Проект

«Гражданские самолеты Сухого» начинают использовать дроны при производстве «Суперджетов»

Заказчики: Региональные самолёты (ранее Гражданские самолеты Сухого)

Москва; Машиностроение и приборостроение

Продукт: Winnum Platform

Дата проекта: 2018/03 — 2018/06
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
подрядчики - 241
проекты - 774
системы - 622
вендоры - 408

2019: Начало использования дронов на производстве

«Гражданские самолеты Сухого» расширяют применение интернета вещей на производстве, планируя использование дронов для контроля качества внешней поверхности самолетов, рассказали представители компании в сентябре 2019 года. Это стало ответом на запрос от бизнеса сократить сроки и трудоемкость проведения операций, связанных с этим процессом, пояснил директор департамента ИТ компании Роман Марковский.

«
У нас сейчас идет объединение с корпорацией «Иркут», будет унификация систем и комплектующих для самолетов Superjet 100 с «МС-21». Соответственно, технологии, которые мы сейчас оттачиваем на нашем самолете, который, в отличие от «МС-21», уже выпускается серийно, могут использоваться и для среднемагистральной машины, - говорит Марковский.
»

В цехе окончательной сборки «Гражданских самолетов Сухого» в Комсомольске-на-Амуре есть шесть производственных участков сборки самолетов из готовых комплектующих, и такт выполнения работ на каждом участке составляет одну рабочую неделю. Каждую неделю все шесть самолетов, над которыми одновременно могут вестись работы, перемещаются с одного производственного участка на другой, объяснил Александр Кузнецов, заместитель директора департамента ИТ по развитию, который занимается поиском и апробацией новых технологий.

Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, где собирают самолеты Sukhoi Superjet (фото - ТАСС/Сергей Савостьянов)


При этом на каждой площадке рабочая неделя начинается с осмотра внешней поверхности, по результатам которого фиксируются все отклонения от производственных операций. Например, вмятины, сколы, царапины и т.д. Операция осмотра внешней поверхности может занимать 1-2 дня.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.4 т

Задумка компании заключается в том, чтобы из этого процесса полностью исключить человеческий фактор, полностью его автоматизировать, при этом сократив сроки осмотра внешней поверхности до 2-х часов. Дроны должны собирать данные и автоматически передавать их на сервер для анализа без участия человека. Включение сотрудника в процесс предполагается уже после того, как все данные проанализированы и классифицированы.

В проектируемом «Гражданскими самолетами Сухого» решении используются дроны простых моделей производства компании DJI – по два дрона на одну площадку, работающие в полностью автономном режиме. Роман Марковский рассказал TAdviser, что для позиционирования дронов в помещении возможно использование эмулятора GPS, устанавливаемый в цеху. Точность позиционирования составляет два сантиметра.

Также в решении задействованы еще несколько цифровых технологий, таких как видеоаналитика и нейронные сети. Видеоаналитика позволяет сократить время: обработка собранных дронами массивов данных – фото- и видеоматериала – человеком занимала бы больше времени. Здесь компания использует свои наработки в области видеоаналитики, уже опробованные на ее складе. Работа над видеоаналитикой для осмотра поверхности по состоянию на сентябрь все еще ведется.

Нейросети, в свою очередь, позволят решить задачу по определению типа выявленного дефекта. Система должна классифицировать порядка 70 типов дефектов на основании постоянно пополняемой базы данных из десятков тысяч фотографий и видео. Это, в свою очередь, минимизирует человеческий фактор как в нахождении дефектов, так и в определении его типа, говорит Александр Кузнецов.

«
Такое решение позволит не только сократить сроки осмотра, но и повысить качество: когда поверхность осматривает человек – это субъективный метод контроля. Сотрудник может иметь плохое зрение или быть уставшим, например. А техника не устает, - отмечает Кузнецов.
»

Система с дронами подключена к платформе интернета вещей Winnum, которую использовали ранее «Гражданские самолеты Сухого» в проекте «Интеренета вещей» (о том, как устроена платформа, см. в блоке ниже). Для этого было использовано решение Winnum Air, позволяющее подключать беспилотники. Они подключаются фактически так же, как и датчики оборудования.

В «Гражданских самолетах Сухого» рассматривают возможность передачи в дальнейшем авиакомпаниям, эксплуатирующим ее самолеты, осмотр их поверхности на основе дронов как дополнительный сервис. Они могли бы применять его перед полетом для осмотра воздушного судна, добавил Александр Кузнецов.

Роман Марковский в разговоре с TAdviser отметил, что в этом случае, впрочем, могут быть ограничения касательно эксплуатации дронов на улице: в сильную непогоду – дождь и ветер, облет с помощью наиболее распространенных дронов может быть затруднительным. Сильный дождь, к примеру, ставит под сомнение возможность получения материалов с видеокамеры.

Роман Марковский рассказал TAdviser, что помимо платформы интернета вещей на производстве «Гражданские самолеты Сухого» также внедряют платформу эксплуатации, позволяющую получать эксплуатационную статистику с летающих самолетов – телеметрические данные, данные технических и полетных служб, бортового журнала, а также логистических служб авиакомпаний. Их сбор уже организован с самолетов почти всех авиакомпаний, эксплуатирующих «Суперджеты». По словам Марковского, компания планирует увязывать данные, которые накапливаются с производства, с эксплуатационными, чтобы искать различные корреляции.

Правда, пока данные в режиме реального времени в полете собираются в минимальном объеме, поскольку спутниковый канал передачи данных стоит дорого. Информация обычно снимается, когда самолет приземляется.

2018: Платформа интернета вещей

«Гражданские Самолеты Сухого» провели пилотное внедрение технологий интернета вещей (IoT) в процессе сборки самолетов и рассматривают их использование в процессах производства новой модели воздушного судна. Об этом рассказал заместитель директора департамента ИТ компании Игорь Зыков, выступая на конференции TAdviser SummIT 30 мая 2018 года.

Технологии интернета вещей применили в цеху конечной сборки воздушных судов в Комсомольске-на-Амуре. Он представляет собой ангар, где собирают фюзеляж, соединяют крылья, оснащают судно двигателем и т.д., пояснил Зыков.

Игорь Зыков на TAdviser SummIT

IoT был задействован в трех процессах: контроль размещения воздушных судов на площадках производства, контроль климатических условий на производстве и контроль затяжки ключевых болтовых соединений.

В первом случае IoT использовался для мониторинга размещения самолетов на площадках производства в режиме онлайн с реальным отображением расположения воздушных судов в графическом виде. Также было реализовано отображение плановых и фактических производственных данных по этапам.

Слайд из презентации Игоря Зыкова на TAdviser SummIT 2018

Во втором случае с помощью IoT осуществлялся онлайн-мониторинг климатических параметров: температуры, влажности, запыленности, поступающих от датчиков, анализ и сравнения данных с допустимыми значениями. В случае возникновения отклонений показателей от заданных происходит информирование пользователя.

Что касается процесса затяжки ключевых болтовых соединений, здесь IoT-платформа применяется для сбора данных, поступающих с динамометрических ключей, анализа и сравнения параметров с данными сменного задания. Пользователь получает оповещение в случае возникновения отклонений показателей от заданных. Также осуществляется сбор, анализ и представление статистических данных о выполненных работах.

Отображаемые параметры контроля затяжки ключевых болтовых соединений (из презентации Игоря Зыкова на TAdviser SummIT 2018)

Для реализации задумки была использована готовая платформа промышленного интернета вещей (IIoT) – Winnum, разработанная резидентом «Сколково».

Проект реализовывался для того, чтобы показать бизнесу, как можно использовать новые технологии, объяснил Игорь Зыков. К июню была проведена демонстрация проекта руководству, и теперь предстоит решить, какое развитие сможет получить эта технология.

Скорее всего, IoT-платформа будет применяться в новой продуктовой программе, включающей создание самолета Superjet на 75 мест, предположил заместитель директора департамента ИТ «Гражданские Самолеты Сухого». О начале разработки этой модели воздушного судна компания сообщала в феврале 2018 года.

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Фотогалерея TAdviser SummIT 2018