Содержание[Свернуть] |
Основная статья: Автомобильный рынок в России
2025: Производители грузовиков с наибольшим числом дилеров в России - SITRAK, Dongfeng, Howo, FAW, KAMAZ
В июне 2025 года стало известно о том, что пятерка лидирующих производителей грузовых автомобилей по количеству дилерских контрактов включает четыре китайских бренда и одну российскую марку. Общее число официальных дилерских центров по продаже грузовиков в России составило 2 238 на середину мая 2025 года. Данные подготовлены агентством «Автостат» в рамках обновленного отчета о мониторинге дилерских контрактов по грузовым автомобилям.
По данным агентства, лидером по количеству дилеров стал китайский бренд SITRAK с 384 официальными представительствами. Второе место занимает другая китайская марка Dongfeng, имеющая 254 дилерских центра. Тройку лидеров замыкает китайский производитель Howo с 252 дилерами.
Четвертую позицию в рейтинге занимает китайская марка FAW, располагающая 184 дилерскими контрактами. Пятое место достается единственному российскому представителю в топ-5 — компании KAMAZ, которая имеет 127 официальных дилеров по стране.Роман Тарабрин, К2Тех: Проблема управления «зоопарком» сетевого оборудования актуальна для большинства российских компаний
Топ-5 производителей грузовиков по количеству дилеров в России выглядит следующим образом:
- SITRAK (Китай) — 384 дилера;
- Dongfeng (Китай) — 254 дилера;
- Howo (Китай) — 252 дилера;
- FAW (Китай) — 184 дилера;
- KAMAZ (Россия) — 127 дилеров.
На указанные пять брендов приходится более половины всех дилерских контрактов по продаже грузовых автомобилей в России — 54% от общего числа. Совокупно эти производители контролируют 1 201 дилерский центр из 2 238 действующих в стране.
Доминирование китайских производителей в дилерской сети отражает растущее присутствие компаний из КНР на российском рынке коммерческого транспорта. Четыре китайских бренда из топ-5 контролируют 1 074 дилерских центра, что составляет 48% от общего количества официальных представительств.
Российский KAMAZ, несмотря на пятое место в рейтинге, остается крупнейшим отечественным производителем грузовиков по количеству дилерских точек. Компания располагает разветвленной сетью официальных представительств, обеспечивающей присутствие бренда в различных регионах страны.[1]
2024
Рост выручки 25 крупнейших автодилеров на 19% до ₽2,4 трлн
Суммарная выручка 25 крупнейших российских автомобильных дилеров по итогам 2024 года выросла на 19% и достигла ₽2,4 трлн. При этом общие продажи новых автомобилей у лидеров рынка увеличились на 36% и составили 569 512 единиц, согласно данным рейтинга, опубликованного журналом «АвтоБизнесРевю» в апреле 2025 года.
Как пишет Forbes, крупнейшим дилерским холдингом по выручке остается «Рольф» с показателем ₽283,7 млрд, что на 12,4% ниже результатов 2023 года. Лидером по количеству проданных новых машин сохраняет позиции компания «Мэйджор», реализовавшая 48 000 автомобилей, что на 17,1% больше, чем годом ранее. Согласно аналитике агентства «Автостат», в России за 2024 год было продано 1,57 млн новых легковых автомобилей, что означает, что топ-25 компаний контролирует 33,7% российского авторынка.
Главный редактор «АвтоБизнесРевю» Георгий Аплевич отмечает, что российский рынок в 2024 году увеличился почти в полтора раза. Первое полугодие характеризовалось умеренным подъемом, который сменился резкими скачками осенью, а в конце года наблюдался сильный спад, нетипичный для сезона. Тем не менее, отложенный спрос, устранение дефицита предыдущих лет и активность покупателей перед несколькими волнами повышения цен привели к лучшему результату рынка за последние пять лет.
В первой пятерке дилеров по продажам новых автомобилей произошли значимые перестановки: нижегородский холдинг «Агат» поднялся с пятой позиции на вторую, показав рост в 63,8%, в то время как краснодарский «КлючАвто» опустился с третьего места на пятое с наименьшим ростом в рейтинге — всего 2,9%.
Быстрый подъем «Агата», по мнению Георгия Аплевича, объясняется в первую очередь активным расширением дилерской сети — в 2024 году компания открыла 36 салонов в 13 городах России, представляющих 14 автобрендов. Другим фактором успеха стало наличие в портфеле отечественных марок «Лада» и ГАЗ, а также эффективное использование сибирских активов, приобретенных у красноярской ГК «ББР Авто» в конце 2021 года.[2]
Карта автодилеров в России
Количество автодилерских центров в России существенно увеличилось. По состоянию на октябрь 2024 года их численность достигла 4040, тогда как в конце 2023-го действовали 3653 салона. Такие данные приводятся в материалах аналитического агентства «Автостат», обнародованных в середине декабря 2024 года.
Отмечается, что больше всего автодилерских центров в России насчитывалось в 2015 году — 3797. В последующие годы показатель практически всегда снижался — исключением стали 2018-й и 2022-й, когда был зафиксирован небольшой прирост. Но в целом к началу 2023 года количество дилеров уменьшилось почти на 17% по сравнению с 2015-м.
В 2024 году произошел значительный рост. По сравнению с концом 2023-го прибавка составила почти 11%. Это связано прежде всего с расширением дилерских сетей китайских марок и приходом в Россию новых игроков из КНР.
Больше всего дилерских салонов насчитывается в Центральном федеральном округе — 30,8% от общего количества. На втором месте находится Приволжский федеральный округ с долей 23,2%, а замыкает тройку Северо-Западный федеральный округ с 12,5%. Показатель Уральского федерального округа составляет 10,4%. Затем идут Южный (9,9%), Сибирский (8,3%), Северо-Кавказский (2,7%) и Дальневосточный (2,1%) федеральные округа.
В обзоре «Автостата» говорится, что дальнейшее развитие дилерской сети в РФ зависит от ряда факторов. Положительное влияние на отрасль оказывают увеличение денежной массы, значительный рост доходов ряда категорий населения, а также маркетинговая активность дилеров и производителей. С другой стороны, существуют отрицательные факторы, среди которых — высокая инфляция, рост цен на товары и услуги, повышение утильсбора (и соответственно увеличение цен на новые автомобили) и снижение доступности автокредитов.[3]
Сколько в России автодилеров. Бренды. Инфографика
По состоянию на октябрь 2024 года в России действовали 4040 официальных дилерских центров. Для сравнения, в октябре 2021-го их количество составляло 3143. Таким образом, за три года зафиксирован рост на 28,5%. Об этом говорится в материалах аналитического агентства «Автостат», опубликованных 31 октября 2024 года.
В связи со сформировавшейся геополитической обстановкой значительные изменения в РФ претерпела структура автодилеров. В докризисный период больше всего точек было у европейских марок — 27,9% в 2021 году. Доля японских и китайских брендов при этом находилась на одном и том же уровне — примерно 21%. Однако на фоне санкций доля европейских автодилеров упала практически в семь раз, оказавшись на отметке 4,2% в октябре 2024 года. Показатель японских марок уменьшился до 5,4%. Вместе с тем китайские компании заняли 65,1% рынка.
Поднялась также доля дилеров отечественных марок, но не столь существенно, как у китайских — с 13,2% до 18,4%. У корейских производителей показатель в течение 2021–2024 годов сократился почти в три раза — с 12,9% до 4,4%.
Если рассматривать отдельные бренды, то самой крупной дилерской сетью в России обладает Lada («АвтоВАЗ»): у нее количество точек с октября 2021-го по октябрь 2024 года увеличилось с 302 до 333. На втором месте в рейтинге 2024 года оказалась китайская Chery с 223 дилерскими центрами, тогда как тремя годами ранее это место принадлежало Kia, у которой насчитывалось 199 точек. В целом, помимо российской марки Lada, в Топ-5 по количеству дилерских центров на октябрь 2024 года входят исключительно китайские поставщики: это упомянутая Chery, а также Changan (Changan Motors Rus, Чанъань Моторс Рус), Geely и Omoda. Прежние лидеры Hyundai, Renault и Volkswagen полностью выбыли из пятерки.[4][5]
Рост числа автодилеров на 489 до 3653 дилерских центров
К середине в январе 2024 года в России работает 3653 официальных дилерских центра по продаже и обслуживанию легковых автомобилей, что на 489 салонов больше, чем годом ранее (в январе 2023-го в РФ было 3164 таких точек). Об этом свидетельствуют данные «Автостата», опубликованные в январе 2024 года. Эксперты берут в рассмотрение официальные дилерские центры (контракты) по продаже и обслуживанию легковых автомобилей, без учета сервисных партнеров.
По оценкам аналитиков агентства, в 2023 году в России появились новые автобренды из Китая, которые с нуля открывали свои дилерские сети. Лидирует среди них Jaecoo, который открыл 158 автосалонов. Второе место занял Jetour с 145 точками продаж, третье — Kaiyi со 105. Далее следуют BAIC (92 автосалона), Livan (80), Tank (41), SMW (32) и Hongqi (19). Всего за год в стране появилось 19 новых марок из КНР.
Также нарастили количество центров и ранее присутствовавшие на рынке китайские производители. У JAC появилось 52 новых шоурума, у Changan (Changan Motors Rus, Чанъань Моторс Рус) — 51, у Omoda — 49, у Geely — 42, у Voyah — 37, у FAW — 27, у Haval — 25, у Exeed — 18.
Отечественные бренды тоже провели работу над увеличением количества своих дилеров. Например, «Москвич» в прошлом году открыл 71 шоурум, Evolute — 15, также 4 новых автосалона занялись продажами Lada.
Что касается расторгнутых договоров, то речь идет в первую очередь об автопроизводителях из Европы, Японии, Южной Кореи и США. Сеть сократилась практически у всех покинувших российский рынок производителей, в то время как у китайских — выросла до 65% от общего числа.
Эксперты агентства «Автостат» отмечают, что при сохранении наметившейся тенденции на авторынке доля китайских и российских производителей будет и дальше расти.[6]
2023
Названы крупнейшие автодилеры в России
В 2023 году суммарная выручка 25 крупнейших автодилеров в России достигла 1,5 трлн рублей, что на 56% больше по сравнению с предыдущим годом. Эти компании нарастили продажи новых машин на 53% в годовом исчислении — до 412 852 штук. Такие данные отражены в материалах журнала «АвтоБизнесРевю», обнародованных 22 апреля 2024 года.
Рейтинг автомобильных дилеров в РФ, как сообщает Forbes, в 2023 году возглавляет «Рольф», выручка которого достигла 323,87 млрд рублей. Это на 40% больше по сравнению с предыдущим годом, когда продажи компании оценивались в 231,6 млрд рублей. На втором месте располагается фирма «Ключавто», у которой продажи в годовом исчислении подскочили на 84% — со 130,02 млрд до 239,19 млрд рублей. Замыкает тройку «Авилон» с выручкой приблизительно 90,91 млрд рублей по итогам 2023 года против 74,36 млрд рублей в 2022-м (плюс 22%).
По количеству реализованных новых машин в 2023 году пальма первенства досталась дилеру «Мэйджор», который продал около 41 тыс. машин, показав рост на 64% по отношению к предыдущему году. На втором месте располагается «Автомир» с 36 тыс. проданных автомобилей и прибавкой на уровне 29% в годовом исчислении. Закрывает тройку «Ключавто», реализовавший 29 835 машин, что на 60% больше по сравнению с 2022-м.
В общей сложности в рейтинг «АвтоБизнесРевю» вошли 50 автодилеров, которые контролируют примерно половину российского авторынка. В 2023 году они суммарно реализовали 567 972 автомобиля, что на 58% больше, чем годом ранее. Столь значительный рост специалисты объясняют низкой базой 2022-го, когда продажи новых машин в РФ сократились на 58,7% по отношению к 2021 году. В исследовании также говорится, что в 2023 году в России было открыто 1568 автомобильных шоурумов, а закрыто — 997.[7]
Доля российских салонов, продающих китайские автомобили, выросла до 65%
К концу 2023 года 65% автосалонов в России занимались продажами машин китайских производителей, что на 34 процентных пунктов больше, чем годом ранее. Таким образом, за год в РФ появилось около 2,3 тыс. дилерских центров китайских брендов. Такие данные приводятся в опубликованном в январе 2024 года исследовании «Открытие авто» и «Автобизнесревю».
Как сообщает ТАСС со ссылкой на этот отчет, в 2023 году всего в России открылись почти 1,6 тыс. новых автосалонов, из которых 1,4 тыс. - китайских брендов.
Самым активно развивающимся китайским автобрендом в России в 2023 году стал JAC, нарастивший число автосалонов на 73% – до 121 (девятое место в общем рейтинге). Лидирует по числу дилеров Chery с 207 шоурумами (+13,1% за год). На второй и третьей строчках находятся Geely (170 салонов, +19,7%) и Omoda (165 салонов, +52,8%).
По мнению экспертов, в 2024 году подобного роста количества китайских шоурумов в РФ ждать не стоит. Эксперты прогнозируют, что их доля достигнет не более 70% от всего количества автосалонов при условии сохранения нынешней экономической обстановки. Ожидается, что к лету 2024 года число дилерских центров может сократиться из-за соперничества на рынке и переизбытка открывшихся шоурумов.
Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов заявил о том, что доля китайских машин среди новых автомобилей в России достигла 61% по итогам 2023 года. По сравнению с 2022 годом доля машин из КНР выросла почти вдвое (37% в декабре 2022 года).
![]() | Китайские производители заполнили российский рынок за счет отсутствия альтернативы и конкуренции. В 2024 году, когда будет снижена ключевая ставка, появится стимул для увеличения объемов продаж автомобилей. Поэтому можно предположить долю продаж китайских автомобилей на уровне 65%, - прогнозирует генеральный директор дилерского холдинга «Автодом» Андрей Ольховский.[8] | ![]() |
Рост в 1,5 раза числа дилеров китайских марок авто
На территории РФ насчитывается более 1 тысячи автомобильных дилеров китайских брендов – почти в 1,5 раза больше, чем год назад. На середину января 2023 года общее количество официальных дилеров китайских марок в России составило 1053. Учитывая то, что в январе 2022-го этот показатель был равен 723, получается, что за год он вырос на 330, или на 46%. Таким образом, сегодня больше всего дилеров в нашей стране у «китайцев».
Лидировавшие ранее автомобильные европейские бренды сейчас в общей сложности имеют 721 дилера – на 163 меньше, чем годом ранее. Интересы японских брендов в РФ представляют 518 компаний (-145 дилеров в 2022 году), российских – 452 (+34), корейских – 396 (-3), американских – 24 (-109). Автостат
2022: В России работают 3141 автодилер
На середину октября 2022 года в РФ всего числится 3141 автодилер.
Общее количество официальных дилеров китайских марок в России составило 830, причем за последние 3 месяца оно увеличилось на 90.
У «европейцев» же сейчас в общей сложности насчитывается 811 дилеров – на 20 меньше, чем в середине июля.
Интересы японских брендов в нашей стране представляют 635 компаний (-18 дилеров в 3 квартале), российских – 428 (+6), корейских – 400 (-1), американских – 37 (-19).