Константин Истомин, Directum:
Новая стратегия направлена на создание идеальной
ECM-системы цифрового предприятия
2018 год для компании Directum стал показательным в плане задач, которые приходилось решать. Каждый второй проект включал нестандартные процессы и подходы. О важных внедрениях, особенностях замещения иностранных и устаревших систем, а также ключевых приоритетах развития решений Directum в интервью TAdviser рассказал исполнительный директор компании Константин Истомин.
Расскажите, как прошел 2018 год для компании Directum? Каковы его ключевые итоги?
Константин Истомин: Главный показатель нашей работы — это реализованные проекты, т.е. решенные бизнес-задачи клиентов. Прошедший год показал стабильный рост количества проектов: это и новые проекты по внедрению или замещению систем (дочерние компании ПАО «Газпром»), и развитие текущих клиентов. Особого внимания заслуживают проекты, где решались нетривиальные задачи документооборота: конфиденциальное делопроизводство (Группа ЧТПЗ), кадровый документооборот (ООО «Локомотивные технологии»), развитие Региональной системы исполнения регламентов (Правительство Рязанской области), внедрение искусственного интеллекта (АО «ОДК») и др.
Мы анонсировали несколько инновационных решений: от интеллектуальных сервисов до чат-ботов. В их основе лежат актуальные потребности бизнеса, с которыми мы регулярно сталкиваемся.
Весь спектр решений и принципиальные подходы к работе отражены в новой долгосрочной стратегии Directum DigitALL. И сегодня мы предлагаем своим заказчикам не просто СЭД со стандартным набором функций, а комплексную интеллектуальную ECM-систему для решения задач цифрового предприятия. Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Важным событием для компании стал выпуск версии 3.0 системы Directum RX. Это новая точка отсчета — теперь DirectumRX не просто легкое облачное решение для небольших компаний, это современная функциональная ECM-система с продуманной эргономикой и встроенной средой разработки. Система по-прежнему доступна как в облачной, так и в локальной поставке и обеспечивает работу нескольких тысяч пользователей.
Какие важные нововведения появились в решениях Directum?
Константин Истомин: Мы не просто следим за трендами, мы изучаем предметные области, разрабатываем решения и самое главное — применяем их на практике.
Ключевое нововведение, которое появилось в решениях компании Directum в 2018 году, — это искусственный интеллект. Уже сейчас заказчики обрабатывают документы с помощью интеллектуальных сервисов Directum Ario, им доступны разные возможности: извлечение фактов из текста, автоматическая классификация и распределение потоков писем, договорных документов, первички; выявление изменений в документах, определение ответственного исполнителя и умный поиск.
Выпущено решение «Долговременный архив», которое обеспечивает управление бумажным архивом и юридически значимое хранение электронных документов с соблюдением всех процедур архивного делопроизводства.
Для вовлечения в цифровые процессы всех сотрудников разработаны корпоративные чат-боты. Также чат-боты активно используются в решении по обмену электронной транспортной накладной (ЭТрН) в сервисе обмена Synerdocs.
К слову, Synerdocs стал первым российским сервисом, который позволяет компаниям обмениваться электронными транспортными накладными. Используют его все участники цепочки поставок — транспортно-логистические компании (ТЛК), грузополучатели и грузоотправители.
Новые возможности появились в решении для организации сквозных процессов в холдинге — взаимодействие между компаниями может и должно быть простым и контролируемым. В области межкорпоративного документооборота расширяется список коннекторов к сервисам обмена, доступны инструменты тонкой настройки бизнес-процессов — прямо из ECM-системы документы отправляются контрагентам и контролируется их возврат.
Расскажите о новых проектах, выполненных компанией за последний год.
Константин Истомин: Последний год стал очень показательным в плане задач, которые приходилось решать. Каждый второй проект — это нестандартные процессы и подходы. Так, например, завершился проект в Группе ЧТПЗ. Порядка 7 000 пользователей в 100 городах работают в единой ECM-системе. Что нетривиального в проекте — реализовано конфиденциальное делопроизводство, учтены все требования к хранению и обмену документами с грифом в электронном виде.
В 2018 году развивались крупные проекты. ПАО «Сургутнефтегаз» и его дочернее общество ОАО «Калининграднефтепродукт» перевели в электронный вид работу с бухгалтерской документацией. В первом случае автоматизация коснулась регистров бухгалтерского учета, во втором — налажен юридически значимый обмен документами между подразделениями.
В ООО «Локомотивные технологии» реализовано решение по оценке персонала. Благодаря прозрачности процедур и понятной методике оценки персонал замотивирован развивать собственные навыки для соответствия компетенциям и корпоративным целям.
Интересны проекты по внедрению интеллектуальных сервисов в ПАО «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) и в АО «ОДК-Авиадвигатель». Компании обрабатывают потоки входящих бумажных документов с помощью Directum Ario. Всего за прошедший год мы реализовали 8 проектов с внедрением искусственного интеллекта, среди них, конечно, есть и пилотные проекты.
Среди проектов в государственном секторе нужно отметить внедрение системы в Мурманской областной Думе, работы в Правительстве Рязанской области: мультирегиональность и интерактивные формы заявлений для ЕПГУ, работа в СМЭВ через системы-интеграторы.
Стартовали масштабные проекты внедрения единого долговременного архива документов в крупных компаниях. Во всех случаях это крупные компании, где порядка 10 000 пользователей информационных систем. В таких организациях накоплены большие объемы не только бумажных, но и электронных документов, поэтому управление их хранением становится весьма актуальной задачей.
С каждым годом все более востребованы мобильные решения. Directum Solo для руководителей активно используется в АО «Гражданские самолеты Сухого», Группе ЧТПЗ, в Правительстве Вологодской области. С Directum Jazz работают сотрудники в АО «Главкосмос», «ВР-Ресурс», АО «ОДК — Газовые турбины».
Множество проектов клиенты выполняют самостоятельно: это и внедрение с нуля, и развитие текущих решений. Общую картину и масштаб проделанной работы мы видим на ежегодном конкурсе ИТ-проектов и решений Directum Awards. Последний конкурс, который завершился в марте 2019 года, собрал 85 заявок. Среди участников отметились ПАО «Т Плюс», ПАО «Русполимет ПАО», ПАО «Совкомбанк», фармацевтические компании АО «Гедеон Рихтер - Рус» и Biocodex.
Были ли среди новых проектов внедрения, в которых замещался иностранный продукт?
Константин Истомин: Я уже упоминал проект в Группе ЧТПЗ, там замещалась иностранная система электронного документооборота. Миграция исторических данных, накопленных за 10 лет использования EMC Documentum, стала отдельной масштабной задачей проекта.
На проекте нашего партнера в АО «Гражданские самолеты Сухого» (АО «ГСС») также замещалась система EMC Documentum. На базе Directum создано единое информационное поле, которое связано с основными крупными информационными системами АО «ГСС». Обеспечено взаимодействие каждого подразделения и департамента как в Москве, так и в других подразделениях, в том числе взаимодействие между производствами в разных концах страны.
В дочерних обществах ПАО «Газпром» сейчас ведутся проекты внедрения с замещением систем на платформе Lotus. В пользу Directum сыграли сразу несколько факторов: наличие в портфеле готовых решений и возможность их адаптации, интеграционные механизмы с системами SAP и наш опыт ведения масштабных проектов, в том числе в других компаниях общества.
Насколько наработан у вашей компании процесс замещения зарубежных ИТ-решений? Можете ли кратко сформировать примерный план перехода с иностранной системы на вашу СЭД?
Константин Истомин: Для эффективного внедрения наших продуктов в компании есть специальная технология, учитывающая многолетний опыт замещения, в том числе и зарубежных ИТ-решений. Особой разницы нет, чей продукт замещать — отечественный или иностранный, алгоритм действий принципиально одинаков.
Каждый второй проект внедрения сейчас — это замещение устаревшего ПО. Большинство компаний-заказчиков уже имеют опыт работы с системами электронного документооборота, и сегодня достигли той степени зрелости, когда есть понимание задач и конечной цели цифровизации.
Технологию внедрения с замещением системы практикуют и наши партнеры. Они обладают достаточно высокими компетенциями, чтобы самостоятельно реализовывать такие проекты: ПАО «Ил» («Танаис»), издательский дом Conde Nast («Акелон»), АО «ОДК» («Современные технологии»), Правительство Ярославской области («Финэкс Качество») и т.д.
Условно минимальный план замещения состоит из нескольких этапов:
- анализ заказных наработок под клиента и накопленных исторических данных в замещаемом ИТ-решении;
- развертывание и настройка системы Directum;
- обучение пользователей клиента;
- миграция исторических данных из замещаемого ИТ-решения;
- поддержка сотрудников клиента на этапах тестовой и опытной эксплуатации.
При переходе на новую систему мы призываем клиентов стремиться к более высоким результатам. Это не должна быть замена ради замены, нужно оценивать эффективность действующих процессов и пересматривать их при необходимости, переходить на полностью цифровую форму, расширять использование по охвату задач и пользователей. Нужно выходить на новый уровень управления — на новый уровень цифровизации.
Каких, по вашему мнению, доработок требуют законодательные решения в сфере ИТ-импортозамещения? За счет чего можно было бы качественно улучшить и ускорить этот процесс?
Константин Истомин: Импортозамещение сегодня — это не столько закон, сколько рекомендация и направления развития. Да, в действующих НПА иногда не хватает конкретики и однозначности трактовок, но в целом на уровне законодательства уже сделано достаточно. Политическая воля объективно есть и понятна всем, импульс уже дан — реальное движение в направлении импортозамещения есть.
Нужно ли что-то улучшать в законодательстве? Дискуссионный вопрос. Сейчас нужна грамотная плотная работа ИТ-профессионалов на местах. Не заниматься достижением показателей по импортозамещению, а создавать надежные и эффективно работающие системы. Важно, чтобы выделялось финансирование. Тогда останется только поддерживать весь этот огромный сложный механизм.
Каковы планы развития ваших продуктов на ближайшие годы? Какие направления для вас будут в приоритете?
Константин Истомин: Направления развития продуктов компании отражены в стратегии Directum DigitALL, которая обеспечивает комплексный подход для реализации идеальной ECM-системы современного цифрового предприятия. Какие направления включает в себя стратегия:
- Юридическая значимость электронных документов, которая должна обеспечиваться во внутренних и внешних процессах компании: важно поддерживать работу с разными видами ЭП, выстраивать интеграцию с сервисами ЭДО, правильно организовывать долговременное хранение документов с сохранением их юридической значимости.
- Омниканальность — это различные варианты доступа к корпоративной информации и услугам за пределами «стационарной» ECM-системы: мобильные приложения, чат-боты, интеграция с корпоративными порталами, встраивание в сторонние приложения.
- Удобство пользователей при взаимодействии с решениями. Мы уделяем особое внимание проработке интерфейса (UI/UX), стараемся облегчить адаптацию пользователей за счет встроенной системы обучения, для повторяющихся рутинных операций в системах предусмотрены мастера действий и конструкторы документов.
- Интеллект и роботизация берут на себя часть рутинных операций пользователей. Интеллектуальные сервисы используются для автоматической классификации документов, извлечения фактов из текстового слоя, на базе чего могут сравниваться разные версии документов, формироваться аннотации и т.д. Кроме того, с использованием интеллектуальных сервисов реализуется умный поиск (Smart Search).
- Набор бизнес-решений, готовых к внедрению, также постоянно расширяется и совершенствуется. Нам важно дать клиенту решение конкретной задачи бизнеса, учесть все требования и особенности процессов, реализовать их на самом современном уровне цифровизации. Сейчас это и кадровые процессы, и командировочные расходы, и закупки, и даже бухгалтерия.
- Мощная ECM-платформа — это основа цифрового предприятия, поэтому имеет значение ее масштабируемость, возможность быстрой адаптации и интеграции с другим ПО. Крупным организациям и холдингам актуально построение ECM-системы с распределенной архитектурой, чтобы решение было оптимальным по функциональности и трудоемкости сопровождения.
Все направления важны, но наиболее трендовыми сейчас являются интеллект и роботизация (RPA-системы), а также юридическая значимость. Последнее особенно актуально в контексте кадрового документооборота.
Совместно с Министерством труда и социальной защиты мы участвуем в проработке законодательных аспектов кадрового делопроизводства. Также компания Directum входит в состав тематических групп по программе «Цифровая экономика». Наиболее обсуждаемые вопросы связаны как раз с правильным хранением документов и обеспечением их юридической значимости.
Все это делается для того, чтобы наши решения были максимально готовы к переходу на полностью цифровое взаимодействие всех сотрудников и контрагентов.