Заказчики: Федеральная налоговая служба (ФНС России) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: АйТи Продукт: БОСС-референт (продукт)Дата проекта: 1999/01 — 2006/06
Количество лицензий: 120000
|
В настоящее время число пользователей системы превышает 30 тысяч, а после завершения проекта в системе будет работать более 120 тысяч человек.
Федеральная налоговая служба России — крупнейшее ведомство в структуре государственных органов нашей страны. Ежегодно в ФНС поступают и обрабатываются более 200 тысяч документов от граждан, юридических лиц и государственных структур. В связи с этим одной из главнейших задач ФНС является создание системы управления документами. В качестве основы ведомственной системы электронного документооборота (СЭД) ФНС был выбран программный комплекс «БОСС-Референт», собственная разработка «АйТи» на платформе Lotus Domino/Notes. Совместный проект «АйТи» и Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС России (ГНИВЦ) по созданию СЭД стартовал в 1999 году и выполняется в три этапа.
В течение 1999 года был реализован пилотный проект внедрения системы в одном из подразделений центрального аппарата (ЦА) ведомства. После окончания полномасштабного развертывания СЭД в центральном аппарате в 2001 году в системе работали свыше 1 тыс. сотрудников. Тогда же по результатам опытной эксплуатации было принято решение о тиражировании СЭД в региональных структурах налоговой службы.
В ходе второго этапа, с 2002-го по 2004 годы, проектная команда выполнила внедрение СЭД в 82 Управлениях Федеральной налоговой службы (УФНС) по субъектам РФ. Кроме того, в 2003 году было осуществлено опытное внедрение системы электронного документооборота в 7 Межрегиональных инспекциях по федеральным округам и 7 Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.
В 2005 году стартовал завершающий этап создания единой ведомственной СЭД, в рамках которого в систему будут включены около 1500 районных, межрайонных и городских инспекций ФНС.
В течение 2005 года специалисты «АйТи» совместно с сотрудниками ГНИВЦ ФНС внедрили систему электронного документооборота в инспекциях Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — всего 116 объектов. На сегодняшний день СЭД, охватывающая инспекции Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, запущена в промышленную эксплуатацию.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Основной особенностью ФНС является трехуровневая система канцелярий. Собственную канцелярию имеет не только руководитель ведомства, но и его заместители, а также руководители департаментов. В связи с этим на уровнях ЦА и управлений действует многоканцелярская структура, что позволяет обеспечить работу с документами различных групп только тем пользователям, которые наделены соответствующими правами доступа. Сотрудники районных инспекций работают с базами данных «Канцелярия-ИФНС», созданными специально для каждой инспекции. СЭД автоматически формируются еженедельные реестры о доставленных и зарегистрированных в управлениях налоговой службы документах, которые передаются в ЦА. Аналогичные реестры поступают из районных инспекций в соответствующее управление.
Также такие базы данных, как «Для служебного пользования» (для документов с высокой степенью конфиденциальности) и «Заявления граждан» (для обращений налогоплательщиков), разделены для ЦА, управлений и инспекций.
В СЭД ФНС реализована возможность архивирования документов БД «Канцелярия». Архивы региональных управлений, инспекций и ЦА автономны. Специально для сотрудников налоговой службы была разработана система дистанционного обучения, которая учитывает все особенности СЭД ФНС и является ее модулем.
«В настоящее время 70% документооборота ФНС ведется в электронном виде. В результате внедрения СЭД сократилось время обработки документации. Стало возможным быстро осуществлять передачу информации между структурными подразделениями Федеральной налоговой службы, а следовательно, принимать решения и согласовывать документы. На мой взгляд, велика заслуга СЭД ФНС и в повышении уровня исполнительской дисциплины: движение документов абсолютно прозрачно, что облегчает контроль за исполнением назначенных в системе поручений и соблюдением установленных сроков. Включение в ведомственную СЭД инспекций — один из ключевых моментов проекта, так как именно на уровне инспекций происходит основная работа с налогоплательщиками. С расширением системы и включением в нее новых инспекций синергетический эффект от использования СЭД будет только расти», — отметил Ломинашвили Георгий, начальник отдела сопровождения и внедрения ПО электронного документооборота ГНИВЦ ФНС России.