Проект

Камаз 1

Заказчики: КамАЗ

Набережные Челны; Машиностроение и приборостроение

Подрядчики: Микротест
Продукт: SAP ERP
На базе: SAP NetWeaver

Дата проекта: 2008/03 — 2008/11
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10611
системы - 725
вендоры - 302

ИТ-ландшафт, в котором ведётся внедрение ERP, чрезвычайно пестрый: собственные разработки, «1С», «Галактика», «Компас», Baan, Omega Production. В 2007 году решение SAP ERP определено как основное. К тому же «КАМАЗ» — сложный объект управления с точки зрения его распределенности, полного производственного цикла и многообразия бизнес-процессов, требующих оптимизации и изменения при внедрении целостной ERP. Технологическая цепочка ОАО «КАМАЗ» — это двенадцать крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены металлургический комплекс (литейный и кузнечный заводы), завод двигателей, прессово-рамный, автомобильный, ремонтно-инструментальный заводы, индустриальный парк «Мастер» и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны — ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» в Башкирии, а также ставропольское ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».

Для проекта ERP на автомобильном заводе основной была задача выстроить процессы производственного планирования, внутренней логистики и со временем покрыть этим решением остальные заводы технологической цепочки в Набережных Челнах. Номенклатура, которая движется между заводами технологической цепочки, обширна: от 700 до 62 тыс. позиций. Ремонтно-инструментальный завод оперирует номенклатурой в один миллион. Поэтому непрерывное календарное планирование очень важно.

Объемные информационные потоки создают высокие требования к быстродействию системы. Она должна быть способна в суточном режиме обрабатывать логистические данные, в режиме такта поставок перестраивать цепочку планирования с учетом ограничения мощностей и остатков, оперируя десятками внутренних складов и переделов. С точки зрения логистики и бухучета это тяжелые операции.

До ERP действовал стандарт­ный процесс, когда верстался план на один-три месяца. Между заводами передавались большие электронные файлы, использовались экранные формы. Возникали неточности планирования. Крайне сложно было вести контроль целевых поставок — номенклатурных позиций автокомпонентов с требуемыми под данную модель свойствами. Это означает, что на конвейере в итоге собирается автомобиль не той комплектации, которая была заказана. Крайне негативное явление — «боковой» автомобиль, то есть собранный частично, дорабатывать который приходится вне конвейера. Даже один такой случай ломает производственную программу на день. Это влечёт за собой либо дополнительный выход людей на работу, либо неисполнение программы месяца. Причем общее число машин сойдется, а заказ конкретного клиента выполнен не будет. Возрастают риски потери репутации производителя.