Проект

"Иркутский авиационный завод" модернизировал систему управления разработками программного обеспечения

Заказчики: Иркутский авиационный завод

Иркутск; Машиностроение и приборостроение

Продукт: IBM Rational
Второй продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга

Дата проекта: 2006/03 — 2009/09
Количество лицензий: >50
Технология: Средства разработки приложений
подрядчики - 199
проекты - 436
системы - 690
вендоры - 352
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 855
проекты - 2670
системы - 186
вендоры - 124

Содержание

21 декабря 2016 года стало известно о проекте модернизации системы управления разработками программного обеспечения для Управления информационных технологий (УИТ) ИАЗ. В проекте приняли участие в качестве исполнителей компании ООО «СМ-Консалт» и ООО "Системный софт".

Задачи проекта

В 2006 году руководство Управления информационных технологий (УИТ) ИАЗ приняло решение о модернизации системы управления разработками программного обеспечения (ПО). Цели модернизации: повышение качества разрабатываемых на заводе программных продуктов и сокращение сроков процесса разработки.

Для решения задач в достижение обозначенных ориентиров проекта, были сформулированы три основные цели:

  • сведение всех норм и стандартов в единую систему;
  • повышение продуктивности работы специалистов УИТ за счет выравнивания нагрузки и внедрения средств автоматизации;
  • создание среды для автоматизации процесса разработки.

Нормативно-методическая база проекта, (2008)

Анализ имеющихся на рынке решений показал, что достичь наилучшего результата можно посредством внедрения процесса разработки ПО на основе методологии Rational Unified Process (RUP).

Ход проекта

Для выполнения работ был организован ИТ-проект и сформирована проектная группа из 15 специалистов УИТ и восьми специалистов компаний «СМ-Консалт» и «Системный софт». Эффективность коммуникаций внутри проектной группы обеспечивалась за счет выделения трех рабочих групп по ролевому принципу. В рабочие группы вошли специалисты отдела системного моделирования и поддержки проектов и отдела автоматизации систем управления конструкторской и технологической информации.

Внедрение технологических процессов выполнено в три этапа:

  • 2006 год - основные процессы: управление требованиями (Requirements) и процесс анализа и проектирования (Analysis & Design);
  • 2007-2008 годы - основной процесс реализации (Implementation) и вспомогательный процесс управления конфигурацией и изменениями (Configuration & Change Management);
  • 2009 год - процесс тестирования (Test).

Анализ результатов опытной эксплуатации первых внедренных процессов RUP показал, что реализация прошла успешно. Проект решили продолжить.

В 2007 году этапом проекта стала проработка и реализация процесса управления конфигурацией и изменениями.

В период с 2008 по 2009 год проведены опытная эксплуатация процесса управления конфигурацией и изменениями, оптимизация процесса управления требованиями и внедрение процесса тестирования ПО.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 58.6 т

На этапе апробации методологии выполнены задачи:

  • отработаны основные процессы жизненного цикла разработки ПО;
  • созданы предпосылки для повышения эффективности и прозрачности процессов разработки, тестирования и сопровождения ПО;
  • отработана технология построения прозрачного и управляемого процесса;
  • разработана нормативно-методическая документация для обеспечения процесса;
  • обучены специалисты;
  • продемонстрирована работоспособность предлагаемых решений на базе IBM Rational в условиях Иркутского авиазавода.

Основой для разработки нормативно-методической базы послужил RUP 2001А (рис. 2), в частности итерационный подход и состав фаз и процессов. При адаптации методологии учитывались отраслевые стандарты и требования модели зрелости CMMI уровней 2-3 для получения конечных целей, ориентированных на качество процесса.

Отдельные позиции были взяты из стандарта ИСО МЭК12207 и руководства по его внедрению.

Система нормативной документации по процессу включала в себя: положение - основной документ процесса, определяющий состав работ, ответственности для специализаций исполнителей при выполнении работ, содержание артефактов для процесса; комплект шаблонов документов по процессу; требования к артефактам, не являющимся документами (моделям, репозиториям, рабочим средам).

Внедрение процессов управления требованиями и анализа и проектирования ПО было выполнено собственными силами специалистов рабочей группы УИТ. Процессы были адаптированы и автоматизированы с помощью программных средств IBM Rational для использования на предприятии, разработаны нормативные документы уровня предприятия с описанием процессов, включая цели, структуру процессов, роли-исполнители, перечень результатов процессов.

Внедрение процесса управления конфигурацией и изменениями (УКиИ) выполнялась с привлечением консалтинговых компаний ООО «СМ-Консалт» и ООО «Системный софт». Консультанты выполнили автоматизацию процесса УКиИ и провели обучение специалистов завода.

Внедрение процесса тестирования также осуществлялось с участием компаний «СМ-Консалт» и «Системный софт», специалисты которых произвели полную постановку процесса, начиная с обучения специалистов и заканчивая разработкой нормативно-методического обеспечения и настройкой ПО, также провели обследование состояния уже внедренных на тот момент процессов разработки и сформировали рекомендации по их дальнейшему совершенствованию.

Итог проекта

В результате выполненных работ организована постановка полного жизненного цикла разработки ПО, проведена опытная эксплуатация и подготовка для внедрения в эксплуатацию всех процессов по технологии RUP.

Для автоматизации всех внедряемых процессов установлен и настроен комплекс программных средств IBM Rational, интегрированных между собой, использованию которых обучены все участники рабочих групп проекта.

Эффективность управления процессом разработки повысилась за счет создания нормативно-методологической базы, все роли исполнителей в ходе разработки четко распределены и подробно описаны. C внедрением средств автоматизации IBM Rational повысилось качество работ, уменьшилось время на принятие оперативных решений, снизилось влияние человеческого фактора.

Внедрение методологии RUP и инструментальных средств привело к положительному экономическому эффекту уже на протяжении трехлетней эксплуатации. Тиражирование апробированной методологии позволило увеличить положительный эффект. По состоянию на 2016 год с внедренными технологиями и методологиями работает более 50 сотрудников УИТ и проект продолжает расширяться.