Елена Новикова: Polymedia 25 лет — история успеха и планы развития
Тренды развития АВ-индустрии, тренды BI Компания Polymedia, одна из крупнейших российских компаний на рынке системной интеграции, дистрибуции и разработки аппаратных и программных решений, в этом году отметила 25-летие. Со дня своего основания 17 августа 1998 года компания проектирует и внедряет инновационные решения, задает тренды и продвигает новые технологии. Более подробно о достижениях компании Polymedia, итогах юбилейного года и стратегии развития рассказывает ее президент Елена Новикова.
С чего начиналась Polymedia? Как за прошедшие годы менялась стратегия компании и направления ее бизнеса?
Елена Новикова: Началось все с небольшого офиса в 5 человек, мы были молодой командой с большими амбициями. Тогда же к нам пришли профессионалы, которые определяют облик Polymedia сейчас, они росли вместе с компанией. Мы выпустили первый уникальный для России каталог оборудования для презентаций в 1998 году и привезли в Россию интерактивную SMART доску для школ.
Нам всегда были интересны инновации, новые тренды, развитие. Интерактивную доску я увидела на выставке MacWorld и меня поразила возможность рисовать поверх компьютерного изображения, а через 10 лет началось победное шествие интерактивных досок и дисплеев по миру.
Вообще мы много сделали первыми в аудиовизуальной индустрии (АВ-индустрии): первая интерактивная доска, первый светодиодный экран высокого разрешения для внутренних помещений (до этого были только уличные инсталляции невысокого разрешения), первая мировая награда InAVation Awards для российской компании, первыми сделали интерактивный дисплей FlipBox, включающий нашу разработку железа и наш софт, были пионерами в разработке ПО управления визуализацией на видеостенах (ПО Polywall). Одними из первых среди российских АВ-компаний мы поехали в Китай (в 2005 году), для поиска партнеров, прежде всего по светодиодным дисплеям. Еще тогда мы видели за этой технологией визуализации большое будущее и понимали, что именно Китай станет мировым лидером в этом направлении.
Стратегия развития бизнеса всегда была построена на принципе диверсификации — мы открывали новые направления и создавали нетиповые решения. Диверсификация помогла компании преодолевать кризисы и развиваться в жестких экономических условиях — одно направление нашего бизнеса всегда подстраховывало другое. В самом начале пути мы разделили бизнес на 3 направления: системная интеграция, дистрибуция и арендное направление. Направление дистрибуции занималось поставкой интерактивных досок, а потом и дисплеев в образование. Мы создали партнерскую сеть и одновременно развернули активную работу с преподавателями, создав сообщество для более чем 40 тыс. педагогов-новаторов.
Вскоре мы пришли к выводу, что образовательному рынку нужно нечто новое, инновационное — именно такими были на тот момент интерактивные дисплеи, поэтому в 2014 году выпустили на рынок свое семейство российских интерактивных дисплеев под собственным брендом TeachTouch.
Мы постоянно продолжаем пересматривать продуктовый портфель компании и развивать партнерскую сеть. В нашем нынешнем портфеле есть проекционная техника, робототехнические комплексы, цифровые учебные лаборатории и, конечно, интерактивные дисплеи, теперь уже российского производства (TeachTouch BT70, интерактивный сенсорный дисплей российского производства, РЭ-10286/22).
Расскажите, пожалуйста, о направлении системной интеграции. Какие из реализованных проектов вам наиболее запомнились?
Елена Новикова: Системная интеграция всегда была и остается важнейшим направлением работы компании. В работе над проектами мы осуществляем консалтинг, занимаемся проектированием и реализацией интеграционных решений под ключ. За 25 лет сделано много знаковых проектов, но самые интересные — те, в которых были применены неординарные высокотехнологичные решения, и которые специалисты компании реализовывали впервые в России. Яркими примером может служить — уникальное техническое решение для музыкального спектакля кинорежиссера Андрея Кончаловского «Преступление и наказание» в Московском театре мюзикла. Решение включало систему трекинга подвижных сценических декораций и динамическую подстройку геометрии проецируемого на декорации контента. Посмотреть видео
Масштабный проект по развертыванию инфраструктуры нового офиса компании «Мегафон». Ключевыми компонентами комплексного решения стали современные системы отображения информации, управления аудиовизуальным контентом, решения для удаленных цифровых коллабораций, бронирования и эффективного управления офисными локациями и рабочими местами.
Проект Центра управления сетями крупнейшего банка РФ, где в качестве инфраструктуры для распределения аудиовизуального контента между серверным помещением, рабочими метами и видеостеной было впервые применено масштабное решение класса AV over IP. В такого рода решениях в качестве среды передачи аудио-видеоконтента вместо специализированных АВ-интерфейсов и специализированного коммутационного AB-оборудования используется стандартная сетевая инфраструктура.
Какие вы видите сейчас направления развития АВ-индустрии?
Елена Новикова: Первое что бросается в глаза — это потеря лидирующих позиций таких сильных производителей систем управления и коммутации как Extron и Crestron, при этом это происходит не только в РФ. На сцену выходят сильные игроки — китайские и азиатские компании, имеющие более отлаженное производство с точки зрения цепочек поставок комплектующих. Продуктовые линейки многих азиатских копаний вполне развиты, качество и функциональные возможности уже не уступают известным американским или европейским вендорам, например Aten, Digibird Technology, Danacoid, Pixelhue и другие. Причем азиатские компании развиваются очень динамично. Важно, что они очень быстро подстраиваются под требования рынка и готовы адаптировать свои продукты под требования заказчика.
Очень динамично развивается светодиодная технология визуализации (официальное название Direct View LED). Этому способствует большое количество азиатских производителей, жестко конкурирующих между собой. Посещая Китай, мы видим, что местные производители вкладывают большие инвестиции в новые производственные линии и технологии. Например, передовая технология COB (Chip On Board) по которой производится все больше и больше светодиодных дисплеев.
Дисплеи, произведенные по данной технологии, обладают рядом ключевых преимуществ по сравнению с более ранними технологиями SMD, GOB, AOB. При этом цена на такие экраны стремительно падает и в скором времени, компании, не освоившие данную или более прогрессивную технологии, выйдут из технологической гонки. Стоит отметить, что культура производства передовых китайских компаний находится на очень высоком уровне.
Что касается инноваций, то появление сверхтонких LED-дисплеев, прозрачных экранов, которые действительно можно сворачивать в трубочку, дает неограниченные возможности дизайнерам и архитекторам в задачах креативного оформления интерьеров и экстерьеров общественных зданий и жилых пространств. Хорошей иллюстрацией данного тренда является мультимедиа продолжение концепции Street Art. В обновленной концепции во благо жителей современных городов сочетаются компоненты Digital Signage (рекламно-информационные медиа-поверхности) и медиа арт инсталляций, которые являются украшением городов, продолжением архитектурных форм.
В АВ-индустрии время от времени появлялись технологии, на которые (прежде всего маркетологи) возлагали большие надежды. Тем не менее сверх широкого охвата они не приобретали, а занимали лишь узкоспециализированные ниши. Примерами могут служить LCD-дисплеи способные воспроизводить стереоскопический контент и зеркальные дисплеи, экранная поверхность которых выглядит как обычное зеркало, но через него проступает полноцветное изображение. Кстати, несмотря на отсутствие ажиотажного спроса на подобные технологии мы успешно применяем их, а также другие технологические инновации, в креативных проектах для музеев, театров, выставочных пространствах.
Например, решения со стереоскопическими дисплеями воспроизводят объемный цифровой учебный контент в одном из классов инженерно-технологической школы №777 в Санкт-Петербурге. В одной из зон историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина зеркальный дисплей стилизован под обычное зеркало. При приближении к нему посетителей — проявляется анимированное полноцветное изображение поэта, которое приветствует посетителей музея. Смотреть подробнее
В креативных проектах находят свое достойное применение самые необычные технологии и их синергия. Так если дополнить даже привычную нам визуализацию на стандартном дисплее иммерсивным звуком, который формирует вокруг зрителя трехмерное аудио-пространство, восприятие контента становится совершенно иным. А если совместить технологию направленного звука, когда потолочный громкоговоритель воспроизводит фонограмму только для одного человека, стоящего непосредственно под ним, с технологией распознавания лиц, то получится еще одно креативное решение — «Ожившая картина». Это идеальное решение для музеев и других общественных пространств. Благодаря ему несколько человек, одновременно подошедших к разным дисплеям-картинам, могут слушать персонализированный интересный рассказ «ожившего» мультимедийного персонажа.
Технологии дополненной и виртуальной реальностей широко применяются в образовании и сфере различений. Основным недостатком данных технологий может служить необходимость применения в большинстве случаев индивидуальных шлемов. Но современные технологии визуализации не стоят на месте и сложные системы, основанные на специализированной съемке, обработке видеоконтента, и способах его визуализации способны творить реальные чудеса. Вот пример телепортационной установки. Наш сотрудник на этой фотографии находится на переднем плане, на специализированной дисплейной системе перед ним выступает вполне реальная девушка пианистка, которая является лишь передаваемым в высоком качестве изображением реальной девушки, находящейся за много километров. В перерыве между музицированием с ней или другими «виртуальными» персонажами можно пообщаться.
Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения могут быть применены в аудиовизуальной индустрии для улучшения процессов обработки и анализа звука и видео, автоматического распознавания и классификации контента, а также для создания персонализированных рекомендаций и специализированного контента. Сейчас множество примеров, когда искусственный интеллект создает вполне реалистичные изображения по текстовому описанию. В перспективе такие технологии вполне можно будет адаптировать для проектирования облика будущего конференц-зала или ситуационного центра.
Форматы генерации, передачи и воспроизведения аудиовизуального контента постоянно совершенствуются. Звук становится более многоканальным иммерсивным, разрешения контента постоянно растут FHD-4K-8K. Растет верность воспроизведения цветовых нюансов и градаций серого (HDR). Сегодня рядовому пользователю доступно такое качество воспроизведения звука и изображения, которое десяток лет назад обеспечивали только очень дорогие профессиональные системы. Любой может сегодня попробовать себя в роли видеорежиссера и оператора, при этом на выходе мы будем получать контент очень высокого профессионального качества. Видеомикшеры и устройства для титров и эффектов, которыми ранее пользовались только профессионалы, можно легко купить в свою домашнюю видеостудию.
Учитывая эти направления развития индустрии, мы строим свою стратегию развития в области аудиовизуальных решений.
Polymedia — лидер в области разработки и создания ситуационных центров. Как менялся этот сегмент за прошедшие годы и какие тенденции здесь наблюдаются сегодня?
Елена Новикова: У нас большой опыт создания ситуационных центров (СЦ) — мы занимаемся ими с 2002 года. Polymedia не только стала экспертом в области разработки и внедрения ситуационных центров для всех уровней управления, но и смогла занять лидирующую позицию на этом рынке.
Ситуационные центр решает самую актуальную задачу, стоящую перед органами государственной власти и корпорациями — повышение эффективности управления. Они создаются для руководителей̆ федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, министерств и ведомств, крупных компаний. Основная задача любого СЦ — информационно-аналитическая поддержка процедур и процессов принятия решений — важно создать все условия, которые помогут руководителям быстро находить эффективные решения, формировать и корректировать стратегию, не допускать кризисные ситуации. Как правило, СЦ представляют собой сложные технические комплексы (сбор, мониторинг, анализ, визуализация информации), состоящие из множества подсистем. Ключевыми элементами технической инфраструктуры ситуационного центра по-прежнему остаются экраны коллективного пользования и системы обеспечения визуализации разнородной информации на видеостенах.
Работая многие годы над оснащением ситуационных центров, мы накопили серьезную экспертизу. В нашем портфеле ситуационные центры органов государственной̆ власти, центры поддержки принятия решений, центры управления в кризисных ситуациях, центральные командные пункты и др. Мы создали ситуационные центры практически для всех регионов РФ, ситуационные центры компаний, корпораций, федеральных органов госвласти и силовых структур. Про многие из них мы не можем рассказать подробно, но если вы хотите увидеть одну из масштабных и интересных наших работ, то приходите на выставку «Россия» на ВДНХ в павильон Координационного центра Правительства РФ.
Вы развиваете ИТ-направление, как вы чувствуете себя в этом бизнесе и какие перспективы видите?
Елена Новикова: Polymedia сегодня — это аккредитованная системообразующая ИТ-компания, начав с небольшого коллектива, имеющего знания в аудио-видео мы выросли до разработчика ПО и системного интегратора в области ИТ. Это был долгий и непростой путь. Все началось с создания Центра разработки Polymedia, именно из него выросла, известная сегодня на рынке компания Visiology. Кстати, именно команда Visiology разработала тогда программное обеспечение Polywall, которое и сейчас активно продается на международном рынке. В 2015 году Visiology стала отдельной компанией и успешно развивает дальше свой основной продукт — BI-платформу (Business Intelligence) Visiology. Теперь Polymedia и партнеры развивают интеграционные проекты на базе платформы Visiology. Объединив нашу экспертизу в создании инженерно-технических решений и опыт в области визуализации информации с возможностями аналитической платформы, мы предлагаем нашим заказчикам новый уровень управленческих решений.
Какие направления в области BI будут перспективными в ближайшие несколько лет?
Елена Новикова: Мы видим большие перспективы в развитии рынка BI-решений, он активно растет, в том числе за счет уходящих с российского рынка зарубежных софтверных продуктов, однако это жесткий рынок и размер его ограничен, поэтому мы с удивлением видим новые и новые BI-платформы, разрабатываемые в России. Однако рынок сервисов по внедрению BI-платформ и хранилищ данных немаленький и он активно развивается, мы оцениваем его в 70-80 млрд руб. на текущий момент.
Имея в виду следующие направления развития в области BI мы строим нашу стратегию развития платформы Visiology и дополнительных сервисов:
- Сейчас существуют широкие возможности для визуализации данных: интерактивные графики, диаграммы, карты и другие инструменты, которые помогают представить информацию наглядно и понятно, однако на первый план выходит Story telling — умение аналитиков представить связанную историю на основе данных, имеющую ценность для руководителей и управленцев.
- Внедрение искусственного интеллекта (ИИ): Использование ИИ позволяет автоматизировать процессы анализа данных, предлагать рекомендации и прогнозы на основе имеющихся данных, а также оптимизировать процессы принятия решений, в тои числе искусственный интеллект мы применяем сегодня в ситуационных центрах и центрах управления.
- Применение управления на основе данных в области построения эффективных цифровых организаций. Здесь кроме BI-платформ используются хранилища данных и инструменты очистки данных, такие системы строят партнеры Visiology, в том числе компания «ПолиАналитика».
- Self-Service BI предоставляет пользователям возможность самостоятельно проводить анализ данных без необходимости обращения к ИТ-специалистам. Пользователи могут создавать отчеты, дашборды и аналитические модели самостоятельно, что позволяет им быстро получать нужную информацию и принимать решения.
- Мобильные BI-приложения: возрастает спрос на мобильные BI-приложения, позволяющие пользователям получать доступ к аналитике и отчетам на своих мобильных устройствах. Это позволяет оперативно получать актуальную информацию.
Мы уверены и это подтверждают наши заказчики, что Visiology — платформа №1 на российском рынке BI. Лидером ее делает: поддержка языка DAX, графическая модель данных TOM и встроенная в ядро высокопроизводительная оптимизированная аналитическая СУБД ViQube, формы сбора данных Smart Forms, а также самая лучшая поддержка пользователей и наличие развитой экосистемы экспертов и аналитиков.
25 лет компании — это значительная цифра, далеко не многие компании в России могут похвастаться такой цифрой. Расскажите, пожалуйста, в чем кроется основа успеха компании?
Елена Новикова: Считаю, что наш успех строится, прежде всего, на том, чтобы не бояться трудных и больших задач, таких, например, как формирование рынка или целой индустрии. Кроме того, нам приходится постоянно учиться, непрерывно развивать наши компетенции, экспертизу и осваивать новое.
Стоит отметить, когда наша АВ-индустрия только еще стояла у истоков, учиться было негде, у нас были только опыт и желание развиваться, поэтому мы стали для многих школой: мы дали возможность каждому нашему сотруднику развиваться, расти и главное обучаться. В этом есть огромный плюс, ведь с нашим юбилеем нас поздравили не только наши заказчики и партнеры, но вся АВ-индустрия. Многие сегодняшние лидеры и лучшие эксперты в АВ — начинали работу в Polymedia. Мы вместе работали, делали сложные проекты, обмениваемся опытом, дружим.
Основой нашего успеха я считаю корпоративную культуру компании. Мы приветствуем профессионализм, творческий подход к работе, создаем условия для постоянного развития компетенций и главное — мы подбираем людей, которые любят свое дело. Именно так формировалась и формируется нами сегодня лучшая команда на рынке. «Полимедийцы» — это большая семья и очень талантливая команда.