Заказчики: Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Москва; Государственные и социальные структуры Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)Дата проекта: 2015/07
|
Технология: Информатизация госфункций
|
«Электронная путевка» - информационная система, позволяющая контролировать реализацию туристических продуктов и предоставление туристических услуг. В частности система позволяет туристу самостоятельно проверить факт регистрации в ней своей электронной путевки, которая является свидетельством наличия государственных гарантий у компании, продавшей турпродукт, а также присутствия данной компании в реестре Ростуризма.
Информационная система «Электронная путевка» создается компанией "Национальные туристические технлогии" (дочерняя структура ГК "Ростех") по заказу Ростуризма. Изначально, в соответствии с федеральным законом от 2 марта 2016 г № 49-ФЗ, система должна была быть запущена в промышленную эксплуатацию с января 2018 года. Данный срок был перенесен Ростуризмом на январь 2019 года. Однако система не функционирует и в июне 2020 года.
2023
Связанная со структурами «Росатома» компания доработает ГИС «Электронная путевка»
31 августа 2023 года появилась информация о том, что Министерство экономического развития РФ заключило контракт с ООО «Прайм груп» на развитие государственной информационной системы (ГИС) «Электронная путевка» — аналога ЕГАИС для туристического рынка. Подробнее здесь.
Минэкономразвития откладывает на полгода обязательное внедрение электронных турпутевок
Минэкономразвития откладывает на полгода обязательное внедрение электронных турпутевок. Об этом стало известно 16 августа 2023 года.
Изначально обязательное внесение сведений в единую информационную систему электронных путевок для туроператоров по выездному туризму планировалось с 1 сентября 2023 года. Теперь сроки перенесены на 1 марта 2024-го. Об отсрочке стало известно через месяц после того, как Российский союз туриндустрии (РСТ) направил заместителю министра экономического развития РФ Дмитрию Вахрукову обращение с предложением отложить на год внедрение в стране системы «электронная путевка».
Участники отрасли неоднократно заявляли о наличии ошибок и недоработок в системе, поэтому в первую очередь она должна быть приведена в рабочее состояние, когда в ней станет возможна корректная работа, — сообщил президент РСТ Илья Уманский. |
По данным РСТ, к середине 2023 года в официальном реестре зарегистрировано 300 туроператоров, которым нужно время для тестирования механизма передачи данных. В обращении организации указано, что каждому туроператору для этого понадобится не менее трех месяцев с момента корректного функционирования обновленной системы, поэтому РСТ настаивает на переносе сроков введения ответственности.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Закон об электронной путевке заработал в России 1 сентября 2022 года, при этом на первом этапе туроператоры начали передавать данные в единую систему в добровольном порядке. Но с наступлением срока начала обязательной передачи данных за отказ от этого турбизнес будут привлекать к ответственности. Так, для туроператоров в сфере внутреннего и въездного туризма этот срок должен начаться с 1 сентября 2024 года, а для турбизнеса в сфере выездного туризма, согласно новым предложениям, с марта 2024 года.[1]
2022
С 1 сентября туроператоры в России должны вносить все данные о проданных турах в единую систему
С 1 сентября 2022 года туроператоры в России должны вносить все данные о проданных турах в единую систему «Электронная путевка». В этот день вступил в силу соответствующий закон.
Без передачи данных туроператоры не имеют права осуществлять деятельность, однако в законе предусмотрен переходный период. С 1 сентября 2022 года туроператоры смогут в добровольном порядке передавать сведения в систему, при этом в течение полугода — до 1 марта 2023 года — туроператоров в сфере выездного туризма не будут привлекать к ответственности в случае непередачи данных в систему. А для внутренних и въездных туроператоров переходный период продлится до сентября 2023-го.
В Ростуризме объясняют поэтапность запуска системы «Электронная путевка» тем, чтобы чтобы туроператоры смогли обкатать ее на практике. Ряд крупных туроператоров уже пользовались системой на этапе тестирования. Помимо этого в ведомстве намерены провести для турбизнеса серию вебинаров по использованию системы электронных путевок.
Туроператоры в добровольном порядке заносят в систему данные о проданных турах, каждому туру будет автоматически присваиваться специальный идентификатор для учета купленных туров, а также для удобства туристов - чтобы в любой момент можно было проверить информацию о купленном туре. От туриста ничего дополнительно не требуется, - пояснила глава Ростуризма Зарина Догузова 1 сентября 2022 года. |
По ее словам, появившиеся в СМИ и соцсетях слухи о том, что с 1 сентября 2022 года якобы при путешествиях по стране станут обязательными QR-коды, не соответствуют действительности.
По мнению технических специалистов туроператорских компаний, ранее ознакомившихся с работой системы, в ней есть еще много критических «архитектурных» моментов, нуждающихся в доработке. Один из них – это невозможность внесения сложных туров, сообщают в Ассоциации туроператоров России. [2]
На работу ГИС «Электронная путевка» заложили 200 млн рублей бюджетных денег в год
На работу государственной информационной системы «Электронная путевка» заложено 200 млн рублей бюджетных расходов в год. Об этом 22 июня 2022 года пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке.
По словам одного из собеседников, ежегодные траты 200 млн рублей, предусмотренные национальным проектом по туризму, являются «незначительными». Изначально речь шла об отчислениях с каждой путевки, это миллиарды рублей в год, добавил он.
Как пишет издание, в работе «Электронной путевки» в большей степени заинтересован Ростуризм. ГИС будет использоваться для формирования взносов турбизнеса в единый гарантийный фонд, который планируется создать в рамках нового закона о туризме, пояснил газете один из источников. Он напоминает, что управлять этими средствами будет Ростуризм.
Туркомпании должны будут подключиться к ГИС «Электронная путевка» с 1 сентября 2022 года, однако к 22 июня Ростуризм так и не уточнил порядок использования системы. Без этого, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо «Опоры России» Ростуризму, туроператоры и агенты не смогут осуществлять свою деятельность: нарушив трижды порядок передачи сведений в ГИС, компании рискуют быть исключенными из официального реестра участников туррынка.
В своем обращении «Опора» просит разъяснить этапы внедрения системы, сроки получения инструкции по подключению к ней, дать информацию о размере платы, которая будет взиматься за использование ГИС.
Турбизнесу не были даны важные разъяснения, кто будет платить за эксплуатацию ГИС и что именно она будет регулировать, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, если речь идет о государственной системы учета, то непонятно, почему за нее должны платить туроператоры и зачем в нее вносить персональные данные туристов. [3]
Путин обязал туроператоров формировать электронную путевку и вносить данные в ГИС
В конце мая 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий туроператоров формировать электронную путевку и размещать сведения о ней в специализированной системе.
Закон обязывает туроператоров передавать в эту систему сведения из договора о реализации туристического продукта. Помимо этого он требует от турагентов направлять туроператорам уведомления о заключении такого договора.
Согласно тексту закона, туроператор должен передать сведения в систему электронных путевок по окончании каждого календарного месяца не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, в порядке, установленном Правительством РФ. При этом туристам будет предоставлена возможность получить сведения из единой информационной системы «Электронная путёвка», в том числе в целях защиты своих прав.
Система «Электронная путевка» призвана защитить права потребителей. Ресурс позволит клиентам отслеживать по номеру договора статус тура: поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет. Если туроператор не выполнит свои обязательства, можно будет обращаться в фонд при ассоциации «Турпомощь» с квитанцией электронной путевки. Система также должна обеспечить обмен информацией между Ростуризмом, Роспотребнадзором, Фондом финансовых гарантий, ФНС, банками и страховыми компаниями, туроператорами, провайдерами туристических услуг.
Прежде электронная путевка использовалась с 2018 года, но только в добровольном порядке. Подписанный Путиным закон об обязанности туроператоров вносить сведения о путевках в единую информационную систему электронных путевок вступит в силу 1 сентября 2022 года. Исключение составляют некоторые положения, которые при реализации турпродукта в сфере выездного туризма вступают в силу с 1 марта 2023 года, в сфере внутреннего или въездного туризма – с 1 сентября 2023-го. [4]
2020
В России появилась ИТ-система, позволяющая государству дополнительно заработать на туроператорах
Единая информационная система электронных путевок получила статус государственной, успешно пройдя необходимую аттестацию. Об этом сообщили 8 июня 2020 года в дочерней структуре «Ростеха», компании «Национальные туристические технологии», являющейся оператором системы.
По итогам аттестации получен бессрочный аттестат соответствия системы требованиям безопасности информации, предъявляемым к государственной информационной системе по второму классу защищенности (К2), - пояснили в «Национальных туристических технологиях». |
В компании также отметили, что система готова к эксплуатации и что скоро в организации приступят к интеграции с ней информационных систем тех российских туроператоров, с которыми у оператора заключены соответствующие соглашения.
До момента законодательного введения обязательности информационной системы электронных путевок компания окажет технологическое содействие туроператорам в работе с системой в добровольном режиме на безвозмездной основе, - информируют в «Национальных туристических технологиях» |
Каких либо подробностей о доработке системы, которой в компании занимались, начиная с декабря 2019 года, оператор системы не предоставляет.
Тем временем законопроект о внедрении «Электронной путевки», определяющий порядок ее использования туроператорами, подвис на рассмотрении в Госдуме. Поступив в нее в ноябре 2019 года, нормативный правовой акт был одобрен в первом чтении только 12 мая 2020 года. О том, когда состоится второе чтение проекта закона, по состоянию на 9 июня 2020 года, неизвестно.
Система «Электронная путевка» предназначается для предоставления в нее туроператорами и агентствами данных обо всех проданных турах. Информацию в систему организации будут предоставлять на платной основе.
«Электронная путевка» пройдет аттестацию и станет государственной ИТ-системой
«Национальные туристические технологии» начали подготовку информационной системы «Электронная путевка» к аттестации как государственной информационной системы. Завершения аттестации оператор системы ожидает в апреле 2020 года. Об этом TAdviser сообщили в пресс-службе «Национальных туристических технологий» 17 января 2020 года.
Аудит системы завершился в декабре 2019 года. Его результаты, как заявили TAdviser в НТТ, были направлены компанией в Министерство экономического развития России и Ростуризм. Каковы результаты аудита системы в НТТ TAdviser не рассказали.
В рамках аттестации, как отметили в компании, система, в частности, будет обеспечена защищенными каналами передачи данных. В НТТ также обратили внимание, что со времени запуска Ростуризмом система не выводилась из эксплуатации – она была только приостановлена в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Возобновят эксплуатацию системы «Национальные туристические технологии» тогда, когда та уже будет носить статус государственной информационной системы (ГИС). Точную дату начала эксплуатации системы в «Национальных туристических технологиях» TAdviser не сообщили, сказав, что она будет анонсирована на сайте компании.
Говоря с TAdviser о тестировании системы, в НТТ заметили, что понятие «тестовый» режим эксплуатации государственной информационной системы в российском законодательстве отсутствует. Согласно постановлению правительства РФ, разделяются лишь понятия «опытная эксплуатации», «приемочные испытания» и «ввод в эксплуатацию».
Однако к общеупотребительному понятию «тестовый» режим в случае с «Электронной путевкой» может быть приравнен ее переходный период – время с момента возобновления эксплуатации системы до законодательного введения обязательности ее использования. В течение переходного периода «Национальные туристические технологии» будут выявлять и устранять возможные ошибки «Электронной путевки» при ее обмене данными с информационными системами туроператоров. Таким образом, к тому моменту, когда использование «Электронной путевки» станет обязательным на законодательном уровне, как она сама, так и интегрировавшиеся с ней в добровольном режиме системы туроператоров будут полностью готовы, - заверили TAdviser в «Национальных туристических технологиях». |
По состоянию на 17 января 2020 года, компания заключила 17 соглашений по добровольной интеграции с системой с российскими туроператорами. В частности с такими компаниями, как «Интурист», BSI Group, «Музенидис Трэвел», «Карлсон Туризм», «Пегас Туристик», «Анекс Туризм», «Компания Спейс Тревел», «Веди Групп», «Библио-Глобус». Процесс заключения соглашений с туроператорами оператор системы запустил в начале декабря 2019 года. Вместе с тем, как заявили TAdviser в «Национальных туристических технологиях», вне зависимости от наличия или отсутствия заключенных соглашений любой из российских туроператоров будет вправе интегрироваться с системой до того, как она станет обязательной на законодательном уровне.
Туроператоры, с которыми заключаются соглашения, используют как собственное программное обеспечение, так и крупных разработчиков софта. Обеспечение репрезентативности создаст условия для комфортной интеграции с «Электронной путевкой» информационных систем как операторов, которые заключают с нами соглашения, так и иных, - пояснили TAdviser в «Национальных туристических технологиях». |
С 27 декабря 2019 года оператор системы запустил на своем сайте технический форум по вопросам эксплуатации системы для профессиональных участников рынка. Форум позволяет задать им вопросы по будущему функционированию системы и получить на них ответы от ИТ-специалистов «Национальные туристические технологии». В рамках переходного периода системы форум будет также предоставлять представителям туриндустрии возможность внести предложения по доработке и устранению выявленных в ходе него ошибок.
2019
Законопроект о внедрении электронных турпутевок вызвал бурю возмущения в Госдуме
В ходе круглого стола в ноябре 2019 года подкомитет по туризму Госдумы, а также участники рынка раскритиковали законопроект о внедрении единой информационной системы электронных путевок в его текущей редакции. Депутаты и представители турбизнеса сошлись на том, что документ недостаточно проработан и принятие его в нынешнем виде несет в себе риски для туристического рынка и потребителей.
Суть законопроекта
Законодательная инициатива о внедрении электронных путевок, авторами которой являются депутаты Государственной Думы Сергей Боярский и Игорь Сапко, обязывает туроператоров и турагентов формировать электронную путевку и заносить сведения о ней в единую информационную базу электронных путевок. Обязательным внесение данной информации в систему для туроператоров и турагентов документ предлагает сделать с 1 апреля 2020 года.
Законопроект также предполагает взимание оператором системы электронных путевок с туроператоров платы за размещение в ней соответствующих сведений. Как указывают авторы инициативы, для обеспечения функционирования системы и ее развития. В качестве пояснения в пояснительной записке документа его авторы отмечают, что взимаемая плата позволит оператору системы выполнять свои функции без привлечения бюджетных средств. Размер и порядок взимания платы с туроператора, согласно законопроекту, установит правительство РФ.
Также документ предлагает дополнить закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» таким образом, чтобы в случае реализации туристского продукта туроператором без формирования и размещения в системе электронной путевки информация о нем исключалась из единого федерального реестра туроператоров. Данная мера, как указывают авторы законопроекта в его цяц3пояснительной записке, приведет к надлежащему выполнению туроператорами налагаемой на них документом обязанности. Проект закона также предполагает наступление административной ответственности за реализацию туристского продукта без формирования и размещения в системе электронной путевки. Однако что это будет за административная ответственность в документе не уточняется.
Помимо того, законопроект предписывает турагенту выдавать клиенту заверенную выписку из системы электронных путевок, содержащую условия соответствующего договора о реализации туристского продукта. Данная обязанность, согласно документу, возлагается на турагента, если тот реализует по поручению туроператора его туристский продукт и может, в соответствии с разрешением туроператора, вводить в систему электронных путевок сведения для их формирования.
Проект закона также содержит важное положение, касающееся самой системы электронных путевок - документ возлагает эксплуатацию системы на ее оператора. Таким образом, согласно законопроекту, эксплуатировать систему электронных путевок будет компания «Национальные туристические технологии».
По состоянию на ноябрь проект закона находится на рассмотрении в Госдуме. Помимо того, документ рассматривают президент России Владимир Путин, общественная палата РФ и ряд федеральных органов исполнительной власти, которым Госдума направила документ для составления отзывов. В их числе правительство РФ, совет федерации, счетная палата РФ, а также органы государственной власти субъектов РФ. Первое чтение законопроекта Госдумой ориентировочно запланировано на декабрь.
Критика документа в текущей редакции
В ходе круглого стола, организованного комитетом Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, как депутаты Госдумы, включая авторов инициативы, так и туроператоры, указали на то, что и система электронных путевок, и законопроект о ее внедрении в текущей редакции имеют ряд недоработок.
Так, Сергей Кривоносов отметил, что в проекте закона должна быть предусмотрена ответственность оператора системы за утечку персональных данных. Иначе, по его словам, в случае сбоя в системе, за утечку данных граждан отвечать будет некому. Также депутат заметил, что у подкомитета по туризму вызывает опасения проблема интеграции системы и продолжительность данного процесса.
Устанавливать сроки вступления в силу законопроекта без предварительного тестирования системы участниками рынка считаю преждевременным. Во сколько обойдется стыковка электронной путевки с туроператорскими, турагентскими системами бронирования, стоимость размещения электронной путевки в системе - есть много вопросов. Предполагаемая стоимость облуживания одной путевки 300 рублей - откуда взялась эта сумма? С нашей точки зрения, нужно сделать подробное обоснование, - указал Сергей Кривоносов. |
По его словам, тот факт, что оператор системы хочет вернуть средства, которые планирует инвестировать в систему – полностью понятен.
Однако наша задача - снижать стоимость турпродукта для конечного потребителя, а не повышать ее, - указал Сергей Кривоносов. |
Он также отметил, что система должна обеспечить прозрачность работы участников рынка. Однако, обелить полностью турбизнес, по его словам, система сможет в том случае, если будет отображать платежи и иметь фискальные функции. Пока же, согласно законопроекту, система будет выполнять статистическую функцию, показывать, насколько заявленные туроператорами объемы соответствуют их финансовому обеспечению.
Генеральный директор Space Travel Артур Марудян в своем выступлении предложил ввести временный мораторий на исключение туроператоров из единого федерального реестра туроператоров в случае принятия законопроекта. Генеральный директор компании «ВИП-Сервис» Дмитрий Горин заявил о необходимости организации работы по модернизации системы, доработке шлюзов и выгрузке данных совместно с оператором электронной путевки.
По мнению генерального директора туроператора «Пегас Туристик» Анны Подгорной, в текущем виде система не решит все поставленные перед ней задачи, так как туроператор может не выгружать данные в систему.
Законодательство не обязывает его заключать договоры в форме электронного документа, и за это не предусмотрена ответственность. Мы настоятельно просим организовать встречу с оператором электронной путевки - «Национальными туристическими технологиями», чтобы оценить, насколько готова система и какие задачи она может решить, кроме сбора данных. Нужно понимать, насколько весь рынок, а не только крупные туроператоры готовы к обязательному использованию данной системы с 1 апреля 2020 года, если это будет узаконено, - указала Анна Подгорная. |
Отметим, что представители «Национальные туристические технологии», несмотря на приглашение, участия в работе круглого стола не приняли.
Говоря о законопроекте, Анна Подгорная предложила разграничить в документе ответственность между туроператорами и турагентами в связи с тем, что турагент может заключать договор с потребителем без передачи заявки туроператору.
По итогам круглого стола Сергей Кривоносов обратился к авторам законопроекта с просьбой учесть озвученные в ходе него пожелания и вопросы с целью внесения корректировок в существующий документ либо внесения нового проекта закона.
Для этого и существует нулевое чтение, чтобы понять объем сложностей. Должно быть предварительное тестирование продукта, его новой версии, с созданием рабочей группы, где будут отслеживаться и корректироваться результаты внедрения системы. В текущем виде подкомитет по туризму законопроект не поддерживает, - заявил Сергей Кривоносов. |
Председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев обозначил, что отзывы, предложения и замечания по законопроекту принимаются в комитет до 10 декабря 2019 года.
Говоря с TAdviser о состоявшемся в ходе круглого стола обсуждении и его итогах Сергей Кривоносов акцентировал на нереальных сроках обязательного использования системы электронных путевок, которые содержатся в законопроекте. По его словам, если они останутся неизменными, то принятие документа приведет туроператоров к коллапсу.
Система еще только проходит аудит у оператора, а ее уже хотят сделать обязательной для бизнеса. Это просто невозможно. Сами авторы законопроекта в ходе круглого стола согласились, что сроки, после которых за невведение данных в систему туроператоры будут исключаться из реестра, указанные в законопроекте, неприемлемы. Помимо того, настораживает вся та секретность, при которой ведется разработка системы. Тот факт, что разработчик системы - компания «Национальные туристические технологии» - не явился на круглый стол, вообще вызывает недоумение, — указал TAdviser Сергей Кривоносов. |
Он также отметил, что на предстоящем заседании комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи подкомитет по туризму Госдумы также заявит о том, что не поддерживает законопроект о внедрении электронной путевки в его нынешней редакции. По итогам заседания члены комитета проголосуют за или против законопроекта. Также комитет учтет все полученные на документ отзывы.
"Электронная путевка" подвисла. В Госдуме бьют тревогу
По состоянию на октябрь 2019 года "Электронная путевка" так и не запущена. О новом сроке ввода в промышленную эксплуатации системы ничего не известно. В связи со сложившейся ситуацией в Госдуме создается рабочая группа, которая будет контролировать запуск системы.
Рабочая группа для мониторинга внедрения на туристский рынок системы «Электронная путевка» создается депутатом Государственной думы, председателем правления ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Союз развития туризма в РФ» Сергеем Кривоносовым. С данной инициативой, как указывает tourprom.ru, депутат выступил на заседании подкомитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, состоявшемся в конце октября.
В связи с тем, что система планировалась к введению на рынок с января текущего года, но этого не произошло, предлагаю создать рабочую группу по мониторингу внедрения на туристский рынок такого инструмента защиты туристов, как «Электронная путевка», - цитирует Кривоносова Турпром |
Свое предложение создать рабочую группу, как передает издание, депутат также аргументировал опасениями бизнеса и туристов, вызванными возможностью утечки персональных данных из системы, сложностями в ее интеграции на туристский рынок. Помимо того, в ходе заседания Кривоносов озвучил информацию о поступивших от крупнейших туроператоров предложениях по работе системы.
По состоянию на ноябрь рабочая группа находится на стадии формирования, приглашения вступить в ее состав еще рассылаются, сообщила TAdviser помощник депутата. Каких-либо подробностей о рабочей группе TAdviser она не предоставила.
Отметим, что в июле этого года, основываясь на предложении Минэкономразвития, Правительство РФ определило оператором системы компанию Национальные туристические технологии (дочерняя структура Ростех (госкорпорация)). При этом в распоряжении правительства указывалось, что на эксплуатацию системы со стороны бюджета средств компании выделено не будет. Однако, несколько ранее, в мае этого года, "Коммерсантъ" сообщал о том, что в развитие системы готов вложиться «Ростех».
Компания заявляла о том, что может вложить в систему 2 млрд рублей. Помимо того, корпорация указывала на планы запустить систему в усеченном виде - содержащей только сведения о проданных турах и финансовых гарантиях, представленных туроператорами. При таком виде, как заявлял «Ростех», система может быть доработана к концу 2019 года.
Согласно распоряжению правительства, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) должен был предоставить компании "Национальные туристические технологии" к системе доступ. Конкретной даты предоставления доступа в документе не значилось. Тем не менее, в ответ на обращение TAdviser в «Ростехе» сказали, что доступ к системе компании «Национальные туристические технологии» был обеспечен с существенной задержкой - только 4 октября.
В настоящий период «Национальные туристические технологии» как оператор системы проводят ее аудит. По итогам совместно с регулятором туристической отрасли - Минэкономразвития РФ и Ростуризмом будут определены дальнейшие действия по эксплуатации системы, - указали TAdviser в «Ростехе». |
Беседуя с TAdviser о создании системы, генеральный директор туроператора Anex Tour Россия Яна Муромова указала на важность участия в ее разработке экспертов программного обеспечения, использующегося именно в туристической отрасли. Для самой системы, чтобы та была эффективной, должны быть характерны отсутствие человеческого фактора и полная интеграция с системой бронирования туроператоров. Говоря об ожиданиях от полноценного запуска системы она отметила следующее:
Система сделает рынок прозрачным, а условия работы - едиными для всех. |
Генеральный директор туроператора "Луна" Константин Яхонтов, говоря о системе, указал TAdviser, что туризм - очень сложный и быстро меняющийся бизнес с бесчисленным количеством мелких деталей, который невозможно жестко стандартизовать электронно-бюрократическими инструментами.
Система, скорее всего, окажется непригодна для использования и ляжет дополнительным бессмысленным бременем на оперативную работу предприятий, затрудняя и замедляя ее. Кроме того, очевидно, что освоение и администрирование этих инструментов, если таковые появятся, будут не под силу малым и средним предприятиям, для которых это станет непреодолимым барьером в бизнесе и приведет к очередному этапу банкротств, - заявил Константин Яхонтов. |
Он также отметил, что если говорить о конечном туристе, то он не оказывается более защищенным при наличии некоей внутрироссийской электронной путевки по сравнению с бумажной путевкой.
Если зарубежный контрагент из-за разногласий в оплате услуг или по каким-то другим причинам решит отказать в обслуживании туриста, наличие внутрироссийской путевки, пусть даже электронной, ему не поможет, - заметил Константин Яхонтов. |
Кроме того, по его мнению, громоздкая электронно-бюрократическая система, обслуживаемая компанией – «дочкой» государственного концерна, потребует немалых расходов, которые тем или иным образом приведут к удорожанию туристских услуг, которое ляжет на плечи конечного покупателя.
Как сообщает «Ассоциация туроператоров» (АТОР), в систему «Электронная путевка» из федерального бюджета в общей сложности направлено 485 млн рублей. При этом в 2018 году, в ходе тестирования, было обнаружено, что система еще значительно недоработана.
По замыслу разработчиков, оператор системы не вводит названия сам, а выбирает из справочников в системе. По данным участников рынка, даже на последнем, третьем этапе разработки, справочники стран, городов, аэропортов, отелей в системе не подверглись очистке данных. Так, некорректно были заведены в систему практически все справочники: часть городов в справочнике были заведены по-русски, часть по-английски, содержалось много лишних аэропортов (причем в принципе несуществующих). Страны же были заведены полными названиями, например, «Республика Италия», что крайне осложняет ввод данных», - рассказывают в АТОР. |
Помимо того, в ассоциации заявляют, что во время тестирования в системе отсутствовал единый унифицированный справочник турагентов, а механизм его формирования был неработоспособен.
Несмотря на то, что доработанного варианта системы еще нет, в мае Коммерсанть уже указывал на перспективу ее платного использования. «Конкретная сумма еще не обсуждается, но ранее говорилось о 200 рублей с каждой проданной путевки», - заявлял изданию источник. Вместе с тем, он сообщал, что первоначально система для операторов будет бесплатной.
2018: Передача проекта структуре «Ростех»
В конце июня 2018 года стало известно о том, что входящая в «Ростех» компания «Национальные туристические технологии» стала оператором информационной системы «Электронная путевка». Соответствующее поручение президент России Владимир Путин дал еще 17 мая, сообщает РБК, ссылаясь на представителя «Ростуризма».
По его словам, решение главы государства стало результатом совместного обращения к нему «Ростеха» и Ростуризма. К 25 июня 2018 года ведется работа «по организации исполнения этого поручения», сообщили в Ростуризме.
Пока туроператоры могут подключиться к «Электронной путевке» добровольно. Ростуризм и «Ростех» предложили «законодательное утверждение обязательности использования электронной путевки участниками рынка», рассказал представитель агентства. Компании предупреждены о том, что в ближайшей перспективе «Электронная путевка» станет обязательной, рассказали изданию директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.
Систему уже тестировали около ста туроператоров, среди которых НТК «Интурист», PAC Group, «ВИП Сервис», TUI Russia & CIS. Опрошенные РБК в конце 2017 года туроператоры сообщили, что не намерены полностью переходить на «Электронную путевку». По их словам, в системе много технических недоработок.
По мнению главы компании «ВИП Сервис» Дмитрия Горина, у «Национальных туристических технологий» есть технологические возможности для доработки и эксплуатации «Электронной путевки». Он поддержал мнение «Ростуризма» о том, что система станет эффективным средством защиты туристов и сделает рынок более прозрачным.
Собеседник РБК, участвующий в обсуждении дальнейшей судьбы «Электронной путевки», считает, что проект может быть запущен с 1 января 2019 года. Обслуживание системы, по его оценкам, обойдется более чем в 1 млрд рублей в год без учета расходов на доработку.[5]
2017
Стартовало открытое тестирование «Электронной путевки»
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) 22 сентября 2017 года объявило о старте открытого тестирования информационной системы «Электронная путевка», создаваемой группой «Астерос». Оценить функционал сервиса смогут турагентства, туроператоры и другие заинтересованные участники рынка.
Реализация проекта разбита на три ключевых этапа; по данным на сентябрь 2017 года системный интегратор работает над третьей — последней — очередью системы. До запуска системы в промышленную эксплуатацию, запланированного на 1 января 2018 года, работу сервисов и информационных страниц системы проверят сами туроператоры и турагенты. Для этого им достаточно перейти на страницу «Электронной путевки» на сайте Ростуризма и подключиться к тестовой версии системы, следуя специальной инструкции.
Открытое тестирование системы будет проходить до ее сдачи в промышленную эксплуатацию. Для апробации доступно 4 ключевых сервиса; далее по мере готовности системы их количество будет увеличиваться.
Предполагается, что в ходе тестирования туроператоры и турагенты смогут на практике оценить удобство и качество работы основных сервисов «Электронной путевки», а также ознакомиться с работой системы еще на этапе ее создания. В период тестирования специалисты «Астерос» отследят работу всех узлов информационной системы и на основе полученных результатов проведут окончательную настройку сервисов с учетом полученных замечаний пользователей. После запуска системы работать с ней будут как компании туррынка, так и туристы.
Информационная система «Электронная путевка» очень важна для защиты прав и законных интересов туристов. Она поможет повысить прозрачность туристской отрасли и сделать взаимодействие всех участников рынка и туристов технологичным. Внедрение цифровых технологий в туризме упростит процедуры учета и контроля за реализацией турпродукта, минимизирует возможность использования недобросовестными участниками рынка «серых» схем в ущерб потребителям, а для туркомпаний, работающих в строгом соответствии с законодательством, откроет возможности по снижению издержек. Тестирование позволит опробовать систему в действии и на финальном этапе разработки сделать ее удобной и полезной для всех категорий пользователей, — убежден руководитель Ростуризма Олег Сафонов. |
Проект по разработке государственной информационной системы «Электронная путевка» выходит на финишную прямую, — отметил со своей стороны Алексей Денисов, директор проекта группы «Астерос». — Оставаясь единственным исполнителем проекта на протяжении всего времени создания системы, мы старались услышать рынок и учесть все пожелания к ее функциональности. Теперь мы готовы предоставить ряд основных сервисов ИС ЭП для оценки непосредственными пользователями — турагентами и туроператорами. Для них это, прежде всего, возможность ближе познакомиться с функционалом системы и уже на данном этапе организовать сопряжение своих систем с «Электронной путевкой». Получение обратной связи по результатам тестирования финального образца — важнейший этап для нас: мы тщательно проанализируем все замечания и, при необходимости, доработаем систему в соответствии с ними. Это позволит нам обеспечить высокое качество продукта, прошедшего «боевое крещение» рынком. |
«Астерос» отстоял право Ростуризма на ПО проекта «Электронная путевка»
Как стало известно 12 сентября 2017 года, компания «Астерос» проиграла в суде дело по иску компании «Аэронавигатор», выступившей субподрядчиком по проекту создания ИС «Электронная путевка», и, как результат, выплатит истцу 56,5 млн руб. в качестве долгов и процентов по контракту. Интегратор не сумел отстоять в споре с «Аэронавигатором» свою позицию, согласно которой субподрядчик выполнил работы не в срок и не оказал при этом предусмотренные субконтрактом консультационные услуги, однако смог доказать бесспорное право Ростуризма на ПО, разработанное в рамках проекта.[6]
Решение в пользу истца
В мае 2016 года по итогам тендера Ростуризм подписал с «Астерос» контракт стоимостью 162,1 млн рублей на создание второй очереди системы «Электронная путевка». После этого интегратор привлек «Аэронавигатор» на субподряд за 65 млн рублей. Как указал «Астерос» в суде, оплату выполненных субподрядчиком работ компания произвела «за вычетом начисленной неустойки» в размере порядка 54 млн рублей — в связи с несвоевременной сдачей работ и неоказанными услугами.
Решающим аргументом при принятии решения в пользу истца стал тот факт, что предварительные испытания системы, проведенные в ноябре 2016 года — накануне завершения срока исполнения контракта, были признаны успешными. Их результаты были переданы компанией «Астерос» заказчику — Ростуризму, и стороны «друг к другу претензий не заявляли».
На этом основании суд признал правомерность исковых требований «Аэронавигатора», а встречный иск «Астероса» отклонил.
Права на интеллектуальную деятельность
Тем не менее, по словам директора проекта «Электронная путевка» в «Астеросе» Алексея Денисова, компания не вполне считает себя проигравшей по итогам данного разбирательства. В своем иске к интегратору «Аэронавигатор» также требовал компенсацию в размере 5 млн рублей за нарушение исключительных прав на результат его интеллектуальной деятельности в ходе создания системы. По утверждению субподрядчика, программная часть проекта принадлежит ему, соответственно, права на нее не могут быть переданы Ростуризму, а продолжение проекта нелегитимно. Данную часть претензий истца Арбитражный суд Москвы удовлетворить отказался.
Алексей Денисов также добавил, что «Астерос» «закрыл часть работ за субподрядчика собственными силами», в связи с чем подача апелляционной жалобы не исключена.
Развитием «Электронной путевки» займется «Ростех»
Развитием информационной системы (ИС) «Электронная путевка», разработанной компанией «Астерос» по поручению федеральных властей, займется концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в «Ростех». Как сообщает «Коммерсантъ»[7], систему, куда должны поступать данные обо всех проданных турах, планируется запустить в начале 2018 года. Однако, в профессиональной среде утверждают, что в новой системе до сих пор много недоработок.
Меморандум о развитии «Электронной путевки» КРЭТ планирует подписать с Ростуризмом в рамках авиасалона МАКС, который пройдет с 18 до 23 июля 2017 года. Сама система в тестовом режиме была запущена еще в конце 2015 года: в ходе пилотного запуска обработана информация о 40 тыс. туров и 50 тыс. путевок без указания персональных данных. Как только ИС заработает, каждая путевка, проданная в будущем, получит номер, по которому можно будет отследить ее статус (бронь, предоплата, оплата, исполнение), узнать информацию об авиарейсе, о гостинице и о том, насколько страховое покрытие туроператора соответствует объему его деятельности.
Предполагается, что система заработает в штатном режиме с начала 2018 года. Советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин утверждает, что «Электронная путевка» повысит прозрачность рынка, так как с ее помощью можно отслеживать статус оплаты путевки и требовать возврата средств в случае неисполнения обязательств.
В ИС может находиться информация о 25 млн туристов,— продолжает господин Горин.— Она будет обрабатывать информацию о выездных (11 млн человек в год) и внутренних (14 млн человек в год) турах. |
По статистике Ростуризма, 70% поездок оформляется через туроператоров.
Первое время участие в ИС будет добровольным, в течение года может стать обязательным для всех участников рынка,— отметил Горин. |
По состоянию на июль 2017 года на российском рынке 635 операторов выездного туризма и 3,7 тыс. компаний, оказывающих туристские услуги по России.
Пока обсуждается, что для туроператоров и агентств подача сведений в ИС будет бесплатной. Но гендиректор туроператора Click Voyage Игорь Козлов допускает появление в будущем сбора за участие в «Электронной путевке». Это подтверждает собеседник `Ъ`, близкий к Ростуризму. Помимо этого участников рынка беспокоит, что в ИС много недоработок.
Предмет основного спора (участников рынка с Ростуризмом) — это стоимость, которую нужно указывать в файле путевки. Есть пять-шесть видов стоимости, они различаются. Например, стоимость у турагента и стоимость, которую он перечисляет туроператору,— рассказывает Козлов. |
Среди спорных моментов — контроль фонда персональной ответственности оператора (для операторов выездного туризма — формируется из отчислений в размере 1% от оборота за прошлый год), который гарантирует возмещение ущерба туристам.
В какой момент будет происходить сверка с суммой фонда, и на какой оборот он имеет право выходить по продаже путевок? — рассуждает Игорь Козлов. |
По информации «Коммерсанта», в рамках сотрудничества с Ростуризмом КРЭТ планирует также развивать национальный туристический портал и обещает содействовать построению единой системы рейтинга туристических объектов. Для КРЭТ такие проекты — возможность диверсифицировать бизнес в важном для компании сегменте.
Сейчас почти 90% загрузки компании обеспечивают военные нужды, наша задача — наращивать долю участия в гражданском секторе,— пояснил `Ъ` советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев. |
До этого другая «дочка» «Ростеха» — «Росэлектроника» планировала совместно с Turkish Airlines начать разработку национальной системы бронирования авиабилетов, но по состоянию на июль 2017 года эта система не запущена.
2016
Завершение второй очереди проекта создания ГИС «Электронная путевка»
20 декабря 2016 года пресс-служба «Астерос» сообщила о завершении второй очереди работ в рамках проекта создания государственной информационной системы «Электронная путевка» по заказу Федерального агентства по туризму (Ростуризм).
Реализация проекта «Электронная путевка» разбита на три ключевых этапа. На декабрь 2016 года завершен второй этап. По итогам работ расширен функционал действующих подсистем, сформирована и апробирована функциональная подсистема оперативного контроля деятельности туроператоров и турагентов, введена в действие и подготовлена к аттестации система защиты персональных данных туристов. Все электронные путевки, передаваемые в систему второй очереди туроператорами и турагентами, заверяются электронно-цифровой подписью. Банкам и страховым компаниям предоставлена возможность оперативного контроля размера банковских гарантий и страховых депозитов туроператоров.
Создание информационной системы «Электронная путевка» направлено на защиту интересов потребителей и недопущение кризисных ситуаций в туристической отрасли. Она призвана повысить прозрачность и безопасность рынка, стать инструментом контроля за выполнением туроператорами своих обязательств перед клиентами и помочь туристам избегать недобросовестных компаний. Благодаря системе россияне будут чувствовать себя увереннее при покупке туров, в отрасли снизится количество «серых» схем работы и связанных с ними рисков для потребителя, - сообщил Олег Сафонов, руководитель федерального агентства по туризму. |
Создание информационной системы `Электронная путевка` является для нас беспрецедентным: это федеральный масштаб, уникальные для нашей страны отраслевые решения и социальная значимость проекта. Нам удалось проделать большую работу совместно с коллегами из Ростуризма. На данный момент готовность системы доведена до 80%. Мы добились максимального уровня защиты информации, в частности, персональных данных граждан, и готовы идти дальше. Впереди нас ждет главное – вывод `Электронной путевки` в жизнь, оценка рынка и граждан. Это наиболее важная и критичная для нас часть работы, и мы приложим все усилия, чтобы и финальный этап был успешным, - добавил Алексей Денисов, директор проекта группы «Астерос». |
2015
Завершение тестирования прототипа «Электронной путевки»
25 ноября 2015 года группа «Астерос» сообщила о завершении тестирования прототипа информационной системы «Электронная путевка» - разработки по заказу Федерального агентства по туризму (Ростуризм).
В рамках первого этапа работ, подразумевающего технорабочее проектирование системы и разработку опытного образца системы, «Астерос» в собственном Центре компетенций развернула комплекс технических средств, на основе которого создала прототип будущей ИС.
Для согласования регламента информационного обмена и отработки механизмов интеграции между ИС «Электронная путевка» и системами туроператоров организовано тестирование прототипа поставщиками услуг в сегментах выездного и внутреннего туроперирования: компаниями «НТК Интурист» и ITM Group. К апробации привлекли разработчика программного обеспечения для автоматизации туристской деятельности – «Мегатек», отраслевое решение которого используют более 800 операторов по всей России.
Согласно плану тестирования в прототипе ИС «Электронная путевка» обработана информация о 40 тыс. туров и более 50 тыс. путевок с обезличенными персональными данными.
Для испытания опытного образца "Электронной путевки" мы выбирали операторов из крупного и среднего сегмента бизнеса, специализирующихся на различных туристских направлениях. Так, для обработки данных о турах в «НТК Интурист» внедрена собственная информационная система, а ITM Group использует программное обеспечение стороннего разработчика, доступное массовому рынку. В ходе тестирования мы учли все пожелания участников, сделали соответствующие корректировки, подготовили и согласовали регламент информационного обмена между всеми сторонами. На последующих этапах будет произведена интеграция с программными продуктами, используемыми остальными туроператорами, - сообщил Алексей Денисов. |
В рамках проведенной работы учтены разнообразие и специфика оказания услуг разными поставщиками. Не менее важным преимуществом компании-тестировщики называют возможность для каждого туриста в любой момент в режиме онлайн проверить статус своей путевки.
Перед нами стоит задача – обеспечить безопасность туристов, иметь возможность предупредить негативные последствия в случае чрезвычайных ситуаций, а также повысить прозрачность рынка туристических услуг. Для нас, как регулятора, очень важно видеть поддержку со стороны игроков туристского рынка. Отдельно хочется выделить туроператоров «НТК Интурист» и ITM Group, принявших участие в тестировании разрабатываемой системы. Данные компании показали свой высокий профессионализм в решении поставленной задачи и первые поддержали качественные изменения в налаживании механизмов регулирования туристической отрасли. Проявляемая инициатива участников рынка помогает в оперативности принятия решений и способствует повышению качества выполняемой работы. Параллельно мы ведем активную работу по подготовке и запуску нормативно-правовой базы. Реализуемый комплекс мер создаст необходимую платформу для качественного рывка в развитии туристской отрасли России, - рассказал Сергей Корнеев. |
Подписание контракта с «Астерос» на создание «Электронной путевки»
1 июля 2015 года группа «Астерос» сообщила о подписании контракта с Федеральным агентством по туризму на выполнение первого этапа проекта создания информационной системы «Электронная путевка».
Для создания современных механизмов регулирования рынка туризма, помогающих быстро и достоверно собрать информацию о проданных туристических путевках, количестве выехавших туристов на дату или за период, местах нахождения и сроках окончания туристических поездок, для организации регулируемого взаимодействия между участниками туристического рынка начат первый этап создания информационной системы «Электронная путевка».
Работа над созданием информационной системы началась согласно поручениям Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева (резолюция от 3 сентября 2014 г. № ДМ-П44-65пр) в декабре 2014 года, когда Ростуризмом была разработана и утверждена «Концепция создания информационной системы "Электронная путевка"». В июне 2015 года между Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) и группой «Астерос» подписан контракт на первый этап работ, которые подразумевают технорабочее проектирование системы и подсистем, разработку требований к их функционалу.
Предполагается, что ИС «Электронная путевка» обеспечит:
- прозрачность,
- контроль над деятельностью туроператоров и турагентов рынка в соответствии с законодательством РФ,
- возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли,
- формирование отчетности и статистику, аналитические данные.
Семь подсистем «Электронной путевки» будут оперативно обрабатывать и хранить данные, поступающие от туроператоров, ведомств, объединений, страховых компаний, органов сертификации.
В рамках проекта предусмотрена интеграция с 10 государственными, туристскими, банковскими и другими информационными системами, при этом вычислительные мощности ИС «Электронная путевка» будут обеспечивать обработку информации от 30 млн пользователей услуг туроператоров, выполнять прием не менее четырех запросов в секунду, а объем информации по каждому туристу, обратившемуся за услугой в ИС «Электронная путевка», будет содержать не менее 2 тыс. символов. Согласно условиям контракта, система должна соответствовать всем требованиям по информационной безопасности.
Создание централизованной туристической системы позволит достичь значимого и положительного социального аспекта и экономического эффекта для туристов, отрасли и государства в целом, – отметил Сергей Корнеев, заместитель руководителя Ростуризма. – В первую очередь, речь идет о снижении числа недобросовестных турфирм и исключении мошенничества в данной сфере. Кроме того, реализация проекта позволит минимизировать нарушения прав туристов, повысить их безопасность, упростить взаимодействие туроператор-турагент, а также поднять качество туристических услуг на территории России. |
На этапе создания информационной системы "Электронная путевка" 1-й очереди в 2015 году предполагается разработка её опытного образца. Ввод системы в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2017 года, – заявил Алексей Денисов, директор проекта группы "Астерос". – Без преувеличений этот проект является уникальным на российском рынке: 100% тождественным опытом, по нашим данным, не обладает никто. Однако в проектном портфеле "Астерос" присутствует ряд успешных кейсов, построенных на базе наших собственных решений, а также создание государственных систем федерального уровня, что позволит нам реализовать данный проект качественно и в срок. |
Примечания
- ↑ МЭР предложило перенести "Электронную путевку" для выездного туризма
- ↑ Система электронных путевок начнет действовать в России с 1 сентября
- ↑ «Электронная путевка» не расписалась
- ↑ Туроператоров обязали формировать электронную путевку
- ↑ Данные туристов об оплате, визах и страховке отдали в обработку «Ростеху»
- ↑ «Астерос» «стопроцентно победил» в суде, но заплатит штраф в 56 млн
- ↑ «Ростех» выпишет «Электронную путевку»