bench с интегрированными модулями «ЛОГОС» позволит команде инженеров ПИШ СПбПУ применять разработку ГК «Росатом» с максимальной продуктивностью, поскольку используются возможности распараллеливания и доступности решения задач в режиме «умной очереди», а также обработки результатов и формирования матрицы требований, целевых показателей и ресурсных ограничений. Таким образом, при решении, например, задач гидрогазодинамики в связке с платформой «ЛОГОС» цифровая платформа CML-Bench становится эффективным инструментом для разработки и применения CFD-моделей (Computational Fluid Dynamics – численный метод анализа гидродинамических процессов, который позволяет исследовать поведение потоков жидкостей и газов в различных условиях и с разной геометрией), в том числе и в FSI постановке (Fluid – Structure Interaction – взаимодействие «жидкость-конструкция»).Известные пранкеры Вован и Лексус поделятся лайфхаками с ИБ-директорами на TAdviser SummIT 27 ноября
Специалисты Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» уже активно используют пакет программ «ЛОГОС» для решения инженерных задач в интересах высокотехнологичной промышленности, в частности в атомной, авиационной и космической отраслях, в двигателестроении, энергомашиностроении и нефтегазовом машиностроении.
Развитие Цифровой платформы CML-Bench и создание на ее основе отраслевых технологий системного цифрового инжиниринга ведется в рамках ключевого научно-технологического направления СПбПУ «Системный цифровой инжиниринг» (КНТН-1).
2024: Применение технологии цифровых двойников в железнодорожном машиностроении
Специалисты Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (НЦМУ СПбПУ) впервые применили методы цифрового инжиниринга и технологию цифровых двойников в разработке элементов подвижного состава железнодорожного транспорта. Работа ведется на базе российской разработки – цифровой платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench. Об этом 15 марта 2024 года сообщили представители СПбПУ.
Как сообщалось, существующие методики расчетов в железнодорожном машиностроении были разработаны еще в середине XX века на основе опытных данных. Они имеют достаточную качественную сходимость (результаты компьютерного моделирования качественно совпадают с поведением реального объекта) для уже существующей техники, однако для разработки техники зачастую эти методики оказываются неэффективными, так как не учитывают множество факторов, связанных с особенностями материалов и конструкций, предполагаемых режимов и условий эксплуатации подвижного состава.
| | В основе технологии цифровых двойников лежит матрица требований, целевых показателей и ресурсных ограничений, позволяющая учитывать множество факторов, что сложно сделать без применения передовых цифровых технологий, математического и компьютерного моделирования на основе моделей с высоким уровнем адекватности реальным материалам, конструкциям и эксплуатационным режимам. Высокотехнологичная промышленность развивается именно в этом направлении, так как мы все больше переносим процесс разработки промышленных изделий в цифровое пространство и поэтому очень своевременным стало утверждение Правительством РФ стратегического направления в области шифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, которое впервые вводит понятие цифровой сертификации как специализированного бизнес-процесса, основанного на тысячах и десятках тысяч цифровых (виртуальных) испытаний как отдельных компонентов, так и системы в целом, целью которого является прохождение с первого раза всего комплекса натурных, сертификационных и прочих испытаний. объяснил практическую значимость применения методов цифрового инжиниринга в железнодорожном машиностроении проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии» Алексей Боровков | |
Специалисты Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» СПбПУ разработали архитектуру цифрового двойника экипажной части локомотива и создали математические и компьютерные модели составных частей тележки локомотива. Также инженеры создали более 40 виртуальных испытательных стендов и виртуальный испытательный полигон для многочисленных цифровых испытаний и проверок соответствия элементов конструкции матрице требований и целевых показателей, предложили применить методы анализа видов и последствий потенциальных отказов конструкции и методы расчета стоимости жизненного цикла конструкции, основываясь на информации, генерируемой с помощью цифрового двойника изделия.
Кроме того, специалисты НЦМУ СПбПУ разработали другие подходы для проведения расчетных проверок методами мультидисциплинарного компьютерного моделирования и систему обмена данными между моделями, а также программные модули для сбора и обработки результатов моделирования на цифровой платформе CML-Bench (R).
| | Применение технологии цифровых двойников и российского программного обеспечения позволяет оптимизировать положительный экономический эффект по критериям качества, скорости и стоимости разработки. На март 2024 года в результате оптимизации достигается результат по обоснованному снижению металлоемкости различных частей конструкций тележек на 14% с учетом показателей прочности и ресурса согласно матрице требований, целевых показателей и ресурсных ограничений. То есть конструкция сохраняет свои габаритные ограничения, прочностные характеристики, но имеет меньшую массу, а значит и материалоемкость. Применение цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML–Bench позволяет оптимизировать сроки проведения и анализа многовариантного моделирования и провести обоснованный выбор конструкторских решений, тем самым сокращая сроки разработки от двух и более раз по сравнению с традиционным цифровыми подходами. отметил к.т.н. Юрий Житков, руководитель отдела системного инжиниринга НЦМУ «Передовые цифровые технологии» СПбПУ, научный сотрудник | |
В ближайшие годы команда специалистов планирует дальнейшее дополнение методик и подходов к проектированию сложной железнодорожной техники, комплексную интеграцию виртуальных испытательных стендов с целью развития технологии цифровых двойников изделий на базе цифровой платформы CML-Bench, развитие системы хранения и обмена данными результатов мультидисциплинарных расчетов, оптимизация методов анализа результатов моделирования с использованием технологий машинного обучения, интеграцию инструментов анализа видов и последствий потенциальных отказов конструкции, а также анализа стоимости жизненного цикла конструкции, уточнение матрицы требований, целевых показателей и ресурсных ограничений. Полученные результаты актуальны и применимы в практике проектирования техники и разработке проектов модернизации существующей железнодорожной техники.

