Содержание |
Хроника
2024
Правительство обязало Минцифры разработать проекты постановлений о двух новых ГИС в рамках ЕАЭС
В конце ноября правительство РФ приняло постановление № 1621[1], в котором потребовало от Минцифры в 6-месячный срок разработать и предложить на рассмотрение проекты постановлений о двух новых государственных информационных системах: интеграционном шлюзе (ГИС ИШ) и доверенной третьей стороне (ГИС ДТС) национального сегмента РФ интегрированной информационной системы ЕАЭС (ИИС ЕАЭС).
Минцифры в конце ноября оперативно организовало тендер[2] на оказание услуг по техническому сопровождению и обеспечению функционирования ГИС ИШ. До 16 декабря ведется сбор заявок. Общая стоимость тендера оценивается в 37,3 млн рублей. Предполагается, что именно ГИС ИШ обеспечит электронное взаимодействие между российским СМЭВ версии 3.0, ГИС ДТС и ИИС ЕАЭС. Причем информационная система оказывается не очень критической: в тендере указано, что она должна работать 95% времени в течении квартала. Это очень низкий уровень надежности.
В тендерной документации указано, что ГИС ИШ включает в себя следующие подсистемы: процессинга сообщений; взаимодействия со СМЭВ третьей версии; логирования; администрирования; взаимодействия с сегментами; обеспечения информационной безопасности; мониторинга информационного обмена, проходящего через ГИС ИШ. При этом подсистема взаимодействия с сегментами предназначена для обеспечения информационного взаимодействия с национальными сегментами ИИС государств-членов ЕАЭС и сегментом Евразийской экономической комиссии. Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
В то же время подсистема мониторинга предназначена для получения структурированной аналитической информации о статусе функционирования общих процессов в рамках ЕАЭС на уровне национального сегмента ИИС ЕАЭС, принадлежащего России, которая необходима для принятия обоснованных управленческих решений. Таким образом, шлюз оказывается не простым передаточным звеном для сообщений, но на него будет также возложены задачи по анализу передаваемых сообщений с возможностью влиять на принятие управленческих решений.
Основными функциями ГИС ИШ являются: безопасная и оперативная передача информации между участниками национальных систем и общесоюзными платформами, включающими таможенные декларации, налоговые данные и другую финансово-правовую документацию; обеспечение совместимости различных форматов информации, что упрощает взаимодействие между странами; внедрение механизмов криптографической защиты, чтобы исключить утечки или неправомерное использование данных; сбор статистики о транзакциях и обработка больших массивов данных для анализа экономической активности внутри союза.
Система доверенной третьей стороны предназначена для организации юридически значимого электронного документооборота, в процессе которого используется служба ДТС, которая обеспечивает совместимость электронных подписей при трансграничной передаче электронных документов. Поэтому на ГИС ДТС возложены следующие функции: проверка подлинности передаваемой информации, включая электронные подписи и другие идентификаторы; разрешение споров между участниками обмена данными на основе нормативных актов ЕАЭС; обеспечение соответствия электронных транзакций общим требованиям интегрированной системы.
Правительство России поручило Минцифры разработку положений о двух государственных информационных системах: ГИС ИШ и ГИС ДТС, – прокомментировал для TAdviser принятие постановления Георгий Габолаев, основатель и гендиректор «Группа-А». – Этот шаг направлен на укрепление электронного взаимодействия между странами-участницами ЕАЭС. ГИС ИШ станет ключевым звеном для передачи данных между национальными сегментами и интегрированной информационной системой ЕАЭС. А ГИС ДТС, вероятно, будет выполнять функции авторизации и валидации данных. Создание интеграционного шлюза и доверенной третьей стороны национального сегмента РФ станет важным шагом в улучшении электронного взаимодействия между странами ЕАЭС. |
Помимо России страны-участницы ЕАЭС — Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия — также ведут работу над созданием своих национальных сегментов интегрированной системы. В частности, Казахстан активно развивает цифровую платформу "Цифровой Казахстан", которая включает интеграционные модули для работы с ЕАЭС, напомнил Георгий Габолаев. Белоруссия внедряет элементы единой системы электронного документооборота, что упрощает взаимодействие в рамках ЕАЭС. Кроме того, с Белоруссией подписаны соглашения о взаимном признании электронных подписей, что легализует использование ДТС в обоих странах. Армения и Киргизия внедряют системы для цифровизации госуслуг и налогообложения, которые в перспективе интегрируются с общей платформой ЕАЭС.
По мнению Георгия Габолаева существуют и определенные риски функционирования этих систем. В частности, создание надежной инфраструктуры потребует значительных инвестиций. Кроме того, различия в уровне цифровизации стран могут замедлить внедрение общих стандартов, а переход к новым системам потребует обучения и адаптации как бизнеса, так и государственных органов.
Следует отметить, что в соответствии с тендерной документацией работы по построению ИИС ЕАЭС ведутся Минцифры с октября 2020 года и за все время на ее разработку было потрачено через конкурсные процедуры 147,7 млн рублей. Среди участников, которые занимались построением российского сегмента ИИС ЕАЭС, были такие компании «Стратегия информационной безопасности», ФГАУ НИИ «Восход» и «Джи-Эс-Ти».
Создание «Интеграционного шлюза» и «Доверенной третьей стороны» национального сегмента РФ — это шаг к новой эре цифрового взаимодействия в рамках ЕАЭС, – заявил TAdviser Георгий Габолаев. – Эти системы не только упростят процессы обмена данными, но и укрепят экономическую интеграцию союза. Для российского бизнеса это открывает широкие перспективы, включая снижение затрат, ускорение трансграничных операций и доступ к новым рынкам. Однако успешное внедрение потребует совместных усилий всех участников ЕАЭС и готовности адаптироваться к новым условиям. |
Запуск интегрированной ИТ-системы для упрощения экспортных поставок
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) внедрил интегрированную информационную систему для оптимизации взаимодействия государств-участников и бизнеса. Система обеспечивает прозрачный обмен данными в сферах ветеринарного, санитарного, фитосанитарного, транспортного и таможенного контроля.
Система призвана упростить условия экспорта, нарастить объемы взаимной торговли и снизить административную нагрузку на бизнес. Ее внедрение позволит устранить существующие барьеры на внутреннем рынке и предотвратить появление новых.
Процесс цифровизации в Евразийском экономическом союзе начался в 2015 году с утверждения перечня общих процессов по 21 направлению сотрудничества. Эти процессы представляют собой информационный обмен, который начинается на территории одного государства и завершается в другом.
На ноябрь 2024 года для государств-членов доступно 39 общих процессов из запланированных 77. На стадии готовности находятся еще 27 процессов, из которых 14 будут запущены до конца 2024 года, а 13 — в 2025 году.
Полномасштабная реализация общих процессов рассматривается как ключевой инструмент для создания безбарьерной среды в рамках ЕАЭС. К началу 2025 года государства-члены получат возможность присоединиться к 55% всех запланированных процессов.
Интегрированная система значительно упрощает решение вопросов при трансграничном перемещении товаров, сокращая время на оформление документации и проверку соответствия различным требованиям контролирующих органов.
Внедрение цифровых решений способствует формированию единого цифрового пространства Евразийского экономического союза и созданию благоприятных условий для развития международной торговли между странами-участницами союза.[3]
Работа по созданию российского сегмента системы
30 мая 2024 года Минцифры РФ объявило тендер на выполнение работ по подготовке к вводу в эксплуатацию компонентов российского сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС). Начальная цена контракта составляет 59,37 млн рублей.
Названная платформа предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках ЕАЭС, создания общих для стран- членов информационных ресурсов, реализации общих процессов, а также обеспечения деятельности органов ЕАЭС. По состоянию на май 2024-го в состав ИИС входят подсистемы процессинга сообщений, логирования, администрирования, взаимодействия с сегментами, обеспечения информационной безопасности, мониторинга информационного обмена и работы с системой межведомственного электронного взаимодействия. В рамках нового контракта планируется дальнейшее развитие ИИС ЕАЭС.
В соответствии с условиями конкурса, работы будут выполняться в три этапа. На первом исполнителем осуществляется проведение аттестационных испытаний в области защиты информации. Эти тесты должны выполняться в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов и методических документов ФОИВ, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Вторая фаза предусматривает разработку технического задания в соответствии с требованиями Федеральной службы безопасности (ФСБ).
На третьем этапе осуществляется доработка функциональности компонентов ИИС ЕАЭС в части поддержания форматов взаимодействия юридических лиц (хозяйствующих субъектов) с уполномоченными органами государств — членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией с использованием службы доверенной третьей стороны (B2G-взаимодействие). Единственным участником конкурса значится ФГАУ НИИ «Восход».[4]
Примечания
- ↑ О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451
- ↑ Оказание услуг по техническому сопровождению и обеспечению функционирования государственной информационной системы интеграционного шлюза национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза
- ↑ В ЕАЭС работает интегрированная информационная система для обмена данными
- ↑ Выполнение работ по подготовке в 2024 году компонентов национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза к вводу в эксплуатацию