Разработчики: | Национальная страховая информационная система (НСИС) |
Отрасли: | Страхование |
Содержание |
Страхование (рынок России)
Основная статья: Страхование (рынок России)
Хроника
2024
Старт АИС «Страхования» выявил появление «фантомных» договоров. Оператор системы уверяет, что всё нормально
В начале октября была запущена автоматизированная информационная система страхования (АИС «Страхования»), которая объединяет базы данных договоров страхования 4 видов: ОСАГО, КАСКО транспортных средств, добровольной автогражданской ответственности и жилья граждан. Однако при загрузке баз из страховых компаний обнаружились сведения о договорах, которые пользователь не заключал. Показательный случай[1] произошел с администратором телеграмм-канала «Об ЭП и УЦ».
Изначально база АИС «Страхования» была запущена 1 апреля, и ее оператором стало АО «Национальная Страховая Информационная Система» (НСИС). Однако сама база основывалась на аналогичной разработке Российского союза автостраховщиков (РСА) АИС ОСАГО. В течение полугода, с 1 апреля 2024 года по 1 октября, АИС «Страхования» только принимала, обрабатывала и хранила данные по заключаемым 4 видам страхования, работая параллельно с АИС ОСАГО, которую продолжал сопровождать РСА. А с 1 октября 2024 года заключение договоров страхования уже должно осуществляться с использованием информационной системы АО «НСИС». Система стала единым источником данных об автостраховании и страховании жилья на основании норм закона № 594-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания автоматизированной информационной системы страхования».
АИС «Страхования» содержит данные, которые с 1 апреля 2024 года передают в нее страховые компании, – пояснили TAdviser в пресс-службе АО НСИС. – Данные до 1 апреля 2024 года переданы в АИС «Страхования» из АИС ОСАГО, оператором которой был РСА. Полисы, которые фактически не заключались страхователем, могли быть переданы в АИС ОСАГО, а из нее в АИС «Страхования» по различным причинам, в том числе, в силу существовавших в прошлом технических проблем взаимодействия АИС ОСАГО с информационными системами страховщиков, ошибочными действиями агентов и т.д. Все эти полисы присутствовали в базах и ранее, но у страхователя не было возможности их наглядно увидеть и проверить. |
Когда доступ к системе был открыт, то пользователи получили возможность проверить свои личные кабинеты на наличие «фантомных» договоров страхования. Как минимум один случай обнаружения посторонних записей зафиксирован телеграмм-каналом «Об ЭП и УЦ», где его автору приписали договора сразу на четыре авто, которые ему вообще неизвестны.
Если к этим «фейковым» полисам не привязаны никакие страховые случаи, то о них можно особенно не беспокоиться, они никак не влияют на ваше текущее страхование, не ухудшают КБМ и т.д, – заверили читателей TAdviser в пресс-службе АО НСИС. – Если вас все же беспокоит их наличие, обратитесь в страховую компанию, передавшую информацию о таком полисе, и попросите исправить данные о вас. Предъявлять заверенную АО НСИС страховую историю при этом нет необходимости, достаточно указать серию и номер полиса. |
Пикантность ситуации в том, что, хотя АИС «Страхования» является единым источником информации о договорах страхования граждан РФ, и на ее сайте написано, что «Для получения защищённого доступа ко всем сайтам и онлайн-сервисам используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов», тем не менее, сертификат сайта получен от иностранной компании GlobalSign. То есть в любой момент может быть отозван иностранной компанией.
Параллельно обнаружились проблемы с формированием истории страхования, которая должна быть подписана электронной подписью АИС «Страхования», однако в первый день запуска с этой частью функционала, похоже, возникли проблемы. В частности, администратору канала «Об ЭП и УЦ» система выдавала ошибку при попытке воспользоваться приложением «Госключ». Поэтому у него не было даже возможности подготовить юридически значимый электронный документ для опротестования заключенных «фантомных» договоров.
При необходимости получения заверенной страховой истории для предъявления в суде и т.д. запрос можно подписать УКЭП физического лица, либо «Госключом», – заявили в пресс-службе АО «НСИС». – Подписание УКЭП работает, получение ошибки может означать, что не выполнены необходимые действия для подписания в браузере (отсутствует необходимое криптографическое ПО для работы с УКЭП, сам сертификат УКЭП или не установлено расширение браузера для работы с УКЭП). Работа с «Госключом» стала возможна для НСИС с 1 октября 2024 года. В настоящий момент завершается присоединение к системе «Госключ», и в самое ближайшее время эта функциональность также будет доступна. |
То есть интеграция с системой «Госключ», похоже, находится в тестовом режиме, поэтому иногда может и не сработать. При этом в пресс-службе сервиса отказались оценить количество пользователей АИС «Страхования», которые могут обнаружить в своих страховых историях ошибочные данные. Компания надеется, что со временем все страхователи ОСАГО проверят свои данные и обратятся к страховщикам за их корректировкой. В результате прозрачность страховых историй поможет в будущем контролировать появление ошибок и мошенничества со стороны недобросовестных игроков страхового рынка.
Официальный запуск
1 октября 2024 года в России начала полноценную работу Автоматизированная информационная система страхования (АИС страхования), оператором которой выступает АО «Национальная Страховая Информационная Система» (НСИС) — дочерняя компания Центрального банка РФ. Система становится единым источником данных об автостраховании и страховании жилья в соответствии с законом от 29 декабря 2022 года № 594-ФЗ.
АИС страхования создана на базе доработанной системы АИС ОСАГО, приобретенной у Российского Союза Автостраховщиков (РСА), с добавлением новых модулей для других видов страхования. Система охватывает ОСАГО, КАСКО, добровольное автострахование и страхование жилья граждан.
Основными целями создания АИС страхования являются сбор и анализ информации по договорам страхования, предотвращение мошенничества, а также повышение прозрачности и доступности страховых услуг. Система будет хранить данные о договорах в течение 10 лет.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Частичный запуск АИС страхования состоялся 1 апреля 2024 года, но в течение полугода действовал переходный период, когда параллельно функционировали АИС ОСАГО (оператор РСА) и новая система. С октября 2024 года заключение договоров страхования будет осуществляться исключительно через АИС страхования.
На сайте НСИС пользователи могут получить доступ к личному кабинету, где после идентификации можно просмотреть свою страховую историю, информацию о страховых случаях, расчет КБМ по ОСАГО и другие данные. Также на сайт перенесены сервисы проверки полисов с портала РСА.
Президент РСА Евгений Уфимцев отметил, что передача информационной системы в структуру Банка России предоставит страховщикам дополнительные возможности для получения данных из государственных информационных систем, что позволит улучшить клиентский сервис и усилить борьбу с мошенничеством.
Генеральный директор АО НСИС Николай Галушин подчеркнул, что главным отличием новой системы от АИС ОСАГО стал значительно больший объем собираемой, обрабатываемой и хранимой информации, включая данные по КАСКО, добровольному автострахованию и страхованию жилья граждан.
Страховые компании в России теперь должны передать данные в ГИС, подключенную к Госуслугам
С 1 апреля 2024 года страховые компании в России должны передавать данные в автоматизированную информационную систему (АИС) «Страхование», оператором которой является АО «НСИС» («дочка» Банка России).
На основе управления большим объемом информации оператор АИС страхования должен построить бюро страховых историй и сделать сопряжение информационной системы с порталом Госуслуг. Через личный кабинет пользователь сможет посмотреть свою историю страхования, действующие договоры и статус по страховым событиям, - пояснил глава АО «НСИС» Николай Галушин (цитата по «Российской газете»). |
Таким образом, информация из АИС страхования может быть получена гражданами на портале Госуслуг. Кроме того, ближайшее время будет обеспечен доступ пользователей АИС страхования к своей страховой истории через личный кабинет на сайте АО «НСИС», уточнили в компании 1 апреля 2024 года.
АО «НСИС» будет осуществлять информационное взаимодействие с различными органами власти и ведомствами для верификации и обогащения данных по заключаемым договорам страхования с целью предотвращения страхового мошенничества, обеспечения доступности страховых услуг, снижения количества жалоб и обращений со стороны страхователей и т.д.
АИС ОСАГО, оператором которой выступает «Российский союз автостраховщиков» (РСА), вошел в АИС «Страхование» как ее составная часть: новая информационная система состоит из модулей по видам страхования (ОСАГО, КАСКО и ДСАГО, жилье граждан) и модуля Бюро страховых историй. С 1 октября 2024 года РСА перестанет выполнять функции оператора АИС ОСАГО, а вся ответственность за функционирование единой информационной системы ляжет на АО «НСИС». Функционал АИС «Страхование» в полном объеме будет развернут к 1 октября 2024 года.[2]
2023
ЦБ разрешил страховым компаниям брать данные из ГИС для быстрого оформления электронных ОСАГО
ЦБ РФ разрешил страховым компаниям брать данные из ГИС «Страхование» для быстрого оформления электронных ОСАГО. Измененные правила оформления договора обязательного страхования гражданской ответственности с помощью электронных документов опубликованы в конце октября 2023 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы регулятора, паспортные данные, сведения о постановке на налоговый учет, регистрации авто и водительском удостоверении страховщик будет получать самостоятельно через автоматизированную информационную систему страхования («АИС страхование»). После оформления страхового полиса, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика, компания будет направлять полис на электронную почту страхователя и в его личный кабинет. Если данные страхователя не совпадут с базой или будут отсутствовать, страхователь, согласно новым правилам, должен направить страховщику сканы соответствующих документов, поясняет газета.
АИС будет взаимодействовать с порталом Госуслуг, на котором через личный кабинет пользователь сможет посмотреть свою историю страхования, действующие договоры и статус по страховым событиям. Использовать систему можно будет и для оформления полиса в электронном виде. При этом автовладельцу не потребуется каждый раз предоставлять все данные — они уже будут храниться в системе, об этом идет речь в разработанном ЦБ проекте. А если в данных найдут ошибку, клиент сможет загрузить в систему копии документов, и все приведут в порядок без личной явки в офис.
Опрошенные ею эксперты опасаются взломов и утечек из системы «АИС страхование», однако коммерческий директор SafeTech Дарья Верестникова считает, что сведения об обязательном страховании транспортных средств не так интересны хакерам, как банковские данные: номера счетов и карт.[3]
НСИС будет создавать базу по страхованию жилья граждан для развития доступности вида страхования
АО «Национальная страховая информационная система» будет создавать базу по страхованию жилья граждан для развития доступности этого вида страхования. Об этом компания сообщила 25 сентября 2023 года.
С 1 апреля 2024 года страховщики будут предоставлять в АИС страхования информацию по заключаемым договорам страхования жилья граждан. Данные по этому виду страхования входят в первый пакет видов страхования, с которых начинает свою деятельность АИС страхования.
На основе данных, собранных в АИС страхования по застрахованным жилым помещениям, можно будет проводить оценку кумуляции рисков на территориях, подверженных катастрофическим природным и техногенным авариям, а также оперативно предоставлять информацию по общему объему застрахованного жилья на территориях, на которых объявлен режим ЧС - такая информация может быть востребована в том числе региональными властями, а также МЧС, - сообщил генеральный директор НСИС Николай Галушин. |
По его словам, аналитика по кумуляции по фактически застрахованным объектам позволит делать более точные андеррайтерские прогнозы и строить модели для оценки перестраховочной емкости по размещению катастрофических перестраховочных программ.
Нормативная база, которая требуется для запуска проекта, на сентябрь 2023 года находится на рассмотрении - публичную оценку проходят два указания Банка России - о передаче «исторических» данных в АИС страхования, накопленных в информационных системах страховых союзов и данных непосредственно страховых компаний.
Объем информации (полей) больше, чем страховщики предоставляют в РСА и ВСС, но именно это связано с необходимостью формирования большего объема информации для достижения целей, определенных для оператора законом, - сказал Галушин. |
Целями создания оператора АИС страхования является сбор и анализ информационного массива по договорам страхования является обеспечение доступности страховых услуг для населения, борьба со страховым мошенничеством и предоставление данных для проведения более обоснованных расчетов тарифов.
Ранее президент России поддержал предложение о разработке механизма обязательного страхования жилья в регионах, которые подвержены крупномасштабным природным чрезвычайным ситуациям.
ЦБ раскрыл перечень данных, которые будут храниться (АИС) «Страхование»
В мае 2023 года ЦБ РФ раскрыл информацию о создании автоматизированной информационной системе (АИС) «Страхование», в которую будет передаваться данные обо всех владельцах застрахованных автомобилей и жилья в России.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы регулятора, в перечень собираемых АИС «Страхование» данных вошли ФИО, номер, адрес регистрации, данные паспорта и водительского удостоверения страхователя, номер, марка и модель его автомобиля, а также информация о страховом случае, включая данные о размере убытков, – всего порядка 100 типов данных. В списке информации о владельце застрахованного жилья, которая будет передаваться страховщиками в АИС, – кадастровый номер объекта недвижимости, его тип, площадь, фактический почтовый адрес и т. д. В системе в числе прочего будут содержаться полные паспортные данные, данные о привлечении к административной или уголовной ответственности, а также медицинские данные, например о характере и степени повреждения здоровья в результате аварии и проч.
Оператором АИС «Страхование» выбрано АО «Национальная страховая информационная система» (АО «НСИС»), которое принадлежит Банку России. По сообщению газеты, все российские страховые компании с 1 апреля 2024 году будут передавать в систему информацию по обязательному (ОСАГО) и добровольному (КАСКО, ДСАГО) автострахованию, страхованию наземного транспорта, а также жилья от чрезвычайных ситуаций.
К середине мая 2023 года России существует несколько баз данных по разным видам страхования. Каждая из них использует свой подход к сбору и хранению информации. Такая разрозненность не дает получить полную картину о застрахованном лице и использовать накопленную информацию в интересах граждан. Банк России установил единые требования к качеству и защите данных в АИС. Единый стандарт позволит в полном объеме использовать информацию.[4]
Примечания
Название решения | Разработчик | Количество проектов | Технологии |
---|---|---|---|
ОСАГО АИС (автоматизированная информационная система) | Национальная страховая информационная система (НСИС) | 0 |