Проект

Органы исполнительной власти Иркутской области переходят на отечественное ПО

Заказчики: Правительство Иркутской области

Иркутск; Государственные и социальные структуры

Продукт: Р7-Офис
Второй продукт: 1С:Предприятие 8.3

Дата проекта: 2018/07 — 2020/11
Количество лицензий: 250
Технология: IP-телефония
подрядчики - 263
проекты - 1128
системы - 433
вендоры - 236
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1168
проекты - 15164
системы - 1824
вендоры - 1029
Технология: Видеоконференцсвязь
подрядчики - 301
проекты - 4954
системы - 434
вендоры - 213
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 333
проекты - 1240
системы - 649
вендоры - 363
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10627
системы - 726
вендоры - 304
СМ. ТАКЖЕ (1)

2020: Переход на отечественное ПО

9 ноября 2020 года в распоряжение TAdviser попал материал о внедрении в Иркутской области российского программного обеспечения для рабочих мест.

Правительство Иркутской области. Фото: irkutskoil.ru.

Как пояснялось, целью проекта было обеспечение должного уровня информационной безопасности и, что не менее важно, автономности работы всех критически важных информационных систем.

Работа над проектом создания рабочего места на ПО отечественных производителей началась фактически с лета 2018 года, с момента утверждения приказа Минкомсвязи России «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований РФ на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». К 2022 году переход на отечественное ПО в основном объеме должен быть завершен.

Исполнителем проекта выступило ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области».

Рабочее место должно обеспечивать возможность выполнения всех базовых рабочих задач сотрудников аппарата правительства региона — это доступность системы работы с правовой базой, системы электронного документооборота и системы работы с офисными документами, такими как таблицы, тексты и презентации, доступность учетных систем «». Система электронного документооборота и делопроизводства «ДЕЛО» в органах исполнительной власти Иркутской области была внедрена еще в 2016 году, поэтому предстояло обеспечить совместимость обновленного ПО с уже используемой СЭД. В основной состав используемых инструментов вошли «Р7-Офис», облако «1С» и сетевая версия программного продукта «Консультант плюс» под управлением Microsoft Windows Server.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.3 т

Как сообщают интеграторы проекта, интеграция именно последнего компонента стала на деле самой серьезной задачей, но в результате он все-таки заработал должным образом. Платформа, на которой функционирует рабочее место, — либо операционные системы семейства Windows, либо дистрибутив GNU/Linux отечественного производства (используется Alt Linux).

На ноябрь 2020 года проект находится в стадии внедрения — получены около 250 лицензий «Р7-Офис», которые развернуты на соответствующем количестве рабочих мест. Также ведется работа по запуску десяти пилотных рабочих мест в среде Alt Linux для одного из подразделений аппарата Губернатора. В целом же потенциальная площадка для развертывания системы — это все рабочие места в ИОГВ и подведомственных им учреждениях. Корректируется дорожная карта перехода на отечественное ПО органов исполнительной власти региона.

Сконфигурированное рабочее место не является в полном смысле этого слова удаленным — такой задачи изначально не стояло; тем не менее, сотрудники могут подключаться к нужным сервисам с использованием такого инструмента как ViPNet, обеспечивающего безопасную работу с надежной криптографической защитой.

В выборе операционной системы в числе важнейших факторов было наличие локального партнера, компании, которая смогла бы обеспечить техническую поддержку и обучение для сотрудников на первом этапе внедрения. Удаленно, по словам иркутских интеграторов, сделать это практически невозможно — по телефону многие вопросы решить проблематично.

«
Мы беседовали с многими интеграторами, но полноценную работу ИС на АРМ взялся обеспечить лишь один. Кроме того, поскольку мы имеем дело с отечественным ПО, нам хотелось обеспечить поддержку по принципу «одного окна», чтобы не обращаться с проблемами по поводу интеграции систем к разным производителям. Удаленная поддержка нам не очень подходит — часто необходимо, чтобы специалист физически посетил заказчика, это особенно востребовано на первоначальном этапе внедрения любого ПО.

рассказал Сергей Ущаповский, заместитель директора ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области»
»

В качестве альтернативы «Microsoft Office» рассматривались несколько офисных отечественных продуктов. По результатам тестирования выбор пал на «Р7-Офис».

«
Продукт «Р7-Офис» обладает достаточным уровнем зрелости для полноценного применения. «Р7-Офис» оказался более близок по интерфейсу и функциональности к Microsoft Office, к использованию которого привыкли пользователи. Он более интуитивен, и в нем работают практически все необходимые функции.

поведал Сергей Ущаповский, заместитель директора ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области»
»

Интеграторы отмечают, что некоторые недочеты — например, не вполне правильное отображение в некоторых случаях сложных таблиц, созданных в системе Microsoft Office — присутствуют, но в рамках тестирования об этих фактах сообщают разработчикам.

На ноябрь 2020 года в процессе реализации проекта осталась одной из важных нерешенных проблем — один из компонентов СЭД в среде Linux не запускается, поскольку требует для своей установки отсутствующего в среде Linux браузера Internet Explorer. Поэтому подписание электронной цифровой подписью юридически значимых документов, реализовать пока невозможно.

«
Дважды в год Офис-Р7 обновляется, и мы видим, что наши пожелания были услышаны и учтены. Кроме того, опытным путем мы установили, что СЭД «ДЕЛО» на самом деле работает в связке с «Р7-Офис», хотя официально разработчик СЭД такой возможности не декларирует. Пока не будет обеспечена кросс-платформенность в плане работы под Linux, нормально работать с ЭЦП в этой среде не получится. Хорошо, что возможность ставить цифровую подпись необходима далеко не всем сотрудникам — она нужна прежде всего тем, кто согласовывает и подписывает нормативные правовые документы, издает приказы и распоряжения, то есть на уровне как минимум руководителей отделов и управлений. Исполнители же уже, в принципе могут начать работать с тем комплексом ПО, который мы сформировали. Разработчик СЭД в курсе этой проблемы и работает над ее решением.

дополнил Сергей Ущаповский, заместитель директора ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области»
»

По словам интеграторов Иркутской области, нельзя сказать, что отечественное ПО обходится существенно дешевле зарубежного.