Илья Хала, 3data: Спрос на услуги наших дата-центров устойчиво растет
3data, крупнейший дистрибьютор услуг дата-центров в России, в 2024 году попал в санкционные списки США и потерял одного из главных акционеров. Как компания пережила непростой для нее год и что планирует делать дальше, рассказывает генеральный директор 3data Илья Хала.
Какую динамику выручки ваша компания ожидает по итогам 2024 года? Как вы оцениваете достигнутые за год результаты?
Илья Хала: 3data развивалась стабильно, в соответствии с намеченными планами. Мы выросли, привлекли новых клиентов и сохранили текущих, запустили ряд новых объектов и приобрели несколько площадок под будущие дата-центры, ввели новые услуги и выполнили планы продаж.
Мощности, которые планировали ввести в эксплуатацию под конец года, запустим в начале следующего из-за небольших задержек по строительной части. Но в целом все идет по графику. Каждый год мы растем по выручке на 25−30%. По предварительным расчетам, за 2024 год рост снова составит порядка 26%.
Как бы вы охарактеризовали текущее состояние рынка ЦОД? Как меняется спрос на услуги дата-центров и каковы причины этих изменений?
Илья Хала: Спрос на размещение оборудования (колокейшн) и облачные сервисы в наших дата-центрах устойчиво растет. За 10 лет мы сформировали репутацию доверенного поставщика услуг, нашими клиентами являются более 1000 компаний, и их количество растет.
При этом в целом уровень проникновения услуг по хранению и обработке данных в коммерческих ЦОД в России пока отстает от общемирового, у рынка большой потенциал. По моим оценкам, за следующие несколько лет рынок коммерческих дата-центров должен удвоиться.
Причин для роста несколько. Во-первых, компании, которые уже пользуются сервисной моделью, не планируют от нее отказываться и наращивают объемы по мере роста бизнеса, увеличения объема данных и ИТ-систем. Во-вторых, из России ушли западные и некоторые восточные провайдеры, вместо них заказчики выбирают российских операторов. И в-третьих, сегодня доля коммерческих дата-центров в России не превышает 20-25%, остальное — это корпоративные ЦОДы, которые постепенно заполняются, изнашиваются и устаревают. В это же время поставщики становятся более крупными и опытными, увеличивают набор качественных услуг и уровень ответственности. Поэтому многие компании принимают решение не тратить средства на модернизацию собственных ЦОДов, а перейти в коммерческие.
Мы, как крупнейший дистрибьютор услуг дата-центров в стране, целенаправленно информируем крупные отрасли о том, какого прогресса за последние годы достигли операторы коммерческих ЦОДов, и видим тренд к перетоку из корпоративных дата-центров в коммерческие.
Какие проблемы существуют на российском рынке дата-центров и как их преодолеть?
Илья Хала: По качеству российские дата-центры, наши в том числе, — одни из лучших в мире. У нас новые объекты, высокий уровень сервиса. Но, безусловно, не все идеально. Есть дефицит ресурсов, волатильность цен. Одна из наших задач — укрепить доверие клиентов, дать им возможность планировать не только текущие, но и будущие расходы. Для этого мы даем графики расширения ресурсов на несколько лет вперед и гарантируем доступность ресурсов вплоть до внесения графика расширения в договор. Наше ценообразование прозрачно, и заказчики могут планировать бюджет не только на ближайшие 1−2 года, но и на несколько лет вперед.
Еще одно препятствие — тот факт, что ЦОДы отнюдь не самые крупные компании в стране. Клиенты, чья выручка в сто раз больше выручки оператора, опасаются, что поставщик услуг не сможет нести ответственность за переданные ему бизнес-критичные системы. Это важный аргумент. Со своей стороны можем ответить, что, во-первых, 3data за 10 лет выросла во много раз и постепенно приближается к уровню крупных заказчиков, а во-вторых, помимо опыта, размера и профессиональной репутации мы даем дополнительные гарантии. Например, предлагаем страхование оборудования или ответственности на суммы, которые устроят заказчика. В итоге нам доверяют свои данные даже самые крупные компании.
Наблюдаете ли вы рост спроса на услуги дата-центров, связанный с развитием искусственного интеллекта, технологий обработки больших данных и, соответственно, резким увеличением потребности в вычислительных мощностях?
Илья Хала: Пока не наблюдаем, так как искусственным интеллектом как правило занимаются крупнейшие компании в стране и делают это на базе собственных корпоративных дата-центров. При этом есть общий тренд на рост требований к энергоемкости. За последние годы требования к мощности на серверную стойку выросли в разы. Пять лет назад стандартом была 5-киловаттная стойка, а реальное потребление и того меньше: 3,5−4 кВт в зависимости от заказчика. Сейчас в каждом техническом задании требования выше: от 6 до 20 кВт. Соответственно, мы проектируем новые дата-центры под такую мощность и можем отдавать до 20 кВт на стойку без какой-либо модернизации машинного зала.
Системы искусственного интеллекта намного более энергоемкие: им может требоваться 40-70 кВт на стойку. Мы изучаем спрос и, возможно, будем создавать специализированные машинные залы для таких систем, но только после подтверждения реального спроса со стороны заказчиков. Также нужно учитывать, что разрабатываются как более энергоэффективные чипы, так и альтернативные вычислительные технологии, поэтому окончательные требования к мощности могут оказаться ниже текущих прогнозов.
Когда мы поймем реальные потребности в ресурсах для ИИ на ближайшие годы, то, конечно, постараемся их удовлетворить. Возможно, это будут отдельные типы дата-центров или отдельные типы машинных залов внутри существующих дата-центров.
Есть ли у вас проблемы с закупкой качественного оборудования для дата-центров?
Илья Хала: Проблем нет. Задолго до введения санкций мы закупали лучшее оборудование в мире. Смотрели европейское, китайское, российское, американское, ближневосточное — и покупали лучшее по соотношению цена-качество, работая с поставщиками из разных стран.
Наш подход не изменился. Мы по-прежнему можем приобретать западное оборудование, используя параллельный импорт. Но мы никогда не фокусировались только на нем. Сейчас увеличилась доля отечественных, китайских, ближневосточных решений. Мы заметили, что за два года российские производители сделали качественный скачок и начали соответствовать высоким требованиям 3data. Решения, которые мы выбрали за последние два года, нас не подводят. В проектах 2025–2026 года мы планируем увеличивать долю российского оборудования и оборудования дружеских стран.
Второй момент — мы постоянно повышаем квалификацию инженеров и создаем резерв запасных частей. Даже полное прекращение поставок и отказ от поддержки не создаст критичных проблем. Инженеры самостоятельно обслуживают и ремонтируют любое оборудование, располагают необходимым запасом запчастей. А при окончательном выходе из строя будем заменять оборудование на предложения от поставщиков, гарантирующих бесперебойную работу в России.
В этом году 3data столкнулась с включением в санкционные списки Минфина США. Как это повлияло на деятельность компании?
Илья Хала: Это было неприятно, но не привело к значимым изменениям в работе. Мы российская компания, с российскими акционерами, представляющая услуги компаниям, которые работают в России.
Санкции вынудили нас стать менее публичными. Некоторые компании — и российские, и международные, опасающиеся санкций, не хотят афишировать наше партнерство, хоть и продолжают с нами работать. Впрочем, большинство клиентов никогда не любило афишировать, где расположены их корпоративные данные, так что и на публичность санкции повлияли не сильно. Мы продолжаем работать, клиентов не потеряли и стабильно привлекаем новых.
К сожалению, в этом году ушел из жизни один из главных акционеров 3data, Виталий Езопов. Что изменилось в компании с его уходом?
Илья Хала: Для меня Виталий был близким человеком, поэтому для меня лично это большая утрата. Пережить ее эмоционально тяжело. С точки зрения работы компании, уход Виталия не привел к существенным изменениям. Компания крупная и зрелая, работает много лет, все процессы отлажены. Виталий не был вовлечен в операционное управление. Планы развития мы всегда строили минимум на два года вперед, и все запланированное на 2025−2026 в силе. Компания продолжит развиваться, наследники вступят в права, и мы будем работать дальше с обновленным составом акционеров. За десять с лишним лет у нас сложились все необходимые внутренние практики и подходы, которые обеспечивают устойчивое развитие компании.
Тяжело сейчас всем. Экономическая ситуация, волатильность курса валюты, резкое повышение ключевой ставки влияют на нас так же, как и на большинство компаний в нашей стране. Мы на это смотрим как на временные трудности, с которыми успешно справляемся. У нас достаточно финансовой устойчивости для того, чтобы продолжать свое развитие, несмотря на нынешнюю экономическую ситуацию.
Мы сохраняем все планы развития, строим новые дата-центры, развиваем облачную платформу, наращиваем клиентскую и партнерскую базы.
Недавно компания Ростелеком приобрела дата-центр в Медведково. Как это событие повлияло на вашу компанию?
Илья Хала: Мы управляли дата-центром в Медведково в рамках развития направления по управлению крупными дата-центрами 3data HyperScale. Наши собственные дата-центры относительно небольшие — от 100 до 200 серверных стоек, они не могут принимать крупные проекты на 200 стоек и более. Изначально мы размещали таких заказчиков у партнеров, а в 2023 году взяли на себя управление дата-центром в Медведково на 4000 стоек.
Продажа дата-центра в Медведково Ростелекому стала частью изначально запланированной сделки. Мы приобрели ценный опыт управления объектом такого масштаба, отладили процессы и подтвердили компетенции в сфере гиперскейл дата-центров. Проект завершен, и сейчас строим уже сами аналогичный объект в Бирюлево. Другие подобные проекты будем анонсировать по мере их реализации.
Как развивается направление облачных услуг 3data?
Илья Хала: Облачная платформа RCloud by 3data сегодня объединяет более 100 сервисов для управления виртуальными машинами, базами данных, облачными хранилищами и другими сервисами в едином окне. Начиналась она с отдельных дополнительных сервисов в дата-центрах, но постепенно облачные услуги выросли до самостоятельного направления бизнеса, приносящего около 25% выручки.
RCloud by 3data активно развивается, и темпы роста облачных сервисов опережают темпы роста колокейшн-услуг. Мы видим рост спроса со стороны крупных заказчиков на частные выделенные облака, сервисы информационной безопасности, виртуальные рабочие места с графическими ускорителями (VDI с GPU). При этом сохраняется спрос на традиционные базовые услуги: виртуальные серверы, сервисы хранения данных, резервного копирования, объектного хранения.
На какие инновационные технологии вы делаете ставку в будущем?
Илья Хала: Процесс инноваций непрерывен. Проектируя и строя новый дата-центр, мы учитываем весь опыт предыдущего строительства и эксплуатации, а также появившиеся на рынке новинки. Каждый новый дата-центр 3data лучше предыдущего. Мы тесно сотрудничаем с производителями оборудования в России, Китае, Турции и Европе, озвучиваем им свои требования и получаем решения, созданные с учетом потребностей российских заказчиков. Наша внутренняя лаборатория активно тестирует российские программные решения, которых сейчас появилось очень много. Это как раз является одним из преимуществ работы с поставщиком услуг: протестировать такое количество решений самостоятельно заказчику непросто.
Также мы внедряем инновационные подходы к сотрудничеству с клиентами, предлагая долгосрочные контракты с прозрачным ценообразованием и гарантированным доступом к ресурсам. Наконец, наша уникальная услуга «переезд под ключ» включает в себя полный цикл миграции систем заказчика в наши дата-центры или даже между локациями клиента.