Заказчики: Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Проектная практика Продукт: Консалтинговые проектыДата проекта: 2012/01 — 2014/12
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
|
Содержание |
ГК «Проектная практика» в 2012 году в интересах Департамента информационных технологий г. Москвы (ДИТ) организовала Проектный офис для операционного управления реализацией государственной программы «Информационный город».
Предпосылки
В 2012 году Департаментом информационных технологий г. Москвы был дан старт масштабной программы «Информационный город», целью которой является существенное повышение качества жизни москвичей за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы городской жизни.
В рамках госпрограммы, в частности, предполагается:
- перевести в электронную форму 100% госуслуг, которые могут оказываться в электронном виде;
- довести до 70% долю объектов городского хозяйства, мониторинг состояния которых осуществляется с помощью ИКТ;
- внедрить в образование электронные образовательные ресурсы, электронные дневники и журналы, системы мониторинга и оценки образовательных достижений;
- создать единый электронный центр приема обращений жителей города в области городского хозяйства;
- довести до 1700 количество светофоров, управляемых в составе «Интеллектуальной транспортной системы» и т.д.
Для координации, разработки электронных проектов в различных областях городской жизни и их внедрения, создания инфраструктуры Информационного города ДИТ создал Дирекцию государственной программы Москвы «Информационный город». Предполагалось, что Дирекция Программы будет обеспечивать непротиворечивую увязку вновь создаваемых и действующих информационных систем, и ресурсов, в т.ч. за счет определения наиболее эффективных способов и механизмов внедрения средств ИКТ в процессы управления отраслями городского хозяйства города Москвы.
Задачи проекта
Для эффективного операционного управления реализацией государственной программы «Информационный город» в 2012 году сотрудниками ГК «Проектная практика» в интересах заказчика был организован Проектный офис. Особенностью Проектного офиса стало то, что за время работы на разных этапах в него входило от 25 до 40 специалистов разной квалификации и компетенций, среди которых были администраторы, методологи и руководитель Проектного офиса.
Цели, определенные заказчиком для Проектного офиса, выглядели следующим образом:
- обеспечение целостности модели управления реализацией Программы и единства архитектуры создаваемых информационных систем;
- обеспечение прозрачности и управляемости реализацией Программы;
- обеспечение соответствия целей создания отдельных информационно-коммуникационных систем целям реализации Программы;
- обеспечение эффективности создания и эксплуатации создаваемых информационных систем (эффективности инвестиций в создаваемые информационные системы).
Задачи, поставленные перед сотрудниками Проектного офиса, сводились к:
- администрированию реализации проектов;
- ведению проектного документооборота;
- ведению плановых и фактических графиков работ в разрезе конкретных исполнителей;
- сбору фактических данных;
- формированию отчетности по выполнению рабочих планов и государственных контрактов, мониторингу выполнения планов и целевых индикаторов проектов и Программы;
- информационному обеспечению и организации взаимодействия участников проектов;
- организации рабочих совещаний по управлению проектами;
- управлению рисками.
С течением времени были выявлены специфичные задачи, которые были выделены в приоритет на 2014 год, в частности:
- автоматизация процессов внутренней текущей деятельности ДИТ на стыках отраслевого, правового блока, блока технической политики;
- стандартизация процедур управления типовыми проектами;
- расширение процедур экспертизы на весь жизненный цикл проектов информатизации.
Ход проекта
Для успешного решения поставленных задач специалисты Проектного офиса оказывали следующие сервисы:
- организация и проведение совещаний, протоколирование;
- контроль исполнения проектных решений;
- формирование и мониторинг календарных планов;
- подготовка статус-отчетов по выполнению проектных решений и работ календарного плана;
- формирование реестров рисков по проектам;
- мониторинг достижения целевых показателей проектов;
- наполнение проектного портала информацией по проектам;
- наполнение ИС заказчика (АСУ ПРИЗ);
- ведение проектного документооборота;
- разработка и актуализация регламентов и шаблонов документов по проектному управлению;
- организация экспертизы отчетной документации (техническая, отраслевая, нормоконтроль).
Проектным офисом был разработан и использовался ряд документов, необходимых для осуществления проектного управления:
- Регламент проведения совещаний;
- Регламент контроля исполнения проектных решений;
- Регламент формирования КП;
- Регламент формирования и заполнения статус-отчета;
- Регламент планирования и мониторинга выполнения целевых показателей проекта;
- Регламент управления рисками и проблемами;
- Регламент организационного обеспечения экспертизы материалов, связанных с реализацией Программы
- Набор шаблонов и форм документов (приложения к регламентам) — повестки совещания, протокола совещания, календарного плана, статус-отчета, реестра и отчета о достижении показателей, реестра рисков.
Итоги проекта
Уже в первый год работы специалисты Проектного офиса в короткие сроки смогли запустить сервисы организации совещаний, протоколирования, КИПР. Кроме того, благодаря привлечению бизнес-аналитиков и разработчиков был организован Проектный портал, который, как и АСУ ПРИЗ (ИС заказчика), своевременно наполнялся актуальной информацией (протоколы совещаний, календарные планы, реестры рисков), осуществлялся сбор замечаний и пожеланий по улучшению работы портала, был создан глоссарий по проектам.
Первоначально не все сотрудники заказчика принимали новые для себя методы проектного управления. Однако с течением времени проектные сервисы показали свою востребованность. Например, уже в 2013 году формирование календарных планов (КП) было оптимизировано в рамках проектов: велась гораздо более активная работа с РП ДИТ и исполнителями по формированию КП и их последующему мониторингу. Для сравнения: в 2012 году мониторинг КП и показателей практически не проводился РП ДИТ. Кроме того, многие РП стали активно использовать календарное планирование в своей текущей деятельности по реализации проектов, отметили в «Проектной практике». Метавселенная ВДНХ
В то же время, сроки подготовки документов также улучшились. В частности, план информатизации на 2013 год был окончательно сформирован только в феврале 2013 года, а вот план на 2014 — уже в октябре 2013.
В 2013 году в дополнение к стандартному набору сервисов был запущен мониторинг промежуточных показателей по 6 пилотным проектам (совместно с McKinsey и РИА Новости). В результате сервис мониторинга промежуточных показателей показал эффективность и стал востребован по 3 проектам, в остальных "не прижился".
Помимо этого, важным моментом стало то, что в 2013 году начался процесс утверждения формируемых Уставов проектов сразу тремя сторонами — государственным заказчиком, функциональным заказчиком и исполнителем.
К 2014 году удалось добиться того, что календарные планы были разработаны почти по всем сопровождаемым проектам и загружены в ИС заказчика (АСУ ПРИЗ) на MS Project Server. Помимо этой работы? были созданы шаблоны и представления для повышения информативности и функциональности системы.
Проектный офис Дирекции показал высокие результаты своей работы: в среднем каждый год специалисты ГК «Проектная практика» сопровождали около 150 государственных контрактов по 80 проектам, реализуемым в рамках программы «Информационный город».
Всего же за время работы Проектного офиса с 2012 года количество сопровождаемых проектов составило около 200, что говорит как о масштабности программы «Информационный город», так и о большой вовлеченности Проектного офиса и заинтересованности заказчика в оказываемых сервисах, которые способствовали реализации этой программы.
Кроме того, благодаря активности Проектного офиса было принято около 13 тыс. проектных решений (около 26 в день), которые обеспечивали своевременное решение поставленных задач и достижение обозначенных целей.