Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2025/07/08 14:37:51

Машиностроение в России


Содержание

[Свернуть]

Основная статья: Промышленное производство в России

Производство автомобилей

Основная статья: Производство автомобилей в России

Авиационная промышленность

Основная статья: Авиационная промышленность России

Станкостроение

Основная статья: Станкостроение в России

Хроника

2025

Минпромторг: Государство выделяет ₽73,8 млрд на электронное машиностроение, включая разработку САПР

Государственные инвестиции в развитие российского электронного машиностроения составят ₽73,8 млрд в период 2025—2027 годов. Об этом говорится в материалах Минпромторга к итоговой коллегии ведомства 7 июля 2025 года.

Как пишет «Интерфакс», такой объем инвестиций предусматривает Комплексная программа развития электронного машиностроения. Средства направят на разработку оборудования, химических веществ, материалов и систем автоматизированного проектирования для создания электронных компонентов.

Минпромторг сообщил, что государство выделяет 73,8 миллиарда рублей на развитие электронного машиностроения, включая создание систем автоматизированного проектирования (САПР)

Программа предполагает освоение производства более 300 типов средств и ресурсов производства электронных компонентов. Выполнение данной задачи позволит локализовать свыше 60% типов средств и ресурсов, применяемых при изготовлении электронных компонентов.LLM в России: от экспериментов к внедрению 12.5 т

Минпромторг намерен оперативно задействовать меры государственной поддержки для всех осваиваемых в производстве средств и ресурсов. Ведомство планирует разработать соответствующую балльную систему оценки уровня локализации производства средств и ресурсов.

Предполагается включение продукции в перечень по правительственному постановлению №719, которое определяет порядок и критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории России. Документ распространяется на отдельные виды продукции 28 отраслей.

Минпромторг прорабатывает меры поддержки спроса на соответствующую продукцию электронного машиностроения. Также рассматриваются меры по ограничению доступа аналогичных средств и ресурсов иностранного производства.

В 2024 году по программе развития электронного машиностроения было проинвестировано ₽23,6 млрд. Средства использовали для завершения разработки двух установок для производства интегральных схем и фотошаблонов — литографической установки и генератора изображений на фотошаблонах.[1]

В Калининградской области за ₽580 млн запустили новый завод по производству автомобильных кузов. Их изготавливают промышленные роботы

В Калининградской области запущен новый завод по производству автомобильных кузовов стоимостью ₽580 млн, из которых ₽115 млн направлены на роботизацию производства. Производственные процессы на предприятии полностью автоматизированы, а сборка кузовов осуществляется промышленными роботами. Завод, открытый машиностроительной компанией Grunwald в феврале 2025 года, расположен на территории технопарка «Храброво». Подробнее здесь.

2024

Машиностроение в России за год выросло на 15% и достигло ₽17 трлн

Российское машиностроение в 2024 году достигло исторического максимума, увеличив объем производства на 15% до ₽17 трлн. Отрасль впервые за 35 лет превысила докризисный уровень 1990 года, демонстрируя устойчивый рост. Об этом стало известно в марте 2025 года.

Как сообщают «Ведомости», рост машиностроения стал результатом последовательной политики импортозамещения и развития отечественного производства. Доля машиностроения в общем промышленном выпуске страны увеличилась с 11% в 2022 году до 14% в 2024 году.

Машиностроение в России за год выросло на 15%

Развитие машиностроения в 2024 году характеризуется значительным увеличением производства в ключевых секторах. Объем выпуска электроники вырос в два раза, что свидетельствует о росте технологического потенциала отрасли. Производство судов и летательных аппаратов увеличилось на 64%, отражая высокий спрос и активное обновление транспортного парка. Выпуск электрооборудования продемонстрировал рост на 30%, что связано с расширением промышленного производства и развитием энергетического сектора. Производство легковых автомобилей увеличилось на 39%, что обусловлено стабилизацией рынка и ростом потребительского спроса.

Заместитель директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Инна Лола отметила стратегическую роль машиностроения в укреплении технологического суверенитета страны. Более 40% руководителей предприятий оценили влияние санкционного давления как нейтрально-позитивное.

Директор Центра макроэкономического анализа Владимир Сальников выделил три основных фактора роста: восстановление после спада 2022 года, последовательное импортозамещение и увеличение производства оборонной продукции. Правительство прогнозирует сохранение темпов роста на уровне 7–9% ежегодно до 2027 года.

Важным направлением развития стало автомобилестроение. В 2024 году с российских конвейеров сошло 1,07 млн автомобилей, что на 39% превышает показатель 2023 года. Компания «АвтоВАЗ» увеличила производство до 525 000 машин против 367 000 в 2021 году.[2]

Производство паровых турбин в России выросло на 34,1% до 3,04 млн кВт

В 2024 году объем производства турбин на водяном паре и прочих паровых турбин в России достиг в эквиваленте мощности 3,04 млн кВт. Это на треть — 34,1% — больше по сравнению с предыдущим годом, когда показатель оценивался в 2,27 млн кВт. Такие данные приводятся в отчете Росстата, с которым TAdviser ознакомился в конце февраля 2025 года.

Аналитическая компания Tebiz Group отмечает, что одной из особенностей рассматриваемого рынка в РФ является акцент на локализацию производства и снижение зависимости от импорта, что важно в свете сформировавшейся геополитической обстановки. Кроме того, наблюдается рост интереса к инновационным технологиям и разработкам, направленным на повышение эффективности и надежности паровых турбин. С другой стороны, нестабильность экономической ситуации создает определенные риски для участников отрасли. Среди значимых игроков российского рынка паровых турбин названы:

Производство паровых турбин в России выросло на треть

В структуре рынка паровых турбин в 2024 году внутреннее производство превышало объем импортных поставок в 17 раз, а сальдо торгового баланса было положительным. Наиболее высокие производственные показатели демонстрирует Северо-Западный федеральный округ.

В целом, на фоне перехода к устойчивым видам энергии и обновления энергетической инфраструктуры паровые турбины продолжают оставаться ключевым элементом в производстве электроэнергии в России. Инвестиции в модернизацию и замену устаревшего оборудования стимулируют спрос на высококачественное оборудование, что открывает новые перспективы для производителей и поставщиков.[3]

Производство автомобильных двигателей выросло на 12,2% до 226 тыс. штук

В 2024 году в России было произведено около 226 тыс. двигателей внутреннего сгорания для автотранспортных средств. Это на 12,2% больше по сравнению с показателем за предыдущий год. Такие данные в начале февраля 2025 года обнародовала Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Приведенные цифры охватывают силовые агрегаты, которые выпускаются для поставок на автомобильные заводы или на вторичный рынок. По оценкам, в 2021 году в России было изготовлено примерно 342 тыс. ДВС. В 2022-м зафиксировано падение на 33,1% с итоговым результатом 228 тыс. единиц. Столь резкое сокращение связано с ухудшившейся геополитической обстановкой, спровоцировавшей снижение активности на российском автомобильном рынке и рост цен. По данным аналитического агентства «Автостат», объем сектора новых легковых автомобилей в РФ по итогам 2022 года составил 626 281 единицу, что на 58,7% меньше, чем годом ранее.

Производство автомобильных двигателей в РФ выросло на 12,2%

В 2023 году падение производства автомобильных двигателей в России продолжилось: было поставлено около 202 тыс. моторов, что примерно на 11% меньше по сравнению с 2022-м. В 2024 году сектор начал демонстрировать признаки восстановления: в частности, в декабре объем выпуска ДВС показал рост на 8,2% в годовом исчислении — до 18,3 тыс. штук.

Кроме того, в 2024 году в России реализовывались проекты по запуску новых ДВС-производств. Так, китайский автоконцерн Great Wall Motor (GWM), выпускающий в РФ автомобили под маркой Haval, ввел в эксплуатацию предприятие по производству автодвигателей на площадке индустриального парка «Узловая» в Тульской области. Комплекс занимает площадь более 10 тыс. квадратных метров. На заводе организовано изготовление силовых агрегатов объемом 1,5 и 2 литра в режиме полного цикла.[4]

Запущено первое в России производство асинхронных тяговых двигателей для поездов. В него вложено ₽6,7 млрд

19 ноября 2024 года стало известно о том, что компания «ТМХ-электротех» открыла в Новочеркасске первое в России производство асинхронных тяговых электродвигателей четырех типов для железнодорожного транспорта. Общий объем инвестиций в проект составил ₽6,7 млрд. Подробнее здесь.

В Подмосковье построили завод по производству комплектующих для дорожной, буровой, карьерной и лесозаготовительной техники

В Московской области, в городском округе Долгопрудный, построен новый завод по производству комплектующих для дорожной, буровой, карьерной и лесозаготовительной техники. Проект реализован компанией ООО «УДТ-Техника» в рамках региональной программы поддержки импортозамещения «Земля за 1 рубль». Об этом сообщила пресс-служба министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области в конце октября 2024 года. Подробнее здесь.

В Кургане за ₽1 млрд запустили завод по выпуску погрузчиков

В середине октября 2024 года в Кургане состоялось торжественное открытие нового завода по производству погрузчиков. Предприятие ООО «ИТМ Силовые трансмиссии», входящее в структуру «Кургандормаш», разместилось на территории бывшего завода ЖБИ-2 на проспекте Машиностроителей. Общий объем инвестиций в проект составил более ₽1 млрд. Подробнее здесь

Российское машиностроение за три года увеличило производство почти вдвое

Объем машиностроения в денежном выражении в России в первом квартале 2024 года достиг 560,1 млрд рублей. Это практически вдвое больше по сравнению с результатом трехлетней давности. Так, в первой четверти 2021-го был зафиксирован показатель в 295,2 млрд рублей. Такие данные приводятся в отчете Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, который опубликован 27 июня 2024 года.

Отмечается, что в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой отрасль машиностроения получила мощный импульс к развитию. Согласно полученным в ходе исследования результатам, более 40% предприятий в России располагают «очень высоким» и «высоким» потенциалом для реализации процесса выпуска импортозамещающей продукции. Без малого 60% компаний имеют «высокий» и «средний» уровень готовности к использованию новых технологий, тогда как более 40% производств финансировали проекты по их внедрению. Около трети (31%) компаний столкнулись с необходимостью инвестиций в технологическое развитие.

По итогам первого квартала 2024 года количество организаций, специализирующихся на производстве машин и оборудования, достигло 14,8 тыс. Это на 2,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Количество средних и крупных организаций в январе 2024 года по сравнению с январем 2021-го поднялось на 11,5% и составило 882. За этот же период число крупных и средних предприятий по производству станков, машин и оборудования для обработки металлов и прочих твердых материалов возросло с 25 до 29.

По оценкам, в январе–апреле 2024 года в РФ произведено в общей сложности 18,6 тыс. станков. Из них металлорежущие установки составили 15,5% (около 2,9 тыс. штук), деревообрабатывающие — 13% (2,4 тыс.), токарные, расточные и фрезерные металлорежущие — 9,8% (1,8 тыс.), станки для снятия заусенцев, заточные, шлифовальные или станки для прочей доводки металлов — 6,6% (1,2 тыс.), деревообрабатывающие круглопильные, ленточнопильные и лобзиковые станки — 6,1% (1,1 тыс.). Больше всего выпущено «прочих металлообрабатывающих станков» — 3,4 тыс. единиц, или 18,4%.[5]

2023

Объем выпуска роликов для производственных линий в России за год вырос на 16,4% и достиг 6 млрд рублей

Объем выпуска роликов для производственных линий в России за 2023 год вырос на 16% и достиг 6 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные, которое аналитическое агентство «ГидМаркет» опубликовало в октябре 2024 года.

Согласно исследованию, подъем производства конвейерных роликов свидетельствует о том, что рынок продолжает развиваться, однако темпы роста начинают замедляться. Основными факторами остаются дальнейшая реализация программ импортозамещения, а также модернизация существующих производственных мощностей, добавляют аналитики.

Объем российского рынка рельсового машиностроения за год достиг ₽1 трлн

Российский рынок железнодорожного машиностроения, включая путевую технику, сервис и запасные части, достиг объема в ₽1 трлн по итогам 2023 года. Аналитики (свои данные они обнародовали в сентябре 2024 года) прогнозируют десятикратный рост к 2030 году.

По оценкам Rollingstock Agency (RSA), объем рынка рельсового подвижного состава в период с 2024 по 2030 год превысит ₽7 трлн, а с учетом комплектующих и сервиса может достичь ₽10 трлн.

Объем российского рынка рельсового машиностроения составил 1 трлн рублей за год

Управляющий партнер и сооснователь RSA Александр Поликарпов подчеркнул: «Рынок магистральных тепловозов в 2024-2030 годах составит ₽450-510 млрд, что включает покупку более 2 тысяч секций — около 300 секций ежегодно».

ОАО «РЖД» планирует приобрести до 10 тыс. локомотивов к 2035 году. В сегменте маневровых локомотивов ожидается закупка около 210 единиц ежегодно, с общим объемом 1,4 тыс. единиц стоимостью ₽165-185 млрд до 2030 года.

Директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает устойчивый спрос на обновление парка маневровых локомотивов в промышленности. Появление импортозамещенной модели ТЭМ23 с двигателем КамАЗа стоимостью ₽100 млн делает покупку выгоднее аренды.

В пассажирском сегменте прогнозируются ежегодные поставки 700 вагонов локомотивной тяги и 1 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава. Объем рынка до 2030 года оценивается в ₽650-720 млрд и ₽1,1-1,2 трлн соответственно.

Рынок трамваев также демонстрирует превышение спроса над предложением. По данным RSA, потребность составляет более 4 тыс. единиц общей стоимостью ₽450-480 млрд. В сегменте метро ожидается спрос на 350 вагонов в год с объемом рынка ₽440-490 млрд до 2030 года.

Успешная реализация прогнозов зависит от внедрения долгосрочных контрактов и снижения ключевой ставки для повышения привлекательности лизинга и инвестиций в развитие компонентной базы.[6]

Спад производства двигателей внутреннего сгорания на 10,8% до 202,4 тыс. единиц

Выпуск двигателей внутреннего сгорания в России сократился на 10,8% в 2023 году, составив 202,4 тыс. единиц. О продолжающемся снижении производства стало известно в ноябре 2024 года из официальных статистических данных.

По данным «Росстата», декабрьский выпуск двигателей составил 17,1 тыс. единиц, что демонстрирует снижение на 0,4% по сравнению с декабрем 2022 года и на 6,5% относительно ноября 2023 года. Спад производства наблюдается во всех федеральных округах страны.

Производство двигателей внутреннего сгорания в России за год снизилось на 10,8%

Среднегодовой темп снижения производства за период 2017-2023 годов достиг 5,8%. Производственные показатели существенно сократились после пикового значения 2021 года, когда было выпущено 341,7 тыс. двигателей.

Центральный федеральный округ удерживает лидерство в отрасли, обеспечивая 47,5% общероссийского производства. Приволжский федеральный округ следует за ним с долей 46,6% от общего объема выпуска за последние шесть лет.

По информации «Росстата», несмотря на сокращение производства, цены на двигатели продолжают расти. Средняя стоимость в январе 2023 года достигла ₽249,9 тыс. за единицу, увеличившись на 21,9% к январю 2021 года. При этом наблюдается оптимизация складских запасов: хранимые производителями объемы сократились на 53,1% к январю 2022 года, составив 3,9 тыс. единиц.

Снижение объемов производства двигателей внутреннего сгорания отражает общие структурные изменения в автомобильной промышленности России. В 2022 году выпуск сократился на 33,3% по сравнению с предыдущим годом, продолжив негативную динамику в 2023 году.

Тенденция к снижению производства двигателей внутреннего сгорания наблюдается во всех федеральных округах, что отражает масштабные изменения в структуре автомобильной промышленности России.[7]

Объем российского рынка эскалаторов за год вырос на 22,2% до 605 штук

В октябре 2024 года стало известно о росте российского рынка эскалаторов и движущихся пешеходных дорожек. По итогам 2023 года объем рынка увеличился на 22,2% по сравнению с 2022 годом, достигнув 605 единиц установленного оборудования.

По данным аналитической компании "ГидМаркет", этот рост свидетельствует о начале восстановления рынка после серьезного спада в 2022 годы. Для сравнения, в 2022 году объем рынка составлял всего 495 единиц, что значительно ниже показателя 2019 года, когда было установлено 1039 единиц оборудования.

Эксперты отмечают, что основными факторами, повлиявшими на снижение объемов рынка в 2022 году, стали ограничения на импорт оборудования из-за рубежа и уход многих крупных игроков с российского рынка. Однако уже в 2023 году наметились позитивные тенденции, свидетельствующие о постепенном выходе отрасли из кризиса.

Аналитики ГидМаркет прогнозируют, что в ближайшие годы российский рынок эскалаторов и движущихся дорожек будет демонстрировать неоднозначную динамику. Для дальнейшего восстановления и развития рынка необходимо развитие отечественного производства и поддержка со стороны государства, включая субсидии и льготы для производителей.

Новые возможности для роста рынка эксперты видят в растущем спросе на модернизацию устаревшего оборудования, интеграции цифровых технологий в эскалаторы и движущиеся дорожки, а также в расширении географии установки оборудования в связи с развитием инфраструктуры в удаленных районах страны.

Несмотря на текущие сложности, отрасль имеет хорошие перспективы для восстановления и дальнейшего роста. Ожидается, что развитие отечественного производства позволит снизить зависимость от импорта и создать конкурентоспособную продукцию на российском рынке.

Эксперты также отмечают важность внедрения инновационных технологий в производство эскалаторов и движущихся дорожек. Интеграция цифровых решений может повысить эффективность и безопасность оборудования, что станет дополнительным стимулом для роста рынка в будущем.[8]

Производство подшипников в России выросло на 29,5% до 114,4 млн штук

В 2023 году в России было произведено 114,4 млн подшипников. Это на 29,5% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем выпуска данной продукции составлял 88,4 млн единиц. Основными драйверами отрасли являются высокий спрос на такие изделия и комплексные меры поддержки со стороны государства. Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре BusinesStat, опубликованном в середине октября 2024 года.

В исследовании учитываются подшипники разных типов, включая шариковые и роликовые. Значимыми игроками отечественного рынка названы ООО «Тек-Ком Производство», ООО «ГПЗ», ООО «Эмас-Турбо», ПАО «Псковский завод механических приводов» и ООО «ГПЗ-77».

По оценкам, в 2019 году в России было изготовлено 92,3 млн подшипников. В 2020-м зафиксировано падение на 5,7% с итоговым результатом 87,1 млн единиц. Уменьшение производства было связано как со снижением спроса на продукцию, так и с сокращением мощностей из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер. В 2021 году выпуск подшипников восстановился до уровня 2019-го, составив 93,9 млн штук, что на 7,8% больше в годовом исчислении.

В 2022 году производство подшипников в России сократилось на 5,8% и составило 88,4 млн штук. Уменьшение связано в основном с уходом из РФ иностранных компаний, либо непосредственно занимавшихся изготовлением изделий внутри страны, либо являвшихся их потребителями. Наиболее острым оказался уход производителей кассетных подшипников, используемых в вагоностроении. Такие производители, как ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания», ООО «СКФ» и ООО «Тимкен ОВК», работали в партнерстве с Amsted Rail, SKF и Timken соответственно. Временно поставки кассетных подшипников заместили китайские компании. В 2023 году рынок вернулся к росту — в том числе благодаря программам государственной поддержки.[9]

Производство подшипников за год взлетело на 26,3% до 61,2 млн штук

В 2023 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в России достиг 61,2 млн штук. Это на 26,3% больше по отношению к предыдущему году, когда было изготовлено 48,5 млн изделий. Такие данные приводятся в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном в начале сентября 2024 года.

В исследовании сказано, что в 1990 году в СССР было произведено 1,17 млрд подшипников качения, что практически полностью покрывало потребности внутреннего рынка страны. Продукция также экспортировалась, занимая значительную нишу на мировом рынке. Однако в период с 1990-го по 2010 год произошло многократное сокращение объемов производства машиностроительной продукции, что привело к прекращению выпуска некоторых типов подшипников и снижению качества остальных. В результате, после 2000 года производство шариковых и роликовых подшипников в России демонстрировало стабильную отрицательную динамику.

Ситуация начала меняться из-за серьезных ухудшений международного ландшафта геополитики и нестабильности мировых рынков. Успешная реализация программы импортозамещения делает Россию менее зависимой от внешних факторов, а также от мер других государств, предпринимаемых для сдерживания развития национальной экономики. На этом фоне в 2022 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в РФ поднялся на 16,3% по отношению к 2021-му.

Положительная тенденция спроса на подшипники качения в России объясняется несколькими ключевыми факторами. Среди них — развитие отечественного машиностроения на фоне санкций и импортозамещения в различных отраслях экономики, увеличение выпуска продукции военно-промышленного комплекса в связи с проведением специальной операции, а также рост спроса со стороны железнодорожной сферы.[10]